
Фото: Piqsels
Людям, хотя бы немного интересующимся архитектурой, имя Фрэнка Ллойда Райта хорошо знакомо. А как же иначе? Ведь именно Райт спроектировал такие знаковые здания, как Дом над водопадом и Музей имени Соломона Гуггенхайма в США.
Фрэнка Райта по праву называют классиком мировой архитектуры. Известность Райту принесли «дома прерий» — комплекс проектов, выдержанных в стилистике Среднего запада США. Дома прерий, созданные Райтом, послужили началом развития направления органической архитектуры, названной так благодаря своему главному принципу — здание не должно выделяться из окружающего его ландшафта, но быть его дополнением.
Символом органической архитектуры Райта стал построенный им в 1935–1939 гг. знаменитый «Дом над водопадом». Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера.
Впоследствии Райт стал развивать принципы органической архитектуры. Он стал возводить здания, которые не только напоминали очертания ландшафта, но и благодаря своей схожести с природными объектами стали украшением городской среды. Характерным примером авторской позиции стал Музей имени Соломона Гуггенхайма. Спроектированный так, чтобы быть похожим на перевернутую раковину, музей является настоящей архитектурной жемчужиной для центральной части Нью-Йорка.
Многие исследователи полагают, что Музей Гуггенхайма является последним проектом Райта, завершение его творческого пути. На самом деле это не так. Лебединой песней великого архитектора стала православная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в пригороде Милуоки.
Проектируя храм Благовещения, Райт вернулся к первоначальным принципам органической архитектуры — церковное здание гармонично вписывается в окружающий его ландшафт. Традиционный для храмов в честь Богоматери голубой купол как бы сливается с небом и отражается в бассейне, расположенном напротив главного входа. Райтом были также учтены устои византийского храмоздания — церковь зиждется на крестообразном основании. Одним из украшений Благовещенской церкви являются ее витражи. Они вместе с многочисленными полусферами и как будто парящим куполом придают храму удивительную легкость.
Храм в честь Благовещения принадлежит Греческой Церкви на территории США. Сам Райт православным не был. Всю свою жизнь он оставался протестантом (причем не слишком благочестивым). Сложно сказать — был ли последний проект Райта просто очередным проектом или его осознанным выбором, ставшим выражением его обращения к Богу. Хочется верить, что второе...
Все выпуски программы Вселенная православия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема