Картина «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» посвящена ветхозаветному сюжету. Один из сыновей Иакова, Иосиф, был продан братьями в рабство. Что же произошло дальше? Раскаялись ли братья? Узнаем об этом из выпуска программы о картине Александра Иванова.

— Владимир Николаевич, рада приветствовать вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Как вы кстати! Я тут весь измучился, разгадывая смысл картины.
— Какое же полотно так вас озадачило?
— А вот, работа Александра Иванова. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина». О ком вообще эта картина? Что за Иосиф с братьями?
— Своё полотно, написанное в 1833 году, Александр Иванов посвятил библейскому сюжету об Иосифе — сыне ветхозаветного патриарха Иакова. Иосифа продали в рабство в Египет его родные братья.
— Да, да, припоминаю! Я читал про Иакова и его сыновей в детской Библии, мы дочке её купили сто лет назад. Братья завидовали Иосифу, потому что отец особо к нему относился. Из зависти они и беды натворили. Я ещё тогда понять не мог, почему патриарх так выделял Иосифа среди других детей?
— Иосиф был кротким, послушным и ласковым. К тому же он — сын Рахили, любимой жены Иакова. Она умерла, рождая своего второго ребенка, Вениамина. Иаков тосковал по супруге и жалел сыновей, оставшихся без матери.
— Жалел, да не уберёг Иосифа.
— Зато его уберёг Бог. Юноша не пропал на чужбине. Дар прозорливости помог ему стать правой рукой фараона. На картине Александра Иванова мы видим Иосифа в дорогой египетской одежде. Он здесь богатый и влиятельный человек.
— А кто вот эти люди напротив Иосифа?
— Его братья. В голодный год они пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Иосиф безвозмездно насыпал им полные мешки, не открыв своего имени.
— А из-за чего братья Иосифа так волнуются? Один схватился за голову, другой того гляди разорвёт на себе одежду. И что за мальчик рядом с ними?
— Мальчик — это Вениамин, второй сын Рахили. Иосиф, увидев любимого брата впервые после долгой разлуки, не захотел с ним расставаться. И пошёл на хитрость. Он тайком подложил Вениамину в дорожный мешок свою драгоценную чашу, а когда братья отправились домой, нагнал их и обвинил в краже. Сыновья Иакова возмутились и предложили их обыскать. Этого и хотел Иосиф. Он сказал — у кого в мешке окажется чаша, тот должен остаться рабом у меня в Египте.
— А-аа, вот теперь понятно, почему люди на картине рвут на себе волосы — не хотят мальчика в Египте оставлять. И что же они решили?
— Один из братьев вызвался остаться в плену вместо Вениамина. Он сказал, что отец не переживёт горя, потеряв второго любимого сына. Растроганный этим поступком, Иосиф заплакал и назвал свое имя.
— И как братья отреагировали? Небось, испугались, что Иосиф отомстит им за давнюю обиду?
— Братьям было и страшно, и стыдно. Но Иосиф их утешал: «Не печальтесь, ведь причинённое мне зло Бог обратил во благо!».
— Страдание во благо. Разве такое бывает?
— Не просто бывает, Владимир Николаевич. На этом мир держится. Ведь Иосиф — это прообраз Христа, который своими Крестными страданиями проложил человечеству путь в радостную Вечность, в Царство Небесное. Именно эта мысль и вдохновила Александра Иванова написать картину «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина».
— И как же мне повезло, что я увидел это полотно в Третьяковской галерее и выслушал ваш рассказ!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Алексей Варламов

У нас в студии был ректор литературного института имени Горького Алексей Варламов.
Разговор шел о жизненном пути знаменитого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова: о ключевых событиях, главных вызовах и отношениях с Богом.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер