Сергей Михайлович Прокудин-Горский — выдающийся русский фотограф и родоначальник отечественной цветной фотографии.
В 1901 году Сергей Михайлович открыл в Санкт-Петербурге небольшую фотостудию. Когда даже чёрно-белые фотографии ещё воспринимались как техническое чудо, Сергей Михайлович часто на досуге в своей «испытательной» искал способы получить цветное изображение. Несколько лет он стажировался в Берлине у учёного Адольфа Мите, благодаря чему смог использовать накопленные наработки. После многократных попыток и стараний Прокудин-Горский достиг успеха: ему удалось изобрести уникальную эмульсию для пропитки фотопластины, которая делала её одинаково восприимчивой ко всем цветам спектра и позволяла получить качественную цветопередачу. Благодаря этому изобретению будущие поколения получили возможность лицезреть красоту России в натуральных красках.
Что говорил о своём интересе жизни Сергей Михайлович Прокудин-Горский?

Один из первых в мире цветных фотоснимков был сделан в России в 1912 году. На нём запечатлена русская святыня — Смоленская икона Божией Матери. Восемь веков подряд она хранилась в Успенском соборе Смоленска, но после фашистской оккупации города в августе 1941 года чудотворная икона бесследно исчезла. Теперь в Успенском соборе хранится более поздний список этой иконы. И только благодаря той самой фотографии 1912 года мы можем и сегодня увидеть первообраз Смоленской иконы Божией Матери. Автор этого снимка — Сергей Михайлович Прокудин-Горский, выдающийся русский фотограф, родоначальник отечественной цветной фотографии.
«Надлежит торопиться запечатлеть в натуральных красках всё, что есть в России достопримечательного», — пророчески говорил Прокудин-Горский. Пейзажи от Севера до Кавказа, члены царской семьи и простые люди, живущие в разных уголках страны; храмы и крестьянские избы, рабочие цеха, пароходы, поезда, мосты и стройки — Сергей Михайлович запечатлел в цвете целый срез нашей истории. Его фотоработы называли энциклопедией русской жизни. Сегодня, глядя на эти яркие, дышащие жизнью снимки, трудно представить, что они были сделаны более ста лет назад — в эпоху, когда даже чёрно-белые фотографии ещё воспринимались как техническое чудо и представляли собой довольно сложный в техническом плане процесс.
Всё началось с небольшой фотостудии на Большой Подъяческой улице Санкт-Петербурга, которую Прокудин-Горский открыл в 1901 году. В рабочее время он делал привычные чёрно-белые фотопортреты для всех желающих, а на досуге, часто по ночам, в своей лаборатории искал способы получить цветное изображение. За основу он взял разработки немецкого учёного Адольфа Мите, у которого несколько лет стажировался в Берлине. Способ заключался в съёмке объектов через последовательное чередование цветных стёкол. Затем полученные изображения накладывались друг на друга. Однако фотопластины, которые тогда использовались вместо плёнки, не обладали необходимой чувствительностью, поэтому результат получался далёким от совершенства. В своей «испытательной» — так Прокудин-Горский в шутку называл фотолабораторию, — Сергей Михайлович изобрёл уникальную эмульсию для пропитки фотопластины, которая делала её одинаково восприимчивой ко всем цветам спектра и позволяла получить качественную цветопередачу. Кроме того, такая пластина требовала минимальной выдержки — то есть интервала времени, в течение которого формируется световой отпечаток на фотоматериале. Если прежде только на съёмку одной-единственной фотографии требовалось порой от 40 минут до полутора часов, то новшество позволяло делать снимок буквально за считанные секунды.
«Весь интерес моей жизни неразрывно связан с работой», — признавался Сергей Михайлович. В цветной фотографии Прокудин-Горский прежде всего видел возможность запечатлеть красоту России и её дух для будущих поколений, которые, по словам фотографа, в натуральных красках смогут увидеть перед собой соборы и монастыри, драгоценные фрески старинных храмов и всё, что составляет национальную гордость нашего народа.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер