
Рим., 89 зач., V, 10-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумываясь о своих отношениях с Богом, человек нередко спрашивает себя, почему он рождается в мире смертных и духовно несовершенных существ? Да, Адам и Ева согрешили, но он не может быть ответственен за их поступок. Почему же это как будто бы происходит? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.
13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.
14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений.
Однажды, читая книгу по религиоведению, я наткнулся на такую фразу представителя одной из нехристианских религий: «В отличие от христиан, мы не верим, что все люди нравственно ответственны за грех первой пары людей. Каждый человек ответственен перед Богом только за свои личные грехи». Я очень смутился, если не сказать возмутился этими словами, потому что я как христианин тоже не верю, что Бог наказывает всё человечество за грех двух первых людей. Нести последствия чего-то и быть наказанным за что-то — это разные вещи. Скажем, часть декабристов была выслана в ссылку, где у них родились дети. Дети родились в сложных условиях, которые наложили отпечаток на всю их жизнь, но никак нельзя сказать, что кто-нибудь считал их виновными в поступках их отцов.
Отрывок из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, начинается с очень важного утверждения: будучи врагами, люди примирились с Богом посредством смерти Его Сына. На первый взгляд звучит оно довольно странно, ведь мы не чувствуем себя врагами Бога. Но имеется в виду, конечно, не буквальная вражда с Богом, а неготовность и нежелание жить по Его воле. Например, старшему сыну Адама и Евы Каину Бог прямо говорит: «грех у дверей лежит, но ты господствуй над ним». Однако вместо отвержения греха, Каин его совершает. В свою очередь Спаситель был во всём послушен Отцу даже до смерти. И те, кто отрекаются от противостояния Богу, через крещение приобщаются Его жизни и усыновляются через Него Отцу, Который так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного для спасения мира.
Но почему же человек грешит? Почему противостоит Богу, порой даже не зная о Его существовании? Апостол пишет, что «грехом одного человека в мир вошла смерть, которая перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». На первый взгляд может показаться, что все стали умирать, согрешив в Адаме, совершив нравственный выбор вместе с ним. Однако такой смысл, характерный для западных и некоторых современных русских переводов, не следует из греческого первоисточника. Читая греческий текст, восточные отцы говорили, что грех первого человека стал не только его личным поступком, но и заразил человеческую плоть смертностью, тленностью и страстностью. Эта болезнь греха вошла в саму природу человеческой плоти, которая с того момента располагает каждого потомка Адама и Евы к противостоянию Богу. Итак, входя в мир, мы противостоим Богу, с одной стороны, потому что наследуем падшую природу, а с другой, потому что сами с возрастом выбираем иную сторону, увлекаемые миром сим.
Впрочем, благовестие апостола Павла на то и благовестие, что на противостоянии Богу всё не заканчивается. По его мысли, как все стали умирать из-за Адама, так же все могут получить жизнь во Христе. Более того, для Павла благодать, которую мы можем получить через Христа, Бог-Отец подаёт нам с избытком.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 117 зач., XV, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться не срываться на людей? Как приучить себя избегать тяжёлых конфликтных ситуаций и не ввязываться в распри и ссоры? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Одна из проблем, которую апостол Павел разбирает на страницах своего послания к Римлянам, — это проблема раздоров в общине римских христиан. Верующие конфликтовали друг с другом по поводу некоторых ритуальных правил. В частности, между ними был спор о том, насколько строго им необходимо воздерживаться от мясной пищи и, вообще, придерживаться всякого рода гастрономических ограничений. Кто-то относился к телесному посту с чрезмерной серьёзностью. Кто-то делал акцент в своей духовной жизни совсем на другом и особо не беспокоился о том, что именно употреблять в пищу.
Апостол Павел старается примирить враждующие стороны. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию», — призывает он римских христиан. Большинство из них пришло в Церковь из язычества. И сам факт того, что это произошло, — является проявлением безграничной милости Божией. Господь сделал Своими учениками тех, с кем, согласно ветхозаветному закону, было нельзя садиться даже за один стол. Вот точно так и они сами должны теперь поступать со своими собратьями во Христе. Учиться снисходить друг ко другу даже в тех вопросах, которые кажутся им принципиальными.
Апостол уверен, что верующие смогут переступить через свои амбиции, перестанут доказывать друг другу свою правоту, проявят великодушие, уступчивость и найдут-таки компромисс. На это у них есть достаточно сил. Поэтому Павел и пишет: «вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Сами христиане могут об этом не подозревать, но эти таланты даны им Духом Божиим в силу того, что они крестились в Иисуса Христа. Всё, что от них требуется, — раскрыть эти таланты. То есть начать совершать действия, как будто они ими обладают.
Это прекрасная иллюстрация того, как в своей жизни можем действовать и мы. Опыт конфликта есть у каждого из нас без исключения. Мы сталкиваемся с людьми дома, на улице, в общественном транспорте, на работе. Противостоять другому человеку даже на уровне взгляда и тонкого движения сердца для нас очень естественно. Так мы вроде как очерчиваем и защищаем свои границы. И если мы рассмотрим любой свой прожитый день внимательно, то может быть сильно удивлены тому, насколько это сопротивление является нормой нашей ежедневной жизни. Нередко оно перерастает в открытое столкновение и даже в скандал, который в итоге приносит душевную боль.
Апостол Павел уверяет, что мы не обязаны уходить с головой в эту войну всех против всех. У нас есть намного больше внутренних сил, чем мы можем себе представить. Бог дал нам власть гасить любой ненужный конфликт в зародыше. Для этого необходимо всего лишь научиться действовать с теми, кто рядом с нами, по принципу «как будто». Как будто мы умеем миловать и прощать, быть понимающими и снисходительными. Постепенно эти механические действия станут для нас естественными и привычными. А вместе с ними в зависимости от нашего усердия в нашем сердце будет оживать источник благости и познания Бога. Господь наполнит нас — и мы сможем наставлять друг друга с милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть «автомобили жизни» продолжают доставлять помощь семьям и старикам в зону конфликта

Сотрудники и волонтёры Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии уже три года выезжают в сёла, которые находятся в зоне боевых действий. Каждый день на легковых автомобилях, газелях, они доставляют по разбитым дорогам еду, воду, лекарства и одежду — то, без чего мирным жителям не обойтись.
«В первую очередь помогаем сёлам, где нет ни света, ни воды, куда не добираются гуманитарные машины других служб», — рассказывает отец Дмитрий Кротков, руководитель гуманитарного центра.
Автомобили приходится загружать до предела, чтобы уместить в одну машину то, что по-хорошему нужно везти на трёх. Ведь ехать большой колонной в прифронтовой зоне — огромный риск.

Люди ждут эти машины как спасение. «Они уже знают, что мы привезём не только груз первой необходимости, но и для каждого ребёнка найдём конфетку, обнимем и утешим. Когда приезжаю, дети бегут ко мне: „Батюшка, а вы нам игрушечку привезли?“ Раздаю им то, что собрали добрые люди», — рассказывает отец Дмитрий.
Помимо этого, команда гуманитарного центра привозит медицинское оборудование и средства ухода в больницы, дома престарелых, а также интернаты для детей с инвалидностью.
От обстрелов, нагрузки и экстремальных условий машины быстро изнашиваются и требуют ремонта. Но денег на то, чтобы привести их в порядок — не хватает. Почти всё уходит на продукты и лекарства для людей. Потратиться на ремонт — значит оставить без еды десятки семей. Однако и без надёжного транспорта тоже не обойтись.
Поэтому отец Дмитрий, руководитель Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии, обращается за поддержкой ко всем, кто в силах помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ф.М. Достоевский как религиозный философ». Борис Межуев

У нас в гостях был доцент философского факультета МГУ Борис Межуев.
Разговор шел о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном философе, и как его взгляды и поиски отражались в его произведениях.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер