Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга пророка Иезекииля, Глава 2, стихи 3-10, Глава 3, стихи 1-3

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Исход, Глава 2, стихи 11-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга Иова, Глава 2, стихи 1-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 26

06 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

07 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

08 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

09 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Читать далее
Книга пророка Иезекииля, Глава 2

03 И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня.

04 И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!"

05 Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них.

06 А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом;

07 и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы.

08 Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.

09 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток.

10 И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе".

Книга пророка Иезекииля, Глава 3

01 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.

02 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;

03 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.

Читать далее
Книга Исход, Глава 2

11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].

12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.

13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?

14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

Читать далее
Книга Иова, Глава 2

01 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

02 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

03 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

04 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;

05 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя?

06 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

07 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

08 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].

09 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри*.

10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

Читать далее
Евангелие от Матфея, Глава 26

06 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

07 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

08 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

09 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! —

Карету мне, карету!

Кто же не узнает в прозвучавших строках авторский стиль поэта и дипломата Александра Грибоедова? Реплика принадлежит Чацкому — главному герою комедии «Горе от ума». Чацкий — символ пытливого ума, критического отношения к миру и одновременно разочарованности в нем. Герой Грибоедова старается изменить реальность, которая его окружает, но каждый раз натыкается на стену непонимания. Во всяком случае, Чацкому кажется именно так. Хотя на деле молодой дворянин подчас становится жертвой собственной позиции. Не зря Грибоедов первоначально назвал свою комедию — «Горе уму». Чацкий страдает от разочарования, потому и покидает Москву. В сегодняшнем чтении речь также идёт о разочаровании. Благодаря евангельским строкам апостола Матфея мы становимся свидетелями необратимого изменения внутри одного из двенадцати апостолов. Иуда Искариотский принимает окончательное решение предать своего Учителя. Этому предшествует эпизод, произошедший в доме некоего Симона — прокаженного, исцеленного ранее Христом. В дом к Симону приходит женщина, которая в ином Евангелии прямо именуется грешницей. В западной христианской традиции сложилось представление, что это была Мария Магдалина. Православное предание не имеет на данный счет такого определенного мнения. Но важен сам факт, что в дом, где гостил Христос с учениками по сути врывается женщина с сомнительной репутацией. Она приносит с собой запечатанный алавастровый сосуд с ароматическим маслом. Такие сосуды иудеи никогда не распечатывали — нардовое благовоние было очень дорогим. Его приятный запах просачивался сквозь пористые стенки сосуда, сделанного из алавастра — разновидность известняка. Пришедшая ко Спасителю грешница совершает решительный поступок — она откупоривает крышку и все присутствующие застывают от удивления. Подобной растраты апостолы еще не видели. Драгоценным маслом женщина помазывает голову Иисуса. Христос успокаивает учеников и говорит, что этот жест предваряет Его казнь и погребальные обычаи. В этот момент и свершился переворот внутри Иуды. Его нельзя описать однозначно. Это не была жадность в чистом виде или обида. Скорее всего, это было смешанное чувство, в основании которого находилось разочарование. Христос не оправдал ожиданий Иуды. Горе-апостол рассчитывал на власть, престижное положение в обществе, а ему всё настойчивее говорят про казнь и в целом про крах миссии. Любое предательство сначала совершается в сердце. Затем ему (предательству) уже находят какую-то форму, подбирают оправдание и объяснения. Чацкий, уезжая из Москвы, винит во всём невежество своих знакомых. Иуда, направляясь к иудейским старейшинам, полагает, что таким образом он способствует доброму делу — наконец-то самозванец, разочаровавший его лжемессия получит по заслугам. Что из всего этого получилось в итоге, известно всем. Иуда, предавший Христа, предал сам себя. Несчастный апостол утратил смысл жизни и затем покончил с собой. Сегодняшнее чтение учит нас вере в Бога. Вере, которая является одновременно и доверием, и верностью. Будем же доверять Христу, будем Ему верны, чтобы избежать печальной участи Иуды и обрести истинное счастье жизни.

Читать далее
Книга пророка Иезекииля, Глава 2

03 И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня.

04 И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!"

05 Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них.

06 А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом;

07 и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы.

08 Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе.

09 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток.

10 И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: "плач, и стон, и горе".

Книга пророка Иезекииля, Глава 3

01 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву.

02 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток;

03 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с обращения Бога к пророку. Он говорит: «сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным». Учитывая, что христианин гораздо чаще читает Евангелие, это обращение сразу же напоминает ему о Христе. Именно Он, Иисус из Назарета называет Себя Сыном Человеческим, подчеркивая, что Он действительно человек.

В известной степени Иезекииль оказывается прообразом Христа, Который так же послан к погибшим овцам дома Израилева, к людям не покорным, не желающим исполнять волю Божию.

Любой человек, который знает, что такое обращаться к тем, кто заведомо не будет тебя слушать, понимает, насколько это тяжело. Все внутри сопротивляется, ведь кажется не зачем тратить ни силы, ни слова... В основе этого чувства, лежит не лень и не чувство собственного достоинства, но самая банальная гордость. Как это так? Я буду говорить, а меня не будут слушать? Это же унижение! Лучше тогда молчать и путь живут как хотят.

Но одна небольшая деталь может изменить наше отношение до неузнаваемости. Это любовь. Тот, кто любит — не устает обращаться к любимому, даже если им пренебрегают и его не слышат. Конечно, это обращение может быть разным... Иногда мать, которая устала обращаться к непутевому сыну, перестает просить его об исправлении... Но она никогда не перестает просить Бога, о том, чтобы Он его исправил.

Итак. Для чего же Бог, явившийся Иезекиилю, посылает его с проповедью? Разве не знает Он, как отнесутся к нему Иудеи? И не только отнесутся, но и уже отнеслись. Конечно, знает. Более того, Он прямо объясняет все это самому пророку: «Тебе не должно быть важно, будут слушать тебя или нет». Но как же это понимать? Зачем говорить слова, которые никто не будет слушать?

На самом деле то, что делает Бог, свидетельствует о двух вещах.

Во-первых, Он не устает обращаться к людям, потом что Он их любит. Он Бог и Царь вселенной, но совершенно не похож на людей, которые получив любую начальственную должность сразу чувствуют себя выше прежних знакомых... Он не боится почувствовать себя униженным или отвергнутым. Он любит и желает исправления грешника.

Но есть еще и второе, что становится очевидно из того, что делает Бог. Он знает, что человек может исправиться и никогда нельзя считать, что он пал окончательно. Даже самый закоренелый грешник может обратиться в любой момент и поэтому неважно, слушают тебя или нет. Говори с грешниками несмотря ни на что и пусть слова твои будут постоянно беспокоить их сердце. Единственное, что еще стоит добавить: важная интонация слов. Чтобы обратиться, они должны почувствовать, в основе твоих слов любовь, которая не пройдет никогда.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пророку Иезекиилю Бог открыл Свою волю самым простым и непосредственным образом. Так, как Он открывал ее и многим другим пророкам: Он обратился к пророку напрямую, и сказал то, что пророк должен будет передать другим людям. Ничего доброго и, по человеческим меркам, утешительного в полученной Иезекиилем информации нет, ее суть выражена тремя словами, которые были написаны на полученном пророком таинственном книжном свитке: «плач, и стон, и горе».

Очень непросто подобную информацию донести до какого-нибудь отдельного человека, непросто пойти и сказать ему, что он живет неправильно, что жизнь его входит в противоречие с волей Божией и потому финал будет печальным. Вообще, обличать кого бы то ни было непросто. Впрочем, у большинства из нас нет необходимости делать нечто подобное на постоянной основе. Но все же, нет, пожалуй, человека, который не сталкивался бы с это необходимостью. Все по собственному опыту знают, что реакция на слова обличения почти никогда не бывает радостной и ликующей. Чаще всего ответом станет агрессия той или иной степени тяжести. Вдобавок к этому, общение с тем, кого доводится обличать, вряд ли в дальнейшем будет ровным и безоблачным. Пророку Иезекиилю предстояло сказать о грехе и его последствиях не какому-то отдельному человеку, а целому народу. Но народу не простому, а народу, который уверен в том, что он избран, что он знает волю Божию и живет в соответствие с этой волей, тогда как в глазах Бога они уже давно стали «мятежным домом».

Вопрос здесь в том, как не стать «мятежным домом», как самому не превратиться в того, о ком Бог будет изрекать грозные слова. Современники Иезекииля были, в большинстве своем, уверены, что они живут правильно и вполне праведно, что у них нет никаких особых проблем. Но тем не менее проблемы были. Почему же они их не замечали? Думается, что дело здесь в молитве. Не в молитве как просьбе о чем-либо земном и осязаемом, а в молитве как пути познания воли Божией. На самом то деле, именно для этого она и нужна. Мы помним, что, как сказал Христос, «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). После этих слов Спаситель учит Своих учеников молитве, Он произносит молитву Господню, «Отче наш». Эта молитва — образец для всех прочих христианских молитв. Основной же смысл ее в том, чтобы познать волю Бога и согласовать с ней свою собственную волю. Ведь в отрыве от воли Творца наша воля неизбежно приводит в тупик, точно такой же, в какой попали современники пророка Иезекииля, хотя сам человек может этого и не замечать.

Читать далее
Книга Исход, Глава 2

11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].

12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.

13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?

14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.

15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.

16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].

17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?

19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].

20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.

21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.

22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]

Толкование дня
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Исход важна не только собственно историей про выход евреев из Египта, она значима еще и потому, что в ней содержится так называемое Синайское законодательство — это те самые Десять заповедей, которые Бог дал израильскому народу во время путешествия по пустыне. Сама по себе необходимость заповедей часто подвергается сомнениям. К чему все эти непонятные ограничения? Почему, к примеру, заповеди ограничивают проявление любви, и говорят, что прелюбодействовать нельзя? Почему вообще нужен какой-либо закон, если у каждого есть совесть, которая способна подсказывать что приемлемо, а что нет?

Сегодняшний отрывок дает частичный ответ на эти и другие, схожие с ними, вопросы.

Здесь мы видим, что бывает в том случае, если отсутствует какой-либо закон. Вот, Моисей видит, что «Египтянин бьет одного Еврея из братьев его», Моисей без какого-либо зазрения совести пользуется правом сильного, убивает египтянина и скрывает тело убитого. Никаких проблем нет, ведь нет закона, который запрещал бы убивать. Дальше мы слышим историю про ссору двух евреев и про попытку Моисея примирить соперников. Но закона нет, следовательно, ни у кого нет понимания того, каким образом необходимо поступать в схожих ситуациях. Отсюда и проистекает фраза одного из конфликтующих евреев: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?». Моисею нечего ответить на это, ведь не может же он ссылаться в разговоре со своими собратьями на право сильного, равным образом он не может ссылаться и на голос собственной совести, потому как совесть субъективна, и она не может быть аргументом в споре. Итог предсказуем и печален: Моисей убегает. После своего бегства Моисей снова действует не по несуществующему закону, а по совести — он спасает от агрессии дочерей Мадиамского священника и помогает им напоить овец.

Так началась долгая жизнь Моисея на чужбине, среди чужого народа. Там у него было время, чтобы в полной мере осознать необходимость внешнего по отношению к человеку закона, а потому, когда пришло время, Моисей оказался не только способен принять этот Божий закон, но и стать его пламенным проповедником.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Несмотря на тот факт, что Моисей вырос и был воспитан во дворце фараона, сам он в определенный момент начинает осознавать себя частью еврейского народа. Об этом ясно свидетельствует тот отрывок, который мы только что услышали. Заступаясь за своего единоплеменника, он убивает египтянина. Более того, он пытается примирить двух сорящихся евреев. Некоторые толкователи во всех этих поступках видят попытки Моисея призвать Израиль к единству перед лицом сложившихся тяжелых обстоятельств. Вероятно, Моисей, как человек знатный, образованный, обладающий широкими связями в правительстве, весьма честолюбив и амбициозен. Он претендует на лидерство среди своих собратьев, и уже тогда начинает задумываться о том, чтобы вывести их из рабства на родину. Однако его планы терпят крах. Люди не верят ему и не принимают его. А фараон за предательство хочет наказать его смертью. В этой ситуации Моисею остается только одно — спасаться бегством.

В возрасте сорока лет он Моисей бежит в землю Мадиамскую. Предположительно, это земля, которая находилась на территории Аравийского полуострова. Здесь Моисей обзаводится семьей и долгих сорок лет ведет жизнь простого пастуха. Наконец, жизнь прожита. Моисей в весьма преклонном возрасте. Ему восемьдесят. Вроде бы, все позади, в том числе и амбиции молодости. Но именно в это время ему является Господь и возлагает на него великую миссию. И это не случайно. Когда Моисей первый раз пытается спасти евреев, он полагается более на свои собственные силы. Но Господь призывает его тогда, когда он успокаивается, смиряется и начинает понимать, что своими силами он ничего сделать не сможет. Это под силу только Богу. Так священная история подчеркивает, что спасение евреев из египетского рабства — не событие человеческого произволения и силы. Израиль спас Сам Господь. Спас через немощного и смирившегося под ударами жизни старца.

Для нас это очень важный урок. Господь не может жить в честолюбивой и амбициозной душе. Ему там тесно и неуютно. Ведь там слишком много самого человека, который непрестанно любуется собой. А Богу нужен простор. А такой бывает в душе только у того, кто осознал, что от него зависит далеко не все. Что эта наша разросшаяся как опухоль самость мешает совершиться в нашей жизни какому-то важному, главному событию. Поэтому выполнить собственную миссию человек сможет лишь, преодолев свою гордость. Пусть он и лишится всего того, что делало его сильным перед другими людьми и в своих собственных глазах. Ведь такая сила ничего не значит. Настоящая сила, которая от Бога, «в немощи совершается».

Читать далее
Книга Иова, Глава 2

01 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа.

02 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.

03 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

04 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;

05 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его,- благословит ли он Тебя?

06 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.

07 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.

08 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения].

09 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри*.

10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Библия — это не просто книга, к написанию которой Сам Бог вдохновил людей. Это еще и памятник мировой литературы, в котором содержатся произведения различных жанров. Есть здесь поэзия, исторические повествования, летописные хроники, загадки, притчи. Книга Иова — это книга особого жанра. Это книга мудрости. Какой же мудрый урок она предлагает нам?

Как мы помним, праведный Иов лишился всего: имущества, детей, самого здоровья. И вот сегодня мы видим, как он сидит на окраине селения, пораженный проказой и счищает с себя гноящиеся язвы. Иов искренне не понимает, за что ему это. Ведь совесть его чиста. Он даже мыслью своей не согрешил против Бога. Однако он чувствует, что так совершается таинственный промысл Бога о нем. Примечательно то, как при этом ведут себя окружающие. В нас людях, особенно в людях веры, живет глубокое убеждение в том, что если человек страдает, если с ним происходит что-то непонятное, если жизнь его рушится на глазах, а земля горит под ногами — это явный признак того, что Бог оставил его. Напротив, хорошая работа, крепкая семья, надежные друзья, стабильность и уважение, одним словом, благоденствие — явный знак Божественного благоволения. Именно с такими мерками и подходят к Иову окружающие. Жена считает, что он тяжко согрешил и теперь ему остается только умереть. Это же мнение в полноте разделяют и его друзья. Они призывают Иова к покаянию. Те наставления, которые они ему дают, показывают, что своих собственных глазах они благоразумные блюстители правой веры, защитники и поборники нравственности и морали. Они уверенно объясняют своему другу, почему он страдает и что от него ожидает Бог. Однако заканчивается все весьма парадоксально. Иов, о котором у Бога был особый замысел, и который с достоинством прошел испытание, оказывается оправданным. И вот теперь уже он молится Богу за то, чтобы Тот простил и не наказывал его многомудрых и всезнающих друзей, которые с такой близорукой легкостью решают, что хочет Бог и как именно он действует в судьбе человека.

Замечательный урок предлагает нам эта ситуация. Смысл человеческих страданий, а также всех тех перипетий, которые выпадают на нашу долю, — тайна, постигнуть которую не под силу нашему уму. Ведь за всем этим часто скрывается непостижимый Промысл Бога. Он ведет нас к Себе иногда довольно странными путями. И порой единственное, что нам остается в той ситуации, когда это происходит с нами, — смириться и перетерпеть. Если же это происходит с нашим ближним, порой худшее, что мы можем сделать — обратиться к нему со словом наставления и поучения. Это все равно, что втискивать его отношения с Творцом в прокрустово ложе своих формальных и довольно близоруких представлений о том, чего и как хочет Бог. Нередко это все равно, что утешать мать, которая только что лишилась своего маленького ребенка. А потому, если уж мы хотим поддержать человека в трудной ситуации, ничего лучшего мы не придумает, если поплачем вместе с ним. Согреем его теплотой своего молчаливого присутствия, а по возможности и разделим с ним эту горькую чашу. И в результате мы будем очень удивлены. Ведь неизбежно горечь этого напитка неожиданно для нас обратиться в сладость божественной благодати, которую Господь дает всем тем, кто терпеливо и с доверием смиряется перед Его таинственным и непостижимым Промыслом.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Иногда говорят, что человек способен привыкнуть ко всему, даже к самым страшным обстоятельствам. До некоторой степени об этом свидетельствует опыт людей прошедших войну или концлагерь. Во все времена человека окружают обстоятельства, которые могут совершенно разрушить его жизнь и благополучие. Сегодня мимо нас едут машины, над нами летят самолеты в наших домах работают электроприборы, техника выходит из строя, может сработать человеческий фактор... Иными словами, вокруг есть бесчисленное количество ситуаций, которые могут закончиться нашей смертью. Однако, этого не происходит. И не происходит не только потому что в меру своих сил мы стараемся соблюдать законы физики. На самом деле многое от нас не зависит... Не происходит, потому что Бог не попускает.

Сегодня мы слышали чтение, в котором мучения Иова умножились: Бог попускает ему заразиться проказой. «Просто сам он еще здоров, — говорит сатана, «вот и остается верен тебе». И вот проказа... Толкований пролога книги Иова очень много, есть буквальные, есть аллегорические, но при всей разнице их объединяет уверенность в том, что при всех страданиях, Иов не теряет доверия к Богу. Он уходит за стены города, сидит в отдаленном месте, на гноище и черепком соскребает с себя болячки. Жена, которая приходит его навестить, задает ему один короткий вопрос: долго ли он намерен терпеть? Со всей очевидностью, вопрос предполагает, что Иов может прекратить свои страдания, но не делает этого. Путь, который она предлагает довольно прост: похули Бога и умри. Скажи что-то такое, за что Он убьет тебя и прекратит твои мучения.

Поразительно, что Иов даже будучи тяжело больным не проявляет раздражения и отвечает: «Ты говоришь как одна из безумных, неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем». Принимать доброе — значит принимать все, что вообще есть хорошего на этой земле, потому что вся она Божья. Но что значит принимать от Него злое? Важный и одновременно страшный вопрос. Отвечая на него, стоит учесть, что Иов говорит не о зле, но именно о злом, то есть о бедствии и пагубе. Ведь Бог не может быть источником зла, т.к. Сам является абсолютным благом. В то же время, Он может быть источником того, что мы воспринимаем как зло, например может дать нам почувствовать плоды наших собственных действий или действий кого-то другого. Как врачу приходится говорить больному страшный диагноз, Богу иногда приходится открывать перед нами реальный мир. Не тот, в котором Он носит нас на руках, а тот, в котором мы остаемся без Его защиты. В этот момент, как бы ни было больно и страшно, самое важное — не поддаться ужасу, не озлобиться, но поверить, что во всех ситуациях, которые с нами происходят, Бог продолжает нас любить. Все Его действия или попущения, совершаются ради нас, даже если мы этого пока не понимаем.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
15.04.2020среда
Слушать на мобильном

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Мы в соцсетях
******