
— Славная традиция сложилась у нас, Андрей — махнуть на выходные в глубинку России! Путешествия получаются короткие, но познавательные. И это во многом благодаря твоей идее непременно посещать художественные музеи!
— Мне в них всегда интересны картины местных художников. Они могут поведать о городе, селе, регионе то сокровенное, что не ухватишь за два дня самых внимательных наблюдений.
— Точно! Вот и здесь, в Петрозаводском музее изобразительных искусств, нам как будто полнее открылась Карелия.
— Взять хотя бы полотно Бориса Поморцева «Субботний день». Полюбовался — и словно погостил у хороших друзей в Заонежье.
— В Заонежье?
— Это заповедный уголок на берегах Онежского озера, севернее Петрозаводска. Борис Поморцев много работал в этих местах во второй половине двадцатого века. «Субботний день» он написал в 1961 году.
— Замечательная картина! Чайки парят над свинцовой гладью Онеги. На высоком дальнем берегу к самому небу уходит вековой лес. На ближнем — дощатая банька стоит у кромки воды. Лёгкий дымок вьётся над крышей. Скоро можно будет париться!
— Да, мы видим последние приготовления перед баней. Одна женщина носит воду для мытья, другая сидя на берёзовом чурбаке что-то готовит прямо на берегу в печурке с высокой трубой.
— Что, интересно?
— Полагаю, уху. Жители Заонежья — рыбаки, их озеро кормит. Видишь, сеть сушится на стене, лодка стоит у берега.
— Красивая какая, с изогнутым носом!
— Их здесь называют кижанками. Такая форма позволяет преодолевать высокие волны. А на Онеге они до пяти метров бывают!
— Кижанка — это от слова Кижи?
— Да, по названию острова, на котором расположен прославленный нынче музей-заповедник. Он тоже — часть Заонежья.
— Парадная часть, которую непременно показывают туристам! А Борис Поморцев приглашает увидеть другую Карелию, неведомую приезжим. Интересно, сохранились ли ещё такие вот рыбацкие деревеньки, как на картине «Субботний день»? С остроносыми лодками, баньками на берегу?
— Баньку в Заонежье, полагаю, немудрено найти. А вот лодок-кижанок с каждым годом всё меньше, их вытесняют моторные лодки. Уходит в прошлое вековой уклад деревенской жизни на Русском севере. Об этом Борис Поморцев ещё в прошлом веке тревожился, когда только начинался отток жителей в города.
— Потому, наверное, художник и спешил запечатлеть родные места.
— Вряд ли он ставил перед собой такую цель. Просто писал всю жизнь то, что дорого сердцу. Борис Поморцев переехал в Карелию в двадцатилетнем возрасте с Сахалина и горячо полюбил здешние края. Суровую, но прекрасную природу, терпеливых, трудолюбивых жителей.
— И эта любовь отразилась в картине «Субботний день». Наверное, поэтому полотно дарит столько радости!
Картину Бориса Поморцева «Субботний день» можно увидеть в Петрозаводске, в музее изобразительных искусств Республики Карелия.
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «фарисей» знают все — и верующие, и неверующие. Причём, иногда даже не в прямом значении, которое оно имело в истории народа израильского, но в значении лицемера, смотрящего на всех сверху вниз. При этом странным образом нередко именно верующие люди, которые уж точно понимают опасность фарисейства, начинают вести себя по-фарисейски. Почему это происходит и самое главное, как от этого избавиться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 4-ой главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Помню, когда я поступил в университет на филологический факультет, мне довольно часто приходилось слышать фразу «в школе говорят, что это так, но на самом деле всё сложнее, а иногда и вовсе не так», и подобный подход характерен не только для филологии. Наука развивается, и то, что считалось правильным, оказывается не совсем правильным или даже просто неправильным. На первый взгляд в богословии подобный подход невозможен. Однако одно дело догматы — как вечные истины о Боге, мире и человеке, и другое дело — формулировки и особенно попытки объяснения, которые бывали менее или более удачными у разных авторов. Да и в нравственной сфере тоже не так просто, ведь Бог, обращая к людям заповеди, учитывал их духовное состояние. Именно поэтому заповеди Ветхого Завета заменены новозаветными. Естественно, и в сфере нравственной есть вещи, которые от завета к завету оставались неизменными. Впрочем, дело не только в изменении форм или норм, порой через время оказывается, что человек был прав, а его гонители нет. Кроме очевидных библейских примеров Спасителя или архидиакона Стефана, из истории вспоминаются святитель Иоанн Златоуст или преподобный Максим Исповедник, которые были гонимы и обличаемы при жизни и прославлены как святые после смерти. Причём, самое важное для нашего разговора — гонимы не язычниками, а теми, кто называл себя христианами.
Сегодняшний отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам начинается с очень важного призыва к верующим: «не судить до времени, пока не придёт Господь». Этот призыв не касается смертных грехов или ересей, потому что в другом месте этого же послания апостол говорит, что коринфяне должны были сами оценить смертный грех кровосмесителя как недопустимый и даже изгнать этого человека из общины. Подобным образом он не раз предупреждал христиан других общин остерегаться лжеучителей. Но в то же время, там, где нет очевидного нарушения заповедей, лучше предполагать добрые намерения, а не злые, и не судить. Почему? Потому что только Бог — сердцеведец и только Он знает сердечные намерения. Павел видит, что коринфскую общину разделяют противоречия, так как одним ближе его подход, а другим подход Аполлоса. Апостол призывает учеников не думать о себе много, то есть не судить, опираясь на личные вкусы и представления, потому что может оказаться, что перед Богом прав и тот, и другой, потому что в своих намерениях они оба стремились исполнить волю Божию, пусть и способ исполнения у каждого несколько отличался.
Очевидно, что призыв апостола Павла актуален и сегодня. Когда мы смотрим на других христиан, мы нередко позволяем себе оценки, даже не задумываясь о том, что можем исходить из неполноты информации, незнания условий, изнутри которых они действуют, непонимания духовных законов, по которым развивается человек. И вместо того, чтобы судить других, нам стоит помнить, что мы, как и каждый человек, получили свой дар Господа и призваны развивать его в служении людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о сокровище, жемчужине и о неводе». Протоиерей Андрей Юревич

У нас в студии был настоятель храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешниве в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности об образах найденного сокровища, купленной жемчужины и невода, в чем особенность этих образов и как эти притчи можно проецировать на современную жизнь.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Этические нормы в бизнесе». Сергей Иванов

Гостем рубрики «Вера и дело» был исполнительный директор Группы компаний «Эфко» Сергей Иванов.
Мы говорили от том, как применение этических норм в бизнесе может служить важным инструментом развития и даже положительно влиять на эффективность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело