
Мне кажется очень важно в нашем беспокойном, непредсказуемом мире иметь такие места, где ты чувствуешь себя спокойно и без-тревожно. Это не совсем о пространстве, скорее о ситуациях, в которых человек разглаживается, отдыхает душой и радуется. Где, как говорят, «отпускает». То есть бедную истерзанную душу отпускают страхи, она расправляет крылья и может немного полетать. Поиском этих мест я и занялась, когда почувствовала, что мои внутренние силы начинают иссякать. Ведь, подумала я, если четко определить, когда я испытываю состояние покоя и полета, где я «дома» — то остается только почаще подзаряжаться. Может быть, это природа? Да, я очень люблю покидать мегаполис, но свои проблемы и тревоги я почти всегда выношу и на природу, даже в очень красивый закат, даже в величественный сосновый бор. Поэтому на прогулку я иду не иначе как в наушниках с какой-нибудь интересной лекцией или аудиокнигой: не умею я быть в молчании с природой и самой собой, заглушаю тишину информацией. Тогда что?
Оказалось, это всего четыре состояния меня-тихой-и-абсолютно-беззаботной.
Первое — это церковь. Был период, когда было так страшно жить, что я перестала спать по ночам и никак не могла встать на литургию и причаститься, причащалась только на ночных праздничных службах. Но в районе, где я жила, церковь стояла прямо в парке на холме, и я просто физически чувствовала, как я захожу на всенощную — и перестает ныть и плакать сердце, проясняется в голове. Это было отчетливое ощущение не только души, но и тела. Я не прекращала прогулок по холмам, я не могла остановиться, иначе я бы пропала, я не прекращала все время заходить в нашу церковь. Посидеть. Послушать вечернюю. Погреться у икон. Посмотреть на прихожан — здравых сердцем, счастливых, исполненных веры и упования. Которое передавалось и мне. По-умолять... Тот период позади, я могу вставать утром на службу и идти к Причастию — припадать к этому чистейшему источнику!
Второе — это когда я вместе с моими детьми. Когда мы все собираемся, чтобы поужинать, погулять, обсудить дела семейные или отметить вместе праздник. В эти моменты я становлюсь счастливой матерью: вон какие у меня прекрасные дети, радостные, умные, добрые, смешные. У них и у меня куча проблем, но я так благодарна Богу: вот ведь бывают такие дети! Помните шутку: «Ну конечно: все дети гениальные. Но наши-то ПО НАСТОЯЩЕМУ гениальны!»...
Смотрю на детей и просто радуюсь, лишние мысли уходят, живу этими моментами, жду их, заряжаюсь.
Третья — это, как ни смешно — спортивный зал. Наверное потому, что место это для меня очень привычное, я начала заниматься спортом после третьих родов, то есть четверть века назад, когда перестала помещаться в свою одежду. Я привыкла к тренировкам, они изгоняют ненужные мысли и напоминают о том периоде в жизни, когда было просто и защищенно. Ну и конечно движение лечит само по себе.
И четвертое место силы — это моя работа. Удивительные вещи происходят в радиостудии. Иногда я прихожу сюда еле живая — слишком много на мне ответственности, слишком многое выходит из-под контроля, да к тому же я очень тревожный человек. И вот, приходят на программу герои — потрясающие люди: основатели фондов помощи, родители особых детей, многодетные труженики, которые в отличие от меня так много успевают сделать и для других, и конечно священники, которых не просто приятно послушать — просто рядом посидеть уже целебно. И вот обнаруживаю, что вылетаю с работы на крыльях, излеченная и полная сил, вот ведь чудо, вот ведь таинство!
Итак, раз я знаю свои целебные источники, все становится просто: мне остается только почаще к ним припадать: собирать семью, приходить к храм, почаще тренироваться и побольше работать! И сил будет прибавляться, а тревоги будут рассеиваться, ну хотя бы на время.
Просто, правда? Но как важно! Я очень надеюсь, мои мысли помогут кому-то найти свои «места силы» на карте жизни...
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело