
Фото: Ivan Lemekhov / Pexels
Ростовский воевода, или как сказали бы сегодня — глава города, Пётр Григорьевич Протасьев, в 1766-м году овдовел. Супруга его, Екатерина Васильевна, скончалась, когда ей было чуть больше тридцати. На руках у воеводы осталась дочка, шестилетняя Машенька. Пётр Григорьевич души в ней не чаял. Однако понимал, что девочке необходим женский присмотр. И обрадовался, когда его мать — Машенькина бабушка — предложила разделить с ним заботу об осиротевшей внучке.
Маша проводила с бабушкой много времени. Вместе они ездили на богомолье по святым местам. И чем старше становилась Маша, тем сильнее стремилось её сердце к Богу. Пётр Григорьевич заметил, что дочь его стала подолгу молиться, закрывшись в своей комнате. Машенька строго постилась, старалась избегать светских развлечений — балов и приёмов. Однажды она доверительно сказала Петру Григорьевичу, что в будущем желала бы принять монашеский постриг. Любящего отца словно громом поразили эти слова. Он хотел в будущем выдать Машу замуж за родовитого и состоятельного человека. Ведь кому, как не отцу, виднее, что будет лучше для дочери? Так рассуждал Пётр Григорьевич, и поэтому запретил Маше даже думать о монастыре. Досталось и бабушке. «Ты своими разъездами по монастырям внушила ребёнку такие мысли!» — в сердцах выговаривал матери воевода.
Марии меж тем исполнилось 16 лет. Бабушка к этому времени скончалась, и Пётр Григорьевич решил, что дочери пора всерьёз задуматься о замужестве. Однажды он сказал Маше, чтобы она готовилась к большому балу. Воевода пригласил к себе знатных и богатых женихов губернии в надежде, что с кем-то из них Маша сможет найти семейное счастье. Мария понимала, для чего отец задумал этот праздник. И накануне назначенного дня решилась... на побег. Девушка написала записку, в которой сообщала, что не может идти против Божьего призвания посвятить себя служению Господу в каком-нибудь монастыре. Просила простить её и не разыскивать. Ночью, взяв свои небольшие сбережения, Мария ушла из дома.
Миновали сутки её странствий. Машенька шла по дороге, и вдруг за спиной услышала конский топот. Девушка обернулась — её нагонял отцовский экипаж! Коляска остановилась, оттуда выпрыгнул расстроенный слуга. И обратился к девушке со словами: «Марья Петровна, барышня, возвращайтесь скорее домой! Батюшка ваш от горя слёг!». Слуга рассказал: обнаружив наутро, что дочери нет дома, Пётр Григорьевич места себе не находил. А когда увидел и прочёл её записку, с рыданиями упал на диван в своём кабинете, и больше с него не вставал. Сердце Маши сжалось, она осознала, какие волнения доставила родным. Девушка села в экипаж и вскоре была дома. Отец встретил дочь со слезами и объятиями. Машенька тоже плакала, раскаиваясь в том, что своим побегом причинила отцу такую боль. В тот день Пётр Григорьевич благословил дочь на иноческое житие.
Вскоре Мария стала послушницей костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. Обитель располагалась относительно недалеко от дома, и отец, которому нелегко было расстаться с любимой дочерью, часто навещал её. Когда же Пётр Григорьевич скончался, Марию перевели в Арзамасскую Алексеевскую женскую общину, устроенную старцем Феодором Санаксарским. Там 25-летняя Мария Петровна Протасьева приняла постриг в великую схиму с именем Марфа, и в 1785-м году была избрана настоятельницей обители. Всю жизнь Марфа Арзамасская благодарила отца за то, что он благословил её на монашеский путь. И молилась за своих родных.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Рим., 117 зач., XV, 7-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться не срываться на людей? Как приучить себя избегать тяжёлых конфликтных ситуаций и не ввязываться в распри и ссоры? Ответ на эти вопросы можно найти в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
8 Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам,
9 а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: за то буду славить Тебя, (Господи,) между язычниками, и буду петь имени Твоему.
10 И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с народом Его.
11 И еще: хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы.
12 Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут.
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;
15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати
16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.
Одна из проблем, которую апостол Павел разбирает на страницах своего послания к Римлянам, — это проблема раздоров в общине римских христиан. Верующие конфликтовали друг с другом по поводу некоторых ритуальных правил. В частности, между ними был спор о том, насколько строго им необходимо воздерживаться от мясной пищи и, вообще, придерживаться всякого рода гастрономических ограничений. Кто-то относился к телесному посту с чрезмерной серьёзностью. Кто-то делал акцент в своей духовной жизни совсем на другом и особо не беспокоился о том, что именно употреблять в пищу.
Апостол Павел старается примирить враждующие стороны. «Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию», — призывает он римских христиан. Большинство из них пришло в Церковь из язычества. И сам факт того, что это произошло, — является проявлением безграничной милости Божией. Господь сделал Своими учениками тех, с кем, согласно ветхозаветному закону, было нельзя садиться даже за один стол. Вот точно так и они сами должны теперь поступать со своими собратьями во Христе. Учиться снисходить друг ко другу даже в тех вопросах, которые кажутся им принципиальными.
Апостол уверен, что верующие смогут переступить через свои амбиции, перестанут доказывать друг другу свою правоту, проявят великодушие, уступчивость и найдут-таки компромисс. На это у них есть достаточно сил. Поэтому Павел и пишет: «вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Сами христиане могут об этом не подозревать, но эти таланты даны им Духом Божиим в силу того, что они крестились в Иисуса Христа. Всё, что от них требуется, — раскрыть эти таланты. То есть начать совершать действия, как будто они ими обладают.
Это прекрасная иллюстрация того, как в своей жизни можем действовать и мы. Опыт конфликта есть у каждого из нас без исключения. Мы сталкиваемся с людьми дома, на улице, в общественном транспорте, на работе. Противостоять другому человеку даже на уровне взгляда и тонкого движения сердца для нас очень естественно. Так мы вроде как очерчиваем и защищаем свои границы. И если мы рассмотрим любой свой прожитый день внимательно, то может быть сильно удивлены тому, насколько это сопротивление является нормой нашей ежедневной жизни. Нередко оно перерастает в открытое столкновение и даже в скандал, который в итоге приносит душевную боль.
Апостол Павел уверяет, что мы не обязаны уходить с головой в эту войну всех против всех. У нас есть намного больше внутренних сил, чем мы можем себе представить. Бог дал нам власть гасить любой ненужный конфликт в зародыше. Для этого необходимо всего лишь научиться действовать с теми, кто рядом с нами, по принципу «как будто». Как будто мы умеем миловать и прощать, быть понимающими и снисходительными. Постепенно эти механические действия станут для нас естественными и привычными. А вместе с ними в зависимости от нашего усердия в нашем сердце будет оживать источник благости и познания Бога. Господь наполнит нас — и мы сможем наставлять друг друга с милостью и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть «автомобили жизни» продолжают доставлять помощь семьям и старикам в зону конфликта

Сотрудники и волонтёры Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии уже три года выезжают в сёла, которые находятся в зоне боевых действий. Каждый день на легковых автомобилях, газелях, они доставляют по разбитым дорогам еду, воду, лекарства и одежду — то, без чего мирным жителям не обойтись.
«В первую очередь помогаем сёлам, где нет ни света, ни воды, куда не добираются гуманитарные машины других служб», — рассказывает отец Дмитрий Кротков, руководитель гуманитарного центра.
Автомобили приходится загружать до предела, чтобы уместить в одну машину то, что по-хорошему нужно везти на трёх. Ведь ехать большой колонной в прифронтовой зоне — огромный риск.

Люди ждут эти машины как спасение. «Они уже знают, что мы привезём не только груз первой необходимости, но и для каждого ребёнка найдём конфетку, обнимем и утешим. Когда приезжаю, дети бегут ко мне: „Батюшка, а вы нам игрушечку привезли?“ Раздаю им то, что собрали добрые люди», — рассказывает отец Дмитрий.
Помимо этого, команда гуманитарного центра привозит медицинское оборудование и средства ухода в больницы, дома престарелых, а также интернаты для детей с инвалидностью.
От обстрелов, нагрузки и экстремальных условий машины быстро изнашиваются и требуют ремонта. Но денег на то, чтобы привести их в порядок — не хватает. Почти всё уходит на продукты и лекарства для людей. Потратиться на ремонт — значит оставить без еды десятки семей. Однако и без надёжного транспорта тоже не обойтись.
Поэтому отец Дмитрий, руководитель Специального гуманитарного Центра Крымской митрополии, обращается за поддержкой ко всем, кто в силах помочь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ф.М. Достоевский как религиозный философ». Борис Межуев

У нас в гостях был доцент философского факультета МГУ Борис Межуев.
Разговор шел о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном философе, и как его взгляды и поиски отражались в его произведениях.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер