В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о значении Света Христова и внутреннего света каждого христианина на основе книги святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Сила Моя в немощи совершается».
Разговор шел о жизни и трудах святителя Луки (Войно-Ясенецкого), о том, к какому свету призван каждый христианин, что к этому свету может приближать, а что, наоборот, отдаляет, а также что означают слова молитвы «Свет Христов просвещает всех».
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева
«Люди, сидящие во тьме, видеша свет велий, и сидящим в стране и сени смертной, свет воссия им» (Книга пророка Исаий, 9-я глава). Эти слова относятся к жителям страны Заиорданской, к жителям земли Невфалимовой и Завулоновой, к язычникам, ибо к ним пришел Господь Иисус Христос и небесным светом Своим осветил их непроглядную языческую тьму. Эти слова отнесу я и к вам, ибо много лет сидели и вы «во тьме и сени смертной», много лет вы были лишены богослужения, Таинств Христовых, много лет не слышали проповеди Евангелия, много лет не слышали церковного пения и молитв. И выросло уже новое поколение молодых людей, которые совсем не знают Христа, которым никто не проповедовал о Нем, которым никто не проповедовал Его учения, которые ничего не знают о вере христианской. И эти несчастные дети и вы все, лишенные на многие годы проповеди Христова Евангелия, были подобны этому народу, населявшему страну Завулонову и сидевшему во «тьме и тени смертной». И воссиял над ними свет Христов, когда пришел Сам Христос, воссиял и над вами свет Его, когда милостью Божией у нас открылись храмы наши«.
— Дорогие друзья, здравствуйте! Это программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, меня зовут Кира Лаврентьева, и сейчас я прочитала отрывок из проповеди святителя Луки «О свете Христовом». Проповедь эта включена в книгу «Сила моя в немощи совершается», книга избранных проповедей и поучений святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сегодня у нас в студии архимандрит Симеон (Томачинский), доцент Московской духовной академии. Здравствуйте, отец Симеон!
архим. Симеон
— Добрый день!
К. Лаврентьева
— Понятно, что, когда мы подходим к трудам святителя Луки, невозможно читать эти проповеди, труды и книги, в частности «Я полюбил страдание» — невероятный, очень глубокий труд, без знаний жития самого святителя Луки. Отец Симеон, давайте мы маленькую справку озвучим для тех слушателей, которые со святителем Лукой еще не знакомы.
архим. Симеон
— Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был совершенно уникальным человеком, в миру его звали Валентин Феликсович. Свою жизнь он в общих чертах и в подробностях описывает как раз в автобиографическом труде «Я полюбил страдание», поэтому всем рекомендую прочитать, это небольшая книга, но совершенно удивительная. Он изначально был врачом-хирургом, до сих пор его труд по гнойной хирургии изучается в университетах. Я сам был свидетелем, участвовал в конференциях, в медицинских университетах проводят лекции по его трудам, то есть для них это учебник, хотя прошло уже много лет, и за него он получил Сталинскую премию. Но при всем при этом он в 1920-е годы принял священство по предложению одного архиерея, который услышал его диспут о вере и увидел в нём, конечно, по Промыслу Божьему, будущего священника, и предложил ему, а святитель Лука, тогда просто Валентин Феликсович, согласился. Увидел в этом призыве глас Божий и неожиданно для себя согласился, потому что он вообще в эту сторону даже не думал. У него была семья, супруга его скончалась, к сожалению, от тифа, и у него на руках осталось четверо детей. А он был практикующим хирургом, в разных городах возглавлял больницы, поэтому сейчас много областей его считают своим покровителем. В Переславле-Залесском он был главврачом и в Курской области в Фатеже, сейчас там монастырь и больница, был главврачом, и в Ташкенте, и Красноярская ссылка. Вообще он хотел быть земским доктором, то есть помогать простым людям, но был, конечно, необыкновенно гениальным хирургом. Он вводил некоторые самые современные методы, которые даже у нас не знали в то время в Советском Союзе, он читал на разных языках, на немецком, английском и других. Вот метод, например, регионарной анестезии совершенно был революционный, неизвестный в России, и он его стал успешно вводить.
К. Лаврентьева
— Грубо говоря, местная анестезия.
архим. Симеон
— Да, и оказалось это очень действенно. И много-много таких у него открытий, больших и небольших, которые он совершил. Но основным его служением было потом церковное служение. Но надо понимать, что такое быть священником в 20-е годы...
К. Лаврентьева
— ... и хирургом одновременно.
архим. Симеон
— То, что и хирургом одновременно — это вообще беспрецедентно в нашей истории. А стать священником в годы гонений, когда уже начинали расстреливать священников, закрывали храмы, официальная была борьба с религией, «опиумом для народа», как ее называли, это пойти против течения, пойти на верную смерть практически. Потом он стал еще и архиереем, поскольку уже был вдовцом, несколько кафедр поменял, но главное, что он был еще в ссылках, в гонениях, в тюрьмах, пытках, тяжелейшие страдания претерпел и непонятно даже, как он выжил. Если вы почитаете книгу «Я полюбил страдание», то увидите, что он был в таких ситуациях, которые не предполагали выживание, они предполагали мучительную смерть, но Господь его сохранил. Вообще сама личность святителя Луки не укладывается в какие-то рамки наших обычных представлений даже о святом, о верующем человеке. Например, он пишет в своей автобиографической книге о том, как хотел в полном архиерейском облачении посреди церкви сжечь себя в знак протеста против атеистической пропаганды, против закрытия храмов, как-то Господь его остановил, вразумил, но само по себе это очень показательно — в какой обстановке он трудился, под каким гнётом. Последней его кафедрой с 1946 года по 1961 год была Симферопольская, Крымская, причём он уже практически ослеп полностью, но, тем не менее, служил, проповедовал. Для меня очень важно и для нашей передачи сегодня, что при всех своих многообразных трудах и медицинских выдающихся достижениях, за которые он получил Сталинскую премию и мировое признание, при всех других трудах, он прямо говорил: «Моим призванием от Бога была проповедь, именно проповедь». Он считал, что это для него самое главное. И когда читаешь его проповедь, ты понимаешь, что да, это так, таких проповедников редко встречаешь. И совершенно точно он — самый выдающийся проповедник XX века. Почему я об этом сейчас говорю? Потому что мы только что выпустили трёхтомник в Троице-Сергиевой лавре, в нашем культурно-просветительском центре «Киновия» вместе с Московской духовной академией. Там, в библиотеке Академии, хранится 12 машинописных томов святителя Луки, которые он сам передал в 50-е годы в библиотеку МДА, за них ему было присвоено звание почётного члена Московской духовной академии, принято это решение учёным советом. И они представляют собой необыкновенную сокровищницу, сам святитель Лука в письмах говорил, что «при жизни мои проповеди никогда не издадут, они не увидят свет, но когда-нибудь наступит день...» — и вот он настал, когда мы можем читать его проповеди. Мы только что издали трёхтомник избранных его проповедей Симферопольского периода, а та проповедь, о которой мы сегодня говорим, она другого периода, нам не удалось выяснить точно, потому что само по себе издание без аппарата, без ссылок. Мы постарались аккуратно к тексту отнестись в нашем издании и всё там разъяснить, но в этом издании не говорится. Скорее всего, это может быть Красноярская ссылка.
К. Лаврентьева
— Он же сказал, что «открылись храмы», а храмы открылись к концу войны, мы уже знаем. Есть какие-то сведения, что это 1945 год, а это как раз Красноярская ссылка.
архим. Симеон
— Да, он пишет: «Много лет были лишены богослужений, Таинств Христовых, много лет не слышали проповеди Евангелия». Вообще у него проповеди очень живые, необыкновенно яркие, видно, что он непосредственно общается с народом. В Симферопольском цикле меня умиляло, когда он говорит: «Ну вот теперь вы стали лучше в храмы ходить, а то я приехал только на кафедру, а никто в храм не хотел ходить, но теперь вы исправились, вы стали лучше посещать богослужения, слушать мои проповеди, молодцы». Как бы так он к этому подходит и в этом смысле они необыкновенно живые. На него жаловались уполномоченные, к нему приставленные, целая книга даже издана из докладов уполномоченных: «Разработку Луки продолжаем...», и они там с негодованием пишут, что «Лука, несмотря на все наши просьбы, приказы и предупреждения, проповедует каждый день, на каждой службе, а иногда и два раза в день и требует от своих священников то же самое, что это такое?» То есть для него проповедь — главное дело, и священническое, и архиерейское, он об этом прямо говорит, и он не только сам проповедовал, но и требовал от своих священников.
К. Лаврентьева
— Ну и надо понимать, что это был серьёзный риск для него опять попасть куда-нибудь в лагерь.
архим. Симеон
— Да, вот он говорит, что «много лет не давали вере Христовой жить, закрыли храмы, вас от этого отторгли, вы были лишены проповеди Евангелия». Это такой недвусмысленный упрёк советской власти. Ему, кстати, его сын один написал: «Папа, у меня могут быть проблемы на работе, ты там поосторожнее в проповедях». А святитель говорит: «У меня выверенные проповеди, я там ничего такого себе не позволяю». На самом деле он, конечно, позволял, но именно против неверия и против безбожия. В этом смысле он был абсолютно непреклонен и целеустремлён.
Цитата из проповеди:
«Великий свет воссиял над вами, ибо Господь наш Иисус Христос есть единственный истинный свет». Так говорит о нём святой апостол Иоанн Богослов в первой главе своего Евангелия, которую слышите вы один раз в год на Пасхальной утрене: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Евангелие от Иоанна, 1-я глава, 4-й стих). Он источник всякой жизни и истины, Он — свет человеков. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна, 1-я глава, 5-й стих). Света Христова никогда никакая тьма не заслонит. Церковь Христову не сокрушат и врата адовы. «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Евангелие от Иоанна, 1-я глава, 9-й стих). И вас просвещает ныне свет Христов«.
— Да, тема света главная в этой проповеди. Вообще они у него все выстроены очень красиво, вот этот гомилетический проповеднический принцип, что нужно брать одну тему, одну главную идею, вокруг нее строить свою проповедь, у святителя Луки выдержан безупречно, чтобы не растекаться обо всем. Хотя у него есть некоторые проповеди, как краткий катехизис, где он умудряется в одной довольно короткой проповеди изложить всё вероучение Церкви, всю историю грехопадения, причем изложить очень качественно, интересно, доступно, красиво. У него это необыкновенное свойство, я прямо поражаюсь. Неслучайно он говорил: «Моим главным призванием от Бога была проповедь».
К. Лаврентьева
«Слава Богу, слава Христу, снова засветившему в сердцах ваших свет Свой Божественный», — говорит нам святитель Лука. — О всех нас можно сказать то, что говорил святой апостол Павел о древних христианах: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте как чада света» (Послание к Ефесянам, 5-я глава, 8-й стих). Любите свет, тянитесь к свету, как все доброе, чистое, живое тянется к нему. Да никто из вас не будет подобен тем ненавидящим свет животным, которые только во тьме живут, как совы, филины, летучие мыши, нетопыри и жабы. Да избавит нас Господь от того, чтобы кто-нибудь из христиан когда-нибудь уподобился тем злым людям, которые любят тьму. А вы знаете, кто любит тьму: непроглядную тьму любят воры, грабители, разбойники. Все же добрые и чистые любят свет«.
— Отец Иоанн, если он эту проповедь говорил в Красноярске, то я, как житель Красноярска, который там прожил первую часть своей жизни, период до института, вспоминаю вот эту дорогу от госпиталя, где работал святитель Лука во время войны, до храма. Тогда дорог не было, там была совершенно непроглядная вязкая грязища, особенно по весне и осени, по которой он шёл своими больными ногами, никакой дороги нормальной не было. Я доезжала на автобусе от школы до дома, а дом мой как раз рядом с храмом находился (одни чудеса, конечно). То есть на автобусе минут 20, а пешком, с больными ногами он, конечно, шёл часа два-три, это вообще беда. И вот рассказывают, как он шёл, и он сам рассказывает, что это было очень трудно, очень, потому что храм Николаевский находится на горе Николаевке, и ты должен забраться на гору. В Сибири все города расположены на холмистой местности — низины, горы, опять низины, а Красноярск заключён между двумя горными хребтами, между ними река Енисей и сам город, то есть он на горах лежит. И святитель Лука бедный ходил от школы, которая была закрыта под госпиталь, до храма ежедневно практически пешком. Вот я думаю, он говорит о свете Христовом, но как он это говорит, какие трудности он уже преодолел и что ему ещё предстоит преодолеть, просто выстраданные слова.
Архим. Симеон
— Да, опять-таки он продолжает тему света, интересно он вначале сказал, исходя из цитаты пророка Исайи: «люди видели свет великий и сидящие стране тени смертной свет воссияет», потом перешёл к тому, что «и вы были лишены этого света, как лишённые храма и богослужения, но вот ныне воссиял этот великий свет, потому что Господь есть истинный Свет», приводит цитату из Иоанна Богослова. Дальше он говорит: «Ну, если этот свет пришёл к вам, вы любите его, тянитесь к нему, не надо в тьме пребывать» (о которой вы сейчас рассказали, красноярской, где такая грязь, я имею в виду, конечно, тьму духовную). Вот интересно, что у него всегда какие-то сравнения из мира природы, он приводит разных животных: совы, филины, летучие мыши, нетопыри, жабы, какие-то существа неприятные, отвратительные для человека, какие любят тьму. И не дай Бог, чтобы кто-то из христиан стал подобным этим животным, сначала надо возлюбить свет, тянуться к этому свету. Он говорит, что есть разбойники, воры, которые любят тьму, они как раз в мутной водичке рыбу ловят, то есть в этой темноте они творят свои беззаконные дела, ведь человек может действительно возлюбить тьму больше, чем свет. Но обратите внимание, что он использует образы и примеры совершенно понятные и простому человеку, и для образованного это не выглядит как примитив какой-то. Это очень качественная проповедь, которая затрагивает сердца и интеллектуалов, и самых простых людей, здесь ничего непонятного нет. Ход его мысли очень продуманный, проработанный, интересна, конечно, лаборатория его мысли, но это отдельная тема.
К. Лаврентьева
— Ее можно как-то изучать глубже, да?
Архим. Симеон
— Да. Ну продолжаем, как дальше строится проповедь:
«Любите ли вы свет Христов? Только в этом свете можем мы пройти наш путь земной. Сам Господь Иисус Христос сказал нам: „Ходите, пока есть свет“ (Евангелие от Иоанна, 12-я глава, 35-й стих). Спешите, спешите ходить в свете, не теряйте дни в вашей жизни без света, во тьме пороков и страстей, ибо все мы призваны к свету. Посмотрите, что сказал сам Господь Иисус Христос: „Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного“ (Евангелие от Матфея, 5-я глава). Эти слова не только к апостолам относятся, не только возглашаются после облачения архиерея: „Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех“. Эти слова относятся и ко всем вам. Все вы должны быть светочами во тьме».
К. Лаврентьева
— Отец Симеон, у нас был в гостях человек, который занимался изданием от Свято-Тихоновского университета книг о бутовских мучениках и новомучениках и исповедниках российских. Там конкретные новомученики, первый из них, конечно, святой Патриарх Тихон, там можно долго перечислять, это можно посмотреть в интернете. И мы много говорили о тех пытках и трудностях, которые пришлось перенести новомученикам, нашим современникам, по сути. И я тогда его спросила: «Вот как вы думаете, как человек, который много лет занимается только этой темой, откуда берется вот это мужество?» Мы все говорим о мужестве, мы все говорим о том, как здорово пострадать за веру, мы рассуждаем о мученическом венце чужом, как о высшем уровне святости для человека. Но попробуй сам пройти это. Ты же не знаешь, как себя поведешь в такой ситуации. Вообще никто не может сказать за себя, как он поведет себя в такой ситуации. Не смалодушествует ли он, не отчается ли, не начнет ли там рыдать или как-то себя недостойно вести, не отречется ли от Христа? Вот те вопросы, которые мы время от времени все равно себе задаем, когда слышим особенно о новомучениках. И он мне тогда ответил: «Вы знаете, Кира, это копится во время мирной жизни, ничего не проявляется просто так, за одну секунду. Бывают, конечно, случаи, мы знаем Севастийских мучеников, когда охранник, который их пригнал на это озеро холодное, сам к ним присоединился буквально за одну минуту и стал тоже святым. Понятно, что и такие есть случаи, но, опять же, Господь — Сердцеведец, мы же не знаем, что у него там в сердце творилось, почему он так вот резко пошел на это. Но, по большому счету, все копится в мирное время». И мне так понравился этот ответ, отец Симеон, потому что мы же не знаем, как у нас дальше сложится. Хорошо, если мы мирно свою жизнь проживем и мирно перейдем ко Христу, но может быть по-разному.
архим. Симеон
— Это складывается из наших ежедневных поступков. Вот у нас сейчас приезжал отец Василий Марущак, который обретал мощи святителя Луки и написал несколько книг о нем. Он рассказывал историю внучатой племянницы святителя Луки, если не ошибаюсь, она тоже врачом работала. И у нее была такая ситуация на работе, когда нужно сказать правду, но, если ты скажешь правду, тебя могут уволить, а если покривишь душой, то как ты себя потом будешь ощущать, что ты просто, как предатель, против совести своей пошел. Это даже не касалось веры или чего-то такого, а просто рабочая ситуация, но с последствиями — ты можешь лишиться работы, а в советское время это, не то что сейчас, пошел на другую работу...
К. Лаврентьева
— Это волчий билет, да, это тяжело.
архим. Симеон
— И вот в этих переживаниях она заснула ночью, и является ей святитель Лука и говорит: «Что, страшно тебе?» Она говорит: «Да, страшно правду сказать». Святитель отвечает: «Мне тоже было страшно, когда меня мучили, пытали, но нельзя идти против совести своей». И она поняла, как надо поступить. А его-то мучили, он такие муки претерпел. Например, там была такая пытка «трамвай», когда заталкивали в маленькую комнату огромное количество живых и мертвых людей вплотную, битком, и несколько дней они там проводили, вот представьте такую ситуацию. Святитель Лука говорил: «Только там я понял, что такое Иисусова молитва, в это время», потому что без этого света, о котором он сегодня размышляет, без любви Божьей это невозможно вынести. Или «конвейер», когда много дней его пытали, не давали спать, менялись следователи, менялись те, кто его допрашивал. У него там галлюцинации начались, он как врач это описывает — цыплята бегают, змея заползает ему под рубашку. Он даже одно время был готов что-то подписать уже, много месяцев продолжались эти пытки, что он виноват, не на кого-то донос, он никогда никого не оговаривал, естественно. А потом какая-то была пауза, день или два, и он сказал: «Нет, я не подпишу».
К. Лаврентьева
— Пришел в себя за этот день? Господи, помилуй.
архим. Симеон
— Да. В этом смысле святитель Лука знает, о чем говорит, и знает этот свет тоже не понаслышке, насколько он просвещает человека и помогает ему. Мы можем не только восхищаться и преклоняться, но вот этот случай с внучатой племянницей, почему я его вспомнил, показывает, что и в нашей ежедневной жизни, конечно, не в такой степени, но с выбором мы встречаемся постоянно — поступить по совести или нет. Может быть, это не такой выбор как у святителя Луки был, где отречение от веры или признание чего-то, но тем не менее всё это в нашей жизни тоже присутствует.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА продолжается и у нас сегодня в студии архимандрит Симеон (Томачинский), доцент Московской духовной академии. Вместе с отцом Симеоном мы читаем книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого), точнее это книга его проповедей и поучений под названием «Сила моя в немощи совершается». Читаем сегодня именно проповедь «О свете Христовом», рассуждаем о жизни святителя Луки и приходим к выводу, что все слова, которыми он говорит, не просто слова, потому что в конце первой части нашей программы отец Симеон аккуратно, немного рассказал о тех пытках, которые святитель Лука вынужден был претерпеть и, конечно, сквозь такие попытки неповрежденным психически и душевно можно выйти, если ты полностью опираешься на Христа. Поэтому проповеди святителя Луки нам особенно ценны, потому что он не понаслышке знает, что такое свет Христов. Читаем цитаты из проповеди дальше:
«Источники света бывают разные — бывают яркие, как солнце, луна и звезды, бывают слабые, как коптящая свеча или лампа, бывают малые искры, светящиеся слабым светом. Но все же это тот свет, все же это благословение от Бога. Всякий малый свет угоден Богу, и таким малым светом может светить каждый из вас во тьме, вас окружающей. Своей добротой, своей лаской, своей приветливостью, своим милосердием, святой любовью своей и благочестием можете и должны вы светить в этом мире. Всякая простенькая старушка, ничему не учившаяся, может быть ярким светильником Божиим, если в сердце ее горит свет кротости, любви и смирения, если любит она всех окружающих, если старается она всем, чем может, помочь. Это тоже светоч Божий, и свет ее светит пред людьми и прославляет Отца нашего, Иже еси на небеси. «Вот так светит свет ваш пред человеки, и да прославят они Отца нашего Небесного».
— Вот тут он, конечно, говорит о простоте, о том, что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать, что даже самая простая старушка может стяжать благодать Духа Святого больше, чем какой-то ученый муж.
архим. Симеон
— Да, но обратите внимание: он не отходит от главной темы, от главного образа света, вокруг него все выстраивает, говорит, что разные бывают источники света, бывают яркие, как солнце, луна, звезды, а бывают небольшие, но они тоже источники света, или свеча маленькая, или какие-то малые искры. Он говорит, что это тоже свет от Бога и прекрасно переходит к тому, что каждый из нас должен не какие-то высочайшие ставить задачи, которые простым людям не под силу и они скажут, что это не про нас, а он умеет это адаптировать, что даже всякая простенькая старушка может стать светочем. А вообще, это замечательная мысль, потому что мы действительно порой привыкаем к цитате, которая читается на облачении архиерея: «Да просветится свет ваш пред человеки», что это все-таки к святителям, к апостолам, к архиереям относится. А вот сам архиерей святитель Лука говорит, что — нет, и ко всем вам, к каждому из вас имеет отношение, и показывает. А так оно и есть, и всякая простенькая старушка, и любой сантехник, который пришел к вам чинить поломки, может все сделать с такой приветливостью и качественно, что вы будете радоваться и веселиться. И в любой профессии, в любых отношениях людей — добротой, лаской, приветливостью, милосердием, святитель Лука перечисляет, можно быть светом. То есть он умеет вот эту высокую идею, с которой он начал, Иоанна Богослова, «свет во тьме светит», перевести ближе к народу. Дальше он обращается уже к людям:
«Вы, малое стадо Христово среди массы людей, не знающих Христа, можете молча, без слов проповедовать светом души своей. Не нужно быть ученым проповедником, не нужно быть красноречивым — нужно иметь светом Христовым озаренное сердце. И будете тогда светить во тьме, и от малого Христова стада будет к сидящим во тьме людям разливаться и сиять свет Христов. О всех нас, о всех христианах сказал святой апостол Петр в своем соборном послании: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (Первое послание Петра, 2-я глава, 9-й стих). Видите, кто вы? Видите, как высоко ценит вас святой апостол Петр? Видите, какую ответственность перед Богом налагают на вас эти высокие слова апостола света? Смотрите внимательно, смотрите со страхом и помните слова Христовы: «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Евангелие от Луки, 11-я глава, 35-й стих)
— Замечательно, тема и образ света продолжается, теперь он уже использует послание апостола Петра для подтверждения: «Тот, кто призвал вас из тьмы в чудный Свой свет», и умело приложил к тому, что не нужно быть каким-то особым человеком, на особом каком-то служении, а каждый из вас на своем месте может быть светом Христовым. Это, кстати говоря, вневременное послание, то есть мы сейчас примерно в таком же положении находимся, потому что, если объективно смотреть, сейчас и много храмов открыто, и Радио ВЕРА у нас, и много других замечательных просветительских программ, но все равно малое стадо Христово получается, так объективно. Может быть, потому что мы не очень-то светим другим людям, что, на нас глядя, не зажигаются другие светом веры, или не всегда зажигаются. Есть известная фраза: «Передача традиций — это передача огня, который может возжечь другого, а не пепла». Поэтому свет — это важнейшее качество души и нашей веры, потому что свет и озаряет, и согревает, и утешает человека, в этом смысле очень современно звучит проповедь.
К. Лаврентьева
— При этом он говорит о простых людях и цитирует никого иного, как святого апостола Петра, который изначально был просто рыбаком, не как апостол Павел, а действительно простым человеком. Но после того, как Святой Дух сошел на него, после того, как он ходил с Господом три с лишним года, он настолько напитался благодатью Духа Святого, что мы знаем апостола Петра как яркого проповедника христианства, апостолы святые буквально за считанные годы разнесли весть о Спасителе.
архим. Симеон
— Да, и святитель Лука его называет «апостолом света», он эту идею продолжает. У него просто великолепно выстроена речь, построение проповедей, единство образа. Это можно изучать, мы со студентами так и делаем, берем какие-то отрывки из проповедей и прямо по ним можно учиться.
К. Лаврентьева
— Он же еще и художник первоклассный, он же думал в свое время, куда ему направить стопы — в медицину, либо стать художником, даже его медицинские эскизы четко выверены, очень талантливо выполнены, и проповедник он тоже талантливейший.
архим. Симеон
— Да, и он ученый еще, поэтому дисциплина ума, мозг так устроен. Но при этом не какое-то сухое рассуждение, отвлеченное, морализаторское, но очень живые слова, ясность мысли, логика такая. Вот мне сейчас приходится проповеди учебные проверять, бывают с этим проблемы, то есть начинают скакать темы, но одна мысль должна быть, не надо многое обо всем, надо на чем-то одном сосредоточиться. Вот у святителя Луки это великолепно сделано. И какие слова, вот он обращается к людям, в основном бабушки перед ним стоят: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел». Нам, вообще-то, всем надо все время себе напоминать не только о наших грехах и несовершенствах, но и о том, к чему мы призваны, и кто мы такие.
К. Лаврентьева
— Это же тоже некая проблема — думать и говорить только о грехах. Мы так много рассуждаем о своих грехах, что скоро и о Христе можем забыть в своей сети размышлений о собственных ошибках.
архим. Симеон
— Да, здесь, конечно, нужно как-то уравновешивать. И вот эта проповедь очень позитивная в том смысле, что он показывает не только, что такое тьма, но и показывает свет, к которому мы призваны, и ставит перед человеком вопрос: а вы хотите идти к этому свету, хотите быть этим светом?
К. Лаврентьева
— Отец Симеон, ведь и доктору Боткину, когда он с царской семьей поехал в ссылку, предлагали не ехать и такие перспективы обрисовывали большевики. И святитель Лука каких бы мог высот достичь, даже Сталинская премия — ещё ничего по сравнению с тем, чего он мог достичь, если бы не мотался годами по ссылкам и лагерям. Он сам об этом сказал, когда ему вручали Сталинскую премию, как-то попытались ввернуть, что «давайте, Валентин Феликсович, мы с вами всё забудем, что было прежде», он говорит: «Послушайте, вы меня столько мотали по лагерям и ссылкам, я за эти годы мог спасти такое количество людей... Нет, не забуду никогда». Настолько пронзительно, как он ответил.
архим. Симеон
— Да, конечно, его диалог с советской властью совершенно неподражаемый, при том, что он такой государственник, не диссидент отнюдь. Он подчёркивал всегда свою верность и приверженность государству, но, если что, он мог совершенно открыто припечатать. Особенно, что касается вопросов неверия, храмов, богослужений, здесь он был просто непримирим и как лев сражался за каждый храм, за каждого священника.
К. Лаврентьева
— А мы продолжаем читать проповедь святителя Луки:
«Есть много людей, которые считают себя носителями света просвещения, света ума, но им надо сказать эти слова Христовы: „Смотри, свет, который ты считаешь светом, не есть ли тьма?“. Ибо один есть только свет истинный, свет Христов. Посмотри, есть ли в сердце твоем этот свет Христов? Господь Иисус Христос, после того, как осветил Своим Божественным светом людей земли Завулоновой и Неффалимовой (то есть тут он возвращается в начало проповеди и цитирует Евангелие), сидевших во тьме и тени смертной, тотчас же начал проповедовать и говорить им: „Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие“». Нужно всегда помнить эти слова Христовы, нужно помнить, что светить будем мы сердцем своим только тогда, когда будем свободны от тяжких грехов, от тьмы греховной, ибо свет с тьмой несоединим, и если есть еще в сердцах наших тьма, нечистота духовная, то нет в них света Христова, и не будет сердце наше светить людям«.
— Тут он уже переходит к конкретным причинам, почему нет света в сердце людей.
архим. Симеон
— Вообще тема просвещения очень важная. Просвещение, свет — это однокоренные слова, неслучайно этот девиз на фронтоне университетской церкви — «Свет Христов просвещает всех», то есть подлинное просвещение в церковном смысле — это свет Христов. И, собственно, просвещением мы называем крещение, там же у нас молитва читается: «иже ко святому Просвещению готовящихся», кто это такие, кто готовится к Просвещению? Те, кто готовятся ко Крещению. И сам праздник Крещения Господня или Богоявления также именуется просвещением. Поэтому эту идею было важно разделить святителю Луке, понятно, что для большинства людей просвещение носит чисто научно-умозрительный характер, обилие знаний каких-то. Но он здесь показывает, что нет, ребята, а вот этот свет, который ты считаешь светом, может быть, это тьма? И если у тебя есть тяжелые грехи, ты пребываешь во тьме греховной, то какой свет, какое может быть просвещение? Это очень важный момент. В предыдущем отрывке мы с вами говорили, он сказал о христианах, о царственном священстве, а теперь перешел к тому, что «свет, который в тебе, не есть ли тьма?», то есть мы должны внутреннее ощущение производить, в каком мы состоянии. Вот как раз об этом дальнейшие слова святитетеля Луки:
«Покайтесь, покайтесь! К себе отнесите эти слова Христовы, не только к язычникам, в свое сердце примите их и покайтесь. Близится уже время, предназначенное Церковью Святой для сугубого покаяния, близится время Великого Поста, пусть сердце и совесть каждого подскажет ему, в чем надо покаяться, пусть принесет он на исповедь через священника Самому Богу искреннее и горячее покаяние. Я укажу вам только на один грех, который, к сожалению, стал весьма распространенным, на грех в высшей степени тяжкий, на грех, тяжесть которого многие из вас недостаточно осознают — грех отречения от Христа, отречения от веры в Бога. Вы знаете, как страшно много было малодушных людей, которых в былые годы при всеобщей переписи населения в графе об отношении к религии писали, что они неверующие. К тому относились они довольно легко, а ведь это совершенно очевидное, несомненное отвержение от Христа. Ко всем таким людям относятся страшные слова Христа: „Кто отречется от Меня в роде сем прелюбодейном и грешном, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим небесным“ (Евангелие от Марка, 8-я глава, 38-й стих). Сам Христос отвергается от тех, кто Его отвергся. Это поистине страшно, нет ничего страшнее этого, и грех отречения от веры — один из самых тяжких грехов».
К. Лаврентьева
— Понятно, что он здесь говорил людям, которые из страха потерять свою жизнь, работу, причинить неприятности близким, может, где-то и написали, что они атеисты, или еще что-то вроде того. Но и в наше время, отец Симеон, вы же правильно сказали в начале программы, тоже есть выбор. Чтобы получить гражданство одной страны небезызвестной, нужно в посольстве написать, что ты либо принадлежишь к вере этой страны, либо ты атеист. «Ну, не проблема, напиши „атеист“, а в душе будешь ведь все равно верующим», я слышу такие рассуждения. Но вот как раз святитель Лука говорит, что не надо думать и утешать себя, что ты как-то правильно выйдешь из этой ситуации. Не получится написать «атеист», если ты не атеист, это уже предательство Христа, а это самый страшный грех. Господи, помоги нам.
архим. Симеон
— Но вообще удивительно, что так безбоязненно он говорит, потому что это советская перепись населения, которая была призвана доказать, что у нас религия побеждена. И там довольно большой процент людей, которые, назвались верующими, поэтому она была засекречена, но все-таки был какой-то процент тех, кто действительно смалодушничал. И они подумали: «Ну, подумаешь, я там напишу, я же остаюсь верующим, это просто формальность, чтобы моя семья не пострадала». Это же реально все было, эти страшные гонения. Но очень жестко к этому святитель Лука подходит, что касается веры и этих всех вопросов, он был совершенно бескомпромиссным. Неслучайно его сын понимал это и просил: «Папа, будь осторожней в своих проповедях», и в отчетах уполномоченных об этом говорится: «что Лука себе позволяет, как он такие вещи говорит». Но «кто верен в малом, верен во многом», мы помним эти слова. Здесь он переходит от темы того, что мы призваны к свету и можем быть светильниками, но, если вы сами отреклись, отошли от света, то надо покаяться, это тяжкий грех, но покаяние исцеляет все. Он всегда в какой-то позитив все-таки направляет. Он не замалчивает, не говорит: «вас можно понять, вы действительно в таких были условиях, ничего страшного, главное, что вы теперь ходите в храм». Нет, он говорит: «Извините, это тяжкий грех, смертный грех. Ребята, покайтесь, принесите подлинное покаяние». В этом смысле его строгость пастырская оправдана, но она совершенно необычная на фоне всего остального, что происходило. Он и от священников очень строго требовал выполнения всех пастырских обязанностей, проповедей, отношения к людям. Поэтому здесь его принципиальность в полной мере, конечно, проявляется.
К. Лаврентьева
— Да, продолжаем читать цитаты:
«Было время гонения на христиан в первые века христианства. Вы знаете, как тяжки и жестоки были эти гонения, вы знаете, сколько мучеников пролили кровь свою, сколько мук приняли они за имя Христа, за исповедание Его. Но наряду с этим сонмом мучеников было много малодушных, слабых людей, отвергшихся от Христа, боясь мучений. Потом, когда гонения кончились, многие из них возвратились в Церковь со слезами покаяния, но Соборы вселенские и Соборы поместные чрезвычайно сурово осудили всех этих отступников от веры. На них налагали жестокие наказания, было время, когда их совсем не принимали в Церковь. В дальнейшем эта ситуация изменилась, их стали принимать, но после чрезвычайно долгого покаяния, их на десятки лет отлучали от Причастия. Им подобны те из вас, кто отрекался от Христа даже в наше время, которое никак не может сравниться с временами гонения на первых христиан. И тем не менее нашлось множество малодушных, которым даже опасения пострадать за веру достаточно было, чтобы объявить себя неверующими, чтобы отречься от Христа. Я не знаю, какую епитимью, какое церковное наказание будем мы налагать на этих новых отступников от веры. Это непростой вопрос, который подлежит обсуждению Собора. Решение Собора, которое будет очень скоро, мы узнаем».
— Видите, он очень строго, очень принципиально относится к этому вопросу.
архим. Симеон
— Но при этом он вслух как бы делится с ними своими сомнениями, то есть он не берет на себя, говорит, как решит Собор, но показывает тяжесть этого греха. Тут, конечно, мы могли бы поспорить, что это никак не может сравниться с временами гонения на первых христиан. Конечно, сам архиепископ Лука имел право сказать, потому что он прошел все эти гонения, мучения и, как видите, их немножко сглаживал, но на самом деле это похоже по размеру, по масштабу, по тяжести. Тем не менее, вот такая принципиальность и строгость в вопросе веры, конечно, абсолютна.
«К Великому Посту, когда придется нам исповедовать таких отступников от веры, мы будем знать, какие епитимьи надлежит налагать на них. Об этом я вас предупреждаю. Нужно, чтобы каждый из вас заглянул в свою совесть. Нужно, чтобы каждый из вас, кто отрекался от Христа, не смел подходить к Святой Чаше без покаяния. Да сохранит вас всех Господь Бог от страха перед тем, где нет страха, ибо многие устрашились страха там, где его не было, многие страшно преувеличили этот страх. Да не будет ни с кем из вас этого страшного бедствия. Да сияет всегда в сердцах ваших свет Христов. Аминь».
— Да, удивительная, конечно, проповедь. Видите, его общение с прихожанами, с паствой всегда такое живое, открытое. То есть это не просто какой-то текст, который он должен зачитать, паства должна выслушать, принять во внимание, и всё. Это действительно живое общение. Вот он говорит: «я вас об этом предупреждаю, нужно, чтобы каждый из вас заглянул в свою совесть, чтобы каждый как-то соразмерил свой грех, своё отступничество, принёс покаяние». То есть, несмотря на вот такие сильные акценты и, в общем-то, даже, можно сказать, какие-то определенные не упрёки, но констатация того, что это тяжкие грехи, всё-таки святитель Лука заканчивает на позитивной ноте, что да не будет с вами этого страшного греха. Даже если кто-то из вас отрёкся, вы через покаяние можете вернуться в лоно Христово, и тогда свет Христов будет сиять в ваших сердцах.
К. Лаврентьева
— Отец Симеон, но мы же сталкиваемся регулярно с какими-то сериалами, фильмами, книгами, на первый взгляд, безобидными, но в которых очень коварно зашито какое-то богохульство. Ну, подумаешь, одна фраза, это же не я сказал. И расстраиваешься от того, что ты уже втянулся в какой-то прекрасный фильм, и уже так раскрылся и думаешь, какой прекрасный фильм, а где завязка, обязательно бывает какое-нибудь богохульство. Не во всех, но бывает. И приходится выключать, потому что понимаешь, что если ты его досмотришь, то это некое предательство. Оно же с малого начинается, тут чуть-чуть, тут чуть-чуть, а что потом от себя ожидать, если ты в таких мелочах предаёшь Бога?
архим. Симеон
— В том-то и дело, что это не только к тому времени имеет отношение, как можно было бы подумать.
К. Лаврентьева
— Сейчас очень коварно это всё сделано, очень хитро.
архим. Симеон
— Да, абсолютно согласен. Там же тоже, вот мы с вами говорим, перепись. Ну, что такое перепись? Бумажка, да? Я же на самом деле не пишу, что я отрекаюсь от Христа.
К. Лаврентьева
— Или вот даже такая мелочь, казалось бы: стою в храме и вижу у верующих людей очень много на обуви крестов. И это не просто какой-то рисунок, ведь это крест, отец Симеон, он не может быть другим, вот он крест и крест. На язычках там, на пяточках, вот так просто крест, как будто это такой стиль ботинок, но это же ботинки! И я расстраиваюсь, потому что это входит в некую моду наносить кресты на джинсы, на ботинки, ещё куда-то. Это вообще серьёзное попирание святыни. Об этом тоже надо говорить, пока у нас есть возможность: дорогие слушатели, проверяйте, пожалуйста, свою обувь, потому что это тоже лукавая уловка врага рода человеческого.
архим. Симеон
— Да, но главная здесь мысль в том, что в нашей ежедневной жизни, бытовых ситуациях надо трезвение какое-то сохранить и может проявляться наша верность Христу или какие-то вещи, когда мы, даже не очень замечая, отрекаемся от Христа, но в первую очередь через грех, конечно. Об этом святитель Лука говорит, что «греховная тьма вас тогда объяла». Он просто выбрал самое главное на тот момент, что ему было важно сказать, и на что акцентировать свое внимание, но по сути речь идёт о том, что грех вводит человека во тьму, поэтому нельзя любить этот грех, надо через покаяние уходить от него и идти к свету.
К. Лаврентьева
— Спасибо огромное, отче! Спасибо огромное, дорогие наши слушатели! Мы хотим вам напомнить, что сегодня мы вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским), доцентом Московской духовной академии, читали книгу избранных проповедей и поучений святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Сила моя в немощи совершается», так называется книга, цитаты из Евангелия. Обязательно читайте святых отцов, дорогие друзья, вместе с нами. Удивительна жизнь святителя Луки, сегодня мы немного обсуждали её, отец Симеон рассказывал нам о ней, все его труды и книги в доступе, всё издаётся. Вот буквально сейчас как раз в издательстве Троице-Сергиевой лавры вышел трёхтомник симферопольских проповедей святителя Луки.
архим. Симеон
— Да, и они разделены по тематике, там: «Об исцелении души и тела», «О страстях» и «О добродетелях», вот так мы их поделили.
К. Лаврентьева
— Давайте все вместе будем изучать, читать святых отцов. Спасибо огромное, всего вам доброго, до свидания.
архим. Симеон
— Благодарю вас.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Какую бы сферу деятельности человека мы ни взяли, мы понимаем, что в ней можно быть любителем, а можно стать профессионалом. Конечно, порой для этого приходится приложить массу усилий, но зато профессионализм выше ценится. А что можно сказать о религии? Можно ли стать в ней профессионалом? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Колоссянами. Давайте его послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Чем профессионал отличается от любителя? С формальной точки зрения всё просто: уровнем знаний, умений и навыков. Профессионал этот тот, кто хорошо разбирается в сути своей работы и умеет делать её качественно. Можно профессионально владеть резцом по дереву, профессионально излагать исторические факты или оперировать законами. Дело профессионала — это дело техники. В своей теме он знает ответы на все вопросы. В этом смысле, конечно, можно стать профессионалом в религии, если в центре неё стоит то, что похоже на инструкцию, а смыслом её является соблюдение формы. Естественно, зная об искренней вере Авраама, Моисея, пророка Исаии и других праведников Ветхого Завета, мы никак не можем сказать, что вера ветхозаветных иудеев была формальной или сводилась только ко внешним обрядам. В то же время, мы знаем, что большинство иудеев делало акцент на форме, почему именно книжники и фарисеи пользовались особым уважением.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к язычникам города Коллосы, которым проповедовал Христа. Приняв благую весть, они умерли для греха, и Бог оживил их и воскресил вместе с Иисусом. При этом, как это часто бывало, следом за Павлом в новую общину пришли иудействующие и призывали бывших язычников к исполнению закона. Они знали, что закон не исполним, но настолько почитали форму, что не могли от неё отказаться, даже ради самого совершенного содержания. И вот Павел говорит, что самим уверовавшим иудеям, Бог простил все грехи, связанные с нарушением закона. Когда-то на горе Синай они взяли на себя обязательство, которое в итоге не смогли исполнить. Иудеи представляли его себе в виде долговой расписки. Потом приходит Христос и исполняет все обязательства. Будучи послушен Отцу даже до смерти, Он, по словам апостола, прибивает расписку ко кресту и делает бессильными силы зла. При этом Спаситель явил послушание Отцу не в формальном исполнении закона, но в исполнении заповедей любви. Любви к Нему как к Богу и к нам как к ближним. Этим он превзошёл закон как идеальную форму и указал на любовь как на то, чего Бог ждал от людей в действительности. И если закон мог стать делом техники и в исполнении его тонкостей можно было стать профессионалом, то в исполнении заповедей о любви, стать профессионалом нельзя. В ней невозможно ответить на все вопросы, невозможно поставить точку, эту заповедь невозможно исполнить до конца и успокоиться. Возможно только, пребывая во Христе, расти в этой любви к Богу и к людям, но расти не благодаря исполнению формальных правил, а благодаря помощи Бога, который первым возлюбил нас и пришёл нас спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 25. Богослужебные чтения
Христианство — это религия, которая учит терпению. Но как можно терпеть несправедливость и ложь? Действительно ли Священное Писание призывает к этому? Или же оно всё-таки призывает к борьбе за справедливость и правду? Ответ на этот вопрос находим в 25-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Только что прозвучавший псалом — это псалом-жалоба. Очевидно, что его автор страдает под тяжестью ложных обвинений, которые против него выдвигают недруги. Можно предположить, что он отчаялся искать правосудие в гражданских судах. А потому он обращается к тому, кто один может ему помочь, к Богу. Поэтому и начинается псалом словами «Рассуди́ меня́, Го́споди». Но далее мы слышим от псалмопевца весьма странную и необычную просьбу: «Искуси́ меня́, Го́споди, и испыта́й меня́; распла́вь вну́тренности мои́ и се́рдце моё», — молит он Творца.
Бывает так, что человек оказался в неприятной ситуации и понёс убытки. Например, ему был нанесён физический или материальный ущерб. Однако он не идёт в полицию, не обращается в суд, потому что видит в произошедшем и свою вину. Возможно, именно он сам спровоцировал конфликт. Может быть, сам подливал для него масло в огонь. А, вероятно, и сам нанёс ущерб. Его вклад в склоку и разлад может быть небольшим по сравнению с его неприятелями, однако, если он пойдёт к судье как пострадавший, то вскоре может стать обвиняемым. «У самого рыльце в пушку», — говорим мы о такой ситуации.
Псалмопевец ощущает себя иначе. Он предъявляет обвинения против обидчиков и заявляет о своей готовности, если потребуется, пройти любой экзамен. Хоть на детекторе лжи. Вплоть до того, что станут очевидны его самые потаённые мысли и чувства, спрятанные глубоко-глубоко в сердце. Его совесть чиста. Это и даёт ему силы для такой вдохновенной и, можно сказать, дерзновенной молитвы.
Опыт тяжёлых, конфликтных ситуаций есть у каждого из нас. Всякому из нас наносили ущерб, как минимум, моральный. Возможно, мы страдали от лжи и клеветы. Возможно, не могли найти справедливости и нам было больно и обидно от этого. Может быть, мы находимся в таком непростом положении прямо сейчас. Прозвучавший псалом призывает нас не сидеть сложа руки, жалуясь на судьбу. Он призывает нас искать правду. Идти, стучаться в двери, добиваться справедливости. В том числе стучаться и к Богу. Молить Его о наведении порядка.
Однако при этом, есть одно «но». Перед тем, как идти и наводить порядок вокруг себя, необходимо увидеть и признать собственные внутренние проблемы. Необходимо ответить себе на один важный вопрос: а не окажется ли мой поиск правды и справедливости на поверку банальным бегством от себя и от своих проблем. Ведь нередко бывает так, что кто-то идёт в крестовый поход, чтобы послужить Богу, а кто-то, потому что не хочется возвращаться домой. Увидеть, что на самом деле побуждает меня обвинять окружающих — это важная духовная задача.
Если не будем искренни перед собой, очень рискуем, что наши жалобы вернутся нам же на голову. Жизнь поставит нас в такую ситуацию, когда нам откроется бездна собственной неправоты и низости. Если же мы стараемся быть по отношению к самому себе честными, причём честными до безжалостности, Бог прислушается к любой нашей просьбе, даже самой дерзновенной. И устроит всё в итоге наилучшим для всех образом.
Псалом 25. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 25. (Церковно-славянский перевод)
«Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о русских изобретателях и конструкторах конца 19-го — первой половины 20-го веков, которые внесли значительный вклад в развитие техники во всём мире.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
- «Вице-адмирала Григорий Иванович Щедрин». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







