У нас в гостях был руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин.
Валерий поделился своей личной историей, как он пришел к тому, что отказался от алкоголя и стал помогать другим справляться с алкогольной зависимостью. Наш гость рассказал, каким образом Церковь участвует в проектах по популяризации трезвого образа жизни и как в нашей стране ежегодно 11 сентября отмечается День Трезвости.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Т. Ларсен
— Привет, друзья, это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Я Тутта Ларсен...
В. Рулинский
— И я Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. Мы говорим с людьми, которые вдохновлены Христом на служение милосердия и вдохновляют других. И у нас в гостях Валерий Доронкин, руководитель координационного центра по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма Синодального отдела по благотворительности. Валерий Константинович, здравствуйте.
В. Доронкин
— Здравствуйте.
Т. Ларсен
— Добрый день.
В. Рулинский
— У нас вчера был Всероссийский день трезвости. И событие достаточно важное, оно приобрело за последние годы, мне кажется, значение колоссальное, у большого числа людей отзывается, наверное, вот эта тематика трезвости. Но некоторым людям, наверное, не совсем понятно, зачем День трезвости. Валерий Константинович, зачем он нужен?
Т. Ларсен
— И какими мероприятиями он отмечен?
В. Доронкин
— Да. Зачем день трезвости? Ну принято говорить, что трезвость — это что-то противоположное пьянству. Последние лет 30, ну сейчас уже меньше, в нашей стране употребление алкоголя было чрезмерным — сказать это, значит не сказать ничего. Употребление алкоголя, 18 и 20 приблизительно литров на человека в год — фраза такая достаточно высокопарная, но вполне, я считаю, верная: генетическое вырождение нации. Ну много слов употребляли эксперты. И День трезвости — это, как принято сегодня говорить, информационный повод. Когда мы начинали эту работу серьезно вести, с 2009 года приблизительно, оказалось, что о трезвом образе жизни чиновникам и представителям СМИ говорить неинтересно. Когда мы приходили к заместителям губернаторов, к представителям федеральных органов власти, направляли какие-то предложения в средства массовой информации, эти предложения игнорировались и вышучивались. Ну что такое трезвость? — ха-ха, хи-хи. Там, не знаю, трезвый Новый год? — хи-хи, ха-ха. В какой-то момент оказалось, что в России в начале XX века был такой праздник — День трезвости, который праздновался в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября. Эта традиция была установлена по инициативе простых людей, была поддержана Священным синодом. У нас вообще в стране самое интересное, оно по инициативе обычных людей происходит, а потом Церковь с радостью поддерживает эти инициативы, вдохновляется и благословляет. И обсуждая с единомышленниками, коллегами, как нам громче говорить, как нам помогать людям, как нам найти помощь и поддержку среди представителей органов власти и СМИ, как я уже говорил, мы вспомнили такой современный термин: информационный повод. Приблизительно в 2011 году в Синодальном отделе, в зале за большим столом, состоялась встреча немногочисленных представителей трезвеннических проектов и трезвеннических организаций из Москвы и Московской области, она была организована по инициативе Священного синода.
В. Рулинский
— Вас, видимо, да, Валерий Константинович?
В. Доронкин
— Ну да. И мы сели, обсуждали: а как вообще нам праздновать День трезвости? Потому что в то время эта инициатива была непонятна и не поддерживалась. Мы обсуждали, говорили: вот надо делать так, надо делать сяк. К тому времени наши единомышленники в Казани уже несколько лет вспоминали эту дату, там поддерживали местные органы власти в какой-то степени. А по всей России, в принципе, это было не очень распространено. После того как мы поговорили об этом вот такой тесной кучкой единомышленников, которые были страшно далеки, один из священнослужителей подошел ко мне и сказал: Валерий Константинович, а давайте вот мы как-то немножко в Московской области отпразднуем, там в одном-двух районах. А потом напишем прошение митрополиту Ювеналию, что вот надо как-то это развивать.
В. Рулинский
— А он был тогда руководителем Московской митрополии.
В. Доронкин
— Московской митрополии и, по-моему, еще каким-то вот он руководил, комиссией какой-то такой.
В. Рулинский
— Да, богослужебной, может быть, или какой-то такой.
В. Доронкин
— Ну не помню сейчас. И у владыки Ювеналия была интересная такая история, еще с советских времен, он как-то вдохновился этой историей, что вот надо меньше пить, и по его благословению во всех монастырях Московской области на трапезах никогда не подавали алкоголь — это была такая вот строгая традиция и его строгое благословение. И владыка Ювеналий, получив такое вот представление, предложение одного из священников, написал письмо Святейшему Патриарху, в Священный синод, в котором изложил предложение сделать эту дату общецерковной, возродить традицию, которая была вот...
В. Рулинский
— Сто лет назад.
В. Доронкин
— В 1913 году, и еще в 1914-м она праздновалась. Прошло после этого года три, и Священный синод утвердил для нашей современной Церкви празднование Дня трезвости 11 сентября.
В. Рулинский
— Ну я так понимаю, что теперь этот праздник, благодаря вот этому решению, поддерживается на уровне Минздрава, на уровне региональных властей и стал таким, ну практически уже государственным праздником, да?
В. Доронкин
— Его называют всероссийским. После принятия решения Синода его сразу в СМИ начали называть Всероссийским днем трезвости, хотя вот это нигде не написано, ну вот как бы людям захотелось. На мой взгляд, 11 сентября, Всероссийский день трезвости — это наиболее поддержанная инициатива Церкви в средствах массовой информации и, по нашим оценкам, в СМИ ну, может быть, может сравниться там Рождество и Пасха, упоминание в СМИ. А может быть, и нет, никто не считал.
Т. Ларсен
— Как интересно, смотрите, власти не поддерживали эту идею, а СМИ сразу подхватили. А СМИ ведь что-нибудь непопулярное, неинтересное и непривлекательное не стали бы освещать в таком масштабе.
В. Доронкин
— Ну там просто как бы можно подавать с двух сторон — там хи-хи ха-ха, выпить и так далее. Вообще в теме распространения там употребления идеи алкоголя, пьянства у нас в стране очень много всего интересного. Интересные в СМИ есть такие противопоставления Дню трезвости — не буду их называть, дабы не рекламировать, но постоянно есть какие-то попытки там посмеяться над этим. Но в целом, помня о том, что происходило в нашей стране в 90-е годы, когда тысячи и сотни тысяч людей просто спивались и умирали из-за алкоголя — из-за изменения социальной ситуации, там, не знаю, нравственной ситуации, политической, как это назвать, географической...
Т. Ларсен
— Да и просто потому, что алкоголь был некачественный в том числе.
В. Доронкин
— Я не склонен считать, что главная проблема в некачественном алкоголе. Качественный алкоголь — это яд, поэтому даже самый качественный алкоголь, если его пить регулярно и много, он так же убивает, как некачественный алкоголь. Ну некачественный быстрее убьет.
В. Рулинский
— Ну вот мы немножко уже начали говорить про 90-е, а 90-е это, конечно, тяжелое время. И мне интересно узнать, как вы пришли к пониманию, что трезвость — это вообще норма, что нужно именно про трезвость думать. Как вы к этому пришли?
В. Доронкин
— Василий Васильевич начинает заострять ситуацию.
В. Рулинский
— Ну конечно, интересен личный опыт.
Т. Ларсен
— Ну да. И, знаете, вы вот сказали: употребление алкоголя и пьянство. И мне кажется, что для очень многих людей их отношения с алкоголем они никак пьянством точно не будут определять. Ну я могу выпить, могу не выпить, что же я, пьяница теперь? Почему я должен себе отказывать в чем-то вкусном или приятном? У меня с этим проблем нет. Ну мне кажется, так среднестатистический человек думает, который ну может выпить там бокал вина за ужином, да. Я понимаю, что мы сейчас мы не будем туда глубоко уходить. Но просто...
В. Доронкин
— А можно нырнуть и туда.
Т. Ларсен
— А просто как бы вот, если бы я вот сейчас слушала этот эфир, и мне бы сказали: ты, Таня, пьяница. То я бы сказала: конечно же нет, это несправедливо. И мне кажется, очень многие слушатели не относятся к алкоголю вообще, как вы говорите, да, как абсолютному, стопроцентному яду. Как вы к этому пришли?
В. Доронкин
— Как я пришел к яду?
Т. Ларсен
— Ну то есть как бы умеренное потребление кажется вполне рациональным решением.
В. Доронкин
— Ну конечно.
Т. Ларсен
— Ну мы ж не спиваемся, мы просто иногда себе позволяем выпить. А вы говорите однозначно: алкоголь — это яд. То есть за этим стоит какой-то личный опыт, какие-то сильные аргументы.
В. Доронкин
— Точно, да.
В. Рулинский
— Ну Валерий Константинович, ну давайте уже, не томите, расскажите.
В. Доронкин
— У меня много причин для того, чтобы понимать, что алкоголь убивает. Начну с самых таких вот, ярких. Мой друг институтский, которого я очень любил, ну и еще несколько друзей однажды сидели у меня дома и выпивали. Это были 90-е годы, тогда это было круто, модно. Везде стояли палатки, в которых продавался алкоголь, эти места работали и днем, и ночью, за полночь, ну круглые сутки. И мы на моей кухне изрядно напились. А в то время для мужчины и юноши сесть за рулем в пьяном виде считалось особой доблестью. Истории от том, как куда-то въехали, куда-то поехали, где-то какие-то гаишники остановили, где-то чего-то откупились, преподносилось как героизм. И большинство людей в нашей стране к этому так и относились. Ну на мой взгляд, это правда, я помню это. И вот мой друг собрался идти на улицу, еще там с двумя ребятами, и я помню вот это внутреннее состояние, когда я сижу на диване, прислушиваюсь как бы к себе, и что-то мне говорит: не надо, не надо ехать. И я остался дома. А мой друг в пятистах метрах от моего дома врезался в столб и погиб. А я его маме и папе говорил слова о том, что слова ваш сын погиб. Ну это первая история. И будет, наверное, еще несколько, немножко.
Т. Ларсен
— Это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Я Тутта Ларсен.
В. Рулинский
— Я Василий Рулинский. Мы говорим с руководителем координационного центра по утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности, Валерием Доронкиным, и говорим о Дне трезвости. Валерий Константинович, вы сказали, что это была первая история. Но очевидно, что не единственная, да, наверное, вы еще какие-то истории могли бы рассказать, которые вас как-то к этому привели.
В. Доронкин
— Наверное, в 88-м году мы отдыхали с родителями на даче, и я весь день пел песню: «Яблоки на снегу...»
В. Рулинский
— Известная песня.
В. Доронкин
— Да, и я пел эту песню и уже всем надоел. Вечером того дня, когда мы приехали с дачи, я сидел в ванной, зашел папа и сказал: бабушка с дедушкой погибли. Пьяный водитель грузовика, который не мог стоять на ногах, врезался в их машину. И в те дни я впервые столкнулся со смертью близких людей. Это раньше даже было, чем погиб мой друг. И с тех пор, если я, ну даже не если, а однажды, когда я запел песню «Яблоки на снегу», мои близкие сказали: не надо. То есть они помнили, что произошло в тот день, что я пел песню, и потом это произошло. Это вторая история.
В. Рулинский
— Ну, кстати, эта история-то произошла до этой и, в общем, вас-то она не уберегла от того, чтобы вместе с друзьями там на кухне сидеть и выпивать. Это, в общем-то, какой-то целый потребовался каскад таких историй, да, чтобы они как-то изменили ваше представление о жизни, о мире. Наверное, там была история, связанная уже непосредственно с вами какая-то, да?
В. Доронкин
— Ну будет. Сейчас я еще одну предварительно расскажу. В третьем классе мои родители уехали за границу и меня отвезли к бабушке тогда. Еще это было до их гибели. И в этом же доме жил мой дядя. Он много лет злоупотреблял алкоголем, сидел в тюрьме, и он уже не очень мог выходить из дома. И я помню вот свой ужас, слыша его крик. Не знаю, как его воспроизвести, звук...
В. Рулинский
— Не надо.
В. Доронкин
— Ну он громко, истошно кричал: «Ма-ать!» Только он очень много и сильно кричал, для того чтобы заставить бабушку сходить в магазин и купить ему алкоголь. И мне было очень страшно, тогда я ну был шокирован. Это вот несколько таких вот иллюстраций из моей жизни, которые ну имели отношение, сегодня которые я отношу к тому, что почему я живу трезво. И есть непосредственно мои какие-то, внутренние личные причины. Можно сейчас их...
В. Рулинский
— Да, конечно.
В. Доронкин
— И смерть моего друга, и предыдущие события не остановили меня от того, чтобы выпивать, это длилось несколько лет. Вообще это началось в 7 классе, еще в такое время СССР. И в 90-е, в конце 96–97-го года я уже дошел до какого-то состояния, когда мне было очень плохо — то есть я употреблял алкоголь почти каждый день. Вообще я потом подсчитывал, что за пять лет после окончания школы у меня практически ни одного не было трезвого дня. Потом, когда я отказывался от алкоголя и выбирал трезвый образ жизни, я выполнял некую письменную работу, чтобы прорефлексировать, подумать о себе. И там была такая задача поставлена: написать историю своей жизни. Историю своей жизни, касательно вот периода, когда вот начал употреблять. Мне было очень трудно вспоминать, я мало что помнил, и я подошел так, научный подход некий использовал — я написал года и написал сезоны: зима, весна лето, осень. И я пытался вспоминать. И я не мог писать предложения, потому что особо ничего не помнил, я писал ассоциации, слова. И зима: смерть друга, алкоголь, наркотики, предательство. Там было много разных слов. Вся моя жизнь за пять лет уместилась где-то слов в 250–300. И большинство слов были связаны: алкоголь, наркотики, смерть, предательство. И еще много-много таких слов разных. Было какое-то одно хорошее, по-моему, слово «любовь», а потом было слово «предательство», связанное с этим словом. И тогда меня это поразило. И это послужило, наверное, такой очень сильной, сильным осознанием. Там еще был интересный момент, как бы с чего вообще началась моя трезвость. Но вот эту потом я работу несколько позже делал, ну как бы я задумался. Ну обычно человек, который употребляет алкоголь, он употребляет алкоголь здесь и сейчас. Ну выпили — ха-ха, сегодня. Он же не думает, что он вчера выпил и позавчера выпил, что завтра будет...
В. Рулинский
— Годами.
В. Доронкин
— Через год, три года назад. То есть это некое свойство человеческой психики в каком-то смысле — жить здесь и сейчас. Ну воспринимать жизнь буквально.
В. Рулинский
— Ну все-таки здесь вот вопрос Танин достаточно актуальный. Есть, например, там испанцы, итальянцы... Во всяком случае про русских, наверное...
Т. Ларсен
— Французы.
В. Рулинский
— Да, французы.
Т. Ларсен
— Это все да, это главное, вот французы пьют вино — и ничего.
В. Доронкин
— Я сейчас вам про французов расскажу.
Т. Ларсен
— Нет, ну просто, знаете, мне кажется, что все-таки если человек начинает употреблять алкоголь в 7 классе, то там есть какая-то сложность, связанная не только с алкоголем. Ну то есть что-то было, почему, что заставило — какая-то среда, или генетика, или...
В. Доронкин
— Конечно, среда. Сейчас я отскочу к Франции немножко, по поводу французов.
Т. Ларсен
— Да. Не то чтобы мы реабилитируем здесь алкоголь, но просто хотелось бы разобраться.
В. Рулинский
— Просто хочется разобраться.
В. Доронкин
— Нет, у вас не получится здесь реабилитировать алкоголь. Во Франции изменилась структура населения. Есть вероятно, что число мусульман во Франции сейчас уже больше, чем число французов коренных. И это связано в том числе с фактором отношения французов к алкоголю. Ну мы так считаем с коллегой. Конечно, там много...
В. Рулинский
— Поясните мысль.
Т. Ларсен
— В смысле, что они не родятся.
В. Доронкин
— Да. И такое происходит как бы во многих местах в Европе. Ну понятно, за счет там политики там многокультуральности или как это называется. Но это объективные процессы: трезвые народы распространяются больше и сильнее, чем прекрасные итальянцы, которые выпивают прекрасное вино, прекрасные французы, которые выпивают прекрасное вино.
В. Рулинский
— Ну это надо еще доказать, Валерий Константинович. Не знаю, мне кажется, здесь много факторов, не только алкоголь.
В. Доронкин
— Да, конечно, факторов много. Но у мусульман запрет на употребление алкоголя, а у французов, итальянцев... Конечно, много факторов, да их много, действительно. Ну просто есть как бы эти факторы тоже.
Т. Ларсен
— Давайте тогда определимся, что в течение этого часа в «Делателях» мы признаем аксиому, что алкоголь — однозначное зло, абсолютный яд.
В. Доронкин
— На целый час.
Т. Ларсен
— С ним нужно бороться. И не будем это оспаривать. А наоборот, просто поговорим о том, как это происходит вот ну в вашем делании.
В. Доронкин
— По поводу часа, что мы говорим здесь, что алкоголь абсолютное зло. Вы одни из известнейших представителей СМИ, и СМИ так же говорят про День трезвости: давайте один день как раз поговорим о трезвости. А остальные дни как-то там. А вот как бы совершенно логичный подход. К вопросу, какая среда, почему с 7 класса. Я учился в спортивной школе — высокие, сильные ребята, мужественные, рано взрослеющие. Почему я против — сейчас я вернусь, — как бы почему я против наклеек в магазинах, которые распространяют фирмы, продающие алкоголь, там: алкоголь до 18 не продается.
Т. Ларсен
— Это вызов, да?
В. Доронкин
— Почему алкогольные компании дают бесплатно, в виде мерча раздают, почему? Потому что подросток хочет стать взрослым. И, соответственно, мы в 7 классе были уже очень взрослыми, очень большими, и как бы обычные взрослые люди (ну я баскетболом занимался) были ниже ростом нас. То есть мы большие, сильные, мужественные. Ну а мужественные и сильные люди что делают в Советском Союзе? На кухнях, или там где-то, в парке, или еще где-то — пьют, курят. Мы были взрослые, крутые. А как можно было без этого? Только так. Быть взрослым, как родители. У меня в семье — ну отец такой был чиновник, у него были друзья очень много с работы, люди в костюмах, дамы в платьях приходили в гости, — на столах стояли салаты, бутылки с красивым алкоголем. Дорогим, не буду называть марки...
В. Рулинский
— Не будем рекламировать.
В. Доронкин
— Не будем рекламировать. Ну тогда такой алкоголь не был доступен в магазинах. Это было ярко, красиво. Звучали цитаты из латинской литературы, говорили о Толстом, Лескове...
Т. Ларсен
— И пили кальвадос, как Ремарк.
В. Доронкин
— Нет, тогда кальвадоса вообще не было, и он вообще был не популярен в России, в Советском Союзе. Это были моменты праздников и счастья. Я помню, как я ползал под столом, там толкая за ноги старших, и праздник с алкоголем был самым прекрасным времяпрепровождением. Поэтому, когда я стал взрослым, идея о том, что самое прекрасное времяпрепровождение — это с алкоголем. Именно поэтому мы пили водку и пиво в подъездах, потому что это было самое прекрасное времяпрепровождение.
В. Рулинский
— Я что-то не могу понять логику. Получается, вы поняли из этого опыта, что самая главная составляющая праздника — это алкоголь, да?
В. Доронкин
— Ну да.
В. Рулинский
— Получается, так?
В. Доронкин
— Ну все радуются, чокаются. Это известный эксперимент, когда там четырех или пятилетних детей в детском саду предложили поиграть в праздник, они сдвинули столы и начали там кеглями наливать и чокаться стаканами.
В. Рулинский
— Ну да, получается, трезвого формата праздника вообще невозможно даже представить у нас особенно, да.
Т. Ларсен
— Ну кстати, интересно. Мы с детьми на этих новогодних каникулах, дети болели и было нечем заняться — то есть нельзя было там ни в снежки поиграть, ни выползти из дома, мы были на даче. И мы стали пересматривать советские фильмы, и начали с 50-х годов — и мы просто обалдели с мужем. Хорошая классика наша, советского кино — ну про курение я молчу, курение долго держалось на экранах, но там просто они просто вот, нормальная часть...
В. Рулинский
— Пьют.
Т. Ларсен
— Он пришел с завода, он начальник завода, директор там цеха. Он пришел домой — ему жена наливает красиво, из графина, в граненый стаканчик, он пару рюмочек выпил, пообедал и ушел.
В. Рулинский
— Занюхал хлебом.
Т. Ларсен
— Да, просто. И мы такие... Ну сейчас это немыслимо — ни в кинематографе нигде, да, и, если там стоит маркировка, ну это не приятно так вот: взять, прийти в обеденный перерыв, хряпнуть водки и вернуться на работу. То есть эстетика-то была, в общем, то есть это было частью благополучного образа жизни советского гражданина. Вот как-то алкоголь, но понятно, что пьяниц клеймили, снимали там журнал «Фитиль», да, но культурное употребление, оно было вот прямо в прошивке.
В. Рулинский
— Как будто норма.
Т. Ларсен
— Да. Вот мы смотрели сначала 50-е годы, потом 60-е, вот до 70-х годов как-то вот тема алкоголя, она в нашем родном кинематографе, в очень хороших кинофильмах, она прямо такой...
В. Рулинский
— Активно. Самогонщики.
Т. Ларсен
— Ну если не лейтмотив, то ну она вот прямо флер такой, сопровождает.
В. Доронкин
— Ну в нашей стране всегда, там не знаю, столетия, продажа алкоголя был один из видов налогов — то есть изъятие денег у граждан через продажу алкоголя. В какие-то времена даже было насильственно. В какие-то времена, когда уже стало видно, что алкоголь составляет большую часть бюджета...
Т. Ларсен
— Ну это как-то со времен Петра I.
В. Доронкин
— Еще раньше.
Т. Ларсен
— Еще раньше?
В. Рулинский
— Акцизная система вот эта.
В. Доронкин
— Откупа.
Т. Ларсен
— Точно.
В. Рулинский
— Ну это она там менялась несколько раз, да.
В. Доронкин
— И в какие годы, когда начинало развиваться вот это вот понимание, какой вклад алкоголь вносит в бюджет страны, было такое Всесоюзное общество «Знание», и во Всесоюзном обществе «Знание» по всей стране были подготовлены лекторы, которые рассказывали о том, что надо культурно пить. То есть это даже был способ такой вот пропаганды.
В. Рулинский
— Да. В сейчас Минздрав поддерживает инициативу Церкви, и Всероссийский день трезвости проводится. Слава Богу, мы в программе «Делатели» сегодня общаемся с руководитель координационного центра по противодействию алкоголизма и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности, Валерием Доронкиным. В студии Тутта Ларсен...
Т. Ларсен
— И пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
В. Рулинский
— Вернемся после короткой паузы.
Т. Ларсен
— Вы слушаете проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Я Тутта Ларсен.
В. Рулинский
— Я Василий Рулинский. У нас в гостях Валерий Доронкин, руководитель координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности.
Т. Ларсен
— У нас сегодня очень серьезная тема.
В. Рулинский
— Непростая тема.
Т. Ларсен
— Да, смотрите, я погуглила и, значит, мы, конечно, входим в первую десятку...
В. Рулинский
— Самых пьющих стран.
Т. Ларсен
— Да, но далеко не на первом месте. Значит, самая пьющая страна — это Бельгия.
В. Рулинский
— Неожиданно.
Т. Ларсен
— 12,6 литров алкоголя на душу населения. Дальше идет Франция, Германия, Венгрия, Польша, Великобритания и потом Россия — значит, с 10,12 литра. Также в этой десятке Австралия, Дания и Южная Корея.
В. Рулинский
— Благополучные все страны, да?
Т. Ларсен
— Ну как бы неужели все так плохо? Мы даже не number one.
В. Рулинский
— Так это же хорошо.
Т. Ларсен
— Очень хорошо.
В. Рулинский
— Это у них плохо. У нас хорошо.
Т. Ларсен
— Но вы говорили про 18–20 литров. Слава Богу, мы все-таки уполовинили этот рейтинг.
В. Рулинский
— Это было в прошлом, да.
В. Доронкин
— Ну где-то да, уполовинили. Ну во-первых, ужесточили контроль за рынком, стали жестко пресекать там нелегальную торговлю алкоголем, ввели акцизы, навели порядок — запретили круглосуточную продажу, запретили продажу алкоголя в палатках. То есть термин: ограничение алкоголя по месту, времени — и там еще какой-то третий есть, — то есть это стало профессиональным таким подходом современных как бы чиновников.
В. Рулинский
— Ну реклама тоже, по-моему, запрещена.
В. Доронкин
— Ну запрещена была, да, стали строго. Сейчас если ты попробуешь купить алкоголь, хоть ты дедушка с бородой будешь, с тебя потребуют показать паспорт. И это всегда сейчас есть, и это меня очень радует. У меня был забавный факт. В Санкт-Петербурге на бензоколонке забежал мужик и, такой, говорит: ой, а пиво есть? И продавщица, радостно так улыбаясь, говорит: нет, у нас пива нет. Ну я такой обрадовался, думаю: тут какие-то борцы за трезвость на бензоколонке. Я так решил поинтересоваться: а почему вы так радуетесь? Я думал, она сейчас ответит: потому что мы не пьем. Она сказала: да вы знаете, такие тяжелые ящики были, приходилось таскать, а сейчас это не надо делать. То есть это вторичная у них выгода.
В. Рулинский
— Все просто.
Т. Ларсен
— Я прошу прощения, я хотела сказать, просто чтобы меня не уличили во лжи, оказывается, я смотрела рейтинг пьющих пиво стран.
В. Доронкин
— Да.
Т. Ларсен
— А в рейтинге общем мы еще ниже.
В. Доронкин
— Еще ниже. Там Прибалтика очень высоко.
Т. Ларсен
— Там да, очень высоко Чехия, Литва и так далее. Вот Эстонская республика, то есть здесь мы находимся... Нет, Эстонская республика ниже России, но тоже как бы в районе 11 литров с чем-то, и мы там, по-моему, даже не в первой десятке получаемся, уже утешительно.
В. Доронкин
— Да, я как раз подумал об этом, но не стал спорить.
Т. Ларсен
— Да, спасибо.
В. Доронкин
— А я вот хочу рассказать историю, как мы на эту тему общались с Тутой.
В. Рулинский
— Ну-ка, ну-ка.
Т. Ларсен
— Когда?
В. Доронкин
— Я ее это, доставил ей некое неудовольствие. Однажды Тутта у себя в социальной сети опубликовала смешную фотографию про йога и алкоголь, алкогольную йогу.
Т. Ларсен
— А, это известный мем был. Там смешно, как разные позы, и человек там в той или иной позе тянется к бокалу вина.
В. Доронкин
— Да. Тутта запостила эту фотографию, и я был на нее подписан. И там какие-то ее подруги комментировали...
Т. Ларсен
— Собутыльницы мои.
В. Доронкин
— И хи-хи, ха-ха. И я написал гневный комментарий. Я написал: вы известный человек...
Т. Ларсен
— Да.
В. Доронкин
— Вы ну делаете неправильно. Тутта ответила: это моя страница. А я сказал: вы известный человек, вы делаете неправильно, вы пропагандируете алкоголь.
В. Рулинский
— И?
В. Доронкин
— И все. Такой злобный комментатор.
Т. Ларсен
— Нет, ну...
В. Доронкин
— Сейчас я бы так не сделал, я сейчас спокойнее.
Т. Ларсен
— А я бы сейчас, наверное, может, и не запостила бы. Хотя я же отдаю себе отчет в том, что эту мою страничку в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) читают взрослые люди, которые определяют свои отношения с алкоголем вне зависимости от того, какие картинки я пощу в соцсети. А что вас, а кстати, вы говорите: я бы сейчас так не сделал. А почему?
В. Доронкин
— Ну я спокойней стал по этому поводу. У меня был период, когда вот мне хотелось вот всех отрезвить. Принудительно, скажем так.
В. Рулинский
— Неофитский трезвенник был.
В. Доронкин
— И ну да, такой неофитский. А сейчас я как-то спокойнее отношусь. И лучше получается на самом деле. То есть люди знают, что у меня такая позиция. И потом, когда они употребляют алкоголь, они такие: вот там, знаешь... А когда я как бы оказывал давление, ну это неприятно.
В. Рулинский
— Наоборот, сопротивление.
Т. Ларсен
— Слушайте, подождите. А ну вот всех отрезвить. Ну а вдруг, ну хорошо, я понимаю, это очень щекотливая тема сейчас. Потому что если я хоть как-то буду выступать в роли адвоката алкоголя — ну все, я как бы просто...
В. Рулинский
— Адвокат дьявола.
Т. Ларсен
— Да, адвокат дьявола просто и прочее.
В. Доронкин
— Все в порядке.
Т. Ларсен
— Но тем не менее ведь я реально знаю историю, мне рассказывала одна нутрициолог, женщина — вы меня, конечно, опровергнете и скажете, что дело не в этом. Но тем не менее, вот факт. К ней люди приходят, чтобы выстроить свое пищевое поведение и иногда приходят, чтобы завязать с алкоголем в том числе. И она одного клиента, одного своего, значит, пациента ну практически увела, в общем, вывела на трезвый образ жизни. И человек, к сожалению, скончался от инфаркта через достаточно краткосрочное...
В. Рулинский
— А что, ты это связываешь что ли?
Т. Ларсен
— Она сказала: я не знаю, несу я за это ответственность или нет. Возможно, его сердце износилось как раз в процессе употребления алкоголя.
В. Доронкин
— Мнение некоторых врачей, что в нашей стране пьющие мужчины умирают от цирроза печени, а непьющие — от сердца. Ну то есть как бы два варианта.
Т. Ларсен
— Вот. Это, знаете, как в анекдоте, да: в России, у русского человека только две болезни — как бы это эвфемизмами-то выразить: ерунда и хана. Ерунда сама проходит, а хана все равно не лечится. Ну это грустно, да. Просто как бы разговор об алкоголе, мне кажется, в нашей стране он настолько сложный и настолько болезненный. Мой отчим умер от алкоголизма, я знаю, что это такое не понаслышке. И это очень страшно, когда ты видишь, как умный, развитый, эрудированный, прекрасный человек просто деградирует. И ты ничего не можешь с этим сделать. И главное, что он мучается, ему плохо, ему больно, но...
В. Рулинский
— Но уже не властен сам с собой.
Т. Ларсен
— Это абсолютно демоническая вот одержимость, и с этим ничего нельзя поделать. Ну в то же время у меня была прекрасная бабушка Таня, которая умерла на 88-м году жизни, и для которой рюмочка и сигаретка были, сопровождали всю ее жизнь непростую.
В. Рулинский
— А может, она до 95-ти бы прожила.
Т. Ларсен
— Сто процентов. И до 195-ти, там такой был потенциал. Ну вот не знаю, я опять же... Алкоголь — зло, мы вообще это не отрицаем. Но как жить в мире, в котором все — от литературы до кинематографа, кальвадос от Ремарка и ром от Хемингуэя там и так далее — все в мире тебе твердит об обратном: что есть культура употребления. Всероссийское общество трезвости или как это там называлось?
В. Рулинский
— Общество «Знания».
Т. Ларсен
— Общество «Знание», да, понимаете, что дело не в самом наличии продукта, а в культуре его употребления. Если ты употребляешь некультурно, можно и цветной капустой себя до заворота кишок довести. А если ты выпиваешь бокал вина, так это еще и гемоглобинчик, и антиоксиданты, говорят.
В. Доронкин
— Недавно я слушал интервью Константина Эрнста, и они какую-то передачу готовили про какой-то безвредный... а, про вино, которое выводит стронций — то ли красное, то ли... И вот уважаемый наш мэтр телевидения рассказал, что они провели исследования...
Т. Ларсен
— Телевидение провело исследования?
В. Доронкин
— Ну его команда какая-то провела исследования, как появилась история про то, что алкоголь что-то там выводит. Оказывается, были какие-то неурожайные годы, и была проблема, плохое было качество вина, и были собраны какие-то там советы, совещания, приглашен какой-то известный эксперт, и было найдено решение, и вышла куча статей. Тогда как раз была история — 60-е, по-моему, годы какие-то, была история с радиационной какой-то катастрофой, и это был чисто вброс информационный — о том, что вино выводит стронций.
Т. Ларсен
— Вот это да.
В. Рулинский
— Чисто пиар такой, да?
В. Доронкин
— Можно в интернете найти вот это вот.
В. Рулинский
— Грязные методы пиара.
В. Доронкин
— То есть это прямо по этим как бы мемам можно находить, исследования проводить. Была такая Рита Монтальчини что ли, долгожительница, такая европейская, и у нас в стране много мемов как раз вот, ну там что-то она говорит, там почему дожили до ста лет? И там, на эти мотиваторах написано или демотиваторах это называется, что вот: а когда вы пьете воду? И там хи-хи, ха-ха, а воду я не пью вообще. Такой мем прикольный, то есть она там старушкой изображена...
Т. Ларсен
— С бокалом и сигаретой.
В. Рулинский
— Я видел тоже, да.
В. Доронкин
— Да, и это вот было, и наш один исследователь проверил западный интернет — этих фотографий, этих цитат нет нигде, ни в одной стране, ни на каких языках. Источника не удалось найти.
В. Рулинский
— То есть вы предполагаете, что это все продуманная компания информационная?
В. Доронкин
— Ну докажите, что это не так. Он провел там анализ IP-адресов там и так далее, он не нашел этих демотиваторов, и картинок, и цитат ее на других языках.
Т. Ларсен
— У меня есть еще один сильный аргумент, я его предъявлю после короткой паузы.
В. Рулинский
— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим с руководителем координационного центра по утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности, Валерием Доронкиным. И обсуждаем Всероссийский день трезвости, который отмечается у нас в стране 11 сентября, по инициативе Русской Православной Церкви.
В. Доронкин
— Вась, а историю про ангела-то будем рассказывать?
В. Рулинский
— Конечно, Валерий Константинович.
Т. Ларсен
— Подождите, вы сначала на мой сильный аргумент ответьте.
В. Рулинский
— Ну давай.
Т. Ларсен
— Ведь первое чудо, которое Христос сотворил в Кане Галилейской, это же было превращение воды в вино.
В. Рулинский
— О, классно, да.
Т. Ларсен
— Я знала, что вы миллиард раз уже ответили на этот вопрос.
В. Доронкин
— Я утверждаю, что в том вине спирта было так же, как в квасе. Попробуйте доказать, что я не прав. Попробуйте доказать мне, что там был процент спирта выше 0,5. Как вы это докажете?
Т. Ларсен
— Но вы не можете доказать и обратное.
В. Доронкин
— Конечно.
Т. Ларсен
— Ой, вы прекрасно, вы как мой 18-летний сын, который говорит: представь мне стопроцентное доказательство существования Бога, тогда я точно в Него поверю. Но я не могу представить и обратное.
В. Рулинский
— Валерий Константинович, но мне кажется, что это было очень вкусное, но при этом вино.
В. Доронкин
— О, классно.
Т. Ларсен
— Оно было особенное все равно. Божественное.
В. Доронкин
— Да, у меня был священник, ну он и есть, священник знакомый в Ставропольском крае, я с ним часто пересекался. И тут он несколько лет назад сказал: Валерий Константинович, мы начали выращивать виноград и будем делать вино. Я подумал: ах, какой ужас! Священник будет выращивать вино, он же еще будет продавать его, для литургии — ну ладно, ну вот как грустно. И хотелось, вот как в случае с вами, какую-то там проповедь ему, отповедь. Но я сдержался, это был один из первых таких вот разов, когда я начал сдерживаться. Это священник сейчас выращивает там многое количество гектаров винограда, и с недавних пор он начал производить безалкогольное вино для литургии.
Т. Ларсен
— Вот это да.
В. Доронкин
— Сейчас его используют уже где-то в пятнадцати епархиях, по благословению архиереев. И мы собираемся эту информацию как бы популяризировать.
Т. Ларсен
— Здорово.
В. Доронкин
— Это настоящее вино, которое там по Ростесту там считается вином и так далее. И спирт там есть, но его как в квасе.
В. Рулинский
— Незначительно.
В. Доронкин
— И батюшка шутит, говорит: есть такие люди, которые хотят меня сжечь на спиртовом костре.
В. Рулинский
— А история про ангела, Валерий Константинович?
В. Доронкин
— История про ангела? Это было начало 97-го года. Такая же история, как какие-то предыдущие — на кухне, уже с малознакомыми людьми, там какая-то компания непонятная. Там были две знакомых девушки мои и их два парня, они все были ну не москвичи, приезжие, и мы на кухне выпивали, и разговоры шли там как бы по двум сценариям: один сценарий — то что курс доллара, какие-то проблемы с ним, а второй сценарий — что в Москве живут одни эти, маменькины сынки и жлобы. А я был москвич, и как-то помалкивал. То есть компания мне как бы уже там переставала нравиться. А это была ночь Сочельника. Ну я тогда...
В. Рулинский
— Ночь перед Рождеством.
В. Доронкин
— Да, ночь перед Рождеством. Ну как бы это был некий известный факт в то время, но особо как бы это никого не волновало. И одна из девушек сказала: а сегодня же ночь перед Рождеством. И если открыть окно в 12 часов ночи, за окном пролетит ангел, и его о чем попросить — он услышит и исполнит. Ну такое, я больше никогда как бы такое, как это сказать, поверье что ли, больше никогда не слышал. Но на меня это повлияло, сейчас расскажу, как. Ближе к полуночи водка закончилась. Ну там такая какая-то закуска была — квашеная капуста, соленые огурцы, картошка. И закуска осталась, а алкоголя нет. И народ пошел, такое выражение, догоняться. В магазин. Тогда они работали по ночам. И я остался что-то на кухне, не захотел с ними пойти, как-то мне был милее мой сплин. И я, как-то оказалось, что я сижу на кухне, в темноте, грустный и одинокий. В чужой квартире, с людьми — как бы просто так оказалось, что некуда было деваться. В то время так часто бывало, много встреч со случайными людьми. И я посмотрел на часы — 12 часов ночи. Я подумал: сейчас же 12 часов ночи, и там за окном может пролететь ангел, и можно его о чем-то попросить, он услышит и исполнит. Я подошел к окну, не веря ни в какого ангела, но думая: а вдруг? Я открыл такую фрамугу — такие у нас узкие во всех квартирах были на кухнях, там большая она, но узкая. Я открыл эту узкую фрамугу, посмотрел на грязный московский двор — грязный снег, эти деревья некрасивые. И подумал: 12 часов, где-то должен пролететь ангел. И я посмотрел как бы на эту грязь, и начал смотреть внутрь себя, так как-то задумался. И подумал: а чего же я хочу? А вообще? Это, может быть, был первый раз в жизни, когда я задумался: а чего же я хочу? Наверное, первый. Я посмотрел внутрь себя — я не понял, что я хочу, но мне стало очень плохо. Я как-то понял, что я живу такой жизнью, в которой мне очень плохо. И мне пришла мысль, что я хочу, чтобы моя жизнь изменилась. Я закрыл окно. А через сорок дней начался мой первый день трезвости.
Т. Ларсен
— Поразительно.
В. Доронкин
— И с тех пор уже 26 лет я живу трезво.
В. Рулинский
— Да, до мурашек прямо, Валерий Константинович.
Т. Ларсен
— Умеете вы рассказать убедительно. Расскажите еще, пожалуйста, как вообще проходит День трезвости и, может быть, кто-то хочет присоединиться. А может быть, с этого дня начать свои 26 лет трезвого образа жизни. Как это сделать?
В. Доронкин
— Неплохой повод. В средствах массовой информации, когда рассказывают о Дне трезвости, всегда упоминают день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Многим этот праздник непонятен. Но история там такая, что царь Ирод, напившись...
Т. Ларсен
— Пообещал...
В. Доронкин
— Убил человека, которого он сильно уважал.
Т. Ларсен
— Да.
В. Доронкин
— И именно поэтому, к чему может привести употребление алкоголя, Церковь в этот день установила празднование этой даты. Как его празднуют? Да везде по-разному. Такое есть русское выражение: кто во что горазд. СМИ пишут какие-то статьи, на телевидении выходят передачи...
В. Рулинский
— На радио программы выходят.
В. Доронкин
— Ну это как наша сегодняшняя встреча. Где-то дают возможность спортсменам устроить какой-нибудь там велопробег или забег за трезвость, где-то медицинские организации выходят на улицы города, где-то был даже троллейбус трезвости — ну то есть там медики, видимо, читали лекции и так далее. На центральных площадях городов некоторые наши общественники устанавливают посты трезвости — ну такая палатка, и там листовки, какие-то видео, прямо с прохожими общаются и так далее. Ну кто во что горазд. В учреждениях культуры проводятся выставки антиалкогольной литературы — ее достают там из каких-то загашников, какие-то книжки, не знаю там, столетней давности, и там на стендах выставляют. Ну то есть есть как бы спортивные формы, есть культурные форматы и есть форматы, которые делает здравоохранение — то есть ну какие-то выходы на улице, общение с населением. Ну кто во что горазд.
В. Рулинский
— Ну и в Церкви, я так понимаю, молебны особые служатся, да, Валерий Константинович.
В. Доронкин
— Ну во-первых, да, очень интересный факт, что долго принимали решение о Дне трезвости, 11 сентября, параллельно с нашим участием, по нашей инициативе, в Церкви разрабатывалась концепция по утверждению трезвости и, оказалось, что делали молебен. И в 2014 году все три события произошли, ну так вот в одну точку сошлись.
В. Рулинский
— Одним решением Синода.
В. Доронкин
— Одним решением Синода. То есть как-то так это произошло, что вот эти разные события, и там же было установлено, что вот этот молебен о страждущих будет служиться в каждом храме России, Российской Федерации, в этот день. Потом, через несколько лет, появилось в богослужебных указаниях указание на то, что на ектеньи во время службы вставляются особые прошения о страждущих. То есть молебен, прошение о страждущих на ектеньи, ну и дальше какое-то участие в таких общественно-церковных организациях. Где-то в каких-то городах там, в Нижнем Новгороде, в Красноярске, по-моему, большие городские крестные ходы проходят.
В. Рулинский
— Валерий Константинович, ну вот особая есть форма еще, которая разработана была Церковью, насколько я помню, с XIX века. У нас были такие энтузиасты, активисты, которые, собственно, создали как явление такое — это общества трезвости. И, в общем, это было, наверное, тоже таким народным ответом на ту боль, которая действительно людей очень сильно волновала, уносила жизни их родных и близких. И общества трезвости активно, по-моему, их там были десятки тысяч, да, в начале XX века — вы меня поправьте, если я что-то там ошибся. Сегодня они тоже возрождаются, да, и, наверное, их уже достаточно много. Что это такое, и что такое общество трезвости, что такое обет трезвости, как вот в церковном таком преломлении это работает?
В. Доронкин
— Ну одно из интересных событий — по-моему, это было в Литве, и там была не православная инициатива. В Литве была католическая церковь, и был такой епископ Валанчюс. А у католиков там все строго: как бы епископ сказал — все делают, и чуть ли не 90%, вот по решению этого Валанчюса, чуть ли не 90% населения Литвы перестали употреблять алкоголь. Епископ сказал, священники сказали — все.
В. Рулинский
— Это XIX века, да?
В. Доронкин
— Все прихожане выполнили.
Т. Ларсен
— Авторитет.
В. Доронкин
— И сначала императору доложили там: все отрезвели, ура. Потом ведомство докладывает: сборов нет, деньги в казну не поступают...
Т. Ларсен
— Ай-ай-ай...
В. Доронкин
— И вот эту трезвенную революцию в Российской империи разгоняли с помощью войск и пушек. Вот было запрещено. Таких событий было не одно, там были там сборы, кабацкие откупа. И даже вот на уровне там властном сообщалось, что там безобразия творят, там шинкарей изгоняют, там, не знаю, кабаки жгут и дают зароки трезвости.
В. Рулинский
— Да, как последняя, финальная такая прямо.
В. Доронкин
— Это всячески там властью разгонялось, запрещалось. Потом в какой-то момент времени, по-моему, это в конце XIX века, была интересная Церковью придумана формулировка — сейчас не помню точно, но типа, что священники не препятствуют желанию людей там жить трезво — как-то так. Ну типа Церковь благословляет, не препятствует. Или Церковь не препятствует священнослужителям и призывает людей жить трезво — какая-то витиеватая была формула. Наибольшее распространение общества трезвости получили в начале XX века, там были такие очень известные люди, в этом участвовали. Один из самых известных — это митрополит Владимир Богоявленский. Это уникальный епископ, который возглавлял все три главные кафедры: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую.
В. Рулинский
— И священномучеником является.
В. Доронкин
— Да, является первым священномучеником. И на его деньги проходил там Всероссийский съезд там борцов с алкоголизмом, там сотни людей со всей страны съехалось — там специалисты, врачи, священники, обсуждали всю эту историю. Ну это было связано все с Днем трезвости, какие-то там параллельные вещи были. И тогда же в России получили распространение общества трезвости, их было, церковных, около двух тысяч. И было, например, Александро-Невское общество трезвости. Один, может быть, из самых больших храмов в Санкт-Петербурге у Варшавского вокзала построен вот на деньги трезвенников. И Александро-Невское общество трезвости насчитывало — у них были филиалы по всей стране, — 70 тысяч человек членов. Были какие-то цифры, что членами этих обществ трезвости было около полумиллиона граждан России. А то ли миллион, то ли полтора — это люди, которые давали обет трезвости на разные сроки там в какие-то моменты. У одного историка написано, из Тюмени, по-моему, исследователь современный.
В. Рулинский
— Валерий Константинович, у нас осталось совсем немного времени. Про общества трезвости сегодня несколько слов буквально, чтобы мы поняли, как...
Т. Ларсен
— Есть ли у нас шансы полмиллиона человек хотя бы увидеть в нем реальными членами.
В. Доронкин
— Ну я думаю, что у нас в стране очень много людей живут трезво. Во-первых, все дети и большинство стариков. А среди взрослых людей это тоже стало популярным. В Церкви есть несколько там сотен обществ трезвости. Практика обетов трезвости — это обращение к Богу за помощью вот в трезвом образе жизни, она практикуется и людьми, имеющими зависимость, родственниками и священниками, которые хотят дать добрый пример. Потому что алкоголик, у него главная проблема, он всю жизнь с этим борется: быть как все. А все — это значит, там пить на Новый год, на дни рождения. И поэтому люди гибнут — встают и падают. Потому что они перестают употреблять, но хотят быть нормальными, поэтому им надо выпить. Поэтому они потом срываются и так далее и так далее. И вот трезвость людей здоровых, не злоупотребляющих, показывает пример: я нормальный, я здоровый, и можно жить трезво, будучи здоровым человеком. И будучи здоровым человеком, жить трезво — это нормально.
В. Рулинский
— А подробности можно прочитать на сайте https://protrezvenie.ru/. И будем надеяться, что в вашей жизни всегда будет духовная трезвость. Очень важная добродетель, которая, мне кажется, у каждого христианина должна быть.
В. Доронкин
— Наш владыка Пантелеимон говорит, что абсолютная трезвость — это святость.
В. Рулинский
— Да. Спасибо большое. Это был очень интересный и важный эфир, программа «Делатели» на радио «Вера». Мы говорили с Валерием Доронкиным.
Т. Ларсен
— Всего доброго.
В. Рулинский
— До свидания.
В. Доронкин
— Спасибо.
Все выпуски программы Делатели
- «Кормление бездомных». Владимир Харлов
- «Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
- «Благотворительный фестиваль «Звезда Рождества» 2025-2026». Леонид Лундстрем, Юлия Данилова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 85. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть совершенно замечательный эпизод: ко Христу за помощью обратился отец больного ребёнка, в ответ Господь сказал, что по вере всё возможно, в том числе и исцеление, реакция отца страдающего мальчика стала впоследствии крылатой фразой — «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Непоименованный отец выразил суть обретения веры: её даёт Спаситель, и без Него мы не можем веровать, следовательно, не можем и жить так, как заповедует Бог. Эту мысль мы можем найти в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 85-м псалме. Давайте послушаем его первую часть.
Глава 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 Ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 Ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 Призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Только что мы услышали довольно пространное молитвенное размышление, которое принадлежит перу царя Давида. Началось оно с традиционного для молитв упоминания себя самого — Давид написал о себе как о бедном и нищем, конечно, в сравнении с Богом, ведь в сравнении с Ним любой человек не только беден и нищ, но и вообще незаметен, любое проявление гордыни рядом с Богом — свидетельство духовной слепоты, гордыня лишает человека возможности молиться, ведь гордец не может сосредоточиться на Боге, он сосредоточен на себе самом. Поэтому молитвенное размышление Давида самой первой своей строкой приводит его и нас в нужное состояние — состояние глубокого смирения.
Далее автор псалма произносит ряд прошений, перемежая их с восхвалением Бога. Опять же, стоит понимать, что эти восхваления нужны не Богу, они призваны удержать сердце молящегося человека в состоянии смирения, довольно непросто думать о себе самом великое после, к примеру, таких слов псалма: «Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85:10).
Здесь же мы находим мысль, которая очень близка Евангелию: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего» (Пс. 85:11). Давид свидетельствует, что человек по своей собственной воле не может исполнять заповеди Божии, более того, человек сам по себе не в состоянии захотеть это делать.
Конечно, мы можем попытаться не согласиться со словами псалма, но здесь стоит задать самим себе вопрос: если мы воцерковились в зрелом возрасте, то что мешало нам сделать это раньше? Это во-первых. А во-вторых: где взять желание исполнять Христовы повеления? И каким образом оно рождается в человеке? Если же смотреть шире и обратить внимание на жития святых, то мы найдём в них немало описаний жизни людей, которые пришли к Богу далеко не сразу, Бог их буквально вырвал из среды греха, вложив в сердце стремление к праведной жизни. Один из самых ярких примеров такого рода — всем прекрасно известная преподобная Мария Египетская.
Слова 85-го псалма — это и «прививка» против осуждения. Если кто-то ещё не чтит Бога должным образом, то, возможно, не пришло нужное время, и если мы видим таких людей, то не стоит раздражаться, недоумевать и оскорбляться, нужно поступать так, как поступил царь Давид в отношении себя самого, нужно помолиться, чтобы Господь наставил этих людей на истину Свою, чтобы утвердил их сердца в страхе имени святого Своего.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Апостол Павел
Евр., 312 зач., V, 11 - VI, 8.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент в околоцерковный обиход вошло страшное по своей сути выражение: «Не согрешишь — не покаешься». Если поинтересоваться происхождением этого выражения, то мы узнаем, что оно довольно древнее, и его развёрнутую форму можно найти в сборнике пословиц русского народа, составленным Далем. Можно попытаться реконструировать, что же именно подразумевала пословица: грех толкает человека к переосмыслению жизни, и таковое переосмысление способно помочь прийти ко Христу. Это действительно так. Но как быть, если человек словами «не согрешишь — не покаешься» прикрывает свои повторяющиеся грехи? Допустимо ли такое поведение? Ответ нам даёт звучащий сегодня в православных храмах отрывок из 5-й и 6-й глав Послания апостола Павла к Евреям. Скорее всего, этот ответ многим из нас не понравится, но тем не менее давайте его внимательно послушаем.
Глава 5.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
Глава 6.
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Апостол задал всем нам очень простой, но предельно важный вопрос: до какого времени мы будем считать себя детьми? Конечно, речь шла о духовной жизни, о том, что многие христиане крайне легкомысленно относятся к своим собственным грехам, полагая, что их грехи — это милая шалость неразумного ребёнка, а потому любящий Бог не может их не простить так, как любящие родители прощают любые шалости своих детей.
По мнению апостольского послания такая логика глубоко ошибочна: мы взрослые, а Слово Божие — это не родительские наставления, это закон жизни, и если сравнивать его с родительскими запретами, то оно значительно ближе к запрету играть на железнодорожных путях, чем к запрету лакомиться конфетами перед обедом. Конфеты легко простить, а вот в случае игр рядом с движущимися поездами может оказаться так, что прощать будет попросту некого. Заповеди Божии устроены так же: может оказаться, что прощать некого. Не потому, что человека постигла мгновенная кара после совершения греха, нет, причина глубже: покаяние — дар Божий, и этот дар, как и любой другой, нельзя обрести на пути греха, можно совершить ужасные вещи и не ощутить ни малейшего признака раскаяния, причина же в том, что грех убивает душу, делая её неспособной к восприятию Божией благодати. И именно об этом предупреждает нас апостол.
Вместе с этим апостолу непонятно, как может отпасть от Бога тот, кто вкусил дар небесный и стал причастником Духа Святого, и вкусил «благого глагола Божия и сил будущего века» (Евр. 6:4–5). Ещё более апостолу непонятно, каким образом такой человек может быть обновлён покаянием, ведь он «снова распинает в себе Сына Божия и ругается Ему» (Евр. 6:6). Да, толкователи этих слов апостольского послания к Евреям полагают, что речь здесь идёт лишь о вероотступничестве, которое в полной мере невозможно искупить покаянием, но нам стоит помнить, что и любой другой грех — это тоже вариант вероотступничества, пусть и менее опасный, пусть и прощаемый, но тем не менее — это всё те же духовные игры на железнодорожных путях, которые имеют немалый риск закончиться трагедией, от которой пусть всех нас избавит Всемилостивый Господь наш Иисус Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарить надежду болеющим детям в рамках акции «Зажги созвездие мечты»
У семилетней Даши Павловой есть мечта — однажды выйти на большую сцену и спеть свою песню. Она любит надевать нарядные платья, мамины туфли и устраивать для близких домашние концерты. В такие минуты она чувствует себя настоящей артисткой и забывает про все неприятности.
Даша живёт с пересаженной почкой и вынуждена постоянно принимать лекарства. В полтора года у неё обнаружили опухоль, долгое время девочка находилась в больницах. Но после операции по пересадке почки у Даши появилась возможность вернуться домой, свободно гулять, играть, общаться и, конечно же, петь. Однако на этом лечение не закончилось. Чтобы поддерживать свой организм и пересаженный орган, Даше нужно всё время принимать дорогостоящие препараты, которые не выдают бесплатно. Без них она может лишиться обычного детства и снова оказаться в больнице.
В этом году Даша пошла в первый класс, а ещё записалась в хор, чтобы стать ближе к своей мечте: связать жизнь с пением и музыкой.
Сейчас этой семилетней талантливой девочке нужна поддержка. Чтобы помочь Даше Павловой и другим детям, которые нуждаются в дорогостоящих лечении и реабилитации, фонд «Настенька» запустил акцию «Зажги созвездие мечты». На странице акции можно прочитать истории и мечты болеющих детей, а также оставить для них любой благотворительный перевод. Ваше участие подарит ребятам шанс на здоровое будущее. Ссылка на сайт акции «Зажги созвездие мечты» размещена на сайте фонда «Настенька» и на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











