
Фото: Mark van Jaarsveld / Unsplash
В 1802 году по указу императора Александра I было создано Министерство иностранных дел, которое занималось внешнеполитическими делами Российской империи. В ведомство министерства входили русские посольства и дипломатические миссии, расположенные в разных странах. При каждом представительстве, кроме послов и сотрудников, службу несли православные священники. В здании посольств или рядом с ними устраивались домовые церкви. Они назывались «посольскими» и тоже входили в ведение министерства иностранных дел. Так в Риме на территории русского представительства с 1836 года находился храм святителя Николая Чудотворца, а в Берлине в 1837 году был устроен храм во имя равноапостольного князя Владимира. Подобные посольские церкви появились в Лондоне, Вене, Копенгагене и других городах. К концу правления императора Николая II при посольствах действовало 15 церквей.
Храм в посольстве был необходим для окормления русских путешественников и служащих представительств. Многие дипломаты годами выполняли свою заграничную работу в странах, где не было распространено православие. Для них посольская церковь была важным местом, служащие могли участвовать в Литургии и Таинствах, таких как Исповедь и Причастие.
Исследователи отмечают, что штат православного духовенства за рубежом состоял из одного или нескольких священников, иногда дьякона и псаломщиков, которые получали жалование от министерства иностранных дел. Для зарубежного служения Святейший Синод выбирал самых образованных священнослужителей, со знанием иностранных языков. Кандидатура согласовывалась Министерством иностранных дел. Посольские священники являлись официальными представителями России и сталкивались с разными внешнеполитическими вызовами. Например, в период Крымской войны в пятидесятых годах 19 века во Франции оказалось более тысячи пленных русских солдат и офицеров. Из-за военных действий Париж были вынуждены покинуть сотрудники посольства, за исключением священника — протоиерея Иосифа Васильева, который служил в посольском храме во имя апостолов Петра и Павла. Впоследствии, именно ему местные власти позволили встречаться с военнопленными. Он духовно окормлял их, служил требы и добился улучшения положения соотечественников, а в дальнейшем принимал участие в их возвращении на Родину. Русскому духовенству приходилось сталкиваться и с другими сложностями. Небольшие посольские церкви не всегда могли вместить всех желающих поучаствовать в богослужении. Поэтому русские миссии в европейских странах начали активно возводить новые храмы и соборы. Так, например, в 1861 году в Париже появился ещё один православный храм — во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1899 году был построен посольский храм в Вене во имя Святителя Николая Чудотворца.
В течение XIX века и в начале XX века священники продолжали нести службу при посольских храмах и заниматься делом возведения православных церквей за рубежом. После революции 1917 года многие зарубежные посольские церкви были юридически отделены от уже советских дипломатических представительств или закрыты.
К делу возведения русских храмов за границей вернулись в Российской Федерации. В 2006 году в Риме на территории русского посольства был освящён храм во имя святой Великомученицы Екатерины. В 2012 году при посольстве в Праге появился храм в честь мученицы Людмилы, княгини Чешской. Посетить их могут все желающие. Старинный посольский храм во имя Святителя Николая в Риме сейчас является одним из храмов Московского патриархата в Италии. В нём регулярно совершаются богослужения, которые может посетить каждый путешественник.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 117 зач., XV, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться не срываться на людей? Как приучить себя избегать тяжёлых конфликтных ситуаций и не ввязываться в распри и ссоры? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Одна из проблем, которую апостол Павел разбирает на страницах своего послания к Римлянам, — это проблема раздоров в общине римских христиан. Верующие конфликтовали друг с другом по поводу некоторых ритуальных правил. В частности, между ними был спор о том, насколько строго им необходимо воздерживаться от мясной пищи и, вообще, придерживаться всякого рода гастрономических ограничений. Кто-то относился к телесному посту с чрезмерной серьёзностью. Кто-то делал акцент в своей духовной жизни совсем на другом и особо не беспокоился о том, что именно употреблять в пищу.
Апостол Павел старается примирить враждующие стороны. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию», — призывает он римских христиан. Большинство из них пришло в Церковь из язычества. И сам факт того, что это произошло, — является проявлением безграничной милости Божией. Господь сделал Своими учениками тех, с кем, согласно ветхозаветному закону, было нельзя садиться даже за один стол. Вот точно так и они сами должны теперь поступать со своими собратьями во Христе. Учиться снисходить друг ко другу даже в тех вопросах, которые кажутся им принципиальными.
Апостол уверен, что верующие смогут переступить через свои амбиции, перестанут доказывать друг другу свою правоту, проявят великодушие, уступчивость и найдут-таки компромисс. На это у них есть достаточно сил. Поэтому Павел и пишет: «вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Сами христиане могут об этом не подозревать, но эти таланты даны им Духом Божиим в силу того, что они крестились в Иисуса Христа. Всё, что от них требуется, — раскрыть эти таланты. То есть начать совершать действия, как будто они ими обладают.
Это прекрасная иллюстрация того, как в своей жизни можем действовать и мы. Опыт конфликта есть у каждого из нас без исключения. Мы сталкиваемся с людьми дома, на улице, в общественном транспорте, на работе. Противостоять другому человеку даже на уровне взгляда и тонкого движения сердца для нас очень естественно. Так мы вроде как очерчиваем и защищаем свои границы. И если мы рассмотрим любой свой прожитый день внимательно, то может быть сильно удивлены тому, насколько это сопротивление является нормой нашей ежедневной жизни. Нередко оно перерастает в открытое столкновение и даже в скандал, который в итоге приносит душевную боль.
Апостол Павел уверяет, что мы не обязаны уходить с головой в эту войну всех против всех. У нас есть намного больше внутренних сил, чем мы можем себе представить. Бог дал нам власть гасить любой ненужный конфликт в зародыше. Для этого необходимо всего лишь научиться действовать с теми, кто рядом с нами, по принципу «как будто». Как будто мы умеем миловать и прощать, быть понимающими и снисходительными. Постепенно эти механические действия станут для нас естественными и привычными. А вместе с ними в зависимости от нашего усердия в нашем сердце будет оживать источник благости и познания Бога. Господь наполнит нас — и мы сможем наставлять друг друга с милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть «автомобили жизни» продолжают доставлять помощь семьям и старикам в зону конфликта

Сотрудники и волонтёры Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии уже три года выезжают в сёла, которые находятся в зоне боевых действий. Каждый день на легковых автомобилях, газелях, они доставляют по разбитым дорогам еду, воду, лекарства и одежду — то, без чего мирным жителям не обойтись.
«В первую очередь помогаем сёлам, где нет ни света, ни воды, куда не добираются гуманитарные машины других служб», — рассказывает отец Дмитрий Кротков, руководитель гуманитарного центра.
Автомобили приходится загружать до предела, чтобы уместить в одну машину то, что по-хорошему нужно везти на трёх. Ведь ехать большой колонной в прифронтовой зоне — огромный риск.

Люди ждут эти машины как спасение. «Они уже знают, что мы привезём не только груз первой необходимости, но и для каждого ребёнка найдём конфетку, обнимем и утешим. Когда приезжаю, дети бегут ко мне: „Батюшка, а вы нам игрушечку привезли?“ Раздаю им то, что собрали добрые люди», — рассказывает отец Дмитрий.
Помимо этого, команда гуманитарного центра привозит медицинское оборудование и средства ухода в больницы, дома престарелых, а также интернаты для детей с инвалидностью.
От обстрелов, нагрузки и экстремальных условий машины быстро изнашиваются и требуют ремонта. Но денег на то, чтобы привести их в порядок — не хватает. Почти всё уходит на продукты и лекарства для людей. Потратиться на ремонт — значит оставить без еды десятки семей. Однако и без надёжного транспорта тоже не обойтись.
Поэтому отец Дмитрий, руководитель Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии, обращается за поддержкой ко всем, кто в силах помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ф.М. Достоевский как религиозный философ». Борис Межуев

У нас в гостях был доцент философского факультета МГУ Борис Межуев.
Разговор шел о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном философе, и как его взгляды и поиски отражались в его произведениях.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер