Любовь матери к детям подобна заботе Бога о каждом из нас. Картина «Молодые матери» — одна из последних работ Владимира Гаврилова. Живописец больше десяти лет вынашивал план создать полотно, посвящённое материнству, и ему это удалось, слава Богу!

«Молодые матери» Владимир Гаврилов, 1970 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, а почему вы пригласили меня именно в этот филиал Третьяковской галереи, на Крымский вал? Почему не в Лаврушенский переулок?
— Потому что именно здесь, в Новой Третьяковке, находится картина, которую я хочу показать тебе, Наташенька. Ведь ты же хотела найти художественное произведение, о котором можно рассказать школьникам в День матери? Мне кажется, я знаю, что тебе подойдёт.
— Это работа кого-то из советских художников? Ведь здесь большая коллекция полотен того времени.
— Владимир Гаврилов, действительно, работал в середине двадцатого века. Но назвать его советским художником у меня не поворачивается язык. Содержание творчества Владимира Николаевича многогранно. А вот и картина, ради которой мы пришли в Новую Третьяковку. Называется она «Молодые матери».
— Маргарита Константиновна, да это же настоящий шедевр! Всё просто, понятно, и глаз оторвать невозможно, хочется смотреть и смотреть. Три молодые мамы сидят на завалинке у стены деревянного дома. У двоих на руках младенцы, ребёнок третьей женщины спит в коляске.
— Художник изобразил солнечный весенний день. Героини картины нежатся на пригреве — им выпала минута покоя. Дети спят, мамочки любуются чадами, и взгляды их полны ласки.
— Сюжет, вроде бы, незамысловатый, но сколько в картине тепла!
— Это верно! Неспроста в тройном портрете Владимир Гаврилов использовал богатую палитру тёплых тонов. Алый, оранжевый, жёлтый, несколько оттенков охры создают ощущение, что возле картины можно согреться.
— Но тёплыми красками выполнена только верхняя часть картины.
— Очень меткое замечание. Полотно поделено по горизонтали на две равные части. Матери с детьми изображены вверху, а в нижней половине картины — лишь снег. И какой это снег! Лиловый, сиреневый, голубой. В нём отражается яркое весеннее небо, и длинные синие тени деревьев похожи на сеть, в которой запутались облака.
— Интересная какая идея — вот так разделить картину!
— Не просто интересная — гениальная! Этот приём создает ощущение, что героини картины поднялись над землей, парят в воздухе. И весь их немудрёный быт причастен не только к земле, но и к небу.
— К небу — значит, к Богу?
— Я не знаю, был ли Владимир Гаврилов верующим человеком, но на картине «Молодые матери» он запечатлел любовь в одной из её величайших сторон. А любовь — это свойство Бога.
— А почему вы назвали материнскую любовь одной из величайших?
— Потому что отношение матери к ребёнку бескорыстно и самоотверженно.
— Вы думаете, Владимир Гаврилов задумывался об этом?
— Безусловно! Он больше десяти лет вынашивал план написать картину о материнстве, а значит, и размышлял на эту тему.
— Больше десяти лет?? Но почему он так долго не приступал к работе?
— Владимир Николаевич брался за кисть, когда уже чётко видел будущую картину. У художника не было случайных работ, и с каждым полотном он становился более зрелым. «Молодые матери» — одно из последних произведений Владимира Гаврилова. Живописец закончил его в 1970 году, за полгода до смерти. Картина о любви стала венцом его творчества. Теперь она — часть достояния Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер