Споры — занятие неблагодарное. Но если они возникают, то главное — не обижать друг друга. Любой диалог можно вести в мире. Это подтверждает картина Дмитрия Жукова «Спор о вере», посвящённая времени реформ патриарха Никона.

— Добрый день! Мне нужна литература о реформах патриарха Никона. Не подскажете, что есть у вас в библиотеке?
— О расколе в Русской Православной Церкви в семнадцатом веке?
— Да, можно и так сказать. О тех временах, когда патриарх Никон привёл богослужебные книги и обряды к единообразию с греческой традицией, а часть верующих восстала против этих изменений.
— Вот, на этой полке должны быть нужные вам книги. Что-то конкретное не могу порекомендовать, мне эта тема не близка. На мой взгляд, споры о вере всегда приводят к вражде.
— Если полемика ведётся не ради самоутверждения, то она может быть полезной. Самые непримиримые оппоненты в честной беседе могут найти точки соприкосновения, обрести взаимопонимание. Приблизиться к правде.
— Я не верю, что в споре может родиться истина. Во всяком случае, конфликт между верующими в семнадцатом веке принёс только горе.
— Да, церковный раскол стал раной, которая до сих пор не исцелена. Но осмелюсь утверждать, что причиной трагедии послужил не факт спора между сторонниками и противниками богослужебных изменений, а форма выстраивания отношений, взаимные проклятия.
— Но разве возможно было в тех условиях иначе вести диалог?
— Конечно, возможно. Я вот вижу у вас над головой репродукцию картины Дмитрия Жукова «Спор о вере». Она как раз подтверждает, что мирная, хотя и горячая полемика велась и в годы реформ патриарха Никона.
— Картина Жукова? Я так привыкла, что эта репродукция здесь висит, что никогда не задумывалась о её содержании. Так вы говорите, на ней представлены события семнадцатого века?
— Взгляните сами. Купеческая изба. За деревянным столом под иконами дискутируют хозяин-старообрядец и священник, сторонник реформ патриарха. Купец указывает в окно, на небо, вероятно, призывая в свидетели Бога. Пожилой иерей водит пальцем по страницам книги — цитирует Священное Писание. Лица у собеседников напряжённые, но в них нет агрессии. Оппоненты смотрят друг другу в глаза в надежде найти понимание.
— В споре принимают участие ещё два купца.
— Да. Один полез на антресоли. Как видно, хочет достать старую книгу, которой не коснулись реформы, чтобы доказать её ценность. А второй раскладывает на столе угощение, что свидетельствует о мирном течении диспута.
— А у женщин, смотрите, своя беседа.
— Хозяйка в старинном сарафане и глухо повязанном платке показывает, что только двумя перстами можно совершать крестное знамение. Весь её облик выражает решимость. А гостья в белом чепце, как видно, супруга священника, миролюбивым жестом призывает к спокойствию.
— Картина убеждает, что спор о вере возможен в мирном духе. Только ведь это полотно, наверное, было написано через много лет после раскола?
— Да, через два столетия. Дмитрий Жуков создал своё полотно в 1867 году. Но прежде чем взяться за кисти, он изучал исторические документы, работал в архивах. Кроме того, картина «Спор о вере» — не только иллюстрация давно минувшего, но и призыв в будущем быть бережными друг к другу в таких дискуссиях.
— А нужны ли они вообще, споры о вере?
— Вера в Бога — один из краеугольных вопросов жизни на земле, он не может не волновать. Вспомните, как жарко беседовали об этом братья Карамазовы в одноимённом романе Достоевского. Старший, Иван, заметил тогда, что для русского человека самое важное — решить, есть ли Бог, есть ли бессмертие. Эту идею выразил и Дмитрий Жуков в своей картине «Спор о вере».
— А где сейчас хранится полотно?
— Его можно увидеть в Третьяковской галерее.
— Стоит съездить и посмотреть на эту картину. Она помогла мне по-новому взглянуть на русскую историю семнадцатого века. А сейчас знаете что? Давайте вместе в электронной базе посмотрим список литературы о реформах патриарха Никона! Мне тоже будет полезно почитать на эту тему.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема