Никогда не думал, что в Православии существует традиция, связанная с поленом. Оказывается — есть. О ней мне рассказали сербские студенты Московской духовной академии.
В Сербии до сих пор сохранился древний рождественский обычай приносить в дом из леса полено. Распространён он сегодня по большей части в деревнях. Происходит всё следующим образом.
Вечером, накануне дня Рождества Христова, глава сербского семейства надевает тёплую одежду, выходит во двор дома и выстреливает в воздух из ружья. Этим он оповещает соседей, что начинается его поход в лес за рождественским поленом — бадняком.
Бадняк не просто полено. Настоящий бадняк — это часть ствола молодого дуба, который должен быть срублен всего тремя ударами топора. Происходит всё так. После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен встать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно Господа Бога, святого - покровителя семьи и грядущий праздник. Затем деревце срубается.
Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило - с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища, но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется «бородой».
Бадняк должен быть внесён в дом только на плечах главы семьи, не важно насколько он стар. Причём, рождественское полено не имеет право быть маленьким, ведь ему предстоит тлеть в печи целых три дня.
Традиция ходить за бадняком живёт в Сербии с незапамятных времён и появилась ещё тогда, когда сербы были язычниками. В те годы бадняк являлся олицетворением старого года и всего плохого что в нём случилось. Сжигая бадняк в печи, сербы-язычники избавлялись тем самым от жизненного негатива.
Святитель Савва, принёсший на сербскую землю христианство, дал обычаю совершенно иной смысл. Бадняк теперь символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведному Иосифу-обручнику для того, чтобы согреть пещеру, где родился Спаситель.
Бадняк приносится не только в частные дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа. У храма бадняк освящается, а после заносится внутрь, где полагается на почётное место и пребывает там до старого Нового Года (14 января). Привоз бадняка в храм является знаком к началу вечернего рождественского богослужения. В сербских домах же после вноса бадняка наступает время праздничной трапезы и раздачи подарков детям.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о рождественской сербской традиции — принесения в дом бадняка (особого рождественского полена).
15 октября. О призывании имени Божьего

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?».
О призывании имени Божьего — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос обращает наше внимание на то, что призывание имени Божия должно быть осмысленным. И в нашей повседневной жизни порой бывает так, что имя Божие воспринимается людьми как некое присловие, а тем временем Господь и Его Святое Имя составляют сердцевину нашего вероучения, нашего исповедания.
И поэтому призывание имени Божия должно быть осмысленным. Оно не должно быть суетным, оно не должно быть поспешным. Оно должно быть осмысленным, молитвенным.
И самые краткие молитвы как раз-таки этому нас могут научить. Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О подвиге священномученика Киприана Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста

Сегодня 15 октября. День памяти священномученика Киприана, епископа Карфагенского, мученицы Иустины и мученика Феоктиста, живших в третьем веке.
Об их подвиге — священник Николай Конюхов.
Священномученик Киприан в своей жизни до принятия Христа поднимал мертвецов из могил, вызывал духов, какой-то чёрной магией обладал. И вот он натолкнулся просто на вот эту удивительную святую мученицу Иустину, которую он должен был приворожить к одному язычнику, который домогался её руки и сердца, и не смог этого сделать.
Потому что тот, кто христианин, тот, кто последовательно верит в Господа Иисуса Христа, над кем прочитаны молитвы, которые я сам читаю во время крещения, так называемые запретительные молитвы, там запрещено нечистым силам приближаться к человеку, верующему во Христа. И над ним не властны никакие заговоры, приговоры, навороты, привороты и вся прочая история, которой так боятся некоторые доверчивые наши граждане, абсолютно не имеет никакого смысла.
И поэтому, поняв силу Бога, Киприан совершенно поменялся, даже принял потом сан, и в будущем они оба стали мучениками за Христа.
А наблюдая за их подвигом, воин, который мученик Феоктист, поразившись их смелости и тому, как они исповедовали Христа даже перед лицом собственной смерти, он сам исповедовал Христа и тоже принял мученическую смерть.
Мы тоже можем сегодня посмотреть на подвиг вот этих двух удивительных людей. Вдохновившись этим подвигом, нас это может как-то сподвигнуть что-то в своей жизни поменять: перестать носить на руке талисман от заговора или перестать смотреть какие-то странного содержания передачи. Суеверный страх изгнать из своего сердца.
Я думаю, что священномученик Киприан, мученица Иустина очень порадуются за нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 октября. О достойном терпении скорби и гонений

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие».
О достойном терпении скорби и гонений — игумен Лука (Степанов).
Находиться в плену или под арестом никто никому не желает, но польза и от этого исповедничества очевидна, поскольку, если сам Павел даже до уз верен слову проповеди своей, то и те, кто раньше с робостью проповедовали Христа, укреплённые примером его исповедничества, совершают смелее и плодотворнее дело миссии, дело Слова Божьего.
Потому и бывает полезным нам претерпеть некоторые скорби, с достоинством претерпеть и гонения Слова ради, поскольку очевидна для многих продолжающаяся проповедь, и там, где наступает время скорбей и гонений за Слово, для тех, кто слышит об этом, становятся эти гонения причиной для собственной большей смелости и последовательности в проповеди Слова Божьего, что и замечает апостол Павел в своём послании к филиппийцам.
Терпение скорбей оказывается следованием со крестом своим за Христом-крестоносцем. Об этом и Феофан Затворник замечает: «Нельзя без креста идти за Спасителем своим».
Мало того, достойное несение своего креста и тех скорбей, которые выпадают на твою долю, оказывается средством подкрепления в исполнении своих христианских обязанностей тех, кто становится свидетелями нашего терпения.
Все выпуски программы Актуальная тема