
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Самое популярное критическое замечание в адрес Церкви и верующих — как Бог допускает существование зла? Зачем он сотворил мир таким ужасным — с преступлениями, войнами, стихийными бедствиями?
Но дело в том, что Господь сотворил мир совсем другим. И человек из-за грехопадения сам лишил себя этой полноты бытия.
Когда-то мир земной был един с миром небесным. Человек в нём занимал место младшего ребёнка. У него были старшие братья по Творению, бесплотные духи — ангелы. Но это единство по воле человека было разорвано. В мир земной вошли грех, страдание и смерть. У ворот рая Господь поставил грозного стража — херувима, и Царство Небесное закрылось для людей. Но Создатель не оставил попыток исправить случившееся, спасти человека.
На следующий день после Благовещения Православная Церковь празднует Собор архангела Гавриила. Два этих праздника помещены рядом не случайно.
«Ангел» в переводе с греческого означает «вестник», «посланник». По воле Божией ангелы посещают землю, но люди лишены возможности их видеть, если на то нет позволения Отца Небесного. Ангелы объявляют человеку волю Господню, иногда помогают, а порой — наказывают отдельных людей или целые народы.
Архангел Гавриил и раньше возвещал человечеству о грядущем явлении Спасителя. Имя Гавриил означает «крепость» или «сила Божия», а «архангел» — это титул, то есть «старший над ангелами». Гавриил вдохновлял пророка Моисея, когда тот писал книгу Бытие. Пророку Даниилу он открывал грядущие судьбы народа Израиля. По преданию, Гавриил явился праведной Анне с вестью о том, что она родит Деву Марию. Архангел явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя.
И вот архангел Гавриил явился Деве Марии с самой радостной вестью на свете — что ворота рая могут опять открыться перед людьми. «Радуйся, Благодатная!» — обратился к Деве посланник. — Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!»
Отцы Церкви считают, что ангелы лишены всезнания и предвидения — это качества Отца Небесного. Поэтому им был неведом Промысл Божий относительно спасения людей. В момент Благовещения и воплощения Сына Божия на земле ангельский мир тоже застыл в изумлении и восторге: Творец послал Своего Сына, чтобы искупить грехи людей, чтобы даровать им прощение и возможность воссоединиться с Царствием Небесным. Господь освятил собою человеческую природу. И весь род людской, как блудный сын, был принят обратно в дом Своего Отца.
Все выпуски программы Благовещение
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема