«Шестое воскресенье по Пасхе, о слепом». Прот. Максим Первозванский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Шестое воскресенье по Пасхе, о слепом». Прот. Максим Первозванский

* Поделиться

Прот. Максим Первозванский

В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.

Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в ближайшее воскресение, в которое вспоминается исцеление Спасителем слепорожденного, а также о праздниках Отдания Пасхи, Вознесения Господня и дне памяти святого праведного Иоанна Русского.

Ведущая: Марина Борисова


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую неделю по субботам говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Сегодня со мной в студии наш гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Добрый вечер. Христос Воскресе!

Марина Борисова:

— Воистину Воскресе! С его помощью мы постараемся понять, что ждет нас в церкви завтра, в шестое воскресенье после Пасхи, в воскресенье о слепом и на наступающей неделе. Поскольку название воскресенья говорит само за себя и название это воскресенье получило по тому отрывку из Евангелия от Иоанна, которое прозвучит завтра за Божественной литургией в храме, мы неизбежно коснемся этого текста. Но начать мне хочется с отрывка из Деяний святых апостолов из 16-й главы, стихи с 16-го по 34-й, где тоже говорится об исцелении, но очень, я бы сказала, своеобразном и вызывающем у меня, по крайней мере, некоторые вопросы. Почему? Потому что речь идет о том, как апостолы исцелили женщину, которая пророчествовала и говорила, что они святые апостолы и посланцы Божии. Что плохого делала эта женщина? Казалось бы, ничего. Но выяснилось, что говорит она это вполне позитивное сообщение, благодаря действию нечистого духа, которого пришлось из нее изгонять, что привело к достаточно неприятной ситуации. Как оказалось, хозяева, ее работодатели, имели постоянный доход, именно благодаря тому, что женщина имела эту возможность пророчествовать, предрекать будущее и, по-видимому, никого не устраивало, что она лишилась этого своего дара. Где же та граница в понимании, что хорошо, что плохо. Вышел Иоанн Предтеча, пророчествовал, все его слушали, и мы до сих пор читаем его пророчества о Иисусе Христе — и это хорошо, и это позитивно. А женщина, которая идет за апостолами и говорит, что они апостолы — это плохо. Как понять?

Протоиерей Максим Первозванский:

— В сегодняшнем евангельском чтении, до которого мы еще с вами не добрались, которое у нас впереди, есть интересный момент, когда Христа, исцелившего слепорожденного, обвиняют в том, что часто с Ним бывало, что Он не от Бога, что Он имеет беса и силою бесовскою изгоняет. Это раз. Еще один момент, который я бы хотел здесь уточнить, это то, что в последнем своем разговоре с фарисеями Господь наш Иисус Христос накануне Его взятия под стражу и суда и смерти, задает им один вопрос. Он задает, не Его спрашивают, а Он спрашивает. «Крещение Иоанново — вот как раз, что вы сейчас Марина, у меня спросили — с небес было или от человеков». А они сказали, не знаем. В сегодняшнем чтении слепой говорит тем самым фарисеям, которые обвиняют его в том, что Он обратился не туда, что Господь, как бы, не того духа. Они ведь тоже не знали, а Он им говорит, сейчас я буквально прочитаю этот отрывок. «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, — это говорят фарисеи. — Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». Ситуация не сильно поменялась со времен евангельских и со времен апостольских. Люди в большинстве своем не знают, откуда тот или иной дар, не обладают даром, который апостол и евангелист Иоанн Богослов называл «даром различения духов». Вот апостолы этим даром обладали. А обычный человек не обладает, достаточно часто обычный священник, возможно, даже архиерей не всегда обладает подобным даром различения духов. Вместе с тем Церковь этим даром обладает. Апостолы обладали, они сказали: нет, это нельзя. Если мы на современную практику все это обернем, какая-нибудь бабулечка, которая заговаривает грыжу и лечит рожу, что-нибудь пошепчет — у нее иконы стоят, она попросит тебя три раза Отче наш прочитать — но еще Иоанн Златоуст говорил: бегать подобает таковых. То, что называется прорицательный дух, вообще вся эта атмосфера... Я сейчас почему-то вспомнил чтение книги Деяний святых апостолов на преполовении Пятидесятницы, когда Павел с Варнавой куда-то там зашли, а их приняли за Зевса и Гермеса, его сопровождающего, притащили тельца, жрец прибежал, надели на них венки и собирались принести жертвоприношения. Такая чудна́я атмосфера, я однажды столкнулся с ней где-то в 90-е годы в глухой деревне российской. Все колдуны как будто, и все как будто ходят в храм и причащаются. Здесь же кто-то что-то заговаривает, тут же кто-то кого-то исцеляет, тут еще что-то. Язычески очень плотная атмосфера, когда уровень присутствия духовного потустороннего мира в разы или кратно превышает то, что мы обычно наблюдаем в городах. В городах этого всего в принципе нет, в деревнях побольше, а в глухих деревнях, наверное, совсем много-много. Тогдашний мир, наверное, весь представлял из себя глухую деревню, где плотность духовного мира была велика. И если ты не различал духов, то горе тебе.

Марина Борисова:

— Деяния святых апостолов еще усугубляют драматизм ситуации. Просто скандалом с самой этой женщиной и с ее хозяевами дело не ограничилось. «Господа ее, видя, что исчезла надежда дохода, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам». И дальше все разворачивалось по самому драматичному сценарию, потому что народ тоже восстал на них. Воевода, сорвав с них одежды, велел бить их палками. Кончилось тем, что их затащили в темницу. И то, что происходит в темницы, это как бы параллельное развитие ситуации, то есть как бы зеркальное отражение. «Вдруг сделалось великое землетрясение так, что поколебались основы темницы и тотчас отворились все двери и все узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо мы все здесь. Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе и, выведя их вон, сказал: государи мои, что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой». В результате этот стражник крестился, крестились все его домашние чада и домочадцы. «Приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога». Сюжет зеркально развивается и заканчивается...

Протоиерей Максим Первозванский:

— Да, там ходит бесноватая служанка и всем говорит, как спастись. Но поскольку говорит это бес, эта служанка отвечает на вопрос того самого темничного стража. Ведь он же спрашивает: «Государи мои, что мне делать, чтобы спастись?» А она ходила и говорила, что сии рабы слуги Бога Всевышнего, они возвещают нам путь спасения. И никто не стал ее слушать, потому что бес. А здесь Духом Божиим все это происходит. Я хотел бы еще раз об этом сказать, что тот дар, о котором стоит радеть и молиться, это дар различения духов. Еще в духовно спокойные времена, в которые мы с вами живем, этот дар может казаться не очень востребованным. Есть храмы, все вроде понятно, черное есть черное, белое — белое, сейчас Пасха, все красное. А вспомним 90-е годы, особенно начало 90-х годов. Более духовно плотная атмосфера. Кто-то слушает Кашпировского и Чумака, который тоже исцеляет, какая-нибудь Мария Дэви Христос объявляет себя соответственно перевоплощением. Виссарион собирает под свои знамена наивных верующих людей и буквально только пару лет назад это все дело там прекратилось заведением уголовного дела. Свидетели Иеговы заходят в каждый подъезд. И везде такая духовная плотная атмосфера, она растерявшегося человека оставляет один на один с этим вызовом. Если этого дара различения духов нет, всегда нужно помнить о духовной трезвости или даре трезвения — дар трезвения есть одна из больших добродетелей, о которой писали святые отцы — и помнить слова Господа, которые Он сказал: «В те дни скажут вам вот здесь Христос в потаенных комнатах, не верьте; вот Он там — не выходите, потому что как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Поэтому трезвение нужно соблюдать.

Марина Борисова:

— Собственно говоря, и в отрывке из Евангелия от Иоанна из 9-й главы, с 1-го по 38-й стих, которые тоже прозвучат завтра в храме, вся эта история о слепорожденном — это как бы продолжение того же самого разговора. Мы уже упомянули, что само чудо исцеления, как это часто бывало, вызвало бурную реакцию фарисеев, поскольку все это было провокативно сделано в субботу, все это вызвало, как обычно, обличение в том, что человек, который в субботу допускает такое, не может быть от Бога. Все это в Евангелии не раз повторяется, но мне кажется, что в этом сюжете самое интересное, это, во-первых, реакция родителей, которые предпочли отречься от собственного сына. Это вообще немыслимая история. Я думаю, что многие наши радиослушатели, у которых есть дети, представят себе, больного от рождения ребенка кто-то вылечил, а родители говорят: знать не знаем, это его проблемы, пускай он...

Протоиерей Максим Первозванский:

— Не, не, не, я все-таки так бы категорически не рассматривал этот вопрос.

Марина Борисова:

— Они сказали, что...

Протоиерей Максим Первозванский:

— Они сказали, это наш сын, а вот как он исцелился, мы не знаем. Он взрослый, самого спросите. Я бы так же поступил на месте родителей.

Марина Борисова:

— Главное, чтобы от синагоги не отлучили.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Нет, они действительно ведь не знали. Дело это важное. Представьте, приходит мой сын и говорит: вот я исцелился. И опять возвращаясь, если нет у тебя дара различения духов, кто там его исцелил, родители минимум какой-то соблюли: да, это наш сын. Если бы они совсем боялись, они бы вообще от него отреклись, и мы знаем таких примеров в истории, к сожалению, мы его знать не знаем, чего вы к нам пристали, отстаньте. Нет, это наш сын, а как исцелен?.. Хотя, наверное, можно это воспринять как отречение, но не знаю я, правда, не знаю.

Марина Борисова:

— Дальше начались муки самого этого человека, потому что его все смущали и сбивали с толку своими вопросами.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Затаскали, я бы сказал.

Марина Борисова:

— И эти бесконечные словопрения: а почему, а как ты думаешь, «мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, сего же не знаем, откуда Он»? Этот прозревший человек говорит: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи». И это бесконечное повторение словопрения с людьми, которые не желают ничего знать и ничего видеть собственными глазами, приводит к тому, что он уже в полном смятении обращается непосредственно к Спасителю и говорит: что мне-то, как мне считать, что со мной произошло? «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». В принципе, все очень просто, просто нужно Господа услышать.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Как просто, да.

Марина Борисова:

— И нет никаких других проблем.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Да, как просто. Для меня эта история — это репетиция последних дней Господа в Иерусалиме Господь исцеляет в субботы, и мы видим, как эти исцеления обычно происходят в каких-то сельских, условно говоря, синагогах, а здесь Иерусалим, здесь праздник. Это все публично, это все воочию, это то, как это будет при входе Господнем в Иерусалим. Поэтому первосвященников и фарисеев, конечно, качает, как их будет качать после входа Бога в Иерусалим, воскрешения Лазаря, еще более страшное для них чудо и непонятное. А дара различения духов они не имеют. Хотя некоторые толкователи как раз говорят, что этот дар у них был, и они встали на путь сознательного сопротивления Господу. Здесь возможны толкования разные: то ли, что они не ведали, то ли наоборот, он ведали и прямым богоборчеством и сатанизмом занимались. Да, если мы ответили на этот вопрос, знаем, как по-простому сказать «Верую, Господи», поклониться Ему, то у нас вообще в жизни проблем нет.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». Со мной в студии наш гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Это воскресенье у нас еще отмечено памятью святого, о котором мне хочется поговорить отдельно. Это память святого Иоанна Русского. То, что он Русский, мне кажется, требует особого разговора. Мы знаем, что в Царствии Божием нет никакого разделения по национальному признаку, а все во Христе едины. Почему так важно было православным грекам, что святой человек, оказавшийся в турецком плене и на протяжении всего пребывания в этом состоянии раба продемонстрировавший свою святость не только православным грекам, но и мусульманину хозяину, который в какой-то момент понял, что у него живет человек, явно непростой и явно Богом отмеченный. Почему так было важно православным грекам отметить, что это русский православный.

Протоиерей Максим Первозванский:

— И это вы спрашиваете у человека, чей святой Максим Грек?

Марина Борисова:

— Да. Именно поэтому и спрашиваю.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Я не знаю, насколько им это было важно. Мне кажется, это просто маркер, обозначение. Есть Максим Грек. Почему так важно было обозначить, что он был грек?

Марина Борисова:

— Что он был не русский?

Протоиерей Максим Первозванский:

— На самом деле он вообще не грек был. Это важно, все его знали, что это человек, который не местный, он не свой, это интересно, это важно. Во все времена, и сейчас тоже, далеко ходить не надо, человек другой национальности даже у людей почти лишенных ксенофобии, все равно вызывает некоторые подозрения, а чего он, а как он. Вызывает интерес. Представьте себе, сейчас вы приходите в храм, а там батюшка, допустим, негр.

Марина Борисова:

— Прекрасно.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Прекрасно. Но вы будете удивлены, вы будете об этом думать, вы зададите какие-то вопросы обязательно, я вот уверен. Даже если вы совсем не любопытны, вы все равно узнаете, а чего он тут делает. Он заехал послужить или он теперь постоянно у нас? У него какая-то миссия своя есть или что он? Вот допустим, к нам в храм ходит молодой кореец, юноша просто ходит в храм и вызывает особый интерес. А что удивительного-то? Ну, кореец и кореец, православный и православный, замечательно, стоит на службе, молится. Поэтому я не думаю, что здесь вопрос национальный остро стоял, просто все знали, что это русский человек. Он же не местный, он по-гречески не балакает, и по-турецки не балакает, он какой-то не свой. Откуда он? И вот из Руси, из пленных. А вот дальше, да, для меня эта история параллельна истории Максима Грека. Человек попадает не своей волей туда, куда он попадать не собирался. Максим Грек не собирался попадать в Россию.

Марина Борисова:

— Ох, не собирался.

Протоиерей Максим Первозванский:

— И Иоанн Русский не собирался попадать в туретчину. Он вообще, может быть, и в армию не собирался попадать.

Марина Борисова:

— Там рекрутский набор и его никто не спрашивал.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Его взяли по мобилизации и все, он пошел воевать. А дальше человек начинает... В условиях другого народа прикинуться благочестивым не получается, не поверят, невозможно. Это мы тут все друг перед другом умеем правильно себя расположить, правильно вести, кланяться, простите, благословите. Форма благочестия среди своих начинает много чего значить. А с чужими она не работает. И даже когда человек чужой крестится: смотри-ка, обезьянка крестится. Прости меня, Господи. Я так не думаю, я говорю про массовое простецкое, условно деревенское воспитание, это же деревня греческая. О, какой он интересный, он еще и не такой. Максим без бороды был, и он смущался и воротник носил, и на иконах оказался с громадной бородой. На самом деле бороды-то у него и не было, а русские все с бородами. И вот ты какой-то не такой. Не такой ты. И поэтому доказывать свое благочестие, я уже не говорю про святость, этим людям приходилось другим способом. Да собственно, они и не старались никому ничего доказать, мне кажется. Хотя глядя на этот подвиг, что Иоанна Русского, что Максима Грека... Когда Максима Грека на старости отпустили, сидел он в Троице-Сергиевой лавре, приехал к нему Иоанн Грозный. Говорит: помолись обо мне. А он опять, вот не сиделось ему на попе ровно, опять он: ты бы, царь, лучше не ездил на богомолье, а позаботился о вдовах и сиротах, погибших под Казанью. И опять нелицеприятные такие слова взял и сказал царю. Так же и Иоанн Русский. Говорят ему: как человек перебирайся в дом, живи нормально, никто тебя обижать не будет. Это кстати, хороший показатель в житии Иоанна Русского терпимости турецкой. И священника ему разрешили пригласить, где-то были священники греческие? Были, своих людей они окормляли. И Иоанну Русскому он принес Святые Дары в яблоке. Чудесная история. А для нас показательная она, что святость, с одной стороны, не национальна, а с другой стороны, она не во внешнем благочестии и красоте одежды, длине бороды. А она в том, что Господь... Это история из предыдущей части нашей сегодняшней передачи. Кто Он Сын Божий, чтобы мне веровать в Него? — Видел Его и говорит с тобою. — Верую, Господи. И поклонился Ему. И сразу в святцы попал.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся. Вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Эта неделя у нас особенная. Мы праздновали, праздновали, праздновали, праздновали и заканчиваем праздновать, отдание Пасхи 12 июня. То, что сорок дней мы празднуем, мы уже усвоили за это время.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Да, и несколько раз обсуждали.

Марина Борисова:

— Нам много раз об этом рассказали.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Помнится, мы с вами записывали программу в Великую Субботу, как раз тоже говорили про сорок дней праздника.

Марина Борисова:

— Всему наступает конец — делу венец. Чем отличается эта удивительная служба отдания Пасхи? Сначала с точки зрения того, как она проходит. Она хоть и повторяет во многом пасхальное богослужение, но все-таки от него отличается.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Я грешный человек, но где бы я ни служил, она везде повторяет.

Марина Борисова:

— Да?

Протоиерей Максим Первозванский:

— В календаре есть соответствующий устав, богослужебные указания публикуют, как полагается служить эту службу по уставу, а дальше есть внизу маленькая приписочка, что в некоторых храмах есть такой обычай служить полностью пасхальную службу, как на первой неделе. Не как в пасхальную ночь, а как на первой неделе. И соответственно, где бы я ни был за 30 лет своего священнического служения, везде все-таки люди служат Пасху. Потому что смысл слова «отдание», это слово славянское и не очень понятное, а дело-то очень простое. Есть праздники, которые празднуются один день. Память преподобного Серафима Саровского или память Иоанна Русского, которого мы с вами обсуждали в прошлой части нашей программы. Икона лежит на средине храма, тропарь поется, величание споют в некоторых храмах, наверное, где особенно почитается Иоанн Русский. Дома, может быть, кто-то иконочку достанет, поцелует ее. Отметили праздник. Радио ВЕРА послушали, как мы с вами это обсудили. Хорошо. А на следующий день будет другой праздник. А есть праздники, которые празднуются несколько дней. Например, в пасхальный период у нас был престольный праздник Николая Угодника, мы, поскольку это престольный праздник, в отличие от других храмов, оставили украшенную икону Николая Угодника на центре храма на несколько дней. Это неуставная история. Может быть, потому, что цветы жалко было убирать, может быть, просто чтобы ощущение престольного праздника продлить. Мы самовольно в нарушение устава продлили немножко празднование праздника на несколько дней. А есть уставные праздники, они называются двунадесятые. Это, кстати, базовое отличие двунадесятого праздника от великого. Он тоже красный знак в календаре. Николай Угодник или Иоанн Богослов красным цветом в календаре, но не двунадесятый праздник, один день. А у двунадесятых праздников есть предпразднство, то есть, как правило, начинают в церкви готовиться, то есть песнопения, тропари. Самые длинное предпразднство у праздников Рождества и Крещения Господня, когда начиная со 2 января поется «Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам» еще до 7-го, я по новому стилю говорю. Или Крещение, только мы отдали 14 праздник Рождества, а еще до 19-го несколько дней, а уже, значит, что Христос идет креститься на Иордан, мы уже ждем праздника — предпразднство такое. У Рождества еще дольше, с 4 декабря, с Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают ирмоса петь «Христос рождается, славите», 30 дней. И потом попразднство, когда праздник продолжает праздноваться. И последний день, когда празднуется этот праздник, после которого все, уже следующая тема, называется отданием. По-русски я бы назвал его, наверное, окончанием праздника. Он у нас был с нами, был-был-был, мы его в аренду взяли, в кредит, теперь отдавать надо. Вот мы его и отдали. Наверное, такой завершающий аккорд можно провести по-простому, по уставу. Но всем очень хочется, чтобы это снова была светлая неделя, чтобы все это опять пелось, и пасхальное начало и антифоны Пасхи и входной стих. Я всегда в нарушение устава стараюсь служить в этот день прокимен «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». Одно отличие, по крайней мере, то, что я знаю, хотя я знаю другую практику, Крестный ход обычно не совершается в этот день, поскольку уже кончилось. А в некоторых храмах и Крестный ход совершают. Вообще традиций пасхальных много. Например, иногда на архиерейских службах, вот покойный патриарх Алексей всегда все свои патриаршие службы периода сорока дней празднования Пасхи начинал с пасхального зачала: «Да воскреснет Бог», с этого каждения. Все службы, которые служил патриарх Алексей в пасхальный период, он начинал с такого пасхального начала. У нас в храме мы каждое воскресенье совершали Крестные ходы, «Воскресения день» и все открываем и пошли, как на первой неделе. Сама служба уставная, но после окончания пошли Крестным ходом. Где-то нет, где-то попроще. Мне кажется, это здорово, потому что, с одной стороны, у нас устав, строгость и единообразие, но в праздник... Я тут даже позволю себе такое отступление. У нас в одном поповском чате возникла дискуссия по поводу празднования Пасхи, что чем-то мы в эти дни становимся похожи на харизматов. Такая радость, бьющая через край, достаточно вольное отношение к внешнему виду и поведению батюшек, они какие-то все лохматые, взъерошенные, кричат «Христос Воскресе!». Иногда не просто кропилом кропят прихожан, а иногда из чаши польют. Или они какие-то не строгие, не чинные, а какие-то детские, ребячливые, и это привлекает народ. Да, в эти дни хочется быть таким, радостным и веселым о Воскресшем Христе.

Марина Борисова:

— Вы сказали, что хочется еще повторения Светлой Седмицы и, собственно говоря, отрывок из Евангелия от Иоанна из 12-й главы, стихи с 36-го по 47-й, которые прозвучат в этот день за Божественной литургией, наверное, тоже неслучайно об этом же, о свете. «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Сколько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. (...) Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти». Мне кажется, что весь смысл нашего приподнято-восторженного празднования Пасхи в последних словах. Мы очень много размышляем о последнем Суде, очень много размышляем о своих прегрешениях, о том, как бы нам от них избавиться, как бы нам в них покаяться. И это правильно, и никто не говорит, что не надо этим заниматься. Но когда мы слышим от Самого Спасителя, что Он пришел мир не судить, значит, и меня тоже?

Протоиерей Максим Первозванский:

— Мне всегда так жалко, когда заканчивается Евангелие от Иоанна, потому что если бы у нас было только оно, то, наверное, у нас было бы другое христианство. Это здорово, что у нас есть все 4 Евангелия, это здорово, что все не так просто, как кажется. Эти слова Спасителя камня на камне не оставляют. Он же сказал это? Сказал. Это не кто-то пересказал, это прямая речь. Камня на камне не оставляют на взгляде на Господа как на строгого судью. О Себе как о строгом судье Он говорит притчами. Он не говорит: Я буду вас судить, и Я пошлю овец направо, а козлов налево. Он рассказывает некую картину, как это будет выглядеть, не говоря, что Он будет делать. А здесь все очень конкретно, эти слова невозможно понять по-другому. С этих слов по идее надо начинать. Евангелие от Иоанна, которое начинает читаться в пасхальную ночь и заканчивает читаться накануне дня Святой Троицы, не случайно первое. Оглашенные покрестились в Великую Субботу и дальше слышат Евангелие от Иоанна. Первое чувство, которое должен человек испытывать к Спасителю — любовь и благодарность. Он нас спас, Он пришел не чтобы судить, Он слова здесь не просто про кого-то говорит. Он говорит: если кто услышит слова Мои и не поверит... Те самые люди, которыми мы пренебрегаем, которые ходят по улице, в храмы не заходят, слышали, не поверили. Или поверили, но как-то не так, не пришли в храм, не с нами, не исповедуются, не причащаются. «Я не сужу его, ибо я пришел не судить мир, но спасти». Хотя, конечно, в том же Евангелии от Иоанна есть и такие слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Если мы, верующие, слышим эти слова и вот эти, которые мы только что с вами прочитали, в нас должна быть главным чувством по отношению к Богу любовь. Мы должны по-настоящему полюбить Спасителя. И уже после этого, после того, как мы Его полюбили всем сердцем, когда мы испытываем к Нему бесконечную благодарность, можно говорить и нужно говорить и о грехах, и о Суде, и о том, что нужно бы исправиться, и о том, чего Он от нас ждет. Это, знаете, как с ребенком. Есть мать, ее любовь безусловна, ребенок эту любовь чувствует. И дальше, ну да, там бывает и воспитание, и наказание, вообще жизнь сложная штука. Но если этой любви нет, то ничего нет. Если есть только воспитание и наказание, то ребенок получается как бы детдомовский что ли, который растет без любви. И у нас в церкви, к сожалению, много вот этого. Что люди не испытывают к Богу любви и благодарности, а испытывают страх, относятся к Богу, этот образ у меня уже устойчивый много-много лет, как к главному гаишнику или коррумпированному чиновнику. Соответственно, главный гаишник — это тот, кто тебя остановил на дороге, когда ты правило нарушил, и сейчас права у тебя отберет, и ты думаешь, сколько же я должен ему заплатить, чтобы мне можно было как-то дальше ехать, как мне от него откупиться. Никто не любит гаишников, в смысле так, чтобы обнять, поцеловать, поблагодарить за то, что он тебя остановил, и чтобы ты безопасно дальше ехал. А коррумпированный чиновник, соответственно... Что-то у тебя в жизни не ладится, сейчас у нас экзамены, всякие ЕГЭ и прочее, народ в храмы, много у нас студентов и одиннадцатиклассников. Вопрос-то один, что я должен сделать, сколько мне надо чего, чтобы дело мое стронулось с мертвой точки, чтобы все у меня было хорошо. Мне сказали, есть Иван Иванович, ты ему подмажь, и он тебе поможет. Эти два взгляда: главный гаишник и главный коррумпированный чиновник. Но никак не любящий Отец, никак не Тот, Кто пришел тебя спасти, Кто протягивает тебе руку: приди ко Мне. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». Нет этого, к сожалению, в массовом нашем православном восприятии Спасителя. И это очень жаль. Мне кажется, начинать надо именно с этого.

Марина Борисова:

— Слава Богу, у нас есть сорок дней празднования Пасхи, которые заставляют раз за разом, год за годом вспоминать именно об этом.

Протоиерей Максим Первозванский:

— И есть Радио ВЕРА, которая позволила мне об этом сейчас всем вам сказать.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Неделя у нас феерическая, праздник за праздником, и, как завершающий аккорд — праздник Вознесения Господня 13 июля.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Хорошо, что картошку уже посадили.

Марина Борисова:

— Видите, как все удачно складывается.

Протоиерей Максим Первозванский:

— А то ведь праздники, работать-то как?

Марина Борисова:

— Действительно. Я думаю, что само событие праздника хорошо знакомо нашим радиослушателям. Если есть желание напомнить самому себе об этом событии, можно будет как в день праздника в храме, так и дома прочитать отрывок из Евангелия от Луки, 24-я глава, стихи с 36-го по 53-й. Мне кажется, что в этом событии Вознесения, как сейчас принято иногда говорить, зашито несколько не совсем прозрачно понятных смыслов, в частности, само Вознесение во плоти. Во-первых, сразу хочется задать вопрос, что бы это значило? Этому предшествовал период, когда было все, когда Воскресший Спаситель ученикам Своим демонстрировал, что Он во плоти Воскрес. Он показывал им Свое тело, Он с ними разделял трапезу, Он при этом входил, как мы сейчас бы сказали, через стену в то помещение, где они находились. Это совмещение несовместимого происходило на их глазах достаточно долго. Зачем потребовалось это удивительное событие — Вознесение Бога в человеческой плоти?

Протоиерей Максим Первозванский:

— Богословствовать будем, ладно?

Марина Борисова:

— Давайте.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Целью творения человека было соединение творения и Творца. Вот это так пафосно и высоко и богословски звучит. Адам был создан для того, чтобы стать богом по благодати. Такая была у него задача. Напомню, эта идея, богословски точно изложенная, принадлежит Максиму Исповеднику, где Максим Исповедник говорит, что Бог творил мир разделением. Сначала сотворил Бог небо и землю, духовный мир был отделен от материального. Потом свет от тьмы, живое от неживого. Человек выделен из живого, и дальше он был разделен еще на мужчину и женщину. Такое последовательное разделение. А дальше у Адама была задача преодолеть все эти разделения на мужское и женское, на человека и весь живой мир, на живое и неживое, на мир духовный и мир материальный. И дальше — на Бога и собственно весь сотворенный мир. Адам должен был, обоживаясь сам, обожить с собой, через себя весь мир, частью которого он являлся. В человеке есть все, что есть в сотворенном Богом мире, только оно какое-то разделенное. А Адам должен был все это в себе соединить и, соединившись с Богом, Богу как бы принести, преодолев все эти разделения. И тогда появляется не просто сотворенный мир, а мир обожествленный. Но Адам не справился, мы все знаем. Дальше это сделал Господь наш Иисус Христос. То, что Бог задумал, как бы ты ни вертелся... Это, кстати, внушает надежду на спасение всем нам, что мы можем долго сопротивляться желанию Бога «всех спасти и в разум истины прийти». Господь прямо говорит, что Его воля есть, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную, чтобы всякий был спасен. Его воля проявилась так, что Он послал Сына Своего Единородного, Который родился от Кого? Он, будучи Богом, рождается от жены, Которая есть Дева, преодолевая эту дихотомию мужское и женское, поскольку не потребовалось обычного зачатия, по-другому люди не рождаются, а здесь они родились. И дальше Господь нисходит до самой глубины, Он принимает на Себя все последствия бытия человека, в том числе человека грешного. Сам Он безгрешный, но все последствия греховности Он на Себя принимает. В том числе смерть, которая есть главное чудо, не воскресение, а именно смерть, и соответственно, схождение в ад. А дальше начинается его восхождение и принесение всего этого Богу Отцу. Вознесение, о котором мы сейчас говорим, это конечный аккорд, если можно так выразиться, конечный акт нашего спасения, в котором Он нашу человеческую природу, уже умершую и воскресшую, приводит в самоё Бога.

Марина Борисова:

— Дальше в этом сюжете для меня всегда самое трудно понимаемое — роль апостолов. Несколько лет ученичества, несколько лет очень тесного, даже с человеческой точки зрения общения. Сомнения, разрешение сомнений, наблюдение чудес, чудеса, творимые собственными руками, много-много-много всего. Потом крестная смерть, Воскресение, общение после Воскресения и вот — кульминация. На глазах твоих... Если они были ошарашены, когда увидели Преображение, то что же должно было с ними произойти, когда они увидели Вознесение во плоти? И при этом окончательного понимания нет. Что Он им говорит? Он им говорит: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога». Но понимания в полном смысле того, что с ними произошло и произошло через них со всеми нами, раньше Пятидесятницы не пришло к ним. Для меня это величайшая загадка. Как? Они же избранные, они в прямом смысле этого слова избранные. Он шел и говорил: пошли со Мной — и они шли. Каким образом можно, пройдя все вот это, весь этот жизненный путь бок о бок со Спасителем, не понять главного.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Да, по-моему, все очень просто. Конечно, наши радиослушатели нас не увидят, посмотрим друг на друга. Мы такие умные, образованные, с кучей высших образований, с гигантским, по многу десятилетий, пути жизни в церкви, осознанном, осмысленном, лично выбранном, у меня 30 лет священства. И что, мы с вами много чего понимаем? Нас позвали на Радио ВЕРА, чтобы мы что-то такое рассказывали, но, если честно, я отчетливейшим образом понимаю, что ничего-то мы не понимаем. Больше того, перед нами не ставится такая задача, чтобы мы чего-то понимали. Это представление о понимании, когда мы употребляем это слово «понимаем», это представление не раньше 17-го века, когда тебе надо рационально объяснить. Рациональное объяснение мы называем пониманием, большинство современных людей. Хотя познание и понимание совершается вообще другими способами. Таким тоже. В советское время этот способ понимания и познания был абсолютизирован, потому что другого не было. По сути дела, он единственный оставался законным и легитимным. Все остальное было просто вычеркнуто. На Западе, может быть, было чуть получше. Там философия оставалась, там что-то двигалось куда-то, люди думали более свободно. Но на самом деле везде торжествует этот способ понимания — рациональное объяснение, силлогизмы: a=b, b=c, значит, a=c. Вот теперь я понимаю. Вот отец Максим нам рассказал, как Максим Исповедник это все объяснил, вот разделение, вот соединение, и теперь когда Господь Свою человеческую природу вместе со всем миром, включая ад, привел к Богу Отцу и посадил одесную, вот тогда Дух Святой мог излиться. Но если честно, вы поняли, что я сказал? Я сам не понял, что сказал. Я рассказал какую-то историю и думаю: ух, здорово, как красиво все объяснено, какой умный был Максим Исповедник, и как ему это все открылось, Господь его вразумил, каким образом все это понять. На самом деле мы все равно ничего не понимаем. У нас нет рациональных ответов: где сейчас находится Пречистое тело Господа Нашего Иисуса Христа? Каким образом Он преодолевает законы этого мира? Какие-то моменты нам отчасти, может быть, понятны, как нам кажется, сегодня. И они будут завтра или через сто лет или через двести понимаемы как-то по-другому. Мы в понимании взаимодействия материального и духовного мира, мира и Бога не сильно продвинулись вперед, а, может быть, даже и совсем не продвинулись по отношению со средневековым представлением о том, что ад там под землей. Земля плоская, там внизу ад, над нами хрустальная сфера, к ней прицеплен гвоздями светящиеся точки, которые звезды. Непонятным образом, это было не понятно, как по этой сфере двигаются планеты, луна. Звезды-то жестко прикреплены, а вот луна, солнце, планеты почему-то блуждают каким-то образом. А там за этой сферой и пребывает Творец этого мира Господь Бог. Все наши представления о Большом взрыве, о вселенной, о темной материи или темной энергии, о Великом аттракторе и прочих всяких интересных вещах в духовном при этом мире, как мы молимся, как живем — мы не сильно продвинулись. Вообще не сильно. Это внушает надежду, что у нас есть иной способ познаний, и каждому из нас Господь открывает необходимое по мере, простите за тавтологию, необходимости. Надо было апостолам сидеть в Иерусалиме и ждать Сошествия Святого Духа, они и сидели. Расскажи им заранее: вот вы сейчас будете, Дух Святой изольется, вы заговорите на языках... Почему-то Господь предпочитает подавляющему большинству людей, я бы сказал, всем, ничего почти не говорить о том, что будет завтра. Он не говорит, что все это значит. Вот расскажи мне 30 лет назад вперед мою жизнь, я бы, наверное, пошел и, как темничный страж из предыдущей истории, решил сам себя убить. А вот не надо мне ничего заранее знать. А вот что будет еще впереди, я думаю, может быть, поживу немножко, а может быть, сейчас выйду из студии замечательного нашего радио, и жизнь моя закончится. А может, еще 30 лет проживу, кто знает?

Марина Борисова:

— Впереди у нас все будет хорошо. Впереди у нас будет Троица.

Протоиерей Максим Первозванский:

— И вот это ждем, этому радуемся, а там, как Бог даст.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья. До новых встреч.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Храни нас всех Господь. Христос Воскресе!

Марина Борисова:

— Воистину Воскресе!


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем