
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди псалмов есть те, на которых Церковь сделала особый акцент, такого рода псалмы включены в качестве неотъемлемых частей в православное богослужение. Один из них — это псалом 142-й, сегодня во время богослужения он звучит два раза: как часть Шестопсалмия и во время чтения 19-й кафизмы, в состав которой входит этот псалом. Давайте его послушаем и попытаемся понять, чем же обусловлено повышенное внимание Церкви к нему.
Псалом 142.
Псалом Давида, [когда он преследуем был сыном своим Авессаломом].
1 Господи! услышь молитву мою, вне́мли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей
2 и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
3 Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, прину́дил меня жить во тьме, как давно уме́рших, —
4 и уны́л во мне дух мой, онеме́ло во мне сердце моё.
5 Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
6 Простира́ю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
7 Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
8 Дару́й мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
9 Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
10 Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды.
11 Ради имени Твоего, Господи, оживи́ меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
12 И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.
Известно, что прозвучавший псалом был написан царём Давидом в ситуации, которая, к счастью, является если и не исключительной, то крайне редкой: Давид подвергался гонению со стороны своего сына Авессалома, Авессалом хотел завладеть царским престолом, и для этого ему необходимо было физически уничтожить отца. Здесь в одной точке сошлись сразу три ужасных преступления: стремление к убийству человека, предательство и стремление к убийству отца. Можно лишь догадываться о всей глубине переживаний Давида, ведь написанные в этот период псалмы, несмотря на всю их гениальность, как и любой другой текст, не способны передать весь спектр чувств и мыслей человека.
Основной посыл псалма — ужас гонимого праведника. Однако праведник потому и праведник, что он всё своё упование возлагает на Бога, и это не какое-то бессилие, это трезвенное понимание мира и своего места в нём, да и заподозрить Давида в слабости может лишь тот, кто совершенно ничего не знает о нём.
Но почему же этот псалом так часто звучит во время православного богослужения, ведь кажется, что он не имеет непосредственного отношения к жизни верующих? Да, нас не гонят вооружённые мятежники, и наши дети не пытаются нас убить, но мы гонимы собственными страстями, которые значительно коварнее и злее Авессалома. Авессалом был сыном Давида, а наши страсти — это нечто большее, чем сын, это то, что живёт внутри нас, то, что слилось с нами, то, что мы зачастую воспринимаем как часть нашего естества, как собственную «изюминку», без которой наша личность утратит, как нам кажется, свою привлекательную индивидуальность.
С этими врагами бороться во много крат сложнее, чем с врагами внешними, но принцип борьбы всё тот же, и о нём сказано в прозвучавшем сегодня псалме: смиренное осознание своего плачевного положения и воззвание к Богу, Который не может не спасти всех от сердца вопиющих к Нему.
Псалом 142. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 142. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «фарисей» знают все — и верующие, и неверующие. Причём, иногда даже не в прямом значении, которое оно имело в истории народа израильского, но в значении лицемера, смотрящего на всех сверху вниз. При этом странным образом нередко именно верующие люди, которые уж точно понимают опасность фарисейства, начинают вести себя по-фарисейски. Почему это происходит и самое главное, как от этого избавиться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 4-ой главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Помню, когда я поступил в университет на филологический факультет, мне довольно часто приходилось слышать фразу «в школе говорят, что это так, но на самом деле всё сложнее, а иногда и вовсе не так», и подобный подход характерен не только для филологии. Наука развивается, и то, что считалось правильным, оказывается не совсем правильным или даже просто неправильным. На первый взгляд в богословии подобный подход невозможен. Однако одно дело догматы — как вечные истины о Боге, мире и человеке, и другое дело — формулировки и особенно попытки объяснения, которые бывали менее или более удачными у разных авторов. Да и в нравственной сфере тоже не так просто, ведь Бог, обращая к людям заповеди, учитывал их духовное состояние. Именно поэтому заповеди Ветхого Завета заменены новозаветными. Естественно, и в сфере нравственной есть вещи, которые от завета к завету оставались неизменными. Впрочем, дело не только в изменении форм или норм, порой через время оказывается, что человек был прав, а его гонители нет. Кроме очевидных библейских примеров Спасителя или архидиакона Стефана, из истории вспоминаются святитель Иоанн Златоуст или преподобный Максим Исповедник, которые были гонимы и обличаемы при жизни и прославлены как святые после смерти. Причём, самое важное для нашего разговора — гонимы не язычниками, а теми, кто называл себя христианами.
Сегодняшний отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам начинается с очень важного призыва к верующим: «не судить до времени, пока не придёт Господь». Этот призыв не касается смертных грехов или ересей, потому что в другом месте этого же послания апостол говорит, что коринфяне должны были сами оценить смертный грех кровосмесителя как недопустимый и даже изгнать этого человека из общины. Подобным образом он не раз предупреждал христиан других общин остерегаться лжеучителей. Но в то же время, там, где нет очевидного нарушения заповедей, лучше предполагать добрые намерения, а не злые, и не судить. Почему? Потому что только Бог — сердцеведец и только Он знает сердечные намерения. Павел видит, что коринфскую общину разделяют противоречия, так как одним ближе его подход, а другим подход Аполлоса. Апостол призывает учеников не думать о себе много, то есть не судить, опираясь на личные вкусы и представления, потому что может оказаться, что перед Богом прав и тот, и другой, потому что в своих намерениях они оба стремились исполнить волю Божию, пусть и способ исполнения у каждого несколько отличался.
Очевидно, что призыв апостола Павла актуален и сегодня. Когда мы смотрим на других христиан, мы нередко позволяем себе оценки, даже не задумываясь о том, что можем исходить из неполноты информации, незнания условий, изнутри которых они действуют, непонимания духовных законов, по которым развивается человек. И вместо того, чтобы судить других, нам стоит помнить, что мы, как и каждый человек, получили свой дар Господа и призваны развивать его в служении людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о сокровище, жемчужине и о неводе». Протоиерей Андрей Юревич

У нас в студии был настоятель храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешниве в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности об образах найденного сокровища, купленной жемчужины и невода, в чем особенность этих образов и как эти притчи можно проецировать на современную жизнь.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Этические нормы в бизнесе». Сергей Иванов

Гостем рубрики «Вера и дело» был исполнительный директор Группы компаний «Эфко» Сергей Иванов.
Мы говорили от том, как применение этических норм в бизнесе может служить важным инструментом развития и даже положительно влиять на эффективность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело