Первого октября тысяча восемьсот девяносто шестого года обитателей мужского отделения Александровского ночлежного дома собрали в столовой. Обед уже прошёл, и люди гадали, с чем связана такая «всеобщая мобилизация».
— Лекцию читать будут, — предположил частый гость ночлежного дома, молодой парень в линялой рубахе в горошек. — Недавно доктор приезжал, про гигиену говорил, велел руки мыть перед едой. По два куска мыла на брата даром выдал! — важно прибавил он.
Наконец, дверь столовой открылась, и появился комендант. Следом за ним шёл высокий темноволосый молодой человек в толстых очках.
— Василий Павлович Казанский, — представил начальник гостя. — Студент второго курса Петербургской Духовной Академии. Он проведёт с вами беседу на духовные темы.
Когда комендант вышел, столовая загудела. «Да, видать, мыла не будет!» — вздохнул парень в полинялой рубахе.
...Но минул час. Пошёл второй. Комендант решил проверить, всё ли в порядке и подошёл к закрытой двери, откуда доносился звонкий, уверенный голос гостя. Не утерпев, приоткрыл её. Бездомные — казалось бы, навсегда ожесточившиеся люди — слушали молодого студента и... утирали слёзы!
Василий Казанский, сын священника из Олонецкой губернии, приехав в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году в Петербург поступать в Духовную Академию, с первых же дней в столице был поражён тому, как много на её улицах нищих и обездоленных. Василий не мог равнодушно пройти мимо просящих милостыню, и часто раздавал едва ли не все свои и без того весьма скудные средства, которые ему присылали из дому. И вскоре решил нести Божье слово и надежду туда, где царил мрак безысходности — в ночлежки и приюты для нищих.
Один из сокурсников Василия Казанского, по фамилии Дав, вспоминал, что и другие в Духовной Академии пытались подобным образом «ходить в народ», но уже после первой попытки, натолкнувшись на стену отчуждения, охладевали к идее проповедовать среди «отверженных». Совсем по-другому было с Василием — его слова мгновенно вселяли в сердца людей надежду, помогали им начать новую жизнь, вырваться из плена нищеты, а главное — обрести веру в Бога.
В тысяча восемьсот девяносто пятом году Василий принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен в иеромонахи — то есть, стал монахом-священником. А в тысяча девятьсот десятом его возвели в высокий сан митрополита Петроградского. Но и тогда владыка Вениамин, как и прежде, по первому же зову, в любое время суток, невзирая ни на дождь, на ни снег, шёл в бедные лачуги на окраине города, подвалы и всё те же ночлежные дома — причастить, исповедовать, напутствовать перед последним часом. В нескольких районах города он организовал отделения Общества трезвости, где тоже регулярно проводил беседы. Простота, с которой митрополит Вениамин Петроградский общался с народом, его искреннее желание доказать, что можно изменить свою жизнь, действительно творили чудеса, утешая и поддерживая людей в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.
И тем смехотворнее выглядело обвинение, предъявленное владыке Вениамину большевиками, арестовавшими его в июне тысяча девятьсот двадцать второго года: «враг трудового народа». «Я верный сын своего народа, люблю и всегда любил его. Я счастлив тем, что народ платил мне тоже любовью» — ответил митрополит своим обвинителям. А через два месяца, в августе двадцать второго, владыку Вениамина расстреляли на артиллерийском полигоне под Петроградом. Спустя семьдесят лет Русская Православная Церковь прославила его в лике святых. И не случайно в тропаре — краткой молитве — святителю-мученику Вениамину Петроградскому есть такие слова: «Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая, благотворити призывал еси терпящим глад и нищету».
Все выпуски программы Имена милосердия
«Живи проще — и Бог тебя не оставит»
В 1804 году монахи монастыря Белобережская пустынь в Брянской губернии избрали главой обители отца Леонида, будущего преподобного Льва Оптинского. Четыре года настоятельства стали для него школой обучения ответственности за вверенную братию. В 1808 тяжело заболел духовник отца Леонида — старец Феодор. Наставника перевезли в уединённую келию в лес, в двух верстах от обители. И его верный ученик отправился вслед за больным учителем. Многим был тогда непонятен поступок отца Леонида — как можно сменить жизнь настоятеля на уединение в глуши? А он не искал чинов и почёта. Впоследствии преподобный Лев Оптинский так и не стал ни игуменом, ни архимандритом. Старец всегда сам руководствовался правилом и другим советовал:
«Живи проще — и Бог тебя не оставит».
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога»
В 1937 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, архиепископ Фаддей Успенский был арестован советскими властями. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыку заключили в одну камеру с уголовниками. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и ставили туда консервную банку с нечистотами. А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих. И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и сказала: «Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!» Наутро он пересказал сон товарищам. Они бросились под нары, помогли обессилевшему архиепископу выбраться, все попросили у него прощения. С того дня издевательства над ним прекратились. Впоследствии все эти люди по молитвам владыки покаялись и остались живы. Святитель Фаддей Успенский говорил сокамерникам так:
«Из покаянной веры зарождается любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога. Добрые дела, проистекающие из любви, получают великую цену в очах Божиих».
Все выпуски программы Слова Святых
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство»
В 1889 году полковник Павел Иванович Плиханков, будущий преподобный Варсонофий Оптинский, приехал в монастырь Оптина пУстынь. Офицер хотел поступить в обитель. Но монастырский старец Амвросий сказал, что пока рано. И дал два года на подготовку. Это было время трудностей и борьбы. Мир не хотел отпускать подвижника. Однако заманчивые перспективы уже не могли заглушить стремления Павла Ивановича к выбранному монашескому пути. Преодолев все искушения, в возрасте сорока шести лет, Павел Плиханков поступил послушником в скит Оптиной пУстыни. Впоследствии, уже став духовником монастыря, старец Варсонофий говорил духовным детям:
«Берегите святую веру, это неоценённое сокровище, с ним войдёте в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да ещё какого — Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых