Споры — занятие неблагодарное. Но если они возникают, то главное — не обижать друг друга. Любой диалог можно вести в мире. Это подтверждает картина Дмитрия Жукова «Спор о вере», посвящённая времени реформ патриарха Никона.

— Добрый день! Мне нужна литература о реформах патриарха Никона. Не подскажете, что есть у вас в библиотеке?
— О расколе в Русской Православной Церкви в семнадцатом веке?
— Да, можно и так сказать. О тех временах, когда патриарх Никон привёл богослужебные книги и обряды к единообразию с греческой традицией, а часть верующих восстала против этих изменений.
— Вот, на этой полке должны быть нужные вам книги. Что-то конкретное не могу порекомендовать, мне эта тема не близка. На мой взгляд, споры о вере всегда приводят к вражде.
— Если полемика ведётся не ради самоутверждения, то она может быть полезной. Самые непримиримые оппоненты в честной беседе могут найти точки соприкосновения, обрести взаимопонимание. Приблизиться к правде.
— Я не верю, что в споре может родиться истина. Во всяком случае, конфликт между верующими в семнадцатом веке принёс только горе.
— Да, церковный раскол стал раной, которая до сих пор не исцелена. Но осмелюсь утверждать, что причиной трагедии послужил не факт спора между сторонниками и противниками богослужебных изменений, а форма выстраивания отношений, взаимные проклятия.
— Но разве возможно было в тех условиях иначе вести диалог?
— Конечно, возможно. Я вот вижу у вас над головой репродукцию картины Дмитрия Жукова «Спор о вере». Она как раз подтверждает, что мирная, хотя и горячая полемика велась и в годы реформ патриарха Никона.
— Картина Жукова? Я так привыкла, что эта репродукция здесь висит, что никогда не задумывалась о её содержании. Так вы говорите, на ней представлены события семнадцатого века?
— Взгляните сами. Купеческая изба. За деревянным столом под иконами дискутируют хозяин-старообрядец и священник, сторонник реформ патриарха. Купец указывает в окно, на небо, вероятно, призывая в свидетели Бога. Пожилой иерей водит пальцем по страницам книги — цитирует Священное Писание. Лица у собеседников напряжённые, но в них нет агрессии. Оппоненты смотрят друг другу в глаза в надежде найти понимание.
— В споре принимают участие ещё два купца.
— Да. Один полез на антресоли. Как видно, хочет достать старую книгу, которой не коснулись реформы, чтобы доказать её ценность. А второй раскладывает на столе угощение, что свидетельствует о мирном течении диспута.
— А у женщин, смотрите, своя беседа.
— Хозяйка в старинном сарафане и глухо повязанном платке показывает, что только двумя перстами можно совершать крестное знамение. Весь её облик выражает решимость. А гостья в белом чепце, как видно, супруга священника, миролюбивым жестом призывает к спокойствию.
— Картина убеждает, что спор о вере возможен в мирном духе. Только ведь это полотно, наверное, было написано через много лет после раскола?
— Да, через два столетия. Дмитрий Жуков создал своё полотно в 1867 году. Но прежде чем взяться за кисти, он изучал исторические документы, работал в архивах. Кроме того, картина «Спор о вере» — не только иллюстрация давно минувшего, но и призыв в будущем быть бережными друг к другу в таких дискуссиях.
— А нужны ли они вообще, споры о вере?
— Вера в Бога — один из краеугольных вопросов жизни на земле, он не может не волновать. Вспомните, как жарко беседовали об этом братья Карамазовы в одноимённом романе Достоевского. Старший, Иван, заметил тогда, что для русского человека самое важное — решить, есть ли Бог, есть ли бессмертие. Эту идею выразил и Дмитрий Жуков в своей картине «Спор о вере».
— А где сейчас хранится полотно?
— Его можно увидеть в Третьяковской галерее.
— Стоит съездить и посмотреть на эту картину. Она помогла мне по-новому взглянуть на русскую историю семнадцатого века. А сейчас знаете что? Давайте вместе в электронной базе посмотрим список литературы о реформах патриарха Никона! Мне тоже будет полезно почитать на эту тему.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов