
Во всём мире среди филокартистов — людей, которые коллекционируют почтовые открытки — высоко ценятся работы советского и российского художника Владимира Зарубина. Их знает, пожалуй, каждый: весёлые медведи, ёжики и зайцы в новогоднем лесу наряжают ёлку, танцуют, поют, веселятся, ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Новогодние открытки Зарубина дарили светлое праздничное настроение нескольким поколениям. «Маленькая сказка в рисунке» — так называл свои работы художник. А его самого называли человеком, который нарисовал Новый год.
Тягу к кисти и краскам Владимир почувствовал, когда ему не исполнилось и пяти лет. Первый же его рисунок — бегущая лошадь — был настолько хорош, что привёл в восхищение не только родителей и братьев, но и односельчан. Будущий художник жил тогда в деревне Андрияновке на Орловщине. В конце 30-х годов 20-го века семья Зарубиных перебралась на жительство в Лисичанск. А вскоре началась Великая Отечественная война. В 1942-м город оккупировали немцы. Фашисты собрали всё трудоспособное население, включая подростков, и вывезли в Германию — в рабочий концлагерь. Попал туда и 19-летний Володя Зарубин. Он не любил рассказывать о том страшном времени. Говорил только, что насмотрелся и на людские страдания, и на пытки. Но даже в столь тяжёлых испытаниях молодой человек сумел сохранить светлую душу и способность радоваться жизни. Зарубин вернулся домой в 1945-м. Устроился работать на завод. Взяли его слесарем, а когда узнали, что Владимир рисует, возложили на Зарубина обязанности художника-оформителя. Интересно, что классического художественного образования Владимир Иванович за всю жизнь так и не получил.
Окончил Зарубин только курсы мультипликаторов. Он тогда переехал в Москву, работал оформителем на радиоэлектронном заводе. Шёл домой после смены, и увидел объявление о наборе в школу «Союзмультфильма». И сразу понял — это то, что ему нужно! Рисовать мультфильмы, дарить людям волшебство и радость. Владимир стал работать на «Союзмультфильме». Рисовал персонажей всеми любимых мультипликационных фильмов — «Ну, погоди!», «Бременские музыканты», «Жил был пёс». Владимир Зарубин принял участие в создании более ста тридцати мультфильмов.
А в начале 1960-х начал рисовать открытки. Поначалу это было чем-то вроде хобби. Зайчата, снеговики, белочки и ежата словно сами просились на бумагу. Владимир рисовал их по ночам, после работы. Забавные, живые, добродушные лесные зверята Зарубина очень понравились известному художнику советских почтовых марок Юрию Ряховскому. И он предложил Владимиру выпустить серию открыток. Художественная комиссия ворчала: что это за ёжики в шапочках? Где здесь социалистическая идеология? Однако тираж утвердили. И он разлетелся за считанные дни! На этих сказочных и добрых открытках людям хотелось писать своим близким самые тёплые пожелания. И с нетерпением ждали новых работ Владимира Зарубина. Люди верили, что художник, который рисует таких трогательных и душевных персонажей, сам должен быть очень искренним человеком. Поэтому запросто, как старому другу, писали Зарубину письма, в которых благодарили за прекрасные рисунки. И Владимир Иванович с радостью и теплотой отвечал каждому. О своей работе он говорил: «Рисую, надеясь на самое важное: может быть, мои открытки помогут людям стать немного добрее».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема