
Никогда не думал, что в Православии существует традиция, связанная с поленом. Оказывается — есть. О ней мне рассказали сербские студенты Московской духовной академии.
В Сербии до сих пор сохранился древний рождественский обычай приносить в дом из леса полено. Распространён он сегодня по большей части в деревнях. Происходит всё следующим образом.
Вечером, накануне дня Рождества Христова, глава сербского семейства надевает тёплую одежду, выходит во двор дома и выстреливает в воздух из ружья. Этим он оповещает соседей, что начинается его поход в лес за рождественским поленом — бадняком.
Бадняк не просто полено. Настоящий бадняк — это часть ствола молодого дуба, который должен быть срублен всего тремя ударами топора. Происходит всё так. После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен встать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно Господа Бога, святого - покровителя семьи и грядущий праздник. Затем деревце срубается.
Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило - с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища, но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется «бородой».
Бадняк должен быть внесён в дом только на плечах главы семьи, не важно насколько он стар. Причём, рождественское полено не имеет право быть маленьким, ведь ему предстоит тлеть в печи целых три дня.
Традиция ходить за бадняком живёт в Сербии с незапамятных времён и появилась ещё тогда, когда сербы были язычниками. В те годы бадняк являлся олицетворением старого года и всего плохого что в нём случилось. Сжигая бадняк в печи, сербы-язычники избавлялись тем самым от жизненного негатива.
Святитель Савва, принёсший на сербскую землю христианство, дал обычаю совершенно иной смысл. Бадняк теперь символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведному Иосифу-обручнику для того, чтобы согреть пещеру, где родился Спаситель.
Бадняк приносится не только в частные дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа. У храма бадняк освящается, а после заносится внутрь, где полагается на почётное место и пребывает там до старого Нового Года (14 января). Привоз бадняка в храм является знаком к началу вечернего рождественского богослужения. В сербских домах же после вноса бадняка наступает время праздничной трапезы и раздачи подарков детям.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили о рождественской сербской традиции — принесения в дом бадняка (особого рождественского полена).