Книга Исход, Глава 2, стихи 11-22
11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых].
12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?
14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.
15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.
16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей, [которые пасли овец отца своего Иофора]. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего [Иофора].
17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, [и начерпал им воды] и напоил овец их.
18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал [им]: что вы так скоро пришли сегодня?
19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец [наших].
20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.
21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.
22 Она [зачала и] родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле. [И зачав еще, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер, сказав: Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от руки фараона.]
Книга Исход важна не только собственно историей про выход евреев из Египта, она значима еще и потому, что в ней содержится так называемое Синайское законодательство — это те самые Десять заповедей, которые Бог дал израильскому народу во время путешествия по пустыне. Сама по себе необходимость заповедей часто подвергается сомнениям. К чему все эти непонятные ограничения? Почему, к примеру, заповеди ограничивают проявление любви, и говорят, что прелюбодействовать нельзя? Почему вообще нужен какой-либо закон, если у каждого есть совесть, которая способна подсказывать что приемлемо, а что нет?
Сегодняшний отрывок дает частичный ответ на эти и другие, схожие с ними, вопросы.
Здесь мы видим, что бывает в том случае, если отсутствует какой-либо закон. Вот, Моисей видит, что «Египтянин бьет одного Еврея из братьев его», Моисей без какого-либо зазрения совести пользуется правом сильного, убивает египтянина и скрывает тело убитого. Никаких проблем нет, ведь нет закона, который запрещал бы убивать. Дальше мы слышим историю про ссору двух евреев и про попытку Моисея примирить соперников. Но закона нет, следовательно, ни у кого нет понимания того, каким образом необходимо поступать в схожих ситуациях. Отсюда и проистекает фраза одного из конфликтующих евреев: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил [вчера] Египтянина?». Моисею нечего ответить на это, ведь не может же он ссылаться в разговоре со своими собратьями на право сильного, равным образом он не может ссылаться и на голос собственной совести, потому как совесть субъективна, и она не может быть аргументом в споре. Итог предсказуем и печален: Моисей убегает. После своего бегства Моисей снова действует не по несуществующему закону, а по совести — он спасает от агрессии дочерей Мадиамского священника и помогает им напоить овец.
Так началась долгая жизнь Моисея на чужбине, среди чужого народа. Там у него было время, чтобы в полной мере осознать необходимость внешнего по отношению к человеку закона, а потому, когда пришло время, Моисей оказался не только способен принять этот Божий закон, но и стать его пламенным проповедником.