
В конце февраля тысяча девятьсот третьего года во дворе Набилковского коммерческого училища в Москве невозможно было протолкнуться, такая там царила оживлённая возня. На перемене учащиеся устроили настоящее сражение; оружием служили не только снежки, но и портфели, учебники и тетради. Визг и весёлый ребячий смех разносились в воздухе, а некоторые бойцы громко ревели, получив ледышкой в лоб. Но прозвучал мелодичный звонок, зовущий на урок, и сразу как по команде стих весь шум-гам. Мальчишки, только что участвовавшие в побоище, степенно расходились по классам, оправляя помятую форму и незаметно потирая ушибы. Набилковцы ни за что не позволили бы себе опоздать на урок: слишком уважали они своё учебное заведение.
Создатели Набилковского училища, братья Фёдор и Василий Набилковы, родились в небогатой семье крепостного крестьянина. Только неустанным трудом удалось им выбиться в люди, выкупиться из крепостного состояния. Как только их положение упрочилось, а капитал увеличился, Фёдор и Василий Набилковы начали выделять часть своих доходов на различные благотворительные нужды. В тысяча восемьсот двадцать восьмом году в Москве была основана обширная Набилковская богадельня с храмом во имя Святой Живоначальной Троицы. Через три года в приют приняли сто тридцать одну женщину и четырнадцать мужчин. Впоследствии богадельню расширили, пристроили к ней больничные корпуса, также открыли вторую церковь — во имя Всех Святых.
Фёдор Фёдорович Набилков, не имея собственных детей, особенно сочувствовал сиротам и ребятишкам из бедных и неблагополучных семей. В тысяча восемьсот тридцать втором году в его доме и на его средства открылся Набилковский дом призрения сирот мужского пола. Приют обеспечивал сиротам не только проживание и питание, но и обучение и религиозно-нравственное воспитание. Кроме общеобразовательных предметов дети обучались живописи, типографскому делу, церковному пению, ваянию, токарному, чеканному и столярному ремеслу. Приютское учебное заведение развивалось и со временем превратилось в одно из лучших в Москве — Набилковское коммерческое училище. По распоряжению Набилковых при училище всегда сохранялся приют для бесплатного содержания и обучения сирот и детей беднейших родителей всех сословий.
В Набилковском коммерческом училище преподавали высококвалифицированные учителя математики, химии, физики, также качественно обучали специальным предметам — коммерческому делу и бухгалтерскому учёту. Пристальное внимание уделялось изучению литературы, истории, немецкого, английского и французского языков. Училище обладало современной химической и физической лабораториями, обширной библиотекой. Успешно окончивший Набилковское училище выпускник получал звание кандидата коммерции и мог поступить в любое высшее техническое учебное заведение.
Глубоко религиозные братья Набилковы почитали за счастье участвовать в возведении и украшении храмов и монастырей. В тысяча восемьсот сорок четвёртом году Набилковы пожертвовали большую сумму на строительство храма во имя Всех Святых в Николаевской Берлюковской пустыни (в сорока километрах от Москвы). Набилковы помогали многим обителям: их трудами создавался скит во имя Всех Святых Валаамского монастыря, много жертвовали они на обители Святого Афона. Также Набилковы оказали немалую финансовую поддержку Киновии Александро-Невской Лавры — небольшому загородному монастырю, в котором размещались престарелые и больные монахи. С помощью Набилковых здесь построили каменные кельи для иноков, шатровую колокольню, завершили большой пятиглавый Свято-Троицкий храм. В две тысячи первом году этот храм вернули Русской Православной Церкви, здесь возобновились регулярные богослужения.
Все выпуски программы Имена милосердия
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема