Спускаюсь глубоко в разум свой и нахожу в нём евреев, преграждающих путь Тебе, Светоносный Царь мой. Весь мир наполнили они сказками о бегстве своём из царства фараонова, в плену же которого остались.
И вот рассмотрел я всех обитателей ума моего и воскликнул в отчаянии — это не я, и не Бог мой, и не Царство Бога моего!
Всё это образы и отголоски земные, чувства мои беспечные впустили их в душу мою и нагромоздились они в ней.
А где же я? Где Царь мой и Бог мой? Где царство Царя моего? Неужели в Землю обетованную перенесли вы с собой царство египетское? И в град Царя моего принесёте всю грязь нильскую?
Как же горька пища ума моего, коли питается он тем только, чем чувства питают его. Отпечатки внешнего и образы земного, тени теней, размеров ужасающего, где мало света там выросли пугающе огромные тени, — неужели это мой ум? И открыл я, что весь труд разума моего лишь созидание призрачных зданий из призрачных теней.
И снова я рассмотрел поле ума своего, где с быстротой паучьей строились и рушились замки из теней, призрачней паутины, и опечалился и держал совет с собою:
Невозможна игра теней, если нет света, не разум ли мой свет этот? Не уменьшатся ли тени, если увеличится свет разума? Но и разум мой не одна ли только бессильная тень разума Божия?
Тяжко мне, если ум мой, расставшись с телом, останется в вечности один со страшным плетением своим!
И повторил я в одиночестве разуму своему — сейчас, когда я ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не обоняю, ничего не вкушаю, ничего не касаюсь — что сейчас наполняет тебя, если не призрачная игра теней и воспоминания о том, что ты слышал, видел, обонял, вкушал, касался, все то, что ушло в прошлое, изменилось, исказилось, распалось, умерло? Отчего не похоронить тебе раз и навсегда мертвецов, и не бежать, оставив их? Отчего замер ты, словно кладбище, на котором пляшут тени мертвых, и которое ожидает новых мертвецов?
Как горний Иерусалим, град Царя моего, превратился в царство мёртвых и свалку мира?
Царь мой, слышу шёпот Твой таинственный и понимаю, вижу свет Твой и разумею.
И когда понимаю и разумею, радость наполняет слезами глаза мои, и восклицаю: спасение моё в Господе моём!
Он свет разума моего, которому был я сторожем нерадивым, и дал пришельцам проникнуть и помрачить свет царский.
Поможет мне Господь, когда признаю, что нет другого помощника, — изгоню тьму и пришельцев тёмных из ума моего.
Пусть тьма кружит вокруг разума моего, но да не внидет в град Царя Света.
Автопортрет и зеркало. Анна Тумаркина
С самого раннего детства мне, да и почти всем знакомым девочкам, объясняли, что долго в зеркало смотреться неприлично. А уж красоваться перед зеркалом и вовсе стыдно. Очень многие отрицательные героини сказок, стихотворений и фильмов ну просто ни минуты не могли прожить без любимого зеркала. Особенно хорошо запомнилась злая мачеха из пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Однако, девочку, и еще больше девушку-подростка трудно представить без зеркала. Каждая из нас носила при себе маленькое зеркальце в сумочке, каждая из нас смотрела на себя в зеркало в ванной комнате, прихожей, спальне, да где угодно. Девушки любят зеркала.
Будучи художником-любителем, я нарисовала множество пейзажей, цветов, птиц, фантастических животных. Долгое время хотела, но не решалась написать автопортрет. Мне казалось, что рисовать саму себя — то же самое, что бесконечно долго смотреться в зеркало. Мало того, создать себе эдакое вечное зеркало, любоваться на него. Смотрите, мол, какая я красивая! Гордыня, самолюбование?
Я видела множество автопортретов великих мастеров, от классиков эпохи возрождения до современных новаторов. Понимала умом, что не в гордыне дело. Что гордыня не питает, а скорее губит и вытесняет настоящее искусство, подменяя его банальностью и пошлостью. Кроме того, часто для художника самая доступная, самая естественная и изученная модель—это он сам.
Долго я не решалась приступить к работе над собственным автопортретом.
А потом мне случайно попался отрывок воспоминаний художницы Маргариты Сабашниковой, жены поэта Максимилиана Волошина. Однажды она приехала в Верхотурский монастырь к известному старцу Макарию Октайскому за духовным советом. Вот что сказал ей отец Макарий по поводу живописи:
«Бог на всех вещах напечатлел Свой лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять его... с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок—это Его лик».
Меня осенило: если даже в камне Господь запечатлел Свой Лик, то что такое человек, как не Божий Автопортрет? Ведь сказал Господь: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему!»
Мне думается, что, Господу, когда Он создавал нас, не требовалось множество маленьких живых одинаковых отражений. И Творец наделил нас уникальными индивидуальными неповторимыми чертами. И мне кажется, что для верующего художника автопортрет — просто еще одна возможность выразить благодарность Богу.
Для меня работа над автопортретом стала поводом познакомиться с собственной индивидуальностью. Увидеть в ней проявление акта Божественного творения. Произнести в молитве слова благодарности за бесценный подарок — за то, что ношу образ Божий. За то, что имею твердую надежду по любви и милосердию Господи однажды обрести Его подобие. За радость открытия, что каждый из нас — автопортрет Господа. Какая дерзость так думать! И какая радость!
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
11 октября. О почитании преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны
Сегодня 11 октября. Обретение мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Об их почитании, — священник Максим Пустовый.
11 октября. О личности, подвиге и почитании Благоверного князя Вячеслава Чешского
Сегодня 11 октября. День памяти Благоверного князя Вячеслава Чешского, жившего в Х веке.
О его личности, подвиге и почитании, — священник Августин Соколовски.