Любовь матери к детям подобна заботе Бога о каждом из нас. Картина «Молодые матери» — одна из последних работ Владимира Гаврилова. Живописец больше десяти лет вынашивал план создать полотно, посвящённое материнству, и ему это удалось, слава Богу!

«Молодые матери» Владимир Гаврилов, 1970 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, а почему вы пригласили меня именно в этот филиал Третьяковской галереи, на Крымский вал? Почему не в Лаврушенский переулок?
— Потому что именно здесь, в Новой Третьяковке, находится картина, которую я хочу показать тебе, Наташенька. Ведь ты же хотела найти художественное произведение, о котором можно рассказать школьникам в День матери? Мне кажется, я знаю, что тебе подойдёт.
— Это работа кого-то из советских художников? Ведь здесь большая коллекция полотен того времени.
— Владимир Гаврилов, действительно, работал в середине двадцатого века. Но назвать его советским художником у меня не поворачивается язык. Содержание творчества Владимира Николаевича многогранно. А вот и картина, ради которой мы пришли в Новую Третьяковку. Называется она «Молодые матери».
— Маргарита Константиновна, да это же настоящий шедевр! Всё просто, понятно, и глаз оторвать невозможно, хочется смотреть и смотреть. Три молодые мамы сидят на завалинке у стены деревянного дома. У двоих на руках младенцы, ребёнок третьей женщины спит в коляске.
— Художник изобразил солнечный весенний день. Героини картины нежатся на пригреве — им выпала минута покоя. Дети спят, мамочки любуются чадами, и взгляды их полны ласки.
— Сюжет, вроде бы, незамысловатый, но сколько в картине тепла!
— Это верно! Неспроста в тройном портрете Владимир Гаврилов использовал богатую палитру тёплых тонов. Алый, оранжевый, жёлтый, несколько оттенков охры создают ощущение, что возле картины можно согреться.
— Но тёплыми красками выполнена только верхняя часть картины.
— Очень меткое замечание. Полотно поделено по горизонтали на две равные части. Матери с детьми изображены вверху, а в нижней половине картины — лишь снег. И какой это снег! Лиловый, сиреневый, голубой. В нём отражается яркое весеннее небо, и длинные синие тени деревьев похожи на сеть, в которой запутались облака.
— Интересная какая идея — вот так разделить картину!
— Не просто интересная — гениальная! Этот приём создает ощущение, что героини картины поднялись над землей, парят в воздухе. И весь их немудрёный быт причастен не только к земле, но и к небу.
— К небу — значит, к Богу?
— Я не знаю, был ли Владимир Гаврилов верующим человеком, но на картине «Молодые матери» он запечатлел любовь в одной из её величайших сторон. А любовь — это свойство Бога.
— А почему вы назвали материнскую любовь одной из величайших?
— Потому что отношение матери к ребёнку бескорыстно и самоотверженно.
— Вы думаете, Владимир Гаврилов задумывался об этом?
— Безусловно! Он больше десяти лет вынашивал план написать картину о материнстве, а значит, и размышлял на эту тему.
— Больше десяти лет?? Но почему он так долго не приступал к работе?
— Владимир Николаевич брался за кисть, когда уже чётко видел будущую картину. У художника не было случайных работ, и с каждым полотном он становился более зрелым. «Молодые матери» — одно из последних произведений Владимира Гаврилова. Живописец закончил его в 1970 году, за полгода до смерти. Картина о любви стала венцом его творчества. Теперь она — часть достояния Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер