Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие дня

* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.

Библейские чтения

* Поделиться

Книга пророка Иезекииля, Глава 2, стихи 3-10, Глава 3, стихи 1-3

Выбор комментатора
Читает и комментирует
cвященник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Исход, Глава 2, стихи 11-22

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.

Книга Иова, Глава 2, стихи 1-10

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Евангелие от Матфея, Глава 26
Читать далее
Книга пророка Иезекииля, Глава 2
Книга пророка Иезекииля, Глава 3
Читать далее
Книга Исход, Глава 2
Читать далее
Книга Иова, Глава 2
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! —

Карету мне, карету!

Кто же не узнает в прозвучавших строках авторский стиль поэта и дипломата Александра Грибоедова? Реплика принадлежит Чацкому — главному герою комедии «Горе от ума». Чацкий — символ пытливого ума, критического отношения к миру и одновременно разочарованности в нем. Герой Грибоедова старается изменить реальность, которая его окружает, но каждый раз натыкается на стену непонимания. Во всяком случае, Чацкому кажется именно так. Хотя на деле молодой дворянин подчас становится жертвой собственной позиции. Не зря Грибоедов первоначально назвал свою комедию — «Горе уму». Чацкий страдает от разочарования, потому и покидает Москву. В сегодняшнем чтении речь также идёт о разочаровании. Благодаря евангельским строкам апостола Матфея мы становимся свидетелями необратимого изменения внутри одного из двенадцати апостолов. Иуда Искариотский принимает окончательное решение предать своего Учителя. Этому предшествует эпизод, произошедший в доме некоего Симона — прокаженного, исцеленного ранее Христом. В дом к Симону приходит женщина, которая в ином Евангелии прямо именуется грешницей. В западной христианской традиции сложилось представление, что это была Мария Магдалина. Православное предание не имеет на данный счет такого определенного мнения. Но важен сам факт, что в дом, где гостил Христос с учениками по сути врывается женщина с сомнительной репутацией. Она приносит с собой запечатанный алавастровый сосуд с ароматическим маслом. Такие сосуды иудеи никогда не распечатывали — нардовое благовоние было очень дорогим. Его приятный запах просачивался сквозь пористые стенки сосуда, сделанного из алавастра — разновидность известняка. Пришедшая ко Спасителю грешница совершает решительный поступок — она откупоривает крышку и все присутствующие застывают от удивления. Подобной растраты апостолы еще не видели. Драгоценным маслом женщина помазывает голову Иисуса. Христос успокаивает учеников и говорит, что этот жест предваряет Его казнь и погребальные обычаи. В этот момент и свершился переворот внутри Иуды. Его нельзя описать однозначно. Это не была жадность в чистом виде или обида. Скорее всего, это было смешанное чувство, в основании которого находилось разочарование. Христос не оправдал ожиданий Иуды. Горе-апостол рассчитывал на власть, престижное положение в обществе, а ему всё настойчивее говорят про казнь и в целом про крах миссии. Любое предательство сначала совершается в сердце. Затем ему (предательству) уже находят какую-то форму, подбирают оправдание и объяснения. Чацкий, уезжая из Москвы, винит во всём невежество своих знакомых. Иуда, направляясь к иудейским старейшинам, полагает, что таким образом он способствует доброму делу — наконец-то самозванец, разочаровавший его лжемессия получит по заслугам. Что из всего этого получилось в итоге, известно всем. Иуда, предавший Христа, предал сам себя. Несчастный апостол утратил смысл жизни и затем покончил с собой. Сегодняшнее чтение учит нас вере в Бога. Вере, которая является одновременно и доверием, и верностью. Будем же доверять Христу, будем Ему верны, чтобы избежать печальной участи Иуды и обрести истинное счастье жизни.

Читать далее
Читает и комментирует cвященник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который только что прозвучал, Господь посылает пророка Иезекииля на служение. Он должен нести слово Божие среди евреев, которые находятся в Вавилонскому плену. Несмотря на то, что они претерпели различные страдания, перенесли огромные духовные потрясения и вроде бы пожелали обратиться к Богу, их сердца до сих пор остаются такими же грубыми и жесткими, как и сердца их отцов, которые отвернулись от Творца и поклонялись идолам. При этом важно: Бог называет Израиль «мятежный дом». То есть, Он в каком-то смысле не сомневается, что евреи не очень-то станут прислушиваться к голосу пророка. Однако он должен говорить к ним, несмотря ни на что. Если они его не послушают, то ответственность полностью ляжет на них.

Бог трижды повторяет Иезекиилю, чтобы он не боялся евреев. Тем более что, находясь в плену, они не смогут ему навредить. Разве только колоть его своим языком, как шипы терновника колют человека, или жалить, как жалит его скорпион. Пророк не должен на это обращать внимание, он призван полностью сосредоточиться на миссии, которую ему поручили. И чем упрямее будут его слушатели, тем ревностнее он должен служить. Эту высокую миссию символизирует свиток, который Иезекииль должен съесть. Речь идёт о том, что он должен максимально глубоко усвоить послание Бога и передать его своему народу. Воля Творца должна стать его собственным внутренним содержанием.

Что же было написано в свитке? Это «плач, и стон, и горе». Иными словами, пророк должен идти к евреям со словами обличения и предостережения, что если они не прислушаются к воле Творца, то их может постигнуть ещё более страшные бедствия. Почему же тогда Иезекииль, несмотря на горечь содержания, ощущает на своих губах, после того как съел свиток, сладость, словно от мёда?

В первую очередь потому, что для любого верующего человека воля Божия всегда сладка. Его слово приносит духовную радость. И человек, который осознаёт себя орудием Промысла Божия, испытывает сердечное утешение — с такой силой действует в нём Божественная благодать. С другой стороны, слово Божие, даже если обличает и сулит в близкой перспективе нечто страшное, никогда не лишает человека надежды и таким образом утешает его.

Иезекииль нёс крест своего служения около двадцати лет. Свою жизнь он закончил мученически. По одной из версий, за обличения евреев в идолопоклонстве, его привязали к коням и разорвали. По другой, побили камнями. Он являет нам пример того, с какой стойкостью порой действует человек, преисполненный божественной благодатью. Несмотря на горечь этого служения и его страшные последствия для судьбы проповедника, человек ощущает в себе сладость божественной благодати и ради того, чтобы не потерять это удивительное состояние, с которым ничего в этой жизни не можется сравниться, он даже готов идти на мученическую смерть.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с обращения Бога к пророку. Он говорит: «сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным». Учитывая, что христианин гораздо чаще читает Евангелие, это обращение сразу же напоминает ему о Христе. Именно Он, Иисус из Назарета называет Себя Сыном Человеческим, подчеркивая, что Он действительно человек.

В известной степени Иезекииль оказывается прообразом Христа, Который так же послан к погибшим овцам дома Израилева, к людям не покорным, не желающим исполнять волю Божию.

Любой человек, который знает, что такое обращаться к тем, кто заведомо не будет тебя слушать, понимает, насколько это тяжело. Все внутри сопротивляется, ведь кажется не зачем тратить ни силы, ни слова... В основе этого чувства, лежит не лень и не чувство собственного достоинства, но самая банальная гордость. Как это так? Я буду говорить, а меня не будут слушать? Это же унижение! Лучше тогда молчать и путь живут как хотят.

Но одна небольшая деталь может изменить наше отношение до неузнаваемости. Это любовь. Тот, кто любит — не устает обращаться к любимому, даже если им пренебрегают и его не слышат. Конечно, это обращение может быть разным... Иногда мать, которая устала обращаться к непутевому сыну, перестает просить его об исправлении... Но она никогда не перестает просить Бога, о том, чтобы Он его исправил.

Итак. Для чего же Бог, явившийся Иезекиилю, посылает его с проповедью? Разве не знает Он, как отнесутся к нему Иудеи? И не только отнесутся, но и уже отнеслись. Конечно, знает. Более того, Он прямо объясняет все это самому пророку: «Тебе не должно быть важно, будут слушать тебя или нет». Но как же это понимать? Зачем говорить слова, которые никто не будет слушать?

На самом деле то, что делает Бог, свидетельствует о двух вещах.

Во-первых, Он не устает обращаться к людям, потом что Он их любит. Он Бог и Царь вселенной, но совершенно не похож на людей, которые получив любую начальственную должность сразу чувствуют себя выше прежних знакомых... Он не боится почувствовать себя униженным или отвергнутым. Он любит и желает исправления грешника.

Но есть еще и второе, что становится очевидно из того, что делает Бог. Он знает, что человек может исправиться и никогда нельзя считать, что он пал окончательно. Даже самый закоренелый грешник может обратиться в любой момент и поэтому неважно, слушают тебя или нет. Говори с грешниками несмотря ни на что и пусть слова твои будут постоянно беспокоить их сердце. Единственное, что еще стоит добавить: важная интонация слов. Чтобы обратиться, они должны почувствовать, в основе твоих слов любовь, которая не пройдет никогда.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Пророку Иезекиилю Бог открыл Свою волю самым простым и непосредственным образом. Так, как Он открывал ее и многим другим пророкам: Он обратился к пророку напрямую, и сказал то, что пророк должен будет передать другим людям. Ничего доброго и, по человеческим меркам, утешительного в полученной Иезекиилем информации нет, ее суть выражена тремя словами, которые были написаны на полученном пророком таинственном книжном свитке: «плач, и стон, и горе».

Очень непросто подобную информацию донести до какого-нибудь отдельного человека, непросто пойти и сказать ему, что он живет неправильно, что жизнь его входит в противоречие с волей Божией и потому финал будет печальным. Вообще, обличать кого бы то ни было непросто. Впрочем, у большинства из нас нет необходимости делать нечто подобное на постоянной основе. Но все же, нет, пожалуй, человека, который не сталкивался бы с это необходимостью. Все по собственному опыту знают, что реакция на слова обличения почти никогда не бывает радостной и ликующей. Чаще всего ответом станет агрессия той или иной степени тяжести. Вдобавок к этому, общение с тем, кого доводится обличать, вряд ли в дальнейшем будет ровным и безоблачным. Пророку Иезекиилю предстояло сказать о грехе и его последствиях не какому-то отдельному человеку, а целому народу. Но народу не простому, а народу, который уверен в том, что он избран, что он знает волю Божию и живет в соответствие с этой волей, тогда как в глазах Бога они уже давно стали «мятежным домом».

Вопрос здесь в том, как не стать «мятежным домом», как самому не превратиться в того, о ком Бог будет изрекать грозные слова. Современники Иезекииля были, в большинстве своем, уверены, что они живут правильно и вполне праведно, что у них нет никаких особых проблем. Но тем не менее проблемы были. Почему же они их не замечали? Думается, что дело здесь в молитве. Не в молитве как просьбе о чем-либо земном и осязаемом, а в молитве как пути познания воли Божией. На самом то деле, именно для этого она и нужна. Мы помним, что, как сказал Христос, «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). После этих слов Спаситель учит Своих учеников молитве, Он произносит молитву Господню, «Отче наш». Эта молитва — образец для всех прочих христианских молитв. Основной же смысл ее в том, чтобы познать волю Бога и согласовать с ней свою собственную волю. Ведь в отрыве от воли Творца наша воля неизбежно приводит в тупик, точно такой же, в какой попали современники пророка Иезекииля, хотя сам человек может этого и не замечать.

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов.

«Не вмешивайся! Это не твоё дело!» Как часто в течение жизни мы слышим подобные слова? Их обычно произносят люди, которые руководствуются логикой, блестяще выраженной при помощи народной поговорки: «Моя хата с краю — ничего не знаю». К совершенно иному поведению призывает нас Священное Писание. Например, прозвучавший отрывок из библейской книги Исход. Мы становимся свидетелями переломного момента в жизни будущего пророка Моисея.

Моисей, чудесным образом попавший на воспитание к дочери фараона, вырос при царском дворе. Он был знатным вельможей, но не забывал о своём происхождении. Моисей принадлежал к народу еврейскому и очень переживал, что его соплеменники угнетаются фараоном. Евреи посылались на самые тяжёлые стройки, их подвергали самым жестоким наказаниям за малейшие проступки. Время от времени власти приказывали умерщвлять еврейских младенцев.

До определённого момента Моисей только сопереживал. Но однажды буквально вынужден был деятельным образом проявить свою позицию. Он защитил соплеменника от побоев египтянина. Но что получил Моисей в ответ? Исключительно неблагодарность и гонения. Египтяне захотели казнить бунтовщика. А евреи отказались принять его в свои ряды. Моисей был вынужден бежать в пустыню. Там он снова показал присущее ему неравнодушие, защитив девушек-сестёр, пришедших к колодцу, от жестоких пастухов. Девушки привели Моисея к своему отцу — священнику Бога истинного — Иофору — Рагуилу. Тот приютил скитальца в своём доме, сделав его своим зятем.

Почему данное чтение из библейской книги Исход читается на Страстной неделе, посвящённой воспоминанию о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа? Дело в том, что Церковь традиционно проводит параллели между служением пророка Моисея и служением Спасителя. Чтобы, в том числе, показать, насколько Евангелие превосходит ветхозаветную религиозность. Неравнодушие, присущее пророку Моисею, служило качеством, которое оказалось свойственно и Христу, но было возведено им на поистине Божественную высоту. Во время Своего земного служения Господь постоянно откликался на просьбы о помощи, совершал многочисленные чудеса исцеления, защищал слабых. Достаточно вспомнить, как, благодаря заступничеству Спасителя, избежала жестокой расправы женщина, застигнутая во время прелюбодеяния.

Смысл всех перечисленных деяний резюмировал Сам Христос, сказавший: «Сын Человеческий пришёл не для того, чтобы Ему служили. Но чтобы послужить Самому». Именно такой логикой Господь руководствовался каждый день Своего служения. Но что Спаситель получал в ответ? Ровно такую же неблагодарность, которую испытал на себе пророк Моисей. И даже хуже. Соплеменники не только не приняли Христа, но предали Его в руки язычников. А те, в свою очередь, Спасителя распяли. Господь способен любое человеческое злодеяние обернуть во благо. И Голгофа не стала исключением. Погибший на кресте Сын Божий, воскрес из мёртвых. Его победа позволила восстановить разрушенную Адамом связь между Небом и землей. Эта связь состоит не только в обладании истинным учением, но в реальном опыте Богообщения.

Книга Исход повествует, что пророк Моисей старался помогать тем, кто нуждался в поддержке и защите. Так, например, мы слышали, что он не только отогнал жестоких пастухов, но и начерпал из колодца воды, чтобы напоить скот дочерей Рагуила — Иофора. Господь Иисус, вознесясь на Небо, не прекратил общения с верующими в Него людьми. Христос основал на земле Церковь, в которой совершаются таинства, освящающие, укрепляющие нас и духовно, и телесно. Главным таинство является Евхаристия — когда под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Спасителя. Таким образом, Христос деятельно участвует в жизни Церкви — Своего народа. И вот уже две тысячи лет духовным образом проявляет Свою позицию, как бы говоря: «Это Мои люди! И это Моё дело!».

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю Моисея, который порвал со своим прошлым, с семьёй, в которой вырос, с культурой, в которой был воспитан. Он пошёл на это из-за того, что не смог больше выносить страданий своего собственного народа, с которым, несмотря на жизнь во дворце фараона, никогда не терял связи. В этом смысле история Моисея в чём-то похожа на историю Лота, который жил в Содоме и всё время мучился от общей развращённости окружающих. И хотя очевидно, что в нравственном отношении египтяне отличались от жителей содома в лучшую сторону, они были язычниками и жизнь евреев по соседству с ними была связана с физическими и душевными мучениями. Кроме того, развитое язычество почти не оставляло шансов для веры в истинного Бога, которую потомки Авраама были призваны сохранить.

Итак, Моисей видит издевательства египетского надсмотрщика над своим соплеменником. Он озирается и понимая, что пока его никто не видит, этого надсмотрщика убивает. Услышав эту историю, можно было бы решить, что Моисеем двигало простое национальное чувство. Однако на самом деле он стремился показать соплеменникам, что Бог через него даст им спасение. Пока он возрастал, в нём все время зрела мысль о необходимости освобождения собственного народа. Но был ли он к этому готов? Он был настроен жертвенно, он был готов к лишениям, но мы видим, что его обуял гнев. Конечно, учитывая его египетское воспитание, такой поступок означал, что увиденное было чем-то совершенно из ряда вон выходящим. И всё же, Моисей озирается, то есть поступок его осмыслен, он действует сознательно, и он бежит из Египта, потому что боится гнева фараона. И вот мы видим, что у него, живущего далеко от Египта, рождается двое детей, имена которых говорят о серьёзных изменениях в духовном мире самого Моисея. Так, при рождении первого он осознал себя пришельцем в чужой земле. Он собирался спасти народ, но вот он сам нуждается в спасении... При рождении второго он осознаёт, что его спасителем является Бог его отцов, и именно Он избавил его от руки фараона.

Современный мир полон несовершенств, люди печалятся и унывают, как печалились и унывали соплеменники Моисея. И если они находились в плену фараона, мы сегодня находимся в плену греха. Однако пока мы не избавимся от самоуверенности, мы, как и Моисей, при всей искренности, не сможем ничего исправить. Вслед за пророком нам надо осознать, что мы заблудились и нуждаемся в спасении, и что спасти нас может только Бог.

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Книга Исход важна не только собственно историей про выход евреев из Египта, она значима еще и потому, что в ней содержится так называемое Синайское законодательство — это те самые Десять заповедей, которые Бог дал израильскому народу во время путешествия по пустыне. Сама по себе необходимость заповедей часто подвергается сомнениям. К чему все эти непонятные ограничения? Почему, к примеру, заповеди ограничивают проявление любви, и говорят, что прелюбодействовать нельзя? Почему вообще нужен какой-либо закон, если у каждого есть совесть, которая способна подсказывать что приемлемо, а что нет?

Сегодняшний отрывок дает частичный ответ на эти и другие, схожие с ними, вопросы.

Здесь мы видим, что бывает в том случае, если отсутствует какой-либо закон. Вот, Моисей видит, что «Египтянин бьет одного Еврея из братьев его», Моисей без какого-либо зазрения совести пользуется правом сильного, убивает египтянина и скрывает тело убитого. Никаких проблем нет, ведь нет закона, который запрещал бы убивать. Дальше мы слышим историю про ссору двух евреев и про попытку Моисея примирить соперников. Но закона нет, следовательно, ни у кого нет понимания того, каким образом необходимо поступать в схожих ситуациях. Отсюда и проистекает фраза одного из конфликтующих евреев: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?». Моисею нечего ответить на это, ведь не может же он ссылаться в разговоре со своими собратьями на право сильного, равным образом он не может ссылаться и на голос собственной совести, потому как совесть субъективна, и она не может быть аргументом в споре. Итог предсказуем и печален: Моисей убегает. После своего бегства Моисей снова действует не по несуществующему закону, а по совести — он спасает от агрессии дочерей Мадиамского священника и помогает им напоить овец.

Так началась долгая жизнь Моисея на чужбине, среди чужого народа. Там у него было время, чтобы в полной мере осознать необходимость внешнего по отношению к человеку закона, а потому, когда пришло время, Моисей оказался не только способен принять этот Божий закон, но и стать его пламенным проповедником.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Несмотря на тот факт, что Моисей вырос и был воспитан во дворце фараона, сам он в определенный момент начинает осознавать себя частью еврейского народа. Об этом ясно свидетельствует тот отрывок, который мы только что услышали. Заступаясь за своего единоплеменника, он убивает египтянина. Более того, он пытается примирить двух сорящихся евреев. Некоторые толкователи во всех этих поступках видят попытки Моисея призвать Израиль к единству перед лицом сложившихся тяжелых обстоятельств. Вероятно, Моисей, как человек знатный, образованный, обладающий широкими связями в правительстве, весьма честолюбив и амбициозен. Он претендует на лидерство среди своих собратьев, и уже тогда начинает задумываться о том, чтобы вывести их из рабства на родину. Однако его планы терпят крах. Люди не верят ему и не принимают его. А фараон за предательство хочет наказать его смертью. В этой ситуации Моисею остается только одно — спасаться бегством.

В возрасте сорока лет он Моисей бежит в землю Мадиамскую. Предположительно, это земля, которая находилась на территории Аравийского полуострова. Здесь Моисей обзаводится семьей и долгих сорок лет ведет жизнь простого пастуха. Наконец, жизнь прожита. Моисей в весьма преклонном возрасте. Ему восемьдесят. Вроде бы, все позади, в том числе и амбиции молодости. Но именно в это время ему является Господь и возлагает на него великую миссию. И это не случайно. Когда Моисей первый раз пытается спасти евреев, он полагается более на свои собственные силы. Но Господь призывает его тогда, когда он успокаивается, смиряется и начинает понимать, что своими силами он ничего сделать не сможет. Это под силу только Богу. Так священная история подчеркивает, что спасение евреев из египетского рабства — не событие человеческого произволения и силы. Израиль спас Сам Господь. Спас через немощного и смирившегося под ударами жизни старца.

Для нас это очень важный урок. Господь не может жить в честолюбивой и амбициозной душе. Ему там тесно и неуютно. Ведь там слишком много самого человека, который непрестанно любуется собой. А Богу нужен простор. А такой бывает в душе только у того, кто осознал, что от него зависит далеко не все. Что эта наша разросшаяся как опухоль самость мешает совершиться в нашей жизни какому-то важному, главному событию. Поэтому выполнить собственную миссию человек сможет лишь, преодолев свою гордость. Пусть он и лишится всего того, что делало его сильным перед другими людьми и в своих собственных глазах. Ведь такая сила ничего не значит. Настоящая сила, которая от Бога, «в немощи совершается».

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с праведным Иовом не заканчивается лишением его всех прежних благ — богатства, положения в обществе, семейного счастья. Как мы слышали, для сатаны — инициатора всех этих злоключений — стойкость Иова в вере и верности Богу вовсе не очевидна: теперь он предлагает поразить жесточайшей болезнью проказы всё тело Иова.

Но и на этом беды праведника не заканчиваются: будучи изгнан вне селения как прокажённый, он слышит обличения и от самого близкого человека, вместе с ним разделившего боль утраты детей — своей жены. Она призывает его «сказать некое слово Богу» — или по другим переводам — «похулить Бога» — чтобы умереть и тем самым остановить этот непрекращающийся кошмар. Интересно, как святитель Иоанн Златоуст комментирует этот эпизод: «Диавол потому и не погубил жену Иова вместе с детьми, что надеялся получить большую от неё помощь в кознях против этого святого. Он не пустил в ход этого искусно придуманного средства ни в то время, когда погибли волы, ослы, верблюды, ни тогда, когда истреблён дом, когда погублены дети... Но когда потёк источник червей, полный сильного зловония, когда рука диавола жгла его сильнее сковород, печей и всякого пламени, и когда это несчастие продолжалось значительное время, тогда он к изнурённому уже и истощённому приводит жену. Если бы она выступила в начале несчастия, она не нашла бы его столь ослабленным и не могла бы тем, что сказала, увеличить и усилить так несчастие... Подумай, как он должен был страдать после её слов... Всего хуже то, что это говорит жена, упавшая духом, изнемогшая, а потому стремившаяся привести и его в отчаяние.

Жена Иова — как и задумал диавол — должна была его окончательно «добить»: ведь она — единственное, что осталось от всей его прежней жизни! Но вместо того, чтобы стать опорой, она пытается пробудить жалость к себе. Снова и снова она убеждает Иова, что из-за его упрямства и она мучается, подталкивая тем самым хотя бы ради неё, единственной оставшейся в живых, сломиться под тяжестью обрушившихся бед.

Не просто так именно эти чтения мы слышим в церкви, когда вспоминаются последние дни земной жизни Христа. Праведный Иов, непорочный, живший чисто и свято — и при этом оказавшийся в самой гуще несчастий — прообраз Божественного Страдальца, «вземлющего грех мира» — Иисуса Христа. Как и в истории с Иовом, от которого отвернулись все друзья, и даже жена стала провокатором, — также и Христос оказался преданным, брошенным и оставленным. В момент предельного страдания, уже будучи распятым на Кресте, когда рядом с Ним раздаются проклятия и хулы со стороны разбойника — Иисус просит: «Отче, прости им, не ведают, что творят»...

Также, как Иов, Христос Спаситель не поддаётся соблазну проявить Свою Божественную силу в ответ на издёвки фарисеев — «сойди со Креста и поверим тебе!» Он проходит сквозь звучащую в ушах хулу и ненависть, как если бы её вообще не было, — ничто из дурного не цепляется за Него. И пройдя через это испытание — точно следуя праведному Иову — Он берёт ещё большую высоту, которая была под силу только Мессии: проживание состояния полной богооставленности. Если в истории с Иовом мы постоянно слышим, как Бог позволяет сатане коснуться всего, чего угодно — «только душу Иова не трогать» — на Кресте именно душа Богочеловека испытывает невыносимое для человеческой природы — предельную богооставленность. И сама смерть для Иисуса — это уже не прекращение страданий, к чему и подталкивала Иова его жена — это нечто гораздо большее: схождение в самую глубину ада, туда, где Богу и Его свету нет ни малейшего места. И погрузившись в такую смерть, Он её побеждает, обеззараживает, обезвреживает: теперь тому, кто соединён с Ним, ни смерть, ни страдания, ни утраты уже не страшны!

«Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?» — этими словами апостола Павла мне хочется завершить наши размышления. Помоги нам, Господи, на собственном опыте ощутить, как сильно меняется проживание этого «сатанинского дыхания» смерти и бед, когда мы вместе с Иовом — верим и сохраняем нашу верность!..

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если рассуждать исключительно теоретически, то представляется маловероятным, что кого-то собственная тяжёлая болезнь может задеть в большей степени, чем одномоментная потеря всех детей. Кажется, что для нашего времени и нашего общества приведённая сатаной в беседе с Богом поговорка о том, что «за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него» не совсем актуальна.

Можно попытаться представить человека, у которого есть дети, и есть тяжёлое, возможно, смертельное заболевание, захочет ли такой человек отдать всё, включая собственных детей, ради того, чтобы выздороветь? Да и вообще, можно ли таким образом ставить вопрос? Очевидно, что в нашем обществе и в наше время подобная альтернатива выглядит абсолютным безумием и цинизмом. Но всегда ли и везде ли было так?

Если мы обернёмся назад, и посмотрим на российских сельских жителей начала прошлого века, то там, скорее всего, увидим нечто иное, ведь в те годы не было ничего необычного в детских смертях, никто по этому поводу особо не страдал, и вообще жизнь взрослого человека ценилась значительно выше, чем детей, а если посмотреть ещё дальше, то перед нами откроется совершенно инфернальная картина детских жертвоприношений, к примеру, в языческом Карфагене, цель же этих жертвоприношений была в том, чтобы избавиться от нападений неприятелей.

Дальнейшая история Иова показывает, что он был значительно ближе к этой древней культуре, чем к современной нам, он, действительно, относительно легко пережил потерю детей и имущества, но собственная болезнь повергла его в тяжёлые и длительные размышления, да и его жена, которую не коснулась болезнь, молчала именно до той поры, пока Иов не оказался в состоянии отверженного обществом больного, вынужденного скоблить себя черепицей.

Если бы книга Иова была написана в наше время, то, пожалуй, стоило бы поменять местами последовательность бед, которые приключились с праведником: сначала должна была бы идти потеря имущества, потом здоровья и лишь после этого потеря детей. Но результат всё равно был бы тот же самый: Иов остался бы ни с чем и этот факт в любом обществе, в любой культуре прочитывается и воспринимается совершенно одинаково — это вызов для взаимоотношений с Богом, причём вызов исключительно серьёзный, такой, мимо которого нельзя пройти, и он усугубляется тем, что Бог молчит, Бога, если смотреть глазами Иова, во всём этом нет. Тот Бог, Которого столь усердно почитал Иов, никак Себя не проявляет. Бог в стороне, Он наблюдает, и происходит это именно тогда, когда Иову Бог нужен рядом, нужно Его — хоть какое-то! — но Его слово.

Иов, как мы знаем, вытерпит эту пытку «божественным молчанием», он проявит невероятное терпение и преданность, которые будут в конечном итоге щедро вознаграждены.

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Библия — это не просто книга, к написанию которой Сам Бог вдохновил людей. Это еще и памятник мировой литературы, в котором содержатся произведения различных жанров. Есть здесь поэзия, исторические повествования, летописные хроники, загадки, притчи. Книга Иова — это книга особого жанра. Это книга мудрости. Какой же мудрый урок она предлагает нам?

Как мы помним, праведный Иов лишился всего: имущества, детей, самого здоровья. И вот сегодня мы видим, как он сидит на окраине селения, пораженный проказой и счищает с себя гноящиеся язвы. Иов искренне не понимает, за что ему это. Ведь совесть его чиста. Он даже мыслью своей не согрешил против Бога. Однако он чувствует, что так совершается таинственный промысл Бога о нем. Примечательно то, как при этом ведут себя окружающие. В нас людях, особенно в людях веры, живет глубокое убеждение в том, что если человек страдает, если с ним происходит что-то непонятное, если жизнь его рушится на глазах, а земля горит под ногами — это явный признак того, что Бог оставил его. Напротив, хорошая работа, крепкая семья, надежные друзья, стабильность и уважение, одним словом, благоденствие — явный знак Божественного благоволения. Именно с такими мерками и подходят к Иову окружающие. Жена считает, что он тяжко согрешил и теперь ему остается только умереть. Это же мнение в полноте разделяют и его друзья. Они призывают Иова к покаянию. Те наставления, которые они ему дают, показывают, что своих собственных глазах они благоразумные блюстители правой веры, защитники и поборники нравственности и морали. Они уверенно объясняют своему другу, почему он страдает и что от него ожидает Бог. Однако заканчивается все весьма парадоксально. Иов, о котором у Бога был особый замысел, и который с достоинством прошел испытание, оказывается оправданным. И вот теперь уже он молится Богу за то, чтобы Тот простил и не наказывал его многомудрых и всезнающих друзей, которые с такой близорукой легкостью решают, что хочет Бог и как именно он действует в судьбе человека.

Замечательный урок предлагает нам эта ситуация. Смысл человеческих страданий, а также всех тех перипетий, которые выпадают на нашу долю, — тайна, постигнуть которую не под силу нашему уму. Ведь за всем этим часто скрывается непостижимый Промысл Бога. Он ведет нас к Себе иногда довольно странными путями. И порой единственное, что нам остается в той ситуации, когда это происходит с нами, — смириться и перетерпеть. Если же это происходит с нашим ближним, порой худшее, что мы можем сделать — обратиться к нему со словом наставления и поучения. Это все равно, что втискивать его отношения с Творцом в прокрустово ложе своих формальных и довольно близоруких представлений о том, чего и как хочет Бог. Нередко это все равно, что утешать мать, которая только что лишилась своего маленького ребенка. А потому, если уж мы хотим поддержать человека в трудной ситуации, ничего лучшего мы не придумает, если поплачем вместе с ним. Согреем его теплотой своего молчаливого присутствия, а по возможности и разделим с ним эту горькую чашу. И в результате мы будем очень удивлены. Ведь неизбежно горечь этого напитка неожиданно для нас обратиться в сладость божественной благодати, которую Господь дает всем тем, кто терпеливо и с доверием смиряется перед Его таинственным и непостижимым Промыслом.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Иногда говорят, что человек способен привыкнуть ко всему, даже к самым страшным обстоятельствам. До некоторой степени об этом свидетельствует опыт людей прошедших войну или концлагерь. Во все времена человека окружают обстоятельства, которые могут совершенно разрушить его жизнь и благополучие. Сегодня мимо нас едут машины, над нами летят самолеты в наших домах работают электроприборы, техника выходит из строя, может сработать человеческий фактор... Иными словами, вокруг есть бесчисленное количество ситуаций, которые могут закончиться нашей смертью. Однако, этого не происходит. И не происходит не только потому что в меру своих сил мы стараемся соблюдать законы физики. На самом деле многое от нас не зависит... Не происходит, потому что Бог не попускает.

Сегодня мы слышали чтение, в котором мучения Иова умножились: Бог попускает ему заразиться проказой. «Просто сам он еще здоров, — говорит сатана, «вот и остается верен тебе». И вот проказа... Толкований пролога книги Иова очень много, есть буквальные, есть аллегорические, но при всей разнице их объединяет уверенность в том, что при всех страданиях, Иов не теряет доверия к Богу. Он уходит за стены города, сидит в отдаленном месте, на гноище и черепком соскребает с себя болячки. Жена, которая приходит его навестить, задает ему один короткий вопрос: долго ли он намерен терпеть? Со всей очевидностью, вопрос предполагает, что Иов может прекратить свои страдания, но не делает этого. Путь, который она предлагает довольно прост: похули Бога и умри. Скажи что-то такое, за что Он убьет тебя и прекратит твои мучения.

Поразительно, что Иов даже будучи тяжело больным не проявляет раздражения и отвечает: «Ты говоришь как одна из безумных, неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем». Принимать доброе — значит принимать все, что вообще есть хорошего на этой земле, потому что вся она Божья. Но что значит принимать от Него злое? Важный и одновременно страшный вопрос. Отвечая на него, стоит учесть, что Иов говорит не о зле, но именно о злом, то есть о бедствии и пагубе. Ведь Бог не может быть источником зла, т.к. Сам является абсолютным благом. В то же время, Он может быть источником того, что мы воспринимаем как зло, например может дать нам почувствовать плоды наших собственных действий или действий кого-то другого. Как врачу приходится говорить больному страшный диагноз, Богу иногда приходится открывать перед нами реальный мир. Не тот, в котором Он носит нас на руках, а тот, в котором мы остаемся без Его защиты. В этот момент, как бы ни было больно и страшно, самое важное — не поддаться ужасу, не озлобиться, но поверить, что во всех ситуациях, которые с нами происходят, Бог продолжает нас любить. Все Его действия или попущения, совершаются ради нас, даже если мы этого пока не понимаем.

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
15.04.2020среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****