
Один из первых в мире цветных фотоснимков был сделан в России, в 1912 году. На нём запечатлена русская святыня — Смоленская икона Божьей Матери. Восемь веков подряд она хранилась в Успенском соборе Смоленска. Но после фашистской оккупации города в августе 1941 года чудотворная икона бесследно исчезнла. Теперь в Успенском соборе хранится более поздний список с этой иконы. И только благодаря той самой фотографии 1912 года мы можем и сегодня увидеть Первообраз Смоленской иконы Божьей Матери. Автор этого снимка — Сергей Михайлович Прокудин-Горский, выдающийся русский фотограф, родоначальник отечественной цветной фотографии.
«Надлежит торопиться запечатлеть в натуральных красках всё, что есть в России достопримечательного», — пророчески говорил Прокудин-Горский. Пейзажи от Севера до Кавказа, члены Царской семьи и простые люди, живущие в разных уголках страны; храмы и крестьянские избы, рабочие цеха, пароходы, поезда, мосты и стройки — Сергей Михайлович запечатлел в цвете целый срез нашей истории. Его фотоработы называли энциклопедией русской жизни. Сегодня, глядя на эти яркие, дышащие жизнью снимки, трудно представить, что они были сделаны более ста лет назад — в эпоху, когда даже чёрно-белая фотография ещё воспринимались как техническое чудо и представляла собой довольно сложный в техническом плане процесс.
Всё началось с небольшой фотостудии на Большой Подьяческой улице Санкт-Петербурга, которую Прокудин-Горский открыл в 1901 году. В рабочее время он делал привычные чёрно-белые фотопортреты для всех желающих а на досуге, часто — по ночам, в своей лаборатории искал способы получить цветное изображение. За основу он взял разработки немецкого учёного Адольфа Мите, у которого несколько лет стажировался в Берлине. Способ заключался в съёмке объектов через последовательное чередование цветных стёкол. Затем полученные изображения накладывались друг на друга. Однако фотопластины, которые тогда использовались вместо плёнки, не обладали необходимой чувствительностью, поэтому результат получался далёким от совершенства. В своей «испытательной» — так Прокудин-Горский в шутку называл фотолабораторию — Сергей Михайлович изобрёл уникальную эмульсию для пропитки фотопластины, которая делала её одинаково восприимчивой ко всем цветам спектра и позволяла получить качественную цветопередачу. Кроме того, такая пластина требовала минимальной выдержки — то есть, интервала времени, в течение которого формируется световой отпечаток на фотоматериале. Если прежде только на съёмку одной-единственной фотографии требовалось порой от 40 минут до полутора часов, то новшество позволяло делать снимок буквально за считанные секунды.
«Весь интерес моей жизни неразрывно связан с работой», — признавался Сергей Михайлович. В цветной фотографии Прокудин-Горский, прежде всего, видел возможность запечатлеть красоту России и её дух для будущих поколений, которые, по словам фотографа, в натуральных красках смогут увидеть перед собою соборы и монастыри, драгоценные фрески старинных храмов и всё, что составляет национальную гордость нашего народа.
Все выпуски программы Жизнь как служение