«Фильм, заставивший задуматься о духовных смыслах» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Фильм, заставивший задуматься о духовных смыслах»

* Поделиться

В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Александр Ананьев, Алла Митрофанова, Константин Мацан, а также наш гость — настоятель Никольского собора города Мосальска Калужской области священник Владислав Береговой — рассказали о своих любимых фильмах, которые неожиданно заставили задуматься о Боге или о духовных смыслах.

Фильмы, о которых говорили в этом выпуске:

1) «Хроники Нарнии»;

2) «Властелин Колец»;

3) «Хоббит»;

4) «Облачный атлас»;

5) «В погоне за счастьем»;

6) «Жизнь прекрасна»;

7) «Интерстеллар»;

8) «Матрица»;

9) «Шоу Трумана»;

10) «Адвокат дьявола»;

11) «Крестный отец»;

12) «Семь жизней»;

13) «Пролетая над гнездом кукушки».

А. Ананьев

— И снова понедельник, и снова шесть вечера, и снова в светлой студии Радио ВЕРА на Андреевской набережной включились камеры, включились микрофоны, и четыре человека приготовились рассказывать свои истории. Это программа, шоу, подкаст «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Сегодня здесь собралась весьма теплая компания. Во-первых, позвольте представить дорогого друга — замечательного, щедрого, гостеприимного, мудрого, а самое главное, наверное, веселого человека, обладающего чувством юмора, потому что чувство юмора иногда спасает лучше, чем крепкие мышцы и упертость. Замечательный священник, настоятель Никольского собора города Мосальск Калужской области, священник Владислав Береговой. Добрый вечер, отец Владислав.

Иерей Владислав

— Добрый вечер. Сейчас я должен как-то пошутить, но пока нет повода.

А. Ананьев

— Пожалуй, самый любимый жанр в рунете — это короткие ответы отца Владислава на вопросы людей, которые они ему задают. И они иногда там формируются в какие-то сборочки, и вот читать вечером там перед сном то, как остроумно, тонко, точно и с любовью отвечает на эти вопросы отец Владислав, это целое такое большое удовольствие.

К. Мацан

— Вот, например, недавно отца Владислава спросили: а можно ли отводить ребенка на кладбище? На что отец Владислав ответил, что да, если не собираетесь его там оставлять.

Иерей Владислав

— Вот так я отвечаю. Это самый лучший ответ: если ты хочешь, чтобы человек понял и запомнил ответ на вопрос, надо довести просто ситуацию до абсурда, но с любовью. Потому что юмор без любви оскорбляет.

А. Ананьев

— Юмор без любви, да, превращается в сарказм. Также я с огромным удовольствием представляю ведущего, коллегу, друга Костю Мацана. Добрый вечер.

К. Мацан

— Добрый вечер.

А. Ананьев

— И мою любимую жену, телерадиоведущую, Аллу Сергеевну Митрофанову.

А. Митрофанова

— Здравствуйте.

А. Ананьев

— Сегодня «Светлые истории» посвящены нашим любимым фильмам. Константин, позволь начать с тебя: фильм, который произвел на тебя впечатление, фильм, о котором ты хочешь рассказать, который ты можешь порекомендовать мне, фильм, который изменил твою жизнь.

К. Мацан

— Мы вступаем, конечно, на очень такую зыбкую почву вкусовых пристрастий и так далее. Но я как-то буду мотивировать и отстаивать свой выбор, хотя не знаю, может быть, кому-то покажется неожиданным. Но я могу честно признаться, что у меня в жизни была вот один раз единственный ситуация, когда я вышел из кинотеатра, вот как будто ты вышел не из кинотеатра — в каком-то состоянии, когда тебе хочется в этом состоянии замереть, чтобы оно продлилось, когда не хочется на следующий день идти на работу, не потому что работа не нравится, а потому что боишься расплескать вот то, что вчера было накоплено. И очень неожиданно и удивительно, что это был фильм «Облачный атлас». И для меня это пример, когда какой-то очень важный, с одной стороны, простой, но очень трогающий посыл такой этический, мировоззренческий в кино прозвучал, но прозвучал при этом на языке вот такого массового, коммерческого, очень доступного кино. Я просто напомню, что была книга «Облачный атлас», по которой сняли фильм. Это важно, потому что здесь есть большой зазор между книгой и фильмом. В фильме и в книге рассказывается параллельно шесть историй — я вот даже сейчас себе открыл подсказку в телефоне, чтобы точно не перепутать. Одна история происходит в середине XIX века, где речь идет, скажем так, о борьбе тех, кто за рабовладельческий строй и против в Америке. И конечно, там есть положительный герой, который помогает рабам, и вот отрицательный, который всячески считает это нормой. Следующая история происходит в 30-х годах уже XX века — там тоже есть, соответственно, герои, которые такие более привлекательные и менее привлекательные. Следующая история происходит в 70-х годах XX века, и там связано тоже с атомной технологией. Вот как бы отрицательные персонажи, которые не ценят людские жизни, готовы устроить аварию, чтобы там как-то спровоцировать общественное мнение в пользу атомных технологий, и есть те, кто с ними борется. Есть наши дни — ну на тот момент это 2012 год, вот ситуация, как один брат, уже тоже в таком пожилой, в возрасте, другого брата. тоже престарелого. обманным путем сдает в дом престарелых. Ну не престарелый, а старый просто человек, его обманным путем, он думал, что его брат пригласил в гостиницу, а его запирают в дом престарелых, где, значит, чудовищные условия содержания, и пациентов оскорбляют и, в общем, они оттуда феерический побег устраивают. Потом история из будущего, по-моему, из 2144 года — это некий такой киберпанковский Сеул, где машины летают по воздуху. И вот там есть такое общество потребителей, есть высшая каста людей, которые вот потребляют услуги, и есть низшая каста таких полулюдей, хотя очень человекообразных, в принципе, существ, к которым мы тоже должны проникнуться симпатией и в них зауважать личность, но которых там подавляют, просто используют как расходный материал. И даже, в общем-то, с ними там, их умерщвляют, чтобы из них новых произвести таких же. И есть история совсем уже там в 2300 году — это вот когда уже постапокалиптическое будущее, что-то случилось, и вот снова первобытный строй. И там тоже есть племя злых таких вот людоедов и есть племя охотников, которые вот более человеколюбивые, добрые. И вот в чем суть книги — суть книги в том, что через все эти эпохи как бы наследуется, как переселение душ, вот некое содержание — то есть все, в каждой из этих историй какой-то персонаж связан с историей предыдущего периода. И мы понимаем по книге, что вот душа переселялась — ну нехристианский посыл. Но что сделано в фильме — в фильме придумано то, что только средствами кино и может быть показано, и я поэтому сейчас эту историю рассказываю, именно как фильм, который вот произвел впечатление. В фильме — напомню, тем, кто смотрел и тем, кто не смотрел, расскажу, — в каждой из этих вот эпох играют одни и те же актеры. То есть Хью Грант на протяжении всех историй играет злодеев, в каждую эпоху он играет одного из злодеев. Том Хэнкс в каждую из этих эпох играет положительного персонажа. Хотя тут есть одна особенность, и об этом я тоже скажу. Холли Берри также участвует в каждой истории на одной из сторон. И здесь возникает вот в этой ситуации, когда ты видишь, что только что там Хью Грант играл такого адепта рабовладения в Америке, который совершенно считает, что чернокожие люди не люди и их можно продавать, а в будущем постапокалиптическом он играет главу племени людоедов, а в истории, которая посерединке, про атомную энергетику, он играет директора атомного завода, который вот провоцирует взрыв, чтобы там что-то сделать, какие-то свои, значит, бонусы получить. Там в истории про киберпанковский Сеул он играет такого злостного надзирателя за этими работниками, которых, значит, их тоже третирует и так далее. И Том Хэнкс — логика понятна, который в каждой из этих историй играет некоего положительного персонажа, который борется, то есть в будущем, где вот племена первобытные, он играет как раз таки вот прямо добрых, да, условно говоря. И я смотрю и понимаю, что эта история, казалось бы, с очень простым посылом, но очень богато рассказанная, что вообще-то этический выбор человека, он всегда тот же. И нет времен, когда жить по Евангелию было проще или тяжелее. Любая эпоха, мы можем даже не растягивать это на года, на столетия — в твоей жизни не бывает периодов, когда проще или легче жить по Евангелию, всегда тяжело и всегда возможно. И, казалось бы, простая мысль, что тот, кто в ситуации рабовладения торгует рабами, вот он будет в будущем среди племени людоедов — это мысль очень лобовая и простая, но я почему-то очень реагирую, когда вот средствами такого доступного, коммерческого кино высказывается такое содержание. И что еще важно, почему я акцентирую на разнице между книгой и фильмом. В книге этого нет. В книге чисто идея переселения душ, просто никак этически не нагруженная, это просто прием писателя. А фильм за счет того, что мы видим одни и те же лица в одних и тех же ситуациях, и вот их этический выбор, вот этот смысл создает. И что принципиально еще вот было интересно. Мы смотрели этот фильм с супругой и с тещей, с мамой моей супруги, она приехала в Москву ненадолго, мы пошли в кино все вместе. А вечером того же дня, выйдя из кино, мы поехали на спектакль, потому что нужно было, значит, теще любимой культурную программу насыщенную устроить, и мы были на спектакле в Театре-студии театрального искусства в Москве, на спектакле «Мальчики» по Достоевскому. И у меня все сошлось. Потому что в этом фильме «Облачный атлас» мне на языке коммерческого кино пересказали то, что Достоевский писал, как мы все за все виноваты. Вот к книге «Облачный атлас» нет этого содержания, там связь как бы времен просто, связь людей, связь времени — чисто такая внешняя история. А здесь мне рассказали про то, что этическим выбором и этой задачей, которая перед нами стоит, мы все связаны. И то, что когда-то кто-то (просто как пример это использую сейчас) торговал рабами, вот если бы не торговал, не было бы будущего будущих племен людоедов и хороших племен. То есть понятно, что были бы, но то что мы все связаны и сквозь время, и по горизонтали, вот в одном обществе, именно этим, необходимостью совершать этические поступки, от которых вокруг вот растекаются круги и очень многое зависит. И вот я помню, что вот вышел тогда из кинотеатра, и вот мне хотелось как-то в этом дальше жить, в этих вот простых смыслах. Кто-то скажет: ну вот слушай, ну а что, там до этого как-то не говорили? Говорили и много раз. Но тут уже как бы вот эпилог этой истории. Я много спрашивал себя, почему я так реагирую, почему меня это так восхищает, когда, казалось бы, ну достаточно не какая-то супер-мега-философская идея так высказываться. И я понимаю, почему так сыграли, потому что во мне вызревает чувство благодарности создателям этого фильма. Потому что, если мне когда-нибудь в какой-нибудь там дискуссии, в каком-нибудь разговоре с другом кто-нибудь меня спросит: ну а слушай, вот что такое «все за всех виноваты»? Я скажу: вот, посмотри. То есть создатели фильма в этот момент стали моими, ну если угодно, единомышленниками, союзниками, я опознал своих, с которыми мы как бы на одном языке можем разговаривать и вот этими смыслами делиться. Вот однажды у меня тоже, помню, как-то вот оказалась ситуация, как ты сейчас описываешь: что бы вот посмотреть? Есть же разные подборки фильмов в интернете, и я как-то совершенно уже тогда забыл про этот фильм, он как-то был где-то вот в подсознании. И попалась подборка с заголовком: «Десять фильмов с философским содержанием», и там был этот «Облачный атлас». И я подумал: вот, вот, наконец-то мне его подсказали и посоветовали. Вот такое кино.

А. Ананьев

— «Светлые истории» на Радио ВЕРА. И я обращаюсь к нашему продюсеру: господин продюсер, вы видите, это практически пилот нового проекта на Радио ВЕРА. И я говорил, что будет круто. Я предупреждал, что будет круто, но даже я не представлял, насколько здорово это может быть, когда Константин Мацан рассказывает о фильме, который произвел на него впечатление. Кость, спасибо тебе огромное. Одним из первых в списке фильмов на том самом диске был «Облачный атлас».

К. Мацан

— Аминь.

А. Ананьев

— Я помню, я его пытался смотреть — не пошло, знаешь почему? Потому что любимого Тома Хэнкса загримировали в старика, и мне показалось это неприятным.

К. Мацан

— Слушай, я забыл сказать одну важную вещь на самом деле. Вот я ее анонсировал, но забыл, это буквально одна минута. С Томом Хэнксом в этом фильме классная история, что его персонаж единственный, который играет не только хорошего, но и плохого — то есть там есть вот эта амбивалентность. А фильм был бы совсем таким плоским и лобовым, если бы во всех этих шести эпохах всегда один и тот же актер или группа актеров были бы плохишами, а остальные все были бы хорошими. Но вот эта какая-то, не знаю, специально, не специально у этого режиссера возникло, у авторов, но в одной из новелл Том Хэнкс играет злодея, а в остальных пяти человека скорее положительного. И это как раз таки показывает, что этот выбор, он никогда не предопределен, что ты совершаешь выбор. И никто не гарантирует тебе, что ты будешь обязательно хорошим или плохим.

Иерей Владислав

— А Хью Гранту не повезло?

К. Мацан

— А Хью Грант, он в этом смысле, да. Ну Хью Гранта, мне кажется, что...

Иерей Владислав

— Без стабильности.

К. Мацан

— Да, но мне кажется, что для Хью Гранта, которого мы привыкли видеть, особенно по юности его, в ролях романтических, прекрасных миловидных персонажей...

А. Митрофанова

— Он уже сменил амплуа.

К. Мацан

— Да, он уже давно сменил амплуа, но мы-то говорим о фильме 2012 года, то есть это тогда еще он не так сильно успел сменить амплуа. Это сейчас уже он поиграл там много плохишей и, слава Богу, и ему, мне кажется, это прекрасно удается. Но тогда увидеть Хью Гранта злодеем, причем таким вот, режиссером показанным совсем непривлекательным, не просто там сомневающимся, а просто вот нравственно абсолютно однозначно вот это...

Иерей Владислав

— Зло в чистом виде.

К. Мацан

— Ну вот Том Хэнкс показывает, что это не заданный выбор, что это выбор человека.

А. Митрофанова

— Разреши мои сомнения, Кость. Была там фраза в этом фильме: «как одинокий Солженицын в Вермонте»?

К. Мацан

— По-моему, была, да.

А. Митрофанова

— Значит, я смотрела этот фильм.

К. Мацан

— Нет, ты смотрела, тебе не понравилось. Мы с тобой уже как-то обсуждали это.

А. Митрофанова

— Да, серьезно?

Иерей Владислав

— Я тоже в кино смотрел в том же году.

А. Митрофанова

— Я что-то... видимо, не доросла.

А. Ананьев

— Мы с тобой должны его посмотреть. Причем в следующий раз, когда окажемся...

А. Митрофанова

— Давай не будем.

Иерей Владислав

— Спойлеры прозвучали все.

А. Ананьев

— Я в любом случае буду смотреть, потому что мне очень захотелось.

А. Митрофанова

— Мне он страшно не понравился, меня прямо возмутил этот фильм.

К. Мацан

— Спойлеров не было. Потому что главное в фильме вот не то, что я рассказал, да, а увидеть, и он длинный. И вот поначалу ты смотришь и ничего не понимаешь: смена каких-то эпох, костюмов, декораций — что это? И ну дальше я вот даже по знакомым смотрел: люди либо уходили в недоумении — что это вообще, что мне показали? А вот те, кто как-то, в кого это попало, кому удалось вот пробраться и расчувствовать, и распробовать, те в восторге. Помните, вот Аля говорит, не понравилось. Помните, есть такая фраза, которая атрибутировалась Зиновию Гердту, он говорит: нет, мне-то фильм понравился. А те, у кого вкус похуже, те вообще в восторге. Вот я был в восторге.

Иерей Владислав

— Класс!

А. Ананьев

— Спасибо, Костя. Отец Владислав, позвольте предоставить слово вам. Вы как человек с тонким вкусом и с нетривиальным взглядом вообще на все в этом мире, я думаю, что фильм, на который попал ваш выбор, он удивит и порадует. Не исключено, что это будет «Марвел».

Иерей Владислав

— Да, когда меня уже сильно допекают великовозрастные юноши, с сердцем пылающим, но в паспорте уже их жизнь клонится к закату: что же я никак не могу найти себе свою вторую половинку? И в храмах искал по вашему совету, и на молодежки ходил по вашему совету, и на всяких православных тусовках тоже бывал по вашему совету. И даже пытался общаться в комментариях с вашими подписчицами по вашему совету. И как-то все не работает. А я смотрю-то на человека и говорю: слушай, можно, я тебе процитирую фильм «Стражи галактики»? Там есть один такой совет, конечно, несколько зубодробительный, нелицеприятный, но зато работает на 300% во всех ситуациях. — Да, да, батюшка, скажите. — Ну тебе дева нужна под стать, такая же как ты, убогая. Вот, да.

К. Мацан

— Это «Светлые истории» на Радио ВЕРА — добрые истории.

А. Ананьев

— Нет, я знаю, что финал будет хороший. Вернее, я верю, я знаю отца Владислава.

Иерей Владислав

— И действительно, человек начинает искать человека подобного себе, и как-то вот такие пары потом создаются. А то что-нибудь каких-то себе замков понастраивают, что одни, что другие, и ищут вот этого виртуального принца, принцессу или кого-нибудь еще, принцессу обязательно. Ребята, спуститесь на землю. Ищите человека, который будет искренен перед тобой, и такой же как ты, простой и неказистый.

А. Ананьев

— Я вспомнил картинку из любимого нами интернета, отец Владислав. Там две такие взъерошенные, почему-то мокрые выхухоли влюбленно смотрят друг на друга, и подпись какая-то, я не помню дословно, но смысл в том, что они любят друг друга такими, какие они есть.

Иерей Владислав

— Вот, вот. Вот общаюсь уже с расставшимися парами, еще узы брака не заключившими — и рассказывают о том, как было здорово все, замечательно изначально. А потом здесь ложь маленькая появилась, здесь всплыла. Человек себя пытался преподнести немножко лучше, чем он есть, ну как, в принципе, все делают, знакомясь с противоположным полом, на максималках там работают, иногда чуть-чуть привирают. А потом, оказывается, вот это количество привираний приводит к разрушению отношений. Потому что если ты, как говорит Писание, не верен в малом, то будешь ли ты верен в большом. И это, действительно, ошибка многих людей. Я хочу всех призвать быть самим собой перед человеком, не пытаться подстроиться под него. Потому что ты сейчас будешь играть роль, девушка подумает, что, слушай, вот, человек идеально подходящий! А потом как бы роль эту перестает играть, и оказывается не то, что там о быт разрушается семейный корабль, он начально был сделан из чего-то там — из скотча и палок. И все, и: батюшка, что делать? Терпи, такой твой крест. Ну это грустная история в «Светлом вечере» на Радио ВЕРА. Ну сейчас перейду еще к более замечательному фильму, который действительно в свое время произвел на меня впечатление. И, знаете, действительно я вот над этим списком полчаса, наверное, сидел и думал, о каких фильмах можно поговорить. Потому что ну что на меня, 40-летнего, сейчас может произвести впечатление? Я пересмотрел все, что можно было пересмотреть. Я сейчас уже какой-нибудь фильм анализирую с точки зрения триады — добра, красоты и истины. Если они к этому ведут, значит, фильм хороший, замечательный, можно рекомендовать его в качестве православного, христианского и семейного.

К. Мацан

— Поэтому серию «Марвел» любите, да?

Иерей Владислав

— Там экшн, немножко по-другому, ну вот это тоже можно изъять очень хорошие, здоровые мысли. Я только одну привел, а так у меня там десятка два цитат.

А. Ананьев

— И на этом месте мы немножко подвесим интригу. Ровно через минуту полезной информации на Радио ВЕРА вы узнаете, какой фильм произвел впечатление и немножко изменил жизнь замечательного священника из Никольского собора города Мосальск Калужской области, Владислава Берегового.

А. Ананьев

— И мы выключаем свет в зрительном зале, и мы включаем экран. «Светлые истории» на Радио ВЕРА продолжаются. Здесь Алла Митрофанова, Константин Мацан и Александр Ананьев. И мы подобрались к тому фильму, который выбрал наш сегодняшний главный гость в студии Радио ВЕРА, настоятель Никольского собора города Мосальск Калужской области, священник Владислав Береговой. Отец Владислав, так что же мы вставляем сегодня в кинопроектор?

Иерей Владислав

— А можно вставлю ТОП-10 отца Владислава?

А. Ананьев

— Ого!

Иерей Владислав

— Я кратенько пройдусь по основным фильмам, которые, конечно, не изменили мою жизнь, потому что, как я уже хотел сказать, когда ты смотришь фильмы в 16, в 17 лет, ну даже в 20, они могут действительно повлиять на твое мировоззрение. В 40 — уже нет, ты уже с готовым мировоззрением, просто выискиваешь в тех или иных произведениях искусства то, что тебе нравится, то что дает какой-то резонанс.

А. Ананьев

— Предлагаю представить этот список в форме чарта на Радио ВЕРА.

Иерей Владислав

— Точно.

А. Ананьев

— На десятой строчке списка самых ярких фильмов отец Владислава фильм...

Иерей Владислав

— На десятой? Давайте тогда на десятую строчку поставим, хотя она будет — раз, два, три... восьмая строчка.

К. Мацан

— ТОП-8.

Иерей Владислав

— Да, ТОП-8 — та-дам, поехали. «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом. Фильм чисто американский, потому что счастье подразумевается конечное не заповедью блаженства, а вполне конкретным материальным благополучием. Но как этот актер показывает каждому папе, как надо вести себя в сложных жизненных материальных обстоятельствах — невыносимых просто, испепеляющих тебя, разрушающих, сжигающих, — со своим сыном: как не травмировать его психику, как не делать его виноватым. Вот, к сожалению, распространенная ситуация, когда родители отыгрываются на своих детях. Как он умело показывать ребенку, что все будет хорошо. У тебя все плохо, и с каждым шагом все хуже, хуже и хуже, но со временем все потихонечку налаживается, и он приобретает свою американскую мечту, при этом ребенок остается со здоровой психикой. Смотрели этот фильм, нет?

А. Ананьев

— Я боюсь, что я не смотрел.

К. Мацан

— Я тоже не смотрел.

Иерей Владислав

— Рекомендую. Очень рекомендую, прямо до слез. Я как отец и троих детей, часто бывающий, бывший и, наверное, еще буду не раз в подобных обстоятельствах, меня он цепляет невероятно.

А. Ананьев

— Хотя мне казалось, что я все фильмы с Уиллом Смитом пересмотрел, а этот как-то мимо меня прошел.

Иерей Владислав

— Этот из лучших. Но на первом месте у меня, наверное, будет фильм с этим же актером.

А. Ананьев

— Ну уж не «Призрачное ли счастье»? «Призрачная красота»? Нет. Ну ладно, седьмая строчка.

Иерей Владислав

— Так, седьмая. Поехали. Что же поставить на седьмую? Давайте поставим похожий фильм, но уже оскароносный — «Жизнь прекрасна».

К. Мацан

— О да!

Иерей Владислав

— Та же ситуация, намного драматичнее. Вторая мировая война, дальше вы знаете: то же самое, только человек пытается сохранить рассудок, жизни, человечность...

А. Митрофанова

— И сохраняет, только не себе.

Иерей Владислав

— Своему сыну. Этот фильм можно пересматривать неоднократно. Я все жду, когда же мои дети подрастут настолько, чтобы, не обрыдавшись там просто, не залив этаж слезами, досмотреть его до конца. Это, может быть, его стоило на первое место поставить, но он очень коррелируется ну с упрощенным вариантом этой же ситуации «В погоне за счастьем». Едем дальше. Так. «Интерстеллар».

К. Мацан

— Внезапно.

Иерей Владислав

— Я обрыдался, когда его смотрел, просто обрыдался. Этот фильм о любви. Из всех фильмов, которые я смотрел за последние десятилетия, наверное, лучший фильм о любви. Потому что он религиозен от начала до конца, то есть каждый кадр, каждое слово, каждая фраза, каждая ситуация.

А. Ананьев

— По удивительному стечению обстоятельств, здесь, на вашем месте, две недели назад находился замечательный священник, отец Александр Овчаренко. И он, как сказал, он воцерковил цитату из «Интерстеллара», воцерковил и практически в форме проповеди ее здесь прочитал. И это было настолько круто, это было настолько по-христиански, это было настолько точно, что я был удивлен. Я смотрел «Интерстеллар» раз пять, но я не помню эту цитату.

Иерей Владислав

— Какая?

А. Ананьев

— Как раз о том, что такое любовь. Вот, собственно, о любви же.

Иерей Владислав

— Но там есть еще догматический момент, и неоднократно мне приходится использовать визуализацию этого фильма для того, чтобы объяснить, что Бог вне времени, но тем не менее Он и в нем, над ним и в нем, над каждым моментом жизни, не предопределяя, но предвидя. И ты тоже, находясь в любви, тоже можешь также обладать властью над временем. Последние кадры — с часами, с дочкой, черными дырами, горизонтом событий и прочими физическими явлениями. Поэтому если смотреть его не просто как фантастический фильм, а фильм о любви, которая пребывает вовек, все пройдет, как пишет апостол Павел, все изменится, и земля, и небо, все равно свернется в трубочку, и время прекратит существование, но любовь не прекратится никогда. Вот это один из лучших фильмов о любви, которые я как мальчик увидел в своей жизни.

А. Ананьев

— Ну то есть если верить режиссеру фильма «Интерстеллар», а время не свернется в рулон, как мы это представляли, а оно сложится в такие кубики, и там во всех кубиках ты будешь видеть сразу все события во все времена.

Иерей Владислав

— Хотя предполагается, что ты все равно находишься вне времени и одновременно видеть все не можешь, только пройдя от одного кубика к другому. Ну как ты можешь во времени находясь, используя ленту, время, показать отсутствие времени.

А. Митрофанова

— Только если вот, к примеру, линейка времени, она у тебя перед глазами, и вот, условно говоря, она на уровне такой ладони, а ладонь на уровне груди. А ты сам на уровне своих глаз, то есть ты над линейкой времени, тогда тебе видно и то, что происходит в начале, и то, что происходит в конце одновременно — это все в фокус твоего зрения попадает.

Иерей Владислав

— А теперь еще расширим до мультивселенных. Ведь это могут быть разные варианты.

А. Митрофанова

— Да, то же самое.

А. Ананьев

— А вот вам и еще одна метафора. Я лежу на кровати в своем загородном доме и у меня на руке жесткий диск на один терабайт, и на нем несколько сотен фильмов. И я вижу все эти несколько сотен фильмов одномоментно и ежесекундно, зная при этом все, что произойдет в этих фильмах. И у каждого есть сюжет, и свой таймлайн, но я вижу все и сразу. А, круто?

Иерей Владислав

— Замечательно.

К. Мацан

— Так, дальше по списку?

Иерей Владислав

— Давайте поставим по списку «Матрицу». Я посмотрел в ранней юности, и она на меня произвела впечатление, я уже был христианином, воцерковленным.

К. Мацан

— «Матрицу» вы сохранили от юности своей.

Иерей Владислав

— Да-да, это замечательный фильм. Первая часть, конечно. Дальше абсолютная мура.

А. Ананьев

— Ну не говорите. Сцена погони по хайвею — это одна из самых ярких.

Иерей Владислав

— Ну слушайте, она просмотрена тысячу раз, конечно же, да. Даже недавно я с сыновьями наконец-то пересмотрел. Я ждал этот момент 15 лет. Правда, только с одним, поэтому еще через пять лет пересмотрю еще раз.

А. Ананьев

— Дети, вы выросли, и теперь я должен серьезно с вами поговорить.

Иерей Владислав

— Да. Ну вот этот вопрос двух таблеток, да, двух путей и иллюзорности реального мира, оно коррелируется несколько с христианским пониманием нравственности. Потому что вот все то, что мы здесь видим, все что нас радует, удовлетворяет, приносит радость — это мир на самом деле иллюзорный. Оно со смертью, смерть все нивелирует, все сводит к нулю. Если после смерти нет настоящей жизни, то в этой жизни смысла нет, это реально просто батарейка. Меня это очень впечатлило в свое время, не знаю, в 15–16 лет, надо посмотреть, когда фильм был издан. Очень было похоже на христианские ценности. Наверное, так оно и есть. Поэтому надо выбрать правильно таблеточку и жить, пусть и несколько тебе непонятным, может быть, даже отталкивающим в мире будущего, но все-таки.

А. Ананьев

— Что перекликается с тем, что только что Константин сказал: жить по Евангелию всегда неудобно, всегда непросто, всегда тяжело.

К. Мацан

— Но всегда возможно.

А. Ананьев

— Всегда возможно. Да, вопрос выбора.

Иерей Владислав

— Самое сложное — выбор. Как только ты его выберешь и на практике будешь использовать, тогда становится легко.

А. Ананьев

— Мне жутко нравится вот эта сцена, где они едят вот эту вот массу белковую, да, и она отвратительная на вкус, как клейстер, какой-то обойный клей. Но и у них, собственно, есть выбор: есть вкуснейший стейк в дорогом ресторане, но в матрице или вот эту вот биомассу, но в жизни, и они выбирают жизнь.

А. Митрофанова

— Другой есть пример, более, может быть, даже понятный и применимый к нам. «Шоу Трумана», помните? Человек, обнаруживающий себя в фальшивой вселенной, в фальшивом измерении, и ему жизненно необходимо, необходимо в силу его человеческой природы и его несводимости ну к какому-то измерению, просто там вертикали, горизонтали, к двумерности, к плоскости его фигуры — несводим он к этому, он больше. И он в силу этого начинает прорывать вот тот идеальный мир, который для него создали. Ну, условно говоря, мы геометрическую фигуру — куб, шар — не можем поместить в ось абсциссы и ординаты, они просто другие, они из другого Лего, из другой вселенной. И вот он, ощутив себя человеком из другой вселенной, существом из другой вселенной, ну вот как бывает, когда человек наконец открывает, что он вообще-то еще и образ и подобие Божие, он прорывается туда, где будет измерение ему адекватное. Вот это как раз «Шоу Трумана», и мне кажется, что вот соотносим в этом смысле с «Матрицей».

Иерей Владислав

— Да, да. Следующий — фильм, который действительно на меня повлиял, пришлось несколько раз пересматривать, потому что внутренне был с ним несогласен. Хотя понимал, что это совершенно христианские истины, которые работают именно так, но надо, значит, что-то менять в своей жизни очень серьезно и навсегда. Одно дело, когда ты читаешь об этом где-нибудь у Иоанна Лествичника, другое дело, когда тебе это говорит Аль Пачино и Киану Ривз. Может, вы уже догадываетесь...

А. Митрофанова

— Конечно.

Иерей Владислав

— В каком фильме снялся этот тандем — «Адвокат дьявола». У мужчины что главное в жизни, семья? Нет, работа. Как бы не было хорошо в семье, если с работой что-то не так, ты еще на семье отыгрываешься: зачем вообще в моей жизни появились? Так бы лежал бы, смотрел бы свои 150 фильмов, а так теперь надо думать, где же денег взять, чтобы вас содержать.

А. Митрофанова

— Это то, что замечательная Авдотья Смирнова назвала «азартом самореализации».

Иерей Владислав

— Хорошее словосочетание. Если женщина может реализоваться как жена, как мать... Достаточно жены, в принципе.

К. Мацан

— Так мужчины думают.

Иерей Владислав

— Да, то мужчине надо реализоваться как специалисту в какой-то области, оставить после себя много хороших памятных идей и поступков и так далее. В том числе для семьи. И как много несчастных семей, которые прожили там 20, 30, 40 лет, и которые на самом деле одиноки. Потому что мужчина живет работой, особенно если у него хорошая карьера, хороший заработок, и он понимает, что лишний час, проведенный дома — это там огромная сумма, которую он не заработает или огромные косяки, которые сделают его подчиненные, потому что он на час отвлекся, то есть человек уходит полностью. Политики, крупные предприниматели, мелкие предприниматели, там просто люди, которые впахивают на заводах от звонка до звонка — то есть, в принципе, все, дело не в деньгах, дело не в сумме. То есть можно затащить мужчину с головой в любую деятельность, и цена этой работы всегда одна — это семья. И в «Адвокате дьявола» это показано просто замечательно. И всегда я в своей жизни, ну не тысячу раз, но неоднократно убеждался, что самые сложные проблемы на работе, на службе, связанные с твоей внешней жизнью, будут именно тогда, когда в тебе больше всего нуждаются твоя жена, твоя семья. Это прямо вот работает 300%. Я не знаю, по каким святоотеческим книгам писали сценарий этого фильма, но, к сожалению, оно так.

А. Ананьев

— Какая ваша любимая цитата из «Адвоката дьявола»?

Иерей Владислав

— Я помню только одну на сегодняшний день, потому что уже там...

А. Митрофанова

— Воистину тщеславие...

Иерей Владислав

— Мой любимый.

А. Ананьев

— Моя любимая цитата другая. Когда они едут в автобусе, и он спрашивает: слушай, а может, пора проиграть? Это очень глубоко. И ваш самый главный фильм. Мы же добрались до первой сточки?

Иерей Владислав

— Да, добрались. И он простой и всем известный. Это будет два фильма, а точнее, аж целых шесть фильмов — это «Хроники Нарнии» и «Властелин колец». «Хроники Нарнии» — все понятно, это книга, которая писалась для христианизации детей, это Евангелие, чуть показанное детям через фэнтези. И фильм не то что не ухудшил, он улучшил даже, визуализировал вот все то, что Клайв Стейплз Льюис пытался показать детям и даже привить им любовь ко Христу. Там такие глубокие смыслы. Для меня по сей день одной из самых больших кинематографических трагедий является то, что не сняли «Последнюю битву». Ведь там такое глубокое христианство, там такая невероятная догматика, там Апокалипсис в красках. Ну как-то вот пока не снимают, может быть, когда-нибудь мы до этого доживем. Ну «Властелин колец» — это книга, которая написана христианином для...

А. Ананьев

— А почему «Хоббит» туда не попал?

Иерей Владислав

— «Хоббит». Все вместе.

А. Ананьев

— Тогда девять, получается.

Иерей Владислав

— Ну девять, хорошо.

К. Мацан

— Еще семь фильмов Гарри Поттера.

А. Митрофанова

— Да, да.

Иерей Владислав

— Крещеный мальчик, кстати. Ну на самом деле «Хоббит» писался как детская сказка, там не так много христианских смыслов. Они там, может быть, в фильме уже натянуты как-то, может быть, и нет. В принципе, дружба, человечность, то что, как бы ты ни пытался заигрывать со злом, ты все равно проиграешь — в принципе, общечеловеческие такие ценности, их можно даже вне христианства рассматривать. Но «Властелин колец» написан именно как книга христианская, там совершенно свои определенные смыслы, определенные образы. И одна из самых замечательных цитат, любимых цитат, которую произносит Фродо в момент сокрушительного отчаяния — на что нам опереться, Сэм, когда все потеряно.

А. Ананьев

— Я Алечке все время говорю, что моя любимая сцена, что в «Хоббите», что в «Матрице»...

Иерей Владислав

— Как они едят эклеры?

А. Ананьев

— Нет, и там и там есть одинаковая сцена по сути: мрак, ужас и бардак творится вкруг, темно, какие-то пауки, паутины, какие-то эти роботы, все стреляют, все убивают. Ты на пределе своих возможностей и, собственно, все, твоя жизнь уже походит к концу. И там этому Нео, и здесь Хоббиту приходит в голову мысль, как хотя бы на время избавить себя от вот этих вот чудовищ — он поднимается наверх и там, и там. И там, и там, и здесь из зачарованного леса, а тут из всей этой реальности мрачной они вдруг поднимаются, проходят через слой облаков или там кроны деревьев, и видят голубое небо. И это им помогает. Это происходит на какой-то миг. Фродо видит... Это не Фродо, «Хоббит»... Бильбо Бэггинс видит эту гору, а у Нео эти все роботы падают с его корабля. А потом они опять опускаются вниз. Но вот это короткое мгновение с синего неба — это мощнейший образ.

Иерей Владислав

— Ну это визуализация ответа Сэма на вопрос Фродо, за что нам бороться. Помните ответ, на что нам опереться? Что в мире еще есть добро. Красота, добро, истина. Но один из самых важных моментов, который очень часто мне приходится напоминать, который в жизни каждого из нас случается, и тут визуализация замечательная: кто в конечном итоге решет все проблемы, кто уничтожает кольцо? Голлум — самая мерзкая тварь, которая только может быть на страницах. В нем все безобразно — и внешний вид, и его болезнь там шизофрения, его преступления, и то, что он хочет постоянно уничтожить этих мерзких хоббитов. Никакой симпатии этот персонаж не вызывает, и Сэм постоянно хочет его убить, потому что он знает, что тот враг. Но Фродо запрещает, говорит: не надо со злом бороться злом. И в конечном итоге именно этот самый жуткий, самый мерзкий персонаж, играет в твоей жизни и в жизни всего Средиземья решающую роль. Ты не мог предугадать, что он может сыграть эту роль, он до последнего тебе пакости деет. Но без него хэппи-энда не было бы. И в нашей жизни много врагов. Я всех призываю стараться не ссориться с ними, стараться не бороться с ними тем же орудием, которым он пытается победить тебя. Потому что в конечном итоге он может оказаться самым главным человеком в твоей жизни, и я на собственном опыте неоднократно в этом убеждался. Но это сейчас плоскость земная, а есть же еще вертикаль — Господь же тоже говорит прощать врагов твоих. Вот здесь поступок Фродо — это поступок совершенно христианский. Можно с детьми, с кем угодно говорить вот этими образами, которые для них понятны.

А. Ананьев

— «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Сегодня бесценный клад фильмов, которые стоит посмотреть. Вот «Облачный атлас» от Константин Мацана, список из восьми лучших фильмов всех времен и народов — ну хотя на самом деле получилось не восемь, а 88 при ближайшем рассмотрении...

Иерей Владислав

— Есть же еще старые экранизации, 70-х годов.

А. Ананьев

— Да, плюс все фильмы с Уиллом Смитом, простите. Ну и вселенная «Марвел» —тоже нельзя вот так взять и выбросить. Настоятель Никольского собора города Мосальск Калужской области, замечательный священник Владислав Береговой. Десять из десяти у нас совпадений по любимым фильмам. Должен признать, это что-то да значит. Все-таки неспроста чувствую в вас родственную душу.

Иерей Владислав

— Ну, значит, родимые пятна еще одинаковые.

А. Митрофанова

— А я твой сестра.

А. Ананьев

— Спасибо вам большое за эту прогулку по вот этой вот галерее любимых художественных образов. Однако самое интересное по-прежнему впереди, друзья. Если вы хотите увидеть, как Нильс зачаровывает крыс игрой своей дудочки, как индийский маг зачаровывает змею игрой на своей дудочке —включите музыку из начальных титров к фильму «Крестный отец», и вы увидите то, что происходит с Аллой Сергеевной Митрофановой. Каждый раз, когда я хочу, чтобы она немножко успокоилась, это, знаете, просто нажимаешь на кнопку, там начинает играть вот эта вот труба... И все.

А. Митрофанова

— И при звуках флейты теряет волю.

А. Ананьев

— Да, и Алечка теряет волю, она садится, и ближайшие восемь-девять часов можно заниматься чем угодно — Алечка будет смотреть всего «Крестного отца» от начала и до конца. Даром что смотрела его сколько раз?

А. Митрофанова

— Не помню.

А. Ананьев

— Несчетное количество раз. Мы просто ехали сюда и Алечка определила, что она-то будет говорить как раз о «Крестном отце». И вот это самое удивительное, это то, чему я не могу найти объяснение. Вы понимаете, каждый раз, когда происходит, ну там кто-нибудь ударяет собачку в фильме — Алечка начинает плакать, потому что собаченьку ударили. Каждый раз, когда кого-то там обманули — она начинает плакать, потому что это жестоко, обманывать людей. Тут...

А. Митрофанова

— Гангстерская сага.

А. Ананьев

— Убили всех. Ну просто убили всех. Все бандиты, и десять тысяч способов оборвать насильственным образом жизнь человека. И Алечка сидит и блаженно улыбается. В чем секрет, Алла Сергеевна? Фильм жестокий, о жестокосердных людях, о мрачных временах, обо всех возможных грехах человеческих. Почему он тебе нравится, я не понимаю. Откуда в тебе столько, вернее даже не скажу, что жестокости, откуда в тебе вот это вот сочетание душевной чистоты и стремление к вот этому насилию?

Иерей Владислав

— Массовым расстрелам.

А. Митрофанова

— Действительно, загадка для меня самой. Возможно, дело в совокупности самых разных факторов. Атмосфера в этом фильме. Вот атмосферность передается, она летит из экрана. Мне бесконечно нравится дышать этим воздухом Нью-Йорка там 60–70-х годов — это молодость Майкла Корлеоне, и потом, когда покажут еще молодость его отца — это, соответственно, там послевоенные годы или предвоенные там, совсем уже мальчиком приезжает в Америку. Атмосфера внутри кадра завораживает, конечно. Точность в интонациях не только голоса, но и интонация камеры. Ну то есть там, для меня в этом фильме, вот с точки зрения вот такого, знаете, гурманства — потому что я совершенный неуч, я совсем не гурман, я не разбираюсь в кино. Но лично для меня в этом фильме сходится по множеству параметров все. Ну даже не это самое главное. И, безусловно, Аль Пачино и гениальная, мне кажется, роль, и Марлон Брандо тоже, как старший Корлеоне — вот эта точность, это даже не обсуждается. Может быть, этот фильм, который очень наглядно для меня иллюстрирует слова Христа: по плодам их узнаете их. Можно, и за собой это знаю в жизни, потому что все-таки вот хочется вспомнить кино, которое чему-то научило. За собой знаю в жизни, далеко не всегда в состоянии отличить плод зрелый, витаминизированный от червивого. Есть интуиция, есть вот какой-то голос внутри нас, подсказывающий правильный ход. Я думаю, сколько раз каждый из нас вот так вот может припомнить, ловил себя в момент, когда ну я не знаю, там, например, на службу на раннюю нужно срочно вот проснуться. И ты стабильно просыпаешь несколько дней до этого, когда тебе там на работу, на учебу, куда-то еще, на какую-то встречу. Но вот в этот момент ты просто ложишься и просишь: Ангеле мой святый, пни, пожалуйста, утром меня, пни — и он тебя пинает. Вот этот вот какой-то внутренний голос, он работает. Мы его очень часто заглушаем. И вот в моменты, когда мы его заглушаем, не даем — а со мной такое очень часто бывает, не даю вот этому голосу сказать. У меня вот, знаете, через фильм «Крестный отец» визуализировавшееся в жизни правило: по плодам их узнаете их. Бесконечно красивая история этого юного Майкла Корлеоне, который хочет, испытывая бесконечное уважение к своему отцу, дистанцироваться от него максимально. Дальше череда событий и обстоятельств, которые засасывают его в эту вселенную его отца. И здесь вот как раз, понимаете, он обещал своей невесте, что он никогда не станет таким, как его семья. Он даже попросил ее воспринимать его отдельно от его семьи. А семья — это вот мафия сицилийская, оказавшаяся в Нью-Йорке, те самые гангстеры — люди, которые силовыми способами решают самые разные вопросы.

А. Ананьев

— Враги его — домашние его?

А. Митрофанова

— Да, и это тоже.

Иерей Владислав

— Мы сделаем предложение, от которого вы не сможете отказаться, дорогие наши радиослушатели.

А. Митрофанова

— Не сможете отказаться. Конечно. Понимаете, враги человеку домашние его, уводящие... Ведь у него же благой был вот этот вот порыв: он хотел чистых отношений с чистой девушкой. Дальше он сам не понимает. Вернее, как, он понимает, он делает все-таки сознательные шаги в этом направлении, в сторону отца. То есть вот здесь, как сказать, не бывает легкого выбора. Бывает выбор либо плохой, либо очень плохой. И он совершает, как ему кажется, вот он идет в сторону отца, сближения с отцом и совершает выбор плохой. А на самом деле, может быть, очень плохой. Потому что уже в следующем фильме, да, тут «Крестный отец» — понятно, первая картина, на мой взгляд, она художественно невероятно сильна. Второй — может быть, слабее. Третий — кто-то вообще плюется, говорит, что нет, это совсем никуда не годится, совсем слабый. Для меня важна трилогия и то, как на протяжении каждой из частей этого фильма разворачивается вот эта мысль: по плодам их узнаете их. Во второй части Майкл Корлеоне уже убивает своего брата.

Иерей Владислав

— Ну вот, а я не смотрел. А теперь уже как смотреть вторую часть?

А. Митрофанова

— А нет, а там много очень сюжетных ходов, так что это...

К. Мацан

— Там много кого убивают, так что это не спойлер.

Иерей Владислав

— То есть это как бы нормально.

А. Ананьев

— Причем спойлером это не является, потому что всех убивают, так что можно не переживать.

Иерей Владислав

— А, спасибо, спасибо.

А. Митрофанова

— Но, понимаете, поднявший руку на брата, повторяет Каинов грех. Что происходит с потомками Каина? А это уже раскрывается в третьей части. Майкл Корлеоне бесконечно хочет и предпринимает невероятные усилия и миллионы долларов тратит на то, чтобы отмыться от своего прошлого, когда он уже человек почтенный, вырастивший двоих детей, красавицу дочь. У него благотворительный фонд, у него какие-то обучающие программы, стипендиаты, и масса вот этой вот филантропической деятельности, он старается всеми способами уже наконец легализовать свой бизнес, и ему это почти удается...

Иерей Владислав

— Ну тут мне вспоминается «Борис Годунов».

А. Митрофанова

— Да, понимаете.

Иерей Владислав

— Пушкинский вариант. Не исторический, а пушкинский.

А. Митрофанова

— Ну то есть карамзинский, да, ну не исторический.

Иерей Владислав

— То что на крови построено, не может иметь благих плодов.

А. Митрофанова

— Вот именно, вот, понимаете. Я так понимаю, что, отец Владислав, по крайней мере вы не смотрели третью часть...

Иерей Владислав

— Ну вторую часть и третью — нет. И как-то мне вообще это драматизация гангстерства немножко претит.

А. Митрофанова

— А здесь, понимаете, какая штука. Здесь с одной стороны, то есть вы идете по этому пути романтизации ганстерской саги, включенности...

Иерей Владислав

— Потому что переживаешь весь фильм за убийцу: чтобы его не посадили, чтобы его не убили. Ну... я лучше за Фродо попереживаю.

А. Митрофанова

— Это понятно, да. Но вы понимаете, как вот вы как бы включаетесь. Как мы в жизни очень часто, понимаете, червивое яблоко принимаем за прекрасное. И нам кажется, что вот на этой стороне правда, вот на этой стороне свет и так далее. По плодам их узнаете их. Только вскрыв это яблоко, ты поймешь, что там внутри.

Иерей Владислав

— Авокадо.

А. Ананьев

— Я понял, вернее я догадался. Вернее, я предполагаю, что «Крестный отец» — это такое масштабное, голливудское переосмысление «Братьев Карамазовых». Только когда братьев очень много, а Алеша Карамазов реально пошел не туда в самом начале первой серии.

А. Митрофанова

— И что с ним случается?

Иерей Владислав

— Лучше бы в Индии сняли «Крестный отец».

А. Митрофанова

— Кстати, наверняка снимали.

Иерей Владислав

— Все что надо, есть: братья, много братьев, большая семья.

А. Митрофанова

— Сашенька, поделись своим фильмом, пожалуйста.

А. Ананьев

— У нас осталась ровно минута «Светлых историй». Я, во-первых, хочу сказать спасибо вам, потому что я получил огромное удовольствие...

К. Мацан

— Да, это точно.

А. Ананьев

— От все этих историй, от все этих фильмов, безумно захотелось пересмотреть все. Итак, минута на то, чтобы рассказать о фильме, который произвел.

А. Митрофанова

— Две.

А. Ананьев

— Слушайте, у меня очень много фильмов. Но вот об этом почему-то захотелось рассказать именно в студии Радио ВЕРА. Возможно, потому что это фильм о выборе между жизнью и не жизнью. Возможно, потому что это фильм о свободе, и о сознательном выборе многих из нас быть несвободными. К тебе приходит очень важный человек в твоей жизни, возможно, самый важный, и говорит: ты хочешь быть свободен? Ты хочешь жить? А ты прячешься и говоришь: я не хочу жить, мне не хочется. — Почему? — Я не знаю, я слабый, я маленький, я не хочу. Возможно, потому что одна из самых ярких сцен в этом фильме связана с рыбалкой, как в Священном Писании — на рыбалке происходит нечто очень важное. Возможно, потому что это фильм о жертве, когда человек приносит себя в жертву ради того, чтобы жили остальные, чтобы они нашли в себе силы изменить себя и выйти на свободу.

Иерей Владислав

— Я уже догадываюсь о каком фильме. Это тот, который был у меня на первом месте, но я забыл его сказать. С Уиллом Смитом?

А. Ананьев

— Так вот нет. Вы знаете, под это описание попадает очень много фильмов, понимаете. Возможно, что фильм, написанный человеком сомнительной вот, прямо скажем, репутации: Кен Кизи — он человек сомнительной репутации. Он гений, и он мерзавец.

А. Митрофанова

— Но роман гениальный.

А. Ананьев

— Но роман гениальный. И как в случае с фильмом, о котором говорит Константин Мацан, роман и фильм — это две разные вселенные. В первую очередь потому, что роман — в романе речь идет от лица второстепенного героя. А в фильме главного героя играет бесподобный, жадный до жизни, с хищным оскалом, Джек Николсон — молодой, дерзкий, прекрасный. Глядя на него, хочется жить. Несмотря на то, что в фильме действие происходит в больнице для умалишенных, фильм абсолютно евангельский. По крайней мере я его себе таким вижу. И дело не в рыбалке, и дело не в том, что за столом с игральными картами и сигаретами собираются двенадцать учеников Джека Николсона. И дело не в том, что Джек Николсон сознательно приносит себя в жертву и умирает, и этот индеец уходит на свободу. В то время, когда одиннадцать остальных, они остаются. Причем их спрашивают: подожди, ты же здоров? — Здоров. — И ты здесь, почему? Там же жизнь. — Мне здесь как-то спокойнее. Я хочу здесь, мне здесь... Вот это так жалко смотреть на все это. Самое главное, и почему я называю этот фильм евангельским: в одной очень... ну не евангельской, а по крайней мере в одной очень духоносной фразе, помните, когда он, вот буквально срывая с себя сухожилия, пытался поднять эту каменную...

К. Мацан

— Да, я ждал, что ты вот именно про это скажешь. Давай, давай.

Иерей Владислав

— Самое главное?

А. Ананьев

— Он причем знает, что он ее не поднимет. Он знает, он себе все мышцы порвет, но не поднимет, и он потом не смог ее поднять, конечно же, и уходит. А потом оборачивается в дверях и говорит: по крайней мере я попытался. Это ровным счетом то, на что способны мы, люди, без Бога. Наша задача — поднять эту мойку каменную, а без Бога мы не можем ее поднять. А с Богом она полетит в окно, разобьет его, и ты выйдешь на свободу. Вот поэтому для меня это очень важный фильм. Спасибо, что дали мне возможность о нем рассказать. Увы, наше время подошло к концу. Это «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Я вновь обращаюсь к тем, от кого это зависит, а давайте запустим такой проект: четыре фильма, о которых хочется рассказать за час.

К. Мацан

— Ну или просто будем время от времени в «Светлые историях» говорить о фильмах, о книгах, например, таким образом.

А. Ананьев

— Да. Я благодарю за замечательные фильмы от настоятеля Никольского собора города Мосальск Калужской области, священника Владислава Берегового. Спасибо вам.

Иерей Владислав

— Я добавлю еще один — я не угадал, с Уиллом Смитом, который меня впечатлил — «Семь жизней».

А. Ананьев

— «Семь жизней».

Иерей Владислав

— Я всем рекомендую его посмотреть, вот прямо всем. Не буду раскрывать историю, но это образ деятельного покаяния, а не вот этих наших крокодильих слез, которые мы проливаем на исповеди и ничего не делаем.

А. Ананьев

— Благодарю Константина Мацана за его «Облачный атлас». Посмотрю в выходные. Спасибо.

К. Мацан

— Пересмотри, потом обменяемся впечатлениями.

А. Ананьев

— Ну и в очередной раз благодарю Алечку за «Крестного отца». Ты знаешь, огромное удовольствие не просто слушать тебя, а смотреть на тебя, когда ты говоришь о том, что ты действительно любишь. Это действительно счастье. Посмотреть видеоверсию «Светлых историй» можно на наших каналах YouTube, Rutube, социальных сетях. Пожалуйста, присоединяйтесь. И расскажите нам о своих, может быть, любимых фильмах. Нам тоже будет интересно и приятно. Я Александр Ананьев. Прощаемся на неделю. Пока.

К. Мацан

— Счастливо.

А. Митрофанова

— До свидания.

Иерей Владислав

— «Фильм! Фильм! Фильм...»

А. Митрофанова

— Ура!


Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем