Архимандрит Савва Мажуко признался однажды, что считает церковную публицистику явлением предсказуемым. Безусловно, любопытно услышать такое мнение из уст известного современного православного публициста, каким является отец Савва. Но батюшка поясняет, что он имеет в виду. Так или иначе, церковная публицистика вращается вокруг церковного календаря: самые распространённые её жанры — проповедь на текущий праздник или евангельское чтение дня. А поскольку всё это на протяжении вот уже многих веков осмыслено Церковью, то и написать что-то принципиально новое, по сути, невозможно. Таким образом, у церковного публициста рано или поздно возникает ощущение некоей неизбежности той или иной темы. И это в общем — совсем даже не плохо, уверен отец Савва. Потому что есть вещи, неизбежность которых человеку, можно сказать, прямо необходима. Например — Неизбежность Пасхи. Именно так архимандрит Савва Мажуко назвал сборник своих размышлений о смысле будней и праздников Великого Поста.
Признавшись, однако, в нелюбви к систематическому изложению материала, отец Савва решил отойти от привычного формата проповеди на каждый день, и оформил свои статьи в виде писем. Которые адресовал всем без исключения: и тем, кто постится строго, и тем, кто пост не соблюдает, и тем, кто о посте не знает почти ничего.
Автор с первых же страниц книги даёт читателям определённую установку: говорить о Великом посте стоит исключительно как о самом красивом времени в жизни верующего человека. В книге «Неизбежность Пасхи» Отец Савва пишет об удивительных по своей красоте и силе постных Богослужениях. Например, о службах на Крестопоклонной неделе или о Лазаревой субботе, которую автор называет самым утешительным днём Великого поста. Кстати, в связи с этим праздником автор обращает внимание читателей на интересную деталь. В своде наставлений византийского историка XIV века Никифора КсанфОпула, который читается в этот день в храме, есть любопытная подробность о жизни воскрешённого Христом Лазаря: оказывается, после своего воскресения Лазарь питался только сладостями, и ничего, кроме сладкого, не вкушал! Отец Савва считает, что древний историк неслучайно упоминает об этом. Ведь сладости ассоциируются с радостью жизни. А с Воскресением Христа даже в том мрачном месте, откуда Лазарь был вызволен, всё станет по-другому, и оно засияет светом Божьей Любви, а неизбежность смерти сменится Неизбежностью Пасхи — праздника вечной жизни.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых