
Фото: Jonny Gios / Unsplash
Карту Ближнего Востока можно смело назвать ещё одним измерением проповеди. Ищешь знакомые названия и словно заново читаешь Священное Писание. История проступает сквозь географию. Хеврон, Вирсавия, Иерихон, Кармель, Кедрон — напоминают о событиях Ветхого завета. Об Аврааме, Давиде, Самсоне, праотцах, царях, героях и пророках. Вифлеем, Назарет, Капернаум, Мигдаль, Тверия, и конечно же, Иерусалим — о завете Новом.
Знакомство с библейской географией открывает нам новые подробности самого евангельского текста. Позволяет лучше и глубже представить происходившее. Например, Благовещение Пресвятой Богородицы. У этого праздника есть свои точки на карте.
Евангелист Лука сообщает, что Дева Мария жила в Назарете под покровительством Иосифа Обручника. По преданию, однажды она пошла к колодцу за водой. Там она услышала голос, приветствовавший её: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою!» В волнении Пресвятая Дева вернулась домой, и там Ангел Господень предстал перед нею.
В четвёртом веке экспедиция императрицы Елены, матери императора Константина, обнаружила на юго-востоке от Назарета этот колодец. На месте источника был основан храм. За прошедшие полторы тысячи лет церковь не раз подвергалась нападениям и разрушениям. В середине восемнадцатого века храм был возрождён. Его освятили в честь архангела Гавриила. Сейчас это церковь православной арабской общины Назарета. Источник не пострадал. Он расположен в глубине церкви, в отдельном притворе. Из него вода стекает в так называемый «колодец Марии», который находится во дворе храма.
По карте видно, что от источника совсем недалеко до места, которое называют гротом Благовещения. Всего десять минут пешком — и вот он, дом праведного Иосифа Обручника. Первый христианский храм здесь появился тоже силами равноапостольной Елены. Сейчас попасть к святыне можно через католическую базилику Благовещения. Её здание было построено в шестидесятые годы прошлого века.
Евангелист Лука рассказывает, что после Благовещения Дева Мария, отправилась к своей родственнице Елизавете в «нагорную страну, в город Иудин». Город Иудин — значит город, находившийся на территории так называемого «колена Иуды», одного из двенадцати израильских племён. Считается, что это Эйн-Керем, пригород современного Иерусалима. От Назарета до Эйн-Керема почти сто тридцать километров — не один день пешего пути. Можно представить, какие чувства переполняли Пресвятую Деву, что она решилась отправиться так неблизко.
Сейчас рядом с предполагаемым местом встречи Богородицы и праведной Елизаветы находится православный женский Горний или Горненский Казанский монастырь. По благословению архимандрита Антонина (Капустина) в конце девятнадцатого века здесь был установлен местный праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он отмечается двенадцатого апреля, только в этом монастыре. По традиции, из Троицкого храма Русской духовной миссии в Иерусалиме привозят икону Благовещения. От источника Божией Матери в Эйн-Кереме до Горнего монастыря икону несут крёстным ходом. Многие паломники стремятся приехать на Святую Землю именно в дни Благовещения, чтобы поучаствовать в этом торжестве. Чтобы своими ногами пройти хоть часть земного пути Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Благовещение
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема