
Один из первых в мире цветных фотоснимков был сделан в России, в 1912 году. На нём запечатлена русская святыня — Смоленская икона Божьей Матери. Восемь веков подряд она хранилась в Успенском соборе Смоленска. Но после фашистской оккупации города в августе 1941 года чудотворная икона бесследно исчезнла. Теперь в Успенском соборе хранится более поздний список с этой иконы. И только благодаря той самой фотографии 1912 года мы можем и сегодня увидеть Первообраз Смоленской иконы Божьей Матери. Автор этого снимка — Сергей Михайлович Прокудин-Горский, выдающийся русский фотограф, родоначальник отечественной цветной фотографии.
«Надлежит торопиться запечатлеть в натуральных красках всё, что есть в России достопримечательного», — пророчески говорил Прокудин-Горский. Пейзажи от Севера до Кавказа, члены Царской семьи и простые люди, живущие в разных уголках страны; храмы и крестьянские избы, рабочие цеха, пароходы, поезда, мосты и стройки — Сергей Михайлович запечатлел в цвете целый срез нашей истории. Его фотоработы называли энциклопедией русской жизни. Сегодня, глядя на эти яркие, дышащие жизнью снимки, трудно представить, что они были сделаны более ста лет назад — в эпоху, когда даже чёрно-белая фотография ещё воспринимались как техническое чудо и представляла собой довольно сложный в техническом плане процесс.
Всё началось с небольшой фотостудии на Большой Подьяческой улице Санкт-Петербурга, которую Прокудин-Горский открыл в 1901 году. В рабочее время он делал привычные чёрно-белые фотопортреты для всех желающих а на досуге, часто — по ночам, в своей лаборатории искал способы получить цветное изображение. За основу он взял разработки немецкого учёного Адольфа Мите, у которого несколько лет стажировался в Берлине. Способ заключался в съёмке объектов через последовательное чередование цветных стёкол. Затем полученные изображения накладывались друг на друга. Однако фотопластины, которые тогда использовались вместо плёнки, не обладали необходимой чувствительностью, поэтому результат получался далёким от совершенства. В своей «испытательной» — так Прокудин-Горский в шутку называл фотолабораторию — Сергей Михайлович изобрёл уникальную эмульсию для пропитки фотопластины, которая делала её одинаково восприимчивой ко всем цветам спектра и позволяла получить качественную цветопередачу. Кроме того, такая пластина требовала минимальной выдержки — то есть, интервала времени, в течение которого формируется световой отпечаток на фотоматериале. Если прежде только на съёмку одной-единственной фотографии требовалось порой от 40 минут до полутора часов, то новшество позволяло делать снимок буквально за считанные секунды.
«Весь интерес моей жизни неразрывно связан с работой», — признавался Сергей Михайлович. В цветной фотографии Прокудин-Горский, прежде всего, видел возможность запечатлеть красоту России и её дух для будущих поколений, которые, по словам фотографа, в натуральных красках смогут увидеть перед собою соборы и монастыри, драгоценные фрески старинных храмов и всё, что составляет национальную гордость нашего народа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер