Студентка ВГИКа Инна Выходцева бежала по коридору института. Она опаздывала на лекцию. Завернула за угол, к лестнице, и вдруг... уткнулась лицом в чей-то серый пиджак. Подняла глаза и увидела Лёву Полякова — студента из параллельной группы. Высокого голубоглазого блондина все девчонки в институте считали видным женихом. Украдкой вздыхала о нём и лучшая подруга Инны, Люда Гурченко, которая и сама была одной из первых красавиц курса. Выходцева старалась скрывать от подруг, что при виде Лёвы её сердце тоже начинает трепетно биться. Она думала, что красивый и популярный парень никогда не обратит на неё внимания. «Деревенская, по моде одеваться не умею, кокетничать не люблю», — говорила о себе Инна. За всё время учёбы они впервые оказались рядом. «Куда летишь?» — усмехнулся Лев. Он легонько взял девушку за плечи и взглянул ей прямо в глаза. Инна что-то пробормотала в ответ, вырвалась и убежала. А Поляков смотрел девушке вслед и думал о том, почему раньше не замечал её.
Вскоре после этого случая, в 1957 году, на курсе, где училась Выходцева, ставили спектакль по роману Толстого «Воскресение». Сыграть Катюшу Маслову предложили Инне. Преподаватели помнили, как эмоционально и ярко девушка читала монолог этой героини на вступительных экзаменах в институт. А вот роль Нехлюдова режиссёр неожиданно отдал студенту с соседнего курса — Льву Полякову. Начались репетиции. Вечером, когда остальные студенты расходились по домам, Поляков и Выходцева часто оставались в учебном театре — оттачивать диалоги. На самом деле молодым людям просто хотелось подольше побыть рядом. Они полюбили друг друга. Однокурсники улыбались: «Что-то вы чересчур много репетируете — неспроста это!». Так и случилось. Ещё до премьеры спектакля Лев сделал Инне предложение.
Инна Николаевна на всю жизнь запомнила тот вечер. Лев постучал в дверь её комнаты в студенческом общежитии. Попросил соседок ненадолго выйти. И сказал: «Я хочу, чтобы ты стала моей женой». Девушка ответила согласием. Буквально через несколько дней, после знакомства с родителями, Лев с Инной отправились в ЗАГС. «Посмотрите-ка, Нехлюдов всё-таки женился на Катюше Масловой!» — шутили однокурсники на их свадьбе.
Инна Николаевна рассказывала, что её отец поначалу скептически отнёсся к жениху. Уж слишком красивый, да ещё и актёр — от соперниц отбоя не будет! Действительно, Лев Александрович всю жизнь не был обделён вниманием почитательниц. Но для него самого существовала одна-единственная женщина — его супруга Инна. «Лёва оказался из породы однолюбов», — вспоминала Выходцева. Не ощущалось в нём и пафоса. Поляков был востребованным и известным киноактёром — он снялся в таких известных картинах, как «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «Война и мир» Сергея Бондарчука, знаменитом советском телесериале «Тени исчезают в полдень». Однако в семейном быту он забывал о том, что звезда. Собственноручно чинил краны и бытовую технику. Если Инна была занята на съёмках или в театре, запросто мог встать у плиты и сварить суп, убрать в квартире. В 1960 году у супругов родился сын Никита. «Лёва никогда ничего не делал для себя. Он все нёс в семью», — говорила Инна Николаевна. И рассказывала, как во время заграничных гастролей Поляков экономил на собственных расходах, чтобы привезти подарки жене и сыну. Кстати, Никита не пошёл по стопам родителей. Он стал переводчиком и уехал работать за рубеж. В 1998 году во время цунами в Доминиканской Республике, молодой человек погиб.
Инна Николаевна и Лев Александрович поддерживали друг друга в общем горе. Однако здоровье Полякова сильно пошатнулось. В 2001 году актёр скоропостижно скончался от инсульта. «Я люблю одну только тебя», — успел сказать он супруге накануне. Их брак продлился почти 50 лет. Инна Николаевна больше не выходила замуж. «Думаю, что секрет нашего долгого союза — в любви. В жизни бывает всякое, никуда от этого не денешься. Но любовь помогает перенести всё», — говорила актриса.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых таинственных персонажей Библии — это Салимский царь Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего. Об этом человеке Ветхий Завет упоминает всего лишь два раза: в 14-й главе книги Бытия и в 109-м псалме. Новый Завет совсем иначе относится к Мелхиседеку, и в Послании апостола Павла к Евреям мы встречаем имя этого человека девять раз. Звучит оно и сегодня в православных храмах во время чтения за литургией отрывка из 7-й главы Послания к Евреям. Давайте послушаем эти апостольские слова и попытаемся понять, почему Мелхиседек столь важен для эпохи Нового Завета.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
То, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям сказано о Мелхиседеке, представляет собой, с одной стороны, пересказ истории, изложенной в 14-й главе книги Бытия, а с другой — толкование ветхозаветного сюжета. Здесь мы видим не только упоминание Мелхиседека и того, что произошло во время его встречи с Авраамом, но и объяснение значения имени Мелхиседека, а также сопоставление его с Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что Послание к Евреям предлагает нам видеть в Мелхиседеке прообраз Спасителя, то же самое предлагает делать и Псалтырь, в которой мы можем найти такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4).
Но почему это важно? Почему какой-то таинственный «чин Мелхиседека» заслуживает того, чтобы посвящать ему строки Священного Писания?
Ответ мы можем найти здесь же, в Послании к Евреям. Дело в том, что Ветхий Завет знал лишь одно священство — священство Аарона, которое было установлено при Моисее. Это священство ещё можно назвать «священством по чину Аарона», выше него в законе Моисея не может ничего быть. Однако тот, от кого произошёл Аарон, то есть праотец Авраам, принял благословение и отдал десятину абсолютному чужаку — священнику Мелхиседеку. Иными словами, Авраам признавал превосходство священства Мелхиседека над грядущим священством Аарона, кроме того, благословляя Авраама, Мелхиседек благословил и всё его потомство, включая Аарона. Но кто мог благословить Аарона, кроме Самого Бога? Получается, что Мелхиседек — прообраз Христа, и об этом знал Ветхий Завет. Но вот время прообразов закончилось, то, что виделось как некая неясная тень, стало явью, Христос пришёл, и, придя, Он сделал ненужным священство Аарона со всеми его установлениями.
Собственно, цель Послания к Евреям именно в этом и состояла: показать, что ветхозаветные постановления утратили своё значение после Христова Пришествия. Нетрудно догадаться, почему в дни празднования Рождества Христова этот отрывок звучит в наших храмах, ведь ещё одно крайне важное следствие Боговоплощения состоит в том, что отныне нет необходимости в принесении каких бы то ни было жертв, и нет необходимости в том виде священства, который был до Христа, теперь есть лишь Один Священник, Который Сам является и Жертвой, и Тем, Кто Жертву приносит, а потому мы и молимся за каждой божественной литургией такими словами: «Ты — приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер