

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Один англичанин, когда его спросили, почему он, бывший агностик, принял Православие, сказал: «Я изучил много философских систем, и все они так или иначе умещались в моей голове. Но когда я попробовал уместить у себя в голове христианство, я понял, что голова может взорваться. Христианство — больше меня». Я часто вспоминаю эту историю, когда речь заходит о парадоксах христианского учения и — даже уже — о парадоксах текста Священного Писания. Вот, например, слова апостола Павла: «Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи», второе послание к Коринфянам, глава двенадцатая, стих девятый. Сила, которая совершается в немощи. Сила в слабости. Как это понять? Нередко христиан упрекают именно в том, что этику свою они строят на слабости, на позволении любым силам делать с собой всё, что угодно, на отказе от какой бы то ни было активной позиции. И когда христиане отвечают, что всё не совсем так, что и силу можно понимать по-разному, что есть и другие измерения жизни помимо принципа «кто грубее, тот и прав» — все эти аргументы кажутся чем-то абстрактным или увиливанием от ответа. Так что значат слова «сила в немощи совершается»? О какого рода силе речь и какого рода немощи здесь речь? Над этими вопросами размышлял в своих беседах о Новом Завете известный пастырь двадцатого века епископ Василий Родзянко. Он отталкивается от этих слов из Второго послания к Коринфянам святого апостола Павла: «Господь сказал мне… сила Моя совершается в немощи».