Василий Максимов вырос на русском севере, и потому знал не понаслышке, как высоко земляки-поморы ценили сказителей, ведь от хорошей сказки даже суровой зимой становилось тепло на душе. Именно этому художник посвятил свою картину «Бабушкины сказки».

— Ваня, здравствуй! Разминулись мы с тобой сегодня. Я только пришла, а ты смотрю, уже уходишь из Третьяковской галереи?
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Да, я домой спешу — мы с родителями договорились вместе фильм посмотреть после ужина. Стараемся раз в неделю такие кинопросмотры устраивать, а потом обсуждаем.
— О, какая замечательная традиция у вас в семье!
— Это правда! Я раньше стеснялся делиться с мамой и папой своими мыслями, думал, не поймут они меня. А когда мы стали о фильмах беседовать, оказалось, что у нас так много общего!
— Да, искусство часто помогает людям разных поколений понять друг друга, найти точки соприкосновения.
— И особенно киноискусство!
— Я бы не стала так выделять кинематограф. Существуют и другие формы творчества, на протяжении столетий помогавшие хранить живую ниточку добрых отношений между отцами и детьми.
— Это какие же?
— Я могла бы показать тебе пример, запечатлённый в 1867 году на картине Василия Максимова. Если, конечно, у тебя есть возможность задержаться на десять минут.
— С радостью задержусь, ведь родители только через час с работы вернутся.
— Тогда пойдем... Вот, смотри!
— «Бабушкины сказки»? Интересная картина, таинственная! Полутёмная крестьянская изба, только лучина горит. В центре, у русской печки — старушка в платочке. Вокруг неё — ребятишки. Смотрят на бабушку во все глаза, очень им нравится её рассказ. Но, Маргарита Константиновна, причем здесь творчество, сближающее поколения? Мне кажется, бабушка просто рассказывает детям что-то занимательное, чтобы они не бегали по избе и не мешали никому.
— Просто, да не просто. Сказки, Ваня — это самое настоящее искусство. В повествование сказительница вкладывает своё отношение к жизни, веру и опыт. Герои волшебной истории не только попадают в невероятные обстоятельства, но и совершают подвиги ради любви и дружбы. Они защищают слабых, сражаются со злодеями, не жалеют себя. Так ребятишки без скучных нравоучений усваивают, что такое хорошо и что такое плохо. И вырастают единомышленниками своих отцов и дедов.
— Но как сказки можно назвать искусством, если они интересны только маленьким!
— Василий Максимов показывает, что это не так. Взгляни на картину — сказку внимательно слушают не только дети, но и взрослая девица за прялкой, и молодая мать с младенцем на руках. И даже старик, который мастерит что-то из кожи, отложил свою работу и весь обратился в слух. Художник вырос на Русском севере, под Волховом, и потому знал не понаслышке, как земляки-поморы относились к сказителям. Во время рыболовного сезона хорошему говоруну артель рыбаков выплачивала два пая — один за добытую рыбу, другой — за утешительный сказ.
— Утешительный?
— Конечно! Ценились сказки, от которых суровой северной зимой становится тепло на душе.
— Интересно, а до наших дней сохранились такие сказки?
— Сохранились, во многом благодаря Борису Шергину и Степану Писахову. Эти талантливые сказочники родились на Русском Севере во второй половине девятнадцатого века — как раз в то время, когда картина Василия Максимова «Бабушкины сказки» приобрела известность. В произведениях Шергина и Писахова отразились и неповторимый поморский говор, и сердечность, присущая северному фольклору. По их сказам, кстати, в 1988 году сняли сборник мультфильмов «Смех и горе у Бела моря». В этом названии вся суть заключена, пока смотришь — и посмеёшься, и поплачешь.
— Как вы говорите? «Смех и горе у Бела моря»? Я предложу родителям посмотреть. И про картину Василия Максимова «Бабушкины сказки» расскажу им. В нашем семейном киноклубе будет вечер, посвящённый традициям Русского Севера!
— Идея замечательная! А ещё можете посмотреть картину в Третьяковской галерее. Приходите всей семьёй — вместе побеседуем!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер