Василий Суриков. «Иллюминация Московского Кремля» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Суриков. «Иллюминация Московского Кремля»

* Поделиться

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад Вас видеть!

— Добрый вечер, Леонид Сергеевич! Давненько Вас не было.

— Да, всё никак не успевал после работы зайти. По выходным дела. А недавно узнал, что в четверг и пятницу Третьяковская галерея до 9 вечера работает. Вот и забежал. Кстати, обратил внимание: какая у здания галереи красивая подсветка! Вот что значит, современные технологии! При Третьякове о таком, наверно, и не слыхали!

— Да, вечерняя подсветка у нас действительно замечательная. Я бы сказала — уютная. И всё же вынуждена Вам возразить, Леонид Сергеевич. Традицию светового оформления фасадов зданий можно проследить ещё со второй половины 19 века!

— Неужели!? Это очень интересно! Хотелось бы узнать поподробнее.

— А давайте пройдём с вами в 28-й зал. Там есть кое-что на эту тему. Вот, посмотрите — это картина художника Василия Ивановича Сурикова «Иллюминация Московского Кремля». Суриков написал её в 1883 году под впечатлением от первой в истории России электрической иллюминации по случаю коронации императора Александра III. Вся Москва собралась тогда на Софийской набережной, чтобы увидеть это яркое и захватывающее зрелище.

— Да, действительно, иллюминация поражает. Повсюду огоньки. Кремлёвская стена сияет! И какой удивительный контраст с тёмной водой Москва-реки. А впрочем, нет, она не совсем тёмная. В ней отражается сверкающая от подножия до самого купола колокольня Ивана Великого! Мне кажется, что колокольня — это центр всей картины. Посмотрите, Маргарита Константиновна, как она выделяется. Стены и башни светятся, но они всё равно темнее. А колокольня, словно яркая свеча, рассеивает мрак!

— Соглашусь с Вами, Леонид Сергеевич. Знаете, когда Суриков впервые оказался в Москве в 1877 году, он признавался, что его поразили московские соборы. Он работал над росписью Храма Христа Спасителя. Поэтому не удивительно, что на картине «Иллюминация Московского Кремля» художник сделал акцент именно на колокольне Ивана Великого. Там рядышком и Успенский собор виднеется, видите? Кстати, должна сказать, что такая иллюминация носила не только зрелищный характер. В 19 веке была традиция подсвечивать храмы по большим церковным праздникам. Так люди хотели не только удивить других, но и послужить Богу.

— А ведь и сейчас на Пасху фасады храмов украшают светящейся надписью «Христос Воскресе!». Правда, в 19 веке электричество наверняка было дорогим удовольствием?

— Совершенно верно! Но существовали и другие способы. Если Вы читали книгу Ивана Шмелёва «Лето Господне», то должны помнить, как герои устраивали у себя на приходе пасхальную иллюминацию. Они использовали стеклянные стаканчики, залитые цветным воском. Всё это соединялось специальным огнепроводным шнуром, а потом особым образом размещалось на здании храма. И вот за такое непростое и кропотливое дело люди брались, потому что хотели потрудиться для Бога.

— Да, кажется, я понимаю! А знаете, Маргарита Константиновна, мне думается, что светлая колокольня в центре картины Василия Сурикова как раз и напоминает о том, что в сердце русского человека всегда жива вера в Бога, и эта вера способна рассеять любую тьму. Мне даже строки из Евангелия вспомнились: «Свет во тьме светит и тьма не объяла его...»

— Вы, Леонид Сергеевич, очень тонко чувствуете живопись! А знаете, в этом, пожалуй, и есть феномен картины Василия Ивановича Сурикова «Иллюминация Московского кремля». Вроде бы простой сюжет, городская зарисовка. Но сколько удивительного сможет увидеть и почувствовать тот, кто, кто придёт полюбоваться этой картиной в Третьяковскую галерею.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем