Картину «Иллюминация Московского Кремля» Василий Суриков написал под впечатлением от первой в истории России электрической иллюминации по случаю коронации императора Александра III. Сюжет напоминает о том, что вера в Бога может рассеять любую тьму.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад Вас видеть!
— Добрый вечер, Леонид Сергеевич! Давненько Вас не было.
— Да, всё никак не успевал после работы зайти. По выходным дела. А недавно узнал, что в четверг и пятницу Третьяковская галерея до 9 вечера работает. Вот и забежал. Кстати, обратил внимание: какая у здания галереи красивая подсветка! Вот что значит, современные технологии! При Третьякове о таком, наверно, и не слыхали!
— Да, вечерняя подсветка у нас действительно замечательная. Я бы сказала — уютная. И всё же вынуждена Вам возразить, Леонид Сергеевич. Традицию светового оформления фасадов зданий можно проследить ещё со второй половины 19 века!
— Неужели!? Это очень интересно! Хотелось бы узнать поподробнее.
— А давайте пройдём с вами в 28-й зал. Там есть кое-что на эту тему. Вот, посмотрите — это картина художника Василия Ивановича Сурикова «Иллюминация Московского Кремля». Суриков написал её в 1883 году под впечатлением от первой в истории России электрической иллюминации по случаю коронации императора Александра III. Вся Москва собралась тогда на Софийской набережной, чтобы увидеть это яркое и захватывающее зрелище.
— Да, действительно, иллюминация поражает. Повсюду огоньки. Кремлёвская стена сияет! И какой удивительный контраст с тёмной водой Москва-реки. А впрочем, нет, она не совсем тёмная. В ней отражается сверкающая от подножия до самого купола колокольня Ивана Великого! Мне кажется, что колокольня — это центр всей картины. Посмотрите, Маргарита Константиновна, как она выделяется. Стены и башни светятся, но они всё равно темнее. А колокольня, словно яркая свеча, рассеивает мрак!
— Соглашусь с Вами, Леонид Сергеевич. Знаете, когда Суриков впервые оказался в Москве в 1877 году, он признавался, что его поразили московские соборы. Он работал над росписью Храма Христа Спасителя. Поэтому не удивительно, что на картине «Иллюминация Московского Кремля» художник сделал акцент именно на колокольне Ивана Великого. Там рядышком и Успенский собор виднеется, видите? Кстати, должна сказать, что такая иллюминация носила не только зрелищный характер. В 19 веке была традиция подсвечивать храмы по большим церковным праздникам. Так люди хотели не только удивить других, но и послужить Богу.
— А ведь и сейчас на Пасху фасады храмов украшают светящейся надписью «Христос Воскресе!». Правда, в 19 веке электричество наверняка было дорогим удовольствием?
— Совершенно верно! Но существовали и другие способы. Если Вы читали книгу Ивана Шмелёва «Лето Господне», то должны помнить, как герои устраивали у себя на приходе пасхальную иллюминацию. Они использовали стеклянные стаканчики, залитые цветным воском. Всё это соединялось специальным огнепроводным шнуром, а потом особым образом размещалось на здании храма. И вот за такое непростое и кропотливое дело люди брались, потому что хотели потрудиться для Бога.
— Да, кажется, я понимаю! А знаете, Маргарита Константиновна, мне думается, что светлая колокольня в центре картины Василия Сурикова как раз и напоминает о том, что в сердце русского человека всегда жива вера в Бога, и эта вера способна рассеять любую тьму. Мне даже строки из Евангелия вспомнились: «Свет во тьме светит и тьма не объяла его...»
— Вы, Леонид Сергеевич, очень тонко чувствуете живопись! А знаете, в этом, пожалуй, и есть феномен картины Василия Ивановича Сурикова «Иллюминация Московского кремля». Вроде бы простой сюжет, городская зарисовка. Но сколько удивительного сможет увидеть и почувствовать тот, кто, кто придёт полюбоваться этой картиной в Третьяковскую галерею.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Не спешу»
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема