Книга Иова, Глава 2, стихи 1-10

Книга Иова — это произведение особого рода. Перед нами древневосточный литературный жанр — жанр мудрости. Сегодня в православных храмах за богослужением читается отрывок из второй главы этой книги. Какой же мудрый урок предлагает нам Священное Писание? Давайте послушаем.
Иов был богатым и всеми уважаемым восточным шейхом, который по наветам сатаны лишился своих детей и имущества. Тот отрывок, который мы услышали сегодня, рассказывает о том, что ко всему прочему сатана поражает Иова тяжкой болезнью. Праведник покрывается проказой, начинает гнить заживо. Проказа очень заразна. А потому прокажённых изгоняли из общества. И вот мы видим, как Иов сидит вне селения и черепками счищает с себя язвы.
Но проблема не только в этом. Древние люди были уверены, что проказа была одним из явных знаков богооставленности человека по причине его греховности. Когда удары судьбы сделали Иова нищим, люди сочувствовали ему. «Как жаль, что страдает такой хороший человек», — говорили они. Однако, когда он был поражён лепрой, отношение к нему изменилось. «Никакой он не праведник. Он просто искусный лжец и лицемер. А Бог шельму метит. Поделом ему», — вот что мог слышать Иов от окружающих.
Жена Иова знает, что в супруге нет греха. Однако во всём происходящем с мужем она видит пустую бессмыслицу. А потому, наблюдая за его метаниями, она советует ему одно: «похули Бога и умри». Её совет можно понимать так: «Иов, хватит держаться за свою веру и твердить, что Бог любит тебя. Разве благой Бог будет так поступать со своими верными чадами. А потому признайся, что ты обманулся. Отрекись от этого злого Бога и перестань жить. Так ты хотя бы прекратишь страдать».
Однако праведник не обращает внимание ни на насмешки и злословие дальних, ни на причитания и советы ближних. Он продолжает погружаться в свою боль. Он продолжает проживать её всеми клеточками своей души и тела. При этом он не теряет разума. Иов демонстрирует высочайшую степень трезвомыслия и бодрости духа. «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» — отвечает он жене.
Именно так на кресте страдал Христос. Иудейские начальники насмехались над Ним и злословили Его. А римские воины, как могли, проявляли милосердие. Они предлагали Ему выпить уксус с желчью, полунаркотический напиток, который туманил сознание и притуплял боль. Но Господь отказался. Ему было суждено выпить чашу страданий до дна. О том, какой силы были эти страдания свидетельствуют странные слова Спасителя: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Бог, Который сотворил мир, испытывает на кресте муки богооставленности. И благодаря этому Он спускается в ад, где нет Бога. Он наполняет ад светом Своего Божества, разрушает Его, а потом воскресает.
Подобный выбор совершает и Иов. Он так же, как Господь, выбирает дойти в своей боли до предельной точки. Эта агония высвобождает в его душе такие силы, о существовании которых он даже не подозревал. Он проходит свой ад и встречается с Богом лицом к лицу. Иов приобретает совершено новый духовный опыт и воскресает к новой жизни.
Так Писание указывает на важную духовную закономерность. Все значимые и важные свершения в нашей жизни каким-то образом связаны с опытом боли. Шагнуть в неё нас удерживает страх. Мы судорожно цепляемся за людей. Ищем в них поддержку. Однако, чем выше цель, тем вероятней, что какой-то отрезок пути мне необходимо пройти в одиночку. Единственное, что мы можем взять с собой, — наше доверие Богу. Нашу уверенность в том, что он проведёт нас через этот ад к Своей Пасхе. И то, что казалось бессмыслицей, наполнится глубоким и непреходящим смыслом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов