Любовь матери к детям подобна заботе Бога о каждом из нас. Картина «Молодые матери» — одна из последних работ Владимира Гаврилова. Живописец больше десяти лет вынашивал план создать полотно, посвящённое материнству, и ему это удалось, слава Богу!
— Маргарита Константиновна, а почему вы пригласили меня именно в этот филиал Третьяковской галереи, на Крымский вал? Почему не в Лаврушенский переулок?
— Потому что именно здесь, в Новой Третьяковке, находится картина, которую я хочу показать тебе, Наташенька. Ведь ты же хотела найти художественное произведение, о котором можно рассказать школьникам в День матери? Мне кажется, я знаю, что тебе подойдёт.
— Это работа кого-то из советских художников? Ведь здесь большая коллекция полотен того времени.
— Владимир Гаврилов, действительно, работал в середине двадцатого века. Но назвать его советским художником у меня не поворачивается язык. Содержание творчества Владимира Николаевича многогранно. А вот и картина, ради которой мы пришли в Новую Третьяковку. Называется она «Молодые матери».
— Маргарита Константиновна, да это же настоящий шедевр! Всё просто, понятно, и глаз оторвать невозможно, хочется смотреть и смотреть. Три молодые мамы сидят на завалинке у стены деревянного дома. У двоих на руках младенцы, ребёнок третьей женщины спит в коляске.
— Художник изобразил солнечный весенний день. Героини картины нежатся на пригреве — им выпала минута покоя. Дети спят, мамочки любуются чадами, и взгляды их полны ласки.
— Сюжет, вроде бы, незамысловатый, но сколько в картине тепла!
— Это верно! Неспроста в тройном портрете Владимир Гаврилов использовал богатую палитру тёплых тонов. Алый, оранжевый, жёлтый, несколько оттенков охры создают ощущение, что возле картины можно согреться.
— Но тёплыми красками выполнена только верхняя часть картины.
— Очень меткое замечание. Полотно поделено по горизонтали на две равные части. Матери с детьми изображены вверху, а в нижней половине картины — лишь снег. И какой это снег! Лиловый, сиреневый, голубой. В нём отражается яркое весеннее небо, и длинные синие тени деревьев похожи на сеть, в которой запутались облака.
— Интересная какая идея — вот так разделить картину!
— Не просто интересная — гениальная! Этот приём создает ощущение, что героини картины поднялись над землей, парят в воздухе. И весь их немудрёный быт причастен не только к земле, но и к небу.
— К небу — значит, к Богу?
— Я не знаю, был ли Владимир Гаврилов верующим человеком, но на картине «Молодые матери» он запечатлел любовь в одной из её величайших сторон. А любовь — это свойство Бога.
— А почему вы назвали материнскую любовь одной из величайших?
— Потому что отношение матери к ребёнку бескорыстно и самоотверженно.
— Вы думаете, Владимир Гаврилов задумывался об этом?
— Безусловно! Он больше десяти лет вынашивал план написать картину о материнстве, а значит, и размышлял на эту тему.
— Больше десяти лет?? Но почему он так долго не приступал к работе?
— Владимир Николаевич брался за кисть, когда уже чётко видел будущую картину. У художника не было случайных работ, и с каждым полотном он становился более зрелым. «Молодые матери» — одно из последних произведений Владимира Гаврилова. Живописец закончил его в 1970 году, за полгода до смерти. Картина о любви стала венцом его творчества. Теперь она — часть достояния Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Каждый народ в истории выстраивал отношения с Богом по-своему. Это, естественно, оказывало влияние на историю, культуру и мировоззрение людей. Но означает ли это, что, рождаясь в одном народе, человек оказывается ближе к спасению, тогда как рождаясь в другом, дальше от него? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу. Давайте его послушаем.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
Многим людям, к какому бы народу они себя ни относили, свойственна одна и та же черта. Они готовы критиковать те или иные черты своих соплеменников, готовы признавать исторические ошибки и сложности характера... Но всё это делать только тогда, когда они сами об этом говорят, когда критикуют своё, родное. Когда критикой занимается кто-то другой, они спорят и защищают своих, даже если внутренне понимают правоту говорящего. Думаю, причина такого поведения в том, что когда человек позволяет себе критиковать своё, он знает, что несмотря на критику, любит то, о чём говорит. В критике со стороны он чувствует подвох, враждебность и отсутствие любви, почему и не хочет с ней соглашаться.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел наставляет своего ученика Тита управлять вверенной ему Критской церковью. Причём часть инструкций апостола современного человека может смутить. Одно дело рассказывать, какими должны быть епископы, священники, диаконы и совсем другое — подробно описывать нелицеприятные черты жителей Крита. Понимая всю сложность такой критики, апостол цитирует слова местного критского прорицателя, который не скупился в выражениях, говоря о своих соплеменниках. Для апостола было важно, чтобы Тит понимал, что ему придётся иметь дело с людьми привыкшим к распрям и праздности. Но для нас важно другое: говоря всё это, апостол стремился к их спасению. Он проповедовал на Крите и основал там Церковь, которая в истории прославилась множеством святых. Задумываясь о параллелях, мы можем вспомнить, что Нестор-летописец тоже находит в жизни славян, о которых говорит, нелицеприятные черты. Однако и они в итоге стали христианами, и славянские Церкви явили удивительные примеры святости. У любого народа, как и любого человека, есть своеобразные, характерные для него черты. Однако принимая евангельскую весть, люди оказываются способны к подлинным переменам в своей жизни.
Легче ли нам, наследникам тысячелетней христианской культуры, прийти к спасению, чем тем, кто узнал Христа недавно. Отчасти да, потому что некоторые нравственные или вероучительные вещи буквально вшиты в культуру. Но это же может и помешать, ведь многим кажется, что они и так всё знают. В свою очередь те, кто только приходят к вере, многого не понимают, зато они с трепетом стремятся к знанию и новому опыту.
Так или иначе, за столетия в истории критян, как и в истории славян, многое изменилось, и жизнь этих народов была просвещена светом Евангелия. С благодарностью задумываясь об их выборе, будем помнить, что, по словам Спасителя, кому много дано, с того много и спросится.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы рая и ада». Священник Александр Сатомский
В этой программе вместе с настоятелем Богоявленского храма в Ярославле священником Александром Сатомским мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Расторжение брака» и говорили о том, какие практические моменты в духовной жизни христианина скрываются за аллегорическими образами ада и рая в этом произведении.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианское отношение к новогодним праздникам». Протоиерей Павел Великанов
У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
В первый день года мы говорили о христианском отношении к новогодним праздникам, подведению итогов и планам на будущее.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер