
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Самое популярное критическое замечание в адрес Церкви и верующих — как Бог допускает существование зла? Зачем он сотворил мир таким ужасным — с преступлениями, войнами, стихийными бедствиями?
Но дело в том, что Господь сотворил мир совсем другим. И человек из-за грехопадения сам лишил себя этой полноты бытия.
Когда-то мир земной был един с миром небесным. Человек в нём занимал место младшего ребёнка. У него были старшие братья по Творению, бесплотные духи — ангелы. Но это единство по воле человека было разорвано. В мир земной вошли грех, страдание и смерть. У ворот рая Господь поставил грозного стража — херувима, и Царство Небесное закрылось для людей. Но Создатель не оставил попыток исправить случившееся, спасти человека.
На следующий день после Благовещения Православная Церковь празднует Собор архангела Гавриила. Два этих праздника помещены рядом не случайно.
«Ангел» в переводе с греческого означает «вестник», «посланник». По воле Божией ангелы посещают землю, но люди лишены возможности их видеть, если на то нет позволения Отца Небесного. Ангелы объявляют человеку волю Господню, иногда помогают, а порой — наказывают отдельных людей или целые народы.
Архангел Гавриил и раньше возвещал человечеству о грядущем явлении Спасителя. Имя Гавриил означает «крепость» или «сила Божия», а «архангел» — это титул, то есть «старший над ангелами». Гавриил вдохновлял пророка Моисея, когда тот писал книгу Бытие. Пророку Даниилу он открывал грядущие судьбы народа Израиля. По преданию, Гавриил явился праведной Анне с вестью о том, что она родит Деву Марию. Архангел явился священнику Захарии, предсказав рождение Предтечи Господня — Иоанна Крестителя.
И вот архангел Гавриил явился Деве Марии с самой радостной вестью на свете — что ворота рая могут опять открыться перед людьми. «Радуйся, Благодатная!» — обратился к Деве посланник. — Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!»
Отцы Церкви считают, что ангелы лишены всезнания и предвидения — это качества Отца Небесного. Поэтому им был неведом Промысл Божий относительно спасения людей. В момент Благовещения и воплощения Сына Божия на земле ангельский мир тоже застыл в изумлении и восторге: Творец послал Своего Сына, чтобы искупить грехи людей, чтобы даровать им прощение и возможность воссоединиться с Царствием Небесным. Господь освятил собою человеческую природу. И весь род людской, как блудный сын, был принят обратно в дом Своего Отца.
Все выпуски программы Благовещение
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели
Александр Пушкин «Евгений Онегин» — «Искушение самооправдания»

Фото: PxHere
Самооправдание достаточно редко встречается в чистом виде. Мало кто беззастенчиво скажет: «Это мои родственники, соседи, обстоятельства мешают мне быть таким, каким меня хочет видеть Бог». Самооправдание хитрит и камуфлируется. Яркий образец подобной маскировки можно найти в «Евгении Онегине» Александра Сергеевича Пушкина.
Главный герой по семейным обстоятельствам из Петербурга приезжает в деревню. Там он знакомится с соседними помещиками — молодым поэтом Ленским и сёстрами Лариными, одна из сестёр — Татьяна — признаётся ему в любви. Но Онегин не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уезжает из деревни, много путешествует, а когда приезжает в Петербург, встречает на балу уже замужнюю Татьяну. Онегин понимает, что любит Татьяну. Он пишет ей письмо, признаваясь в своих чувствах. Перечисляя разлучившие их обстоятельства, Онегин упоминает и смерть своего друга, Ленского. Вот как он это делает:
«Ещё одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...»
Складывается впечатление, что Онегин непричастен к гибели друга. Но это не так, ведь Ленский погиб на дуэли, а стрелял в него сам Онегин. Однако убийца не видит своей вины, настолько им овладело самооправдание.
«С того момента как человек оправдывает то, чему нет оправдания, он отделяет, изолирует себя от Бога», — говорил преподобный Паисий Святогорец, один из самых известных подвижников двадцатого века. Душевное опустошение, охватившее Онегина в финале романа, связано в том числе и с его неспособностью увидеть себя без личины самооправдания.
Тем ярче выступает на этом тёмном фоне внутренняя красота Татьяны. Несмотря на то, что она со времени их первой встречи в деревне любит Онегина, Татьяна без колебаний выбирает верность мужу.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение