Дмитрий Жуков. «Спор о вере» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Дмитрий Жуков. «Спор о вере»

* Поделиться

— Добрый день! Мне нужна литература о реформах патриарха Никона. Не подскажете, что есть у вас в библиотеке?

— О расколе в Русской Православной Церкви в семнадцатом веке?

— Да, можно и так сказать. О тех временах, когда патриарх Никон привёл богослужебные книги и обряды к единообразию с греческой традицией, а часть верующих восстала против этих изменений.

— Вот, на этой полке должны быть нужные вам книги. Что-то конкретное не могу порекомендовать, мне эта тема не близка. На мой взгляд, споры о вере всегда приводят к вражде.

— Если полемика ведётся не ради самоутверждения, то она может быть полезной. Самые непримиримые оппоненты в честной беседе могут найти точки соприкосновения, обрести взаимопонимание. Приблизиться к правде.

— Я не верю, что в споре может родиться истина. Во всяком случае, конфликт между верующими в семнадцатом веке принёс только горе.

— Да, церковный раскол стал раной, которая до сих пор не исцелена. Но осмелюсь утверждать, что причиной трагедии послужил не факт спора между сторонниками и противниками богослужебных изменений, а форма выстраивания отношений, взаимные проклятия.

— Но разве возможно было в тех условиях иначе вести диалог?

— Конечно, возможно. Я вот вижу у вас над головой репродукцию картины Дмитрия Жукова «Спор о вере». Она как раз подтверждает, что мирная, хотя и горячая полемика велась и в годы реформ патриарха Никона.

— Картина Жукова? Я так привыкла, что эта репродукция здесь висит, что никогда не задумывалась о её содержании. Так вы говорите, на ней представлены события семнадцатого века?

— Взгляните сами. Купеческая изба. За деревянным столом под иконами дискутируют хозяин-старообрядец и священник, сторонник реформ патриарха. Купец указывает в окно, на небо, вероятно, призывая в свидетели Бога. Пожилой иерей водит пальцем по страницам книги — цитирует Священное Писание. Лица у собеседников напряжённые, но в них нет агрессии. Оппоненты смотрят друг другу в глаза в надежде найти понимание.

— В споре принимают участие ещё два купца.

— Да. Один полез на антресоли. Как видно, хочет достать старую книгу, которой не коснулись реформы, чтобы доказать её ценность. А второй раскладывает на столе угощение, что свидетельствует о мирном течении диспута.

— А у женщин, смотрите, своя беседа.

— Хозяйка в старинном сарафане и глухо повязанном платке показывает, что только двумя перстами можно совершать крестное знамение. Весь её облик выражает решимость. А гостья в белом чепце, как видно, супруга священника, миролюбивым жестом призывает к спокойствию.

— Картина убеждает, что спор о вере возможен в мирном духе. Только ведь это полотно, наверное, было написано через много лет после раскола?

— Да, через два столетия. Дмитрий Жуков создал своё полотно в 1867 году. Но прежде чем взяться за кисти, он изучал исторические документы, работал в архивах. Кроме того, картина «Спор о вере» — не только иллюстрация давно минувшего, но и призыв в будущем быть бережными друг к другу в таких дискуссиях.

— А нужны ли они вообще, споры о вере?

— Вера в Бога — один из краеугольных вопросов жизни на земле, он не может не волновать. Вспомните, как жарко беседовали об этом братья Карамазовы в одноимённом романе Достоевского. Старший, Иван, заметил тогда, что для русского человека самое важное — решить, есть ли Бог, есть ли бессмертие. Эту идею выразил и Дмитрий Жуков в своей картине «Спор о вере».

— А где сейчас хранится полотно?

— Его можно увидеть в Третьяковской галерее.

— Стоит съездить и посмотреть на эту картину. Она помогла мне по-новому взглянуть на русскую историю семнадцатого века. А сейчас знаете что? Давайте вместе в электронной базе посмотрим список литературы о реформах патриарха Никона! Мне тоже будет полезно почитать на эту тему.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем