
Фото: PxHere
21 сентября 1705 года в малороссийском городке Прилуки Полтавской губернии праздновали Рождество Пресвятой Богородицы. Звенели колокола, нарядные горожане шли в храм на Литургию. Священник в алтаре возгласил: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа...». В этот самый момент в доме отставного полковника Прилуцкого казачьего полка, дворянина Андрея Горленко, раздался громкий крик младенца. Супруга Андрея Дмитриевича, Мария Даниловна, родила сына.
В крещении мальчика нарекли Иоакимом. Малыш подрастал, и радостный отец в мечтах уже представлял ребёнка наследником своего имения и военным, как и он сам. Однажды, после таких размышлений о будущем сына, Андрей Дмитриевич задремал и увидел сон. Высоко, в чистом, безоблачном небе ему явилась Богоматерь. Её лик сиял. Возле ног Пресвятой Девы отец увидел склонённого в молитве Иоакима. К мальчику подлетел светлый ангел и накрыл его мантией епископа. Потрясённый, Андрей Дмитриевич очнулся и поспешил рассказать о своём видении жене.
Супруги гадали, что бы мог значить этот удивительный сон. А потом за житейскими хлопотами о нём позабыли. И вспомнили лишь через много лет, когда их сын принял монашеский постриг с именем Иоасаф, а затем был рукоположен в епископа Белгородского и Обоянского. Спустя два столетия, в 1911 году, их сын будет прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей. А пока маленький Иоаким рос под присмотром любящих родителей и получал от них первые уроки веры.
Семья Горленко была православной. Мать с первых лет жизни учила Иоакима молитвам, читала ему жития святых и Священную историю. Отец кротко и ненавязчиво наставлял сына правилам благочестия: учил почитать старших, иметь мир со всеми, быть нестяжательным и сострадательным к ближним. С нетерпением ждал Иоаким воскресных и праздничных дней, чтобы вместе с родителями отправиться в церковь. А после богослужений не хотел оттуда уходить. Мария Даниловна и Андрей Дмитриевич радовались, видя душевное устремление сына к Богу. Сами родители будущего святителя были известны своим милосердием. В их доме находили приют нищие, странники, идущие по святым местам. Огромное впечатление на юного Иоакима произвёл приезд его родной тётки — монахини Анастасии. Мальчик часами сидел рядом с ней и слушал рассказы о том, как живут монахи в обители, как всё там наполнено молитвой и трудом во имя Господа. После отъезда тётушки Иоаким решил, что тоже непременно станет монахом. Он молился Божьей Матери о том, чтобы она устроила его жизнь и оградила от всяких бед горячо любимых родителей.
Но Андрей Дмитриевич и Мария Даниловна, хотя и воспитывали сына в вере и благочестии, прочили Иоакиму светскую жизнь и карьеру. В 8 лет его отдали на обучение в Киевскую Братскую школу. Вдали от дома и родных мальчик находил утешение в беседах с монахами Киево-Печерской лавры. Это ещё больше укрепило его в желании посвятить свою жизнь Богу. Когда Иоакиму исполнилось 16, он открыл своё стремление родителям. И не ожидал, что отец и мать ответят ему отказом.
Жизни в миру Иоаким для себя не представлял. И после долгих размышлений решился пойти против родительской воли — уехал в Киев и тайно принял монашеский постриг в Киево-Межигорском монастыре. В письме отцу и матери он рассказал о свершившемся, горячо раскаивался в том, что отважился на такой шаг без их благословения и просил простить его. Прочитав письмо сына, Андрей Дмитриевич и Мария Даниловна поняли, что такова была воля Божья, и сами раскаялись в том, что воспротивились ей. Они отправили сыну ответ, в котором с любовью благословляли его на подвиг монашества и служение Богу.
Всю жизнь святитель Иоасаф Белгородский будет вести с родителями переписку. А в 1754 году, предчувствуя свою скорую кончину, владыка приедет навестить родительский дом. Там он с трепетом окунётся в воспоминания детства, окружённого любовью близких.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер