1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!
23 В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
«Быть вместе»

Фото: Andrea Piacquadio / Pexels
«Деньги — это самое дешёвое, что у нас есть» — выловило моё невнимательное ухо чей-то диалог из утреннего радиоэфира. В первую секунду я иронично усмехнулась. Ведь деньги дают свободу, сколько добрых дел можно совершить с помощью денег! Но потом всё же задумалась.
Мне кажется или в последнее время в эфире всё чаще слышны призывы к возвращению старых традиций? Человечество будто кинулось на поиски твёрдой, стабильной почвы под ногами, которая про вечное и подлинное.
Да что человечество, достаточно оглянуться вокруг. Например, моя бабушка достала с антресоли кулинарную тетрадь её молодости и штудирует фирменные рецепты для праздничного рождественского стола. Коллеги по работе возобновили обычай готовить друг другу подарки на день рождения. Мы с детьми решили снова собираться за ужином. Как в те добрые времена, когда домашняя еда делала наши разговоры вкуснее, душевнее, роднее.
Я искренне верю, что в неспешном и тёплом общении людей — с друзьями, родителями, бабушками и дедушками — сокрыто подлинное лекарство от тревоги. Именно в нём можно найти целительный источник радости. Это же не сложно — быть друг ко другу чуть внимательнее. Вероятно, для этого понадобится чуть сбавить темп, даже утром, когда, казалось бы, все спешат! И, возможно, тогда станет понятно, почему «деньги — это самое дешевое, что у нас есть».
Текст Виктории Каушанской читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
30 марта. О клятве Бога

В 6-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою».
О клятве Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В Ветхом Завете Бог являлся людям тем способом, который им был доступен для восприятия. Так, Бог являлся несколько раз Аврааму из купины горящего куста. И потом на горе Синай голос Божий слышал пророк Моисей. Принимающая сторона должна была убедиться, что к ней действительно обращается высшее существо — Бог. Это проверялось чудесами и исполнением обещанного. Для доказательства, что обещанное сбудется, Всевышний употреблял способ, принятый у людей — клятву. Но если люди для утверждения своих слов апеллировали к высшим авторитетам, то Господь, наивысшая ценность, может для утверждения слов клясться только самим собой. Именно об этом и говорит апостол Павел. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся самим собою. Но всегда эта клятва подтверждалась делами, которые и свидетельствовали об истинности Божьего обещания. Так Сын Божий, Господь Иисус Христос, однажды и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Будем верить Божьим обещаниям, ибо они подтверждены делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 марта. О книгопечатании на Руси

Сегодня 30 марта. В этот день в 1569 году первопечатник Иван Федоров опубликовал «Евангелие учительное».
О книгопечатании на Руси — протоиерей Владимир Быстрый.
Иван Федоров, родившийся в городе Полоцке, стал пионером книгопечатания в России. Его труд был не просто техническим достижением, но и культурным прорывом. До появления печатных книг знания передавались исключительно устно или записывались вручную. Это делало их доступными лишь немногим. Появление печатного слова изменило этот порядок вещей. Теперь книги стали доступны широкой аудитории, что способствовало распространению грамотности и образования. «Евангелие учительное» — это произведение, которое стало основой для дальнейшего развития русской литературы и печатного дела. В нем содержатся не только священные тексты, но и комментарии, которые помогали людям лучше понять учение Христа. Это было особенно важно в то время, когда церковные знания были недоступны для большинства народа. Печатные книги сыграли ключевую роль в формировании русской культуры. Они способствовали развитию языка, литературы и образования. Благодаря Федорову и его последователям на Руси началась эпоха, когда книги стали неотъемлемой частью жизни людей. Они стали инструментом для передачи знаний, формирования общественного мнения и развития духовной жизни. Можно сказать, что 30 марта 1569 года — это символ начала новой эпохи в русской истории. Появление печатных книг открыло двери для распространения знаний и культуры, сделав их доступными для всех. Иван Федоров оставил неизгладимый след в истории, и его вклад в развитие русской литературы и образования невозможно переоценить.
Все выпуски программы Актуальная тема