Тепло материнской любви глазами художника Владимира Гаврилова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Тепло материнской любви глазами художника Владимира Гаврилова

* Поделиться

Любовь матери к детям подобна заботе Бога о каждом из нас. Картина «Молодые матери» — одна из последних работ Владимира Гаврилова. Живописец больше десяти лет вынашивал план создать полотно, посвящённое материнству, и ему это удалось, слава Богу!


«Молодые матери» Владимир Гаврилов, 1970 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Маргарита Константиновна, а почему вы пригласили меня именно в этот филиал Третьяковской галереи, на Крымский вал? Почему не в Лаврушенский переулок?

— Потому что именно здесь, в Новой Третьяковке, находится картина, которую я хочу показать тебе, Наташенька. Ведь ты же хотела найти художественное произведение, о котором можно рассказать школьникам в День матери? Мне кажется, я знаю, что тебе подойдёт.

— Это работа кого-то из советских художников? Ведь здесь большая коллекция полотен того времени.

— Владимир Гаврилов, действительно, работал в середине двадцатого века. Но назвать его советским художником у меня не поворачивается язык. Содержание творчества Владимира Николаевича многогранно. А вот и картина, ради которой мы пришли в Новую Третьяковку. Называется она «Молодые матери».

— Маргарита Константиновна, да это же настоящий шедевр! Всё просто, понятно, и глаз оторвать невозможно, хочется смотреть и смотреть. Три молодые мамы сидят на завалинке у стены деревянного дома. У двоих на руках младенцы, ребёнок третьей женщины спит в коляске.

— Художник изобразил солнечный весенний день. Героини картины нежатся на пригреве — им выпала минута покоя. Дети спят, мамочки любуются чадами, и взгляды их полны ласки.

— Сюжет, вроде бы, незамысловатый, но сколько в картине тепла!

— Это верно! Неспроста в тройном портрете Владимир Гаврилов использовал богатую палитру тёплых тонов. Алый, оранжевый, жёлтый, несколько оттенков охры создают ощущение, что возле картины можно согреться.

— Но тёплыми красками выполнена только верхняя часть картины.

— Очень меткое замечание. Полотно поделено по горизонтали на две равные части. Матери с детьми изображены вверху, а в нижней половине картины — лишь снег. И какой это снег! Лиловый, сиреневый, голубой. В нём отражается яркое весеннее небо, и длинные синие тени деревьев похожи на сеть, в которой запутались облака.

— Интересная какая идея — вот так разделить картину!

— Не просто интересная — гениальная! Этот приём создает ощущение, что героини картины поднялись над землей, парят в воздухе. И весь их немудрёный быт причастен не только к земле, но и к небу.

— К небу — значит, к Богу?

— Я не знаю, был ли Владимир Гаврилов верующим человеком, но на картине «Молодые матери» он запечатлел любовь в одной из её величайших сторон. А любовь — это свойство Бога.

— А почему вы назвали материнскую любовь одной из величайших?

— Потому что отношение матери к ребёнку бескорыстно и самоотверженно.

— Вы думаете, Владимир Гаврилов задумывался об этом?

— Безусловно! Он больше десяти лет вынашивал план написать картину о материнстве, а значит, и размышлял на эту тему.

— Больше десяти лет?? Но почему он так долго не приступал к работе?

— Владимир Николаевич брался за кисть, когда уже чётко видел будущую картину. У художника не было случайных работ, и с каждым полотном он становился более зрелым. «Молодые матери» — одно из последних произведений Владимира Гаврилова. Живописец закончил его в 1970 году, за полгода до смерти. Картина о любви стала венцом его творчества. Теперь она — часть достояния Третьяковской галереи.


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем