Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, балет «Спящая красавица» в московском Большом театре — что-то невероятное! Музыка Чайковского, постановка, декорации...
— Наташенька, я, как и ты, в восторге от спектакля!
— Но знаете, что меня больше всего всегда потрясает в балете? Это сам танец: плавные, лёгкие, грациозные движения артистов. То, как балерины чувствуют музыку. Как тонко передают характеры героев...
— Я вообще, когда смотрю на людей, на то, как мы устроены, как двигаемся, что умеем — удивляюсь. Человек — это чудо, созданное Богом...
— ...И нередко воспеваемое художниками, верно?
— Верно, Наташа! Помнишь, мы в прошлом году были с тобой в Пушкинском музее, в Галерее искусства стран Европы и Америки? Там есть работа французского художника Эдгара Дега — «Голубые танцовщицы»...
— Да, конечно, я помню её! И даже сфотографировала тогда на свой телефон. Сейчас найду этот снимок...
— Дега часто писал на своих полотнах именно балерин. Он как никто другой умел запечатлеть их мимолётное движение в танце — поворот головы, взмах руки... И на картине «Голубые танцовщицы» как раз изображён момент танца нескольких балерин.
— Да, вот снимок этого полотна, нашла в телефоне! Давайте присядем, пока у гардероба много людей, и посмотрим повнимательнее. На картине четыре девушки в платьях лазурного цвета кружатся в танце. Никаких точных деталей! Только цвет и настроение момента! Лёгкое, трепетное, свободное...
— Ты уловила саму суть импрессионизма — направления в живописи, к которому принадлежал Эдгар Дега. Оно зародилось во Франции в 60-х годах XIX века. В основе названия лежит слово impression — впечатление. Импрессионисты стремились запечатлеть реальность в её подвижности и изменчивости...
— И передать впечатление от увиденного!
— Да, передать впечатление от этого мгновения нам, зрителям. В работах импрессионистов часто чувство движения парадоксальным образом совпадает с ощущением застывшего момента, секунды реальности, которой хочется любоваться: рябью воды в пруду с кувшинками, движущейся по озеру лодкой в лучах заходящего солнца...
— ...Или балеринами в танце, как на этой картине Эдгара Дега.
— Художник написал её в 1898 году, когда уже слабо видел — он страдал от отслоения сетчатки и постепенно терял зрение.
— Какое испытание для художника!
— Да, тяжёлое испытание. Но он продолжал творить, искал новые способы рисования, новые образы... Ему пришлось от масляной живописи перейти к рисунку пастелью, поскольку эта техника позволяла работать в непосредственной близости к поверхности картины. Цвета в его работах стали ярче, экспрессивнее.
— Как раз как «Голубые танцовщицы», написанные пастелью в насыщенных тонах. Глаза радуются этим сочным оттенкам, наполненным жизнью и радостью!
— Через несколько лет после написания «Голубых танцовщиц» Дега и вовсе перестанет писать картины, а будет почти наощупь лепить скульптуры из воска: фигурки людей и животных. Работал он до последнего дня. И всегда творил вдохновенно, радостно.
— Это чувствуется по его картине «Голубые танцовщицы». С какой любовью написаны балерины!
— Верно, Наташенька. С любовью и благоговением перед тем, что создал Господь. В работе Дега можно почувствовать совершенство тела и души человека как высшего творения Божьего, понять, насколько непостижимо и непознаваемо сотворённое Богом.
— И видимо неслучайно балерины были главным мотивом творчества художника. Ведь в танце раскрывается способность человека лишь с помощью движения под музыку создать образ, рассказать историю, вызвать глубокие чувства сопереживания, любви и радости...
— И сегодняшний вечер тому подтверждение — прекрасная постановка балета «Спящая красавица». Предлагаю продолжить нашу культурную программу завтра в музее Пушкина на улице Волхонке, в Галерее искусства стран Европы и Америки — и ещё раз увидеть картину «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Сходим с тобой, наберёмся добрых впечатлений, вдохновения, радости...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
21 августа. О временах и сроках

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
О жизни человека в ожидании Второго пришествия Христа — священник Николай Конюхов.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано всем народам, чтобы не осталось людей, которые скажут: «Господи, мы не имели благоствования, мы не следовали за тобой, не соблюдали твои заповеди не потому, что мы не хотели, а мы просто не знали, не ведали, а жили на далёком острове или на каком-то далёком континенте, и просто не имели проповедников, не имели миссионеров, которые нам бы открыли тайну Евангелия».
Действительно, когда уже Евангелие полностью будет проповедовано по всей Вселенной, когда не будет ни у кого отговорки, что он просто не знал о Христе, тогда, может, приблизится точка кончины мира. Но нужно понимать то, что блаженный Иероним Стридонский говорил, что не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Господа Иисуса Христа.
Тем не менее, это не должно нас пугать каким-то образом или наводить панику, что всё, конец, у нас не осталось никакого времени. Мы должны продолжать жить, любить, бороться с грехом со своим, желательно, а не с грехом ближнего.
И нам не полезно знать времена и сроки. Господь нам не даёт точной информации о Своем втором пришествии, чтобы мы каждый день ждали Его, как того самого заветного жениха ожидали пять мудрых дев, взяв с собой елей, который прообразует добрые дела, и ожидая своего жениха ежедневно, а не только тогда, когда, как нам кажется, исполнились некие пророчества.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О признаках кончины мира

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
О временах и сроках кончины мира — игумен Назарий Рыпин.
Евангелие Царство будет проповедано всем народам в свидетельство о Христе, чтобы никто не смог оправдаться на страшном суде, что он не знал о Христе. Безусловно.
Но мы видим, что, может быть, какие-то поверхностные знания о Христе есть у многих, но далеко ещё не всем народам проповедано Царствие Небесное. Потому кончины мира ещё пока мы не видим.
Да, есть признаки кончины мира, да, мы видим очень серьёзные знамения, исполняющиеся порой на наших глазах, при нашей жизни. Но все же Господь сказал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец Небесный положил Своей власти».
Поэтому мы должны служить этому делу благовестия, проповедовать тем, кто не знает о Христе, а когда придёт конец, всё-таки оставить это на тайну божественного промысла.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О служении апостолов

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем».
О служении апостолов — священник Захарий Савельев.
Больше всего, наверно, лично меня вдохновляет мысль, что Спаситель при своей земной жизни не оставил ни одной рукописи, не оставил ни одного физического следа о Своей земной жизни. Он оставил лишь группу учеников, которых назвал Церковью. Эти ученики, эти апостолы, проповедовали Евангелие по всему миру.
Самое главное и самое важное для человека — это иметь смысл жизни, который выражается и в работе, и в семейных делах, и в том, как он смотрит на мир. Это великое служение апостолы передали епископам и духовенству, то есть епископ является преемником апостолов, а духовенство является помощниками преемника.
И этот факт в какой-то степени приравнивает священнослужителей сегодня к тому делу, которым занимались апостолы. Это действительно радостное великое служение — служение Богу и подлинное служение человеку.
Не так давно мы праздновали память апостолов Петра и Павла, и по их жизни, и по их путешествиям, особенно по путешествиям апостола Павла, мы можем увидеть, как он был увлечён этим служением. Как много он путешествовал по всей Римской империи, как много он церквей основал и какие плоды эти церкви принесли Самому Богу, а церкви — это, в первую очередь, не столько территории, сколько люди. То есть люди, каждый из нас, каждый человек.
Все выпуски программы Актуальная тема