Праздник Вознесения Господня отмечается на сороковой день после Пасхи и ежегодно выпадает на четверг. У нас в России в светском календаре этот праздник никак не обозначен. Иначе обстоит дело в Финляндии, в которой Вознесение не только почитается проживающими здесь протестантами и православными, но еще и является государственным выходным днем. На Вознесение практически все учреждения и магазины в Финляндии не работают. Общественный транспорт ходит по праздничному расписанию, то есть очень редко.
Вознесение по-фински называется «Хелаторстай» и переводится очень просто — «святой четверг». Финны, православные и неправославные, очень трепетно относятся к празднованию Вознесения. Абсолютное большинство православных финнов в этот день стараются с утра посетить богослужение. На Вознесение оно особенно красиво. Священники для богослужения надевают праздничные белые облачения. А сама служба обычно проводится под открытым небом. По окончании богослужения люди выпускают белых голубей — символ Хелаторстая.
Финны с давних времен считают, что на Вознесение необходимо сделать хотя бы одно доброе дело. За старание и доброту в этот день Бог потом воздаст сторицей — так считают финны.
Еще одним отличительным признаком Вознесения является то, что праздник этот — исключительно тихий, семейный. У финнов есть поговорка, что даже трава не растёт на Хелаторстай. На Вознесение не принято устраивать шумных гуляний и торжеств. После посещения богослужения и выполнения добрых дел финны собираются на семейное застолье, которое проходит очень тихо и мирно.
Ещё на Хелаторстай в Финляндии принято собирать травы. Финны считают, что собранные на Вознесение растения обретают удивительную силу. Потому именно на Хелаторстай жители Финляндии, например, запасаются травяным чаем на весь год. Безусловно, традиция собирать травы актуальна прежде всего для сельских жителей. Однако и горожане не оставляют возможности собрать душистые растения. Вот только не в поле, а с прилавка супермаркета. Тем не менее, даже в такой форме финны рады исполнить древний обычай Хелаторстая.
Раньше в Финляндии было принято в день Вознесения разжигать костры и устраивать вечерние гуляния. Ведь Вознесение считалось временем для сватовства. Теперь, конечно, всё это в прошлом. Тем не менее, праздничная атмосфера на Хелаторстай чувствуется в Финляндии абсолютно везде.
Все выпуски программы Вселенная православия
8 мая. Об апостольской проповеди
Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и Евангелиста Марка.
Об апостольской проповеди, — священник Алексий Долгов.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.05.2024)
Деяния святых апостолов
Деян., 5 зач., II, 22-36
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Есть ли в наше время люди, подобные апостолам? Или же это служение — атрибут исключительно древней Церкви? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 2-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Книгу Деяний апостольских иногда называют Евангелием воскресения. С такой силой в ней делается акцент на том, что Иисус Христос действительно умер и восстал из мёртвых. Эта мысль выходит на первый план не столько благодаря многочисленным рассуждениям, сколько деяниям апостолов. Другими словами, если бы не было Пасхи Христовой, ученики Спасителя не смогли бы совершить тех дел, о которых говорится в книге. Они не пошли бы проповедовать Евангелие. Скорее всего они просто перестали бы существовать как группа. Разбежались бы. Каждый пошёл бы по жизни своей дорогой.
Вместо этого мы видим небывалый энтузиазм и воодушевление. Не слишком образованные, провинциальные, без всякой финансовой и административной поддержки, вопреки запретам сильных мира сего, не обращая внимание на угрозу потерять свободу, здоровье и саму жизнь, апостолы говорят о Христе. О том, что Он воскрес. Само по себе это действие — яркое свидетельство истины их слов. Это яркое свидетельство того, что их вера живая. Её подпитывает мощный источник. Сердце апостолов будто наполнено огнём, жар от которого чувствуют и они сами, и о окружающие. Это энергия божественной благодати. Она побуждает учеников говорить о Своём Учителе, а людей слушать их и принимать всё сказанное с доверием.
Бог устроил человеческое существо таким образом, что, если Божественная благодать наполняет наше сердце, её невозможно скрыть. Её невозможно спрятать от окружающих и сделать своим личным достоянием. Она жаждет излиться наружу — побуждает нас делиться этой радостью с другими. И этому позыву невозможно противиться. Даже если существует угроза физической расправы или смерти, сила Божия такова, что её невозможно удержать. Древний пророк Иеремия очень красноречиво свидетельствует об этом: «Ты влёк меня, Господи, — и я увлечён; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною... И подумал я: не буду я напоминать о Нём и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моём, как бы горящий огонь, заключённый в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог». Не мог пророк не говорить о Боге своим соплеменникам. Несмотря на то, что они смеялись над ним и гнали его. Как говорил Христос в Евангелии, «Никто, зажегши свечу, не ставит её в сокровенном месте, ни под сосудом, но [ставит её] на подсвечнике, чтобы входящие видели свет».
Важный духовный принцип следует из этого. Если мы Божии, если Его благодать живёт в нас, мы не можем не свидетельствовать о Нём. Это не означает, что мы должны с каждым встречным говорить о Боге, доказывая истинность христианства. Внешне наша жизнь может быть волне обычной. Работа, семья, бытовые обязанности. Однако если человек стремится, подобно апостолам, не просто говорить о Евангелии, но исполнять Его, жить им, искать волю Божию и служить своим ближним, даже самые привычные и рутинные дела, которые он совершает, преображаются. Господь наполняет каждую нашу мысль, каждое наше слово и поступок светом Своей благодати. И так делает нас живыми свидетелями и проповедниками Своего Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов