21 сентября 1705 года в малороссийском городке Прилуки Полтавской губернии праздновали Рождество Пресвятой Богородицы. Звенели колокола, нарядные горожане шли в храм на Литургию. Священник в алтаре возгласил: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...». В этот самый момент в доме отставного полковника Прилуцкого казачьего полка, дворянина Андрея Горленко, раздался громкий крик младенца. Супруга Андрея Дмитриевича, Мария Даниловна, родила сына.
В крещении мальчика нарекли Иоакимом. Малыш подрастал, и радостный отец в мечтах уже представлял ребёнка наследником своего имения и военным, как и он сам. Однажды, после таких размышлений о будущем сына, Андрей Дмитриевич задремал и увидел сон. Высоко, в чистом, безоблачном небе ему явилась Богоматерь. Её лик сиял. Возле ног Пресвятой Девы отец увидел склонённого в молитве Иоакима. К мальчику подлетел светлый ангел и накрыл его мантией епископа. Потрясённый, Андрей Дмитриевич очнулся и поспешил рассказать о своём видении жене.
Супруги гадали, что бы мог значить этот удивительный сон. А потом за житейскими хлопотами о нём позабыли. И вспомнили лишь через много лет, когда их сын принял монашеский постриг с именем Иоасаф, а затем был рукоположен в епископа Белгородского и Обоянского. Спустя два столетия, в 1911 году, их сын будет прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей. А пока маленький Иоаким рос под присмотром любящих родителей и получал от них первые уроки веры.
Семья Горленко была православной. Мать с первых лет жизни учила Иоакима молитвам, читала ему жития святых и Священную историю. Отец кротко и ненавязчиво наставлял сына правилам благочестия: учил почитать старших, иметь мир со всеми, быть нестяжательным и сострадательным к ближним. С нетерпением ждал Иоаким воскресных и праздничных дней, чтобы вместе с родителями отправиться в церковь. А после богослужений не хотел оттуда уходить. Мария Даниловна и Андрей Дмитриевич радовались, видя душевное устремление сына к Богу. Сами родители будущего святителя были известны своим милосердием. В их доме находили приют нищие, странники, идущие по святым местам. Огромное впечатление на юного Иоакима произвёл приезд его родной тётки — монахини Анастасии. Мальчик часами сидел рядом с ней и слушал рассказы о том, как живут монахи в обители, как всё там наполнено молитвой и трудом во имя Господа. После отъезда тётушки Иоаким решил, что тоже непременно станет монахом. Он молился Божьей Матери о том, чтобы она устроила его жизнь и оградила от всяких бед горячо любимых родителей.
Но Андрей Дмитриевич и Мария Даниловна, хотя и воспитывали сына в вере и благочестии, прочили Иоакиму светскую жизнь и карьеру. В 8 лет его отдали на обучение в Киевскую Братскую школу. Вдали от дома и родных мальчик находил утешение в беседах с монахами Киево-Печерской лавры. Это ещё больше укрепило его в желании посвятить свою жизнь Богу. Когда Иоакиму исполнилось 16, он открыл своё стремление родителям. И не ожидал, что отец и мать ответят ему отказом.
Жизни в миру Иоаким для себя не представлял. И после долгих размышлений решился пойти против родительской воли — уехал в Киев и тайно принял монашеский постриг в Киево-Межигорском монастыре. В письме отцу и матери он рассказал о свершившемся, горячо раскаивался в том, что отважился на такой шаг без их благословения и просил простить его. Прочитав письмо сына, Андрей Дмитриевич и Мария Даниловна поняли, что такова была воля Божья, и сами раскаялись в том, что воспротивились ей. Они отправили сыну ответ, в котором с любовью благословляли его на подвиг монашества и служение Богу.
Всю жизнь святитель Иоасаф Белгородский будет вести с родителями переписку. А в 1754 году, предчувствуя свою скорую кончину, владыка приедет навестить родительский дом. Там он с трепетом окунётся в воспоминания детства, окружённого любовью близких.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия