
У нас в гостях был клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках священник Николай Катан.
Разговор шел о том, какое значение имеет создание семьи и рождение детей, как принимать этот чудесный дар ответственно и с надеждой на Бога и как отношение к семье и детям меняется в современном мире.
Ведущая: Анна Леонтьева
А. Леонтьева
— «Семейный час» на Радио ВЕРА, с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках. Добрый вечер.
Иерей Николай
— Добрый вечер.
А. Леонтьева
— Сегодня тему, на которую мы хотим с отцом Николаем порассуждать, мы условно сформулировали так: «Семья вовремя, дети вовремя». Когда это «вовремя» вообще настает. Почему в современном мире так много молодые думают, будут ли они вместе, так долго примеряются друг к другу и зачастую расстаются. Почему существуют так много страхов рождения детей, что это, страх ли это ответственности, или это желание сделать карьеру, или это пресловутое «мы еще для себя не пожили» и вот эти все тенденции о том, что нужно стать на ноги и так далее. А ведь сколько мы в библейских текстах читаем молений о детях, да, как молились Иоаким и Анна, Елизавета и Захария, да, о рождении Иоанна Крестителя, и какое-то было чудо Божие. И, наверное, мне хотелось бы не так высоко, конечно, но все-таки поговорить о том, какое счастье и какое чудо семья и рождение детей. Я каждую программу, знаете, немножко примеряю, как будто бы мои дети это будут слушать. Они уже взрослые, и они как раз подвержены, вот тенденции такие вот, наши интеллектуалы, они же очень много хотят сделать до того, как, так сказать, будет семья — очень много по карьере, очень много в творчестве и так далее.
Иерей Николай
— Уже почти начали отвечать на свой вопрос.
А. Леонтьева
— Да-да, сейчас я и расскажу все-все.
Иерей Николай
— Да-да.
А. Леонтьева
— Вот. И вот это, знаете, например, двое людей встречаются, и они вроде уже как полюбили друг другу. Ведь Господь, вот как батюшка один говорил у нас в программе, Господь дает эту влюбленность как такой вот цветочек, на который слетаются двое молодых людей. И это такой дар, чтобы потом над ним уже работать, чтобы из этого была семья. Но изначально это дар, это счастье, это вот те самые бабочки в животе, это вот гормональный всплеск, это вот все на свете, это вдохновение великое. А потом начинается как бы там, где начинается работа над собой, очень часто начинается работа над другим человеком. Вот, например, вот все то же самое, только знаешь, мне не нравится вот в этом, сходи-ка ты к психологу, давай-ка ты себя немножко там как это, потюнингуй, и тогда мы, может быть, попробуем. И так годами. И даже психологи мне уже говорят: да не нужно так долго, ну год достаточно встреч, чтобы понять кто перед тобой. Ну год-полтора достаточно. Если это три года — это уже ну какой-то вот начинается спад.
Иерей Николай
— Застой.
А. Леонтьева
— Да, начинается спад, и реально вот то, где могла состояться семья... Ну это я так говорю то, что мне рассказали. Может быть, у отца Николая какие-то другие мысли на эту тему. Ну вот давайте начнем с темы семья и карьера. Вот что все-таки, какие плюсы и минусы, что сначала, нужно ли встать на ноги?
Иерей Николай
— Сначала, наверное, то куда приходит человек. Хотим мы этого или нет, и вообще жизнь человека, она обусловлена тем, куда он попадает. Потому как еще некоторое время назад мир жил совсем другими законами, были совсем другие понятия. Еще даже и не было такого понятия вообще как детство, например, то есть рождались маленькие взрослые, которые там, мужичок с ноготок, он берет под уздцы и все, и зашагал там в лес вместе с отцом рубить, значит, дрова. И отношение друг к другу, и семья, это все было совсем другим, и понятиями люди оперировали. Изменился мир вокруг нас, изменилось и отношение, так сказать, к человеку. И современным нам людям, мы живем в такое время, когда вообще переоценка происходит. Когда нам нужно все переоценить и по-новому, наверное, взглянуть на то, что было уже веками традиционно и устоявшимся, и то, что безусловно, не обсуждалось даже. Мы как христиане, нам в этом плане проще, потому что есть за что держаться нам, так или иначе даются объяснения на происходящие вещи. Человек, который далек от Библии, от Господа, ему приходится все один на один с этим сталкиваться. И ответы, возможно, он сможет найти только спустя долгие годы. Потому как раньше ответы мы находили, мы шли к сединам — то есть нашим старичкам любимым, и они уже от опыта жизни давали советы и помогали, это были авторитеты. Сейчас многие люди, во-первых, скажем еще раз, да, в новых обстоятельствах, новая историческая такая какая-то ситуация, новый философский вообще взгляд на нашу жизнь. Многие сорваны с мест своих, то есть огромное переселение в города, подальше от корней, рядом нет родителей, нет старичков.
А. Леонтьева
— Вот это, кстати, да, очень важный фактор
Иерей Николай
— В новых условиях. Если они жили в хатах, в домах, в избах, и там в селе друг друга знали, все друг друга поддерживали, помогали. Родился ребенок — ну как бы и что? Он и с крестной, он и с бабушкой. Одна, вторая бабушка на печи сидит там, присматривает за внуком, за правнуком — то есть это была вообще не проблема. Была радость — новый человек в семье, и как бы и пошли дальше. Сейчас же это как бы целое событие, которое меняет в корне жизнь человека. Если раньше почти ничего не менялось — то есть шла, родила, через неделю, через две уже пошла опять на там, не знаю, на какой-то...
А. Леонтьева
— На сенокос.
Иерей Николай
— На сенокос какой-то, образно говоря, убирать там рожь и пшеницу с полей, там взяла серп и пошла. То есть это что касается женщины. У мужчин так это вообще ничего не менялось. Поэтому мы постараемся посмотреть на это именно этим взглядом. Не потому, что мы хотим кого-то оправдать или кому-то поддакивать...
А. Леонтьева
— Ну мы должны учитывать, да, этот фактор.
Иерей Николай
— Честно посмотреть, как на это смотрит современный человек, квартирный, в большом городе...
А. Леонтьева
— Съемно-квартирный зачастую.
Иерей Николай
— В съемной квартире, да, и вообще как бы вынужденный работать, потому что иначе как бы просто жить бывает, мягко говоря, непросто. И не каждый из нас, мужчин, так сказать, работает на такой работе, чтобы получать достаточно для того, чтобы содержать. Кто-то может сказать: ну иди на вторую работу. Но есть работа, на которой ты не можешь идти на вторую работу. Если ты врач, ну ладно врач, учитель в школе. Ну педагог — нужная профессия. Даже если мужчина, так это вообще на вес золота. Ну тут получает, сколько получает. Ну может он взять дополнительные какие-то там подработки там с учениками, допустим, там какая-то копеечка придет. Но это все равно ограниченно. Он не может по ночам таксовать, там еще что-то, потому что это все чревато и здоровьем, и сном, и то, что он будет рассказывать ученикам своим. Итак, проблема обозначена. Но мы, значит, подумаем, что нам с этим делать. Потому что если человек верующий, то он понимает, что, во-первых, есть заповедь Господня, то есть начнем с этого. Не то что отец Николай там сказал: ай-ай-ай, а ну-ка давай-ка там жениться, и там чтобы у вас было много детей и так далее. Господь вообще нас устроивший, Он задумал нас как семью. Муж и жена в первую очередь, это в первую очередь, а потом уже, конечно, и плод их любви — это дети. То есть заповедь Господня была в том, что Он увидел человека, все остальное творение, оно оказалось добро зело. А человек — Он сказал: нехорошо быть человеку одному. То есть если Бог говорит нехорошо, так, наверное, очень это серьезно.
А. Леонтьева
— Очень значимо.
Иерей Николай
— Да, то есть это все хорошо, только здесь нехорошо. Вот нехорошо быть человеку одному. Потом появляется женщина, то есть это Ева, его супруга. Он говорит: теперь хорошо. То есть задумка была в том, чтобы мужчина и женщина, они были вместе, и потом как их плод любви детотворение и так далее. И современный человек, молодой человек верующий, он руководствуется этим, понимая, что Господь ждет от нас стремления к какой-то святости что ли, да, то есть исполнения тех заповедей, которые Он дал нам. Заповеди в смысле знаки, указующие как двигаться, подсказки, которые есть и в Библии, и вообще самой жизнью внимательный человек, он всегда заметит, что сама жизнь подскажет, что именно так оно и есть, все это правильно. Я думаю, что к концу этой передачи мы поймем, почему. И он строит свою жизнь именно исходя из этого. Я как мужчина в первую очередь буду говорить именно о них, о мальчиках и мужчинах, которые планируют создать свою семью. То есть он получает образование, думая о том, что ему придется содержать семью, думает о том, как правильно это все сделать, чтобы быть ответственным. И он, конечно, думает о том, что других вариантов-то нет. Если я не монах, то все остальное оно может меня, мягко говоря, минимум привести просто к потере, как бы пустой жизни, а в худшем случае это к греху приведет и его последствиям. То есть мы говорим сейчас только о христианах. И христианин именно так в этой парадигме и живет, то есть уже дальше все понятно. И в том числе и зачатие детей для него становится естественным исполнением заповеди Божией. И что интересно, Господь нас создает, Господь хочет от нас, чтобы мы настолько были на Него похожи, что появление новой жизни это тоже есть в какой-то степени акт творения. То есть ты являешься соучастником с Господом в творении в этом мире, и когда ты смотришь на своего ребенка, ты видишь его такими же глазами, которыми смотрит на тебя Господь.
А. Леонтьева
— Я напомню, что сегодня у нас в гостях священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках. Просто я немножко отрефлексирую на это. Потому что когда мы вообще говорим о любви Бога к человеку, то насколько прост вот этот образ, что вот так, как мы любим своих детей — а кого мы любим больше, чем своих детей, — так нас любит Бог. Насколько мы прощаем своих детей и даже гораздо больше, так нас прощает Бог. Это настолько вот как-то для меня согревает, как для мамы, как для родителя, согревает и немножко что ли умягчает вот отношение, когда ты все равно там думаешь: ну вот я такое уже накосячил, что уж не знаю, что со мной и сделают. Но я хотела, знаете, отец Николай, хорошо вы начали. И действительно если вот совсем-совсем глубоко копать, то очень сложно себе представить, как объяснить людям неверующим вот все те вещи, которые вы говорите как христианам, обращаясь к христианам. Но смотрите, вы правильно, мне кажется, такой вот момент назвали про большие города, куда люди вынужденно сейчас переселяются. Потому что большие города несут в себе очень большие ожидания. И ожидания об уровне жизни семьи, об образовании детей, о том, какие даже у них будут гаджеты в школе. То есть это я думаю, что у молодых людей, которые переселяются вот в этот роскошный большой город, или в другой большой город, это очень на них влияет. Почему, потому что ты думаешь: так, нужно иметь какую-то очень красивую квартиру, очень там престижную работу. И мне кажется, ну у меня нет такой статистики, просто пока вы говорили, я вспомнила, что я недавно приехала, я живу на два города — один такой уездный городок в Тверской области, он очень спокойный, он город, но прямо очень такой спокойный. Только когда туристы летом приезжают, вот тут, конечно, столпотворение начинается. А вот такой вот...
Иерей Николай
— Уездный город N.
А. Леонтьева
— Уездный город N. А вне сезона он такой безлюдный достаточно, очень тихий. Я туда езжу прямо выдыхать немножечко от этой вот московской суеты. Я вот недавно ездила и заметила, что очень много молодых девочек, мамочек, ходят с колясками по улицам. Вот почему-то у меня такое наблюдение было. Я говорю, это не моя статистика, но я начала про себя так рассуждать, что, может быть, вот этот гораздо менее высокий уровень требований. Потому что там, в этом городе, нет престижных вузов каких-то, в этом городе просто попасть в детский сад и не нужно стоять там годами в очереди, чтобы попасть в детский сад.
Иерей Николай
— Кстати да, тоже вопрос.
А. Леонтьева
— Вот такие у меня родились рассуждения на эту тему. То есть что мегаполис немножко вот прессует эту вот молодую семью.
Иерей Николай
— Очень сильно причем.
А. Леонтьева
— Да, что вот отъехать немножечко даже от Москвы и уже полегче.
Иерей Николай
— И по ценам, так сказать, то есть жилье, в больших городах оно всегда дороже, потому что все очень компактно и все очень накалено.
А. Леонтьева
— Накалено, неоправданно.
Иерей Николай
— Если где-то подальше, так сказать, от центров земля и жилье стоит намного дешевле, то есть это более реально что-то скопить. Или даже такие непростые ситуации, когда человек может вахтой поехать поработать, приехать что-то там как бы предложить семье, какой-то вариант покупки участка, дома, квартиры и так далее. То здесь то как бы, что можешь только претендовать, это, наверное, хороший процент по ипотеке. Потому что ты не можешь вечно работать на вахте где-то там, то есть это тоже не семья. Это тоже все опасно, потому что люди отвыкают друг от друга, и дети увеличиваются, а ты реже бываешь дома. Так сказать, количество детей увеличивается, а тебя дома все нет. И что такое происходит, непонятно. И действительно человек, сталкиваясь с этим, допустим, возьмем, посмотрим на это глазами уже теперь неверующих людей. Не потому, что у верующих сразу так все решаются вопросы...
А. Леонтьева
— Ну да.
Иерей Николай
— А это вопросы те же, а просто есть решение этих вопросов и есть понимание того, как это все делать и по крайней мере понимание, куда двигаться. И вот еще очень важная такая модель, не просто ты же не то что психологически настроен: все, вот я теперь настроился, я верующий, все, мне хорошо, все будет нормально. Нет, потому что ты знаешь, что реально работает, то есть реально Господь помогает и реально все в жизни получается. Это не только мы себя верой успокаиваем или помогаем себе, но это реально работает. И когда мы все это отвергаем, эту помощь Божию, начинаем сами, то как бы Господь говорит: ну и ладно, давай сам тогда. Если ты не хочешь, чтобы Я мешал тебе, образно говоря, или помогал, как ты говоришь, что Я мешаю, то давай, сам пробуй. И вот человек, сталкивающийся с этим всем, ему со всех сторон еще и подсказывают другие, уже не спрашивая его мнения — то есть телевизор, интернет, друзья. И он думает, вообще правильно ли это все, а зачем мне это нужно, он задает вопрос. То есть современные, так сказать, наши прихожане, они жалуются на то, что дети им говорят: ой, я насмотрелась на тебя, не хочу так. Девочки говорят. То есть проблема очень серьезная и нельзя ее так просто сказать, что все люди безнравственные. Действительно есть у людей проблемы вообще с воплощением того, что было до нас. Восемь детей в семье. И когда мы говорим: вот у вас однокомнатная квартира, вот вы там восемь детей, десять детей. Ничего, бабушка рожала, и ты родишь. Это вообще просто непонимание того, что такое семья и как это вообще, нормально ли десять детей запихнуть там в однокомнатную квартиру. То есть изначально мы должны, дорогие слушатели, мы не отвечаем сейчас на все вопросы, у нас не энциклопедия знаний, мы просто с вами рассуждаем.
А. Леонтьева
— Тем более про квартиры, да.
Иерей Николай
— Да, мы просто рассуждаем, понимая современные реалии, и как человеку выйти из этого вообще. Мы как в первую очередь, как священники, думаем об этом, понимаем, потому что мы в этом же мире живем, по тем же ценам покупаем в магазине еду, все абсолютно то же самое. Поэтому вот мы смотрим на Библию, молимся Господу и ищем с Божией помощью тоже вот выхода из этого всего, чтобы нам не согрешить. Потому что нам это очень важно — не согрешить, не отпасть от Господа, не пойти не по тому пути. Господь говорит тебе, что Я пришел тебя, человек, образно говоря, сделать богом, то есть чтобы ты, возвысить твое достоинство, и нам очень важно не уронить это достоинство. Потому как чаще всего, образно говоря, ты слышишь, конечно, не такими словами, но ты слышишь, как современный человек, что да ты вообще, просто какая разница между тобой и другим животным, ты просто вот существо. Ты живешь и умрешь. Зачем вот это вот все, стараться, о чем ты говоришь? У тебя есть просто потребности, у тебя есть просто плотские обычные потребности, которые ты должен просто использовать. Ну там у тебя должна быть какая-то девушка, женщина, которая периодически у тебя бывает в жизни, ты в пятницу вечером встречаешься с друзьями, у тебя есть твоя любимая работа, и все как бы. То есть ты, извините за грубость, но ты животное. Вот это то, что, как я вижу, что говорит нам очень часто этот мир — то есть ты животное. Возвращаясь к наболевшему, так сказать, об этих всех квадроберах — это все то же самое, что ты животное. И потом, если ты животное, то тебе можно как бы смотреть на свою жизнь именно с такого ракурса: животные инстинкты, животные потребности. А Господь говорит: нет, ты вообще ты человек, ты высок, верх создания, просто ты должен стремиться к большему, к высшему, быть чуть-чуть над этим всем. И исходя из этого, конечно же, мы пытаемся, как христиане, доносить до молодых людей, что, во-первых, если мы не будем двигаться в этом направлении заповеди, то есть этих указателей, когда едешь по дороге, важно смотреть на указатели. Помимо своего чувства и интуиции важно смотреть на знаки, те кто их поставил, видимо, не зря их поставили там. То есть решать вопросы этого мира инструкциями Того, Кто создал этот мир. И Он говорит, что если ты так, допустим, не будешь создавать семью, то у тебя могут быть вот такие и такие последствия. И элементарно это вот, допустим, зачатие вне брака — это первая мысль, да, девушка думает: а зачем это мне надо, я только начала работать, а как я одна буду это все поднимать? Сразу аборт. То есть уже вот мы сталкиваемся с тем, что если не идти по Божием замыслу, то мы уже сталкиваемся с серьезнейшими последствиями и ответственностью. Это раз. Второе. Если растет ребенок — это же целая судьба. В этом плане тоже надо нести ответственность.
А. Леонтьева
— И вы очень серьезную тему начали, отец Николай. Мы продолжим ее через минуту. Напомню, что с нами и с вами священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках. У микрофона Анна Леонтьева. Вернемся через минуту.
А. Леонтьева
— «Семейный час» продолжается на Радио ВЕРА. С нами и с вами священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках. У микрофона Анна Леонтьева. Вот в первой части программы разговор уже так зашел в какое-то серьезное такое русло. Это уже про то, как иногда как вынуждена женщина, как она считает, делать аборт, избавляться от того дара, который ей дан. Причем не знаю, простите меня, отец Николай, но даже если это дар дан вне брака, или родители развелись, или молодой человек убежал — ну я такие нормальные жизненные ситуации называю...
Иерей Николай
— К сожалению, обычные.
А. Леонтьева
— Это дар, все равно дар. И очень часто я слышала от женщин уже взрослых, да, разведенных, что вот от этого брака мне осталась там дочь или мне остался сын, и это очень большое счастье. И на самом деле этот дар, вот отвергнув его, можно не поучить вновь. И это тоже такая тема очень болезненная. Я тогда хочу, знаете, такую больную историю тоже рассказать, без подробностей. Женщина и мужчина. Мужчина западный, иностранный гражданин. Большая любовь и зачатие ребенка. Женщина такая с образованием, со всеми делами, и в начале своей карьеры. И тут семья прямо, знаете, на нее начинает очень сильно давить. Причем как бы это делается, как всегда, из лучших побуждений: ну что ты, ты только в начале своей карьеры, сейчас ты вот сядешь с этим ребенком и все потеряешь. И настолько это давление велико, причем ребята так эти, родственники, они как-то ну вот там, например, в очень раннее время приезжают. Там еще люди толком не проснулись, говорят: ну вот мы перед работой, давайте, вот есть машина, есть доктор, давайте. И в конце концов и женщина смотрит на своего этого бойфренда, как это...
Иерей Николай
— Возлюбленного.
А. Леонтьева
— На возлюбленного своего, парня, и ждет, пока он что скажет, а он молчит. И она соглашается на этот аборт. И она едет туда, и чувствует себя такой, ну вот как она рассказывала, чувствует себя ну такой жертвой на заклание. Понимаете, то есть она рыдает, она делает это. Она понимает — вот это ее рассказ, она понимает, что она сделала что-то, что никогда не поправить, да, что она летит в какую-то бездну. И наутро к ней приходит ее возлюбленный и говорит: ты знаешь, мы больше не сможем с тобой быть вместе, потому что мы совершили убийство. Она говорит: в смысле? Ты же молчал. Он говорит: ну у нас так не принято. У нас на западе нельзя заставлять женщину рожать. Это ее тело, это было твое решение. Ну то есть я к чему эту душераздирающую историю рассказываю? Очень часто ведь нет какой-то поддержки. И вот, может быть, тут имеет смысл перейти к следующей части нашего разговора — как поддержать женщину, если она боится создать семью, боится ребенка: ой, там у меня, кажется, я забеременела, ужас какой. Что мужчина может сделать. Потому что в данном случае мне кажется, что здорово бы нашим молодым мужикам, парням, тоже как-то вот понимать, что какая огромная их роль в создании этой семьи. В привлечении, не знаю, женщины вот так, чтобы она не боялась. Чтобы она знала, что она идет замуж, чтобы она не боялась рожать ребенка. Ну вот так вот поставлю вопрос.
Иерей Николай
— Да, потому что мы все ситуации так не разберем, мы не сможем на все вопросы дать ответы. Но мне кажется, что семья, вот ее можно через такой образ передать. Когда мужчина, в первую очередь мужчина зовет девушку, допустим, вот, наверное, все ходили в походы, он говорит: я тебе предлагаю не простой, но очень увлекательный такой поход, предлагаю свою руку. Ведь иногда фотография такая — там девушка сзади сфотографирована, она тебя куда-то ведет на пляж, на море — в интернете распространенный такой образ. А тут наоборот, мужчина предлагает, повернут, наоборот, лицом к девушке, говорит: я тебе предлагаю этот поход. В этом походе может быть все. И мужчина должен как так сказать ответственный человек, предусмотрительный, должен быть хотя бы в какой-то степени подготовлен. То есть, конечно, нужно в походе чтобы спички, вода, там нужен рюкзак, еще что-то. То есть странно, если ты пойдешь, и ты ничего не приготовил. В походе ты должен быть ответственным за девушку, должен раздобыть огонь, пищу там, грубо говоря, да, такое. Но в походе много же и утешений: встреча рассветов, закаты, разговоры у огня. То есть это такой образ, который, мне кажется, передает то, что вот происходит и в семье. Потому что ты не можешь дойти до середины пути и потом сказать: ты знаешь, как-то мне все это надоело, оставайся ты как знаешь. А если с вами еще дополнительно появились спутники в виде ваших детей, то как бы ты вот это все бросая как бы, ну вот, наверное, если ты представишь себе как поход, ты поймешь, что так нельзя просто, взять и бросить. Потому что ты один ушел, а они как там дальше вообще. Потому что так и есть, девушка, которая занимается детьми, женщина, мама, она уже, понимаете, ограничена просто и на работу выйти не может. И тут надо кормить, а ребенку все равно, он просыпается по ночам, плачет, у него там со здоровьем что-то случается. То есть это ты вокруг него почти сутки. И для того, чтобы вот понять, что с точки зрения моего как, так сказать, сегодняшнего вашего гостя, что такое семья, это и есть.
А. Леонтьева
— Хороший образ — поход.
Иерей Николай
— И чтобы ответить на вопрос, что такое семья и как быть. А вот так вот: вот представь, что в походе — все, нет других вариантов. Ты уже прошел полпути с ней, ты прошел километры, вы уже там как-то живете уже, делите быт, хорошо ли плохо, но в шалаше, как говорится, рай с любимым. Надо думать, как дальше. То есть нет возможности там встать, сказать: все, перестань идти, дождь, или я не хочу, чтобы было холодно на улице. Будет холодно. И тебе придется что-то с этим делать, решать этот вопрос. А кто-то скажет: а я тогда не хочу никому ничего предлагать, я не хочу. Это даже с точки зрения, наверное, неверующего человека, мне так кажется, очень важно понять, что даже росточек какого-то растения, он, бывает, пробивается через асфальт. Такая сила жить в нас заложена и продолжения жизни. То есть жить не просто как ты живешь, но ты еще даешь кому-то жизнь, настолько в нас заложено. Ну разговаривая, допустим, с атеистом, грубо говоря, может сказать, природой там, Богом, вообще этим миром...
А. Леонтьева
— Вселенной.
Иерей Николай
— Вселенной. И уже настолько заложено в нас, что как бы вопрос в следующем: если ты не продолжаешь себя, то ты просто сам себя же и уничтожаешь, получается. То есть ты же не можешь вечно жить на этой земле, то есть ты можешь жить в другом, в своем ребенке, да, грубо говоря. И повторюсь, опять же это с точки зрения, если мы разговариваем с человеком неверующим. То, наверное, можно так ему сказать: просто задумайся, что, получается, что ты погибнешь и тебя больше не будет в этом мире. То есть вот почему мы создаем семью, это не только мотивация, это просто ответ. Когда спрашивают почему, просто поэтому. Заставить кого-то или там убедить кого-то мы вряд ли кого-то сможем. Мы можем только ответить на вопрос, как мы это видим как христиане. Вот мы видим это так. Даже в разбросанных вокруг нас в этом мире подсказках мы видим. Вот вспоминая праведную Анну, в ее житии прекрасный такой образ изображен, что она говорит: земля, вот она, Господи, там семечко посаженное она взращивает. Она подошла к дереву — там птички поют, гнездо, они там как-то, значит, вылетают, там кормят своих птенцов. Она заплакала, говорит: даже и птенцы, вот они вот тоже имеют эту силу жизни, продолжения рода. Она идет дальше, смотрит — там какие-то цветы на дереве появились. Говорит: ой, и даже дерево вот тоже рожает. Почему же, Господи, я не могу, когда я так очень сильно хочу. То есть все вокруг меня имеет возможность продолжения себя как бы продолжения рода, и только я вот обделена вот этим. Вот она в слезах своих вот так молится, спрашивает у Бога. Вот такой сильный образ.
А. Леонтьева
— Да.
Иерей Николай
— И мы вокруг себя тоже, если пытаемся, не знаю, получится у нас смотреть глазами неверующего человека, то конечно, вот продолжение рода это и есть вот то продолжение себя в этом мире. Иначе это мы должны согласиться, что мы согласны на самоустранение или самоуничтожение какое-то, такое медленное потухание. Это если опять же подумать, что можно предложить для размышления неверующему человеку.
А. Леонтьева
— Напомню, что с нами и с вами священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках. Вот, отец Николай, вы когда начинаете говорить про вот эту вот как бы жизнь человека, который живет своими потребностями, это прямо, знаете, накатывается что-то, такая туча какая-то темненькая, потому что...
Иерей Николай
— Я так вижу.
А. Леонтьева
— Да, потому что правда, вот если нет какого-то света, вот этой радости, не знаю, о Боге, ну хоть какого-то четвертого измерения, то получается, что жизнь... Этим четвертым измерением может быть семья, да, это могут быть дети. Мы не можем, наверное, вот, у каждого человека своя встреча с Богом. Господь всех ждет, призывает. Но все-таки пока человек еще вот по пути, вот это вот первое чудо, создания семьи, вот это ощущение: мы семья, и первое чудо рождения ребенка, когда мир вообще больше никогда не станет прежним, потому что в нем появился твой сын или твоя дочь, вот это же может стать этим светом изначально для человека, который еще, так сказать, впотьмах, ну вот по вашему рассказу впотьмах.
Иерей Николай
— Для чего живет человек, одна из целей такая.
А. Леонтьева
— Да, для чего живет, да, где радость-то брать вот эту, понимаете.
Иерей Николай
— Неужели радость только в работе. Ну мне кажется вот какая бы ни была хорошая работа — вот у меня самая лучшая работа в этом мире.
А. Леонтьева
— Верю.
Иерей Николай
— Если ты служишь Богу, ходишь в храм, занимаешься любимым делом, тебе еще как бы в конце месяца какая-то зарплата полагается. Ты думаешь: неужели такое бывает?
А. Леонтьева
— Слушайте, я точно то же самое думаю про работу на Радио ВЕРА: ходишь, встречаешься с замечательными батюшками...
Иерей Николай
— Я как бы не намекаю настоятелю ни о чем, но просто такие радостные мысли есть у меня. Просто это действительно мы не даем — я, наверное, уж десятый раз скажу, — не даем людям сейчас никакой, так сказать, рыбы, образно говоря, мы даем им удочку. Даем возможность понять, как можно все решить. И даже посмотреть с точки зрения человека, который говорит: один раз живем, — давайте согласимся: да, один раз живем, бери от жизни все. И потом когда ты смотришь на некоторые примеры того, как человек который толком ни жизни, ни семьи, ни работы, ну вообще чего ни коснись, ничего толком нет. Говоришь: неужели это то, что ты как неверующий человек из себя представляешь. То есть сначала один там парень, второй парень, один муж, второй, от одного брака там ребенок, от второго там еще что-то, пара абортов там — то есть неужели вот это то, что вот предел мечтаний, это то, о чем ты говоришь? А если просто задуматься о том, как нас Господь, задумку Свою о нас. Человек встречается, они скучают друг без друга, они не переступают определенных, так сказать, рамок, чтобы вот оставить это предвкушение. Потом бывает свадьба, этот день, то есть собираются самые близкие, девушка надевает белое платье — тоже образ чистоты. Им на венчании надеваются венцы. Вот этот букет и все вот эти традиции это же, вот неужели вот это все оно хуже, чем пошли в МФЦ распишемся или вообще даже без росписи: а давай я сегодня перееду к тебе жить. Вот это, скажите мне честно, это вот о чем ты мечтала? Или мужчина, ты думаешь, нам, мужикам, это еще сложнее донести. Но в целом это предел твоих мечтаний, это вот оно, то ради чего как бы стоит жить?
А. Леонтьева
— Отец Николай, а можно на секундочку вас прерву. Вспомнила, такая проповедь была замечательная у нас в храме опять же в Переделкино, про свадьбу. Потому что очень часто я слышу тоже от молодых людей: ну сейчас мы накопим на свадьбу, тогда и поженимся. Потому что опять же, знаете, свадьба в Москве очень часто ассоциируется: вот надо очень красиво все сделать, очень дорого. И батюшка что-то говорил и сказал, что на самом деле только, пожалуйста, не тратьте очень много денег на эту свадьбу, они вам пригодятся еще в дальнейшем. И я подумала: да, вот это вот, пожалуй, я бы послушала. Потому что правда, вот люди живут и просто копят на свадьбу, не могут пожениться, чтобы вот очень дорого, богато сделать.
Иерей Николай
— Ну я с вами полностью соглашусь, что есть стереотипы, как оно должно быть, то есть именно имеется в виду в богатстве. Но то, что я перечислил, оно как бы, наверное, тоже платье или какое-то, но каждый видит свое платье, то есть оно может быть очень разным.
А. Леонтьева
— Может не быть чем-то брильянтовым.
Иерей Николай
— Ну эти образы, и то же кольцо, все может соотноситься с реалиями.
А. Леонтьева
— Конечно.
Иерей Николай
— Бюджета и жизни вообще. Но я говорю про саму идею вот свадьбы, венчания. А потом опять же, когда ты выдержал, не зря ты эти венцы держишь, вам надеваются на голову, что вы выдержали вот это стремление, но вы вот дождались как бы. А потом в браке это ведь все продолжается, не зря у нас существуют посты, вот такие ограничения назовем их так. Почему, да потому что если я очень люблю торт, но если я его буду на завтрак, на обед и на ужин и каждый день есть, через неделю я просто уже смотреть на него не смогу. Несмотря на то, что я такой сладкоежка. Ну просто дайте мне что-нибудь другое уже, как-то ты скажешь. Вот то есть этот вот замысел, он продолжается и в браке, что ты выбрал свою девушку, но вы потом еще думаете, а как это все растянуть так, чтобы потом просто все не надоело, не переборщить. И я говорю только об идеях, вот тех, которые Господь нам дает и о тех направлениях мысли. Я не говорю о том, что если ты, человек, начнешь ходить в храм, тебя сразу Господь миллионами осыплет для того, чтобы ты в Москве сыграл свадьбу. Я говорю лишь о тех тенденциях, которые мы наблюдаем. Но просто деньги деньгами, но вот и мы не сможем ответить на все вопросы. Но мы говорим о том, что если человек верующий, мы говорим о том, что заложено в нас и что нам Господь предлагает и тот путь, который мы можем пройти, для того чтобы найти то самое счастье, о котором мы говорим. То есть как в эти ситуации современного мира, когда букеты, может быть, и не обязательно там за 30 тысяч. Если уж дело о деньгах пошло. Ресторан может быть не обязательно самый какой-нибудь там, не будем называть их, самым дорогим. То есть идет речь о том, что праздников много, только радости от них мало.
А. Леонтьева
— Хорошо сказано.
Иерей Николай
— Господь, как-то, видимо, назовем так, отнимает эту радость, когда оно все не так. Радость от общения мужчины и женщины, даже интимного общения, она тоже пропадает, если она все вот как-то не так вот. И ты не можешь понять, почему. Ты боролся с этим, ты хотел, что нет, Господи, я по-своему. Но потом радости от этого нет. Где радость, почему, где улыбающиеся лица, они же все берут от жизни, как они говорят. А потому что Господь-то задумал по-другому нас. Если ты создал, допустим, там свой какой-то определенный мир, как и ребенок на песке замок, и тут должны заходить только солдатики. Если кто-то берет, топчет это все, радость-то пропадает. Потому что не так было задумано. И Господь нас создал, вот есть определенные вещи, которые ну так мы устроены. И ты можешь с этим не соглашаться, но это так оно и есть, то есть эти вот духовные законы или устройство человека, оно выражается как раз таки в том, что ты получаешь настоящую радость, когда делаешь доброе дело, когда заботишься о ребенке, когда он растет на твоих глазах, когда ты видишь уже спустя десятилетия такую же любовь и счастье в глазах супруги. Когда тебе не стыдно посмотреть в зеркало — что ты не обманул, не предал. И потому как ты если ты, у тебя, образно говоря, папа Карло, в каждом городе своя семья, я не думаю, что это большая радость и удовольствие доставляет. А потом эти дети вырастают, и ты начинаешь кусать локти там, что вот там то-то, то-то, не получилось, ну такое время было, простите. А ребенок, может, с тобой уже разговаривать не хочешь. И вот это животное, о чем мы говорили, оно прошло вот это животное внутри нас, ты понимаешь, что вот вернуть-то уже ничего нельзя. И чтобы не нагнетать вот это все, мы говорим то что есть подсказки в этом мире, в виде каких-то вещей, которые Господь нам оставил, в виде тех же самых заповедей, на которые ориентируемся. Может быть, не до конца у нас получился исполнить, но ориентируясь на которые мы как раз таки сможем выйти из этой западни, которую мир современный нам и готовит. В виде и то что мы говорили, и жилья, и городской среды, и никого мы не уговариваем бежать куда-то, рыть землянки и жить только в деревнях. Мы просто рассуждаем о том, что Господь даже в этих условиях готов нам помочь, дать нам ту самую радость и счастье, которые мы так все, так сказать, как люди, чисто по-человечески ищем.
А. Леонтьева
— Я еще хочу сказать, знаете, отец Николай, вот вы говорите как священник, а я как просто вот как женщина. Хочу сказать, что очень интересный опыт у меня, в 2017 году я первый раз выехала пожить не в Москве. И в этом самом нашем уездном городе N, и я поняла, правда уже, честно говоря, уже возраст у меня такой был, я второй раз вышла замуж, когда мне было 50 лет, такая невеста. Но тем не менее я очень многому научилась в этом городе. Я по-прежнему работаю и живу, правда, не в Москве, в Москве мне никогда уже не купить квартиру, но на самом деле есть очень много вещей, к которым можно относиться гораздо проще. Например, я, знаете, когда у меня пальто, там дырочка какая-нибудь, я его отдавала куда-нибудь или выбрасывала. А тут, оказывается, можно пойти к какому-то мастеру, и он тебе зашьет эту дырочку, и ты еще будешь десять лет носить это пальто, потому что оно красивое. Ну это я так очень приземленно, да, вот этот образ. После свадьбы мы пошли там с родственниками, заказали себе пиццу. И это был очень счастливый как бы день, понимаете, потому что даже еще не венчание, а только свадьба. И местный загс, он такой простой, вот там не нужно ничего такого. Там договорились друзья, там пришли прекрасные женщины, и что-то нам, какие-то слова сказали.
Иерей Николай
— Для них это радость, в кои-то веки мы кого-то распишем. Они будут стараться для тебя.
А. Леонтьева
— Еще и гимн играл, да. То есть на самом деле очень много вещей, к которым с годами, может быть, с каким-то опытом начинаешь относиться гораздо проще. На самом деле я знаю людей, у которых совсем мало денег, и они очень многодетные, очень счастливые. Потому что сейчас очень много возможностей — там друзья могут себе что-то подарить, детскую одежду там. Дети все очень хорошо одеваются, не потому что у них есть деньги, а потому что у них есть вкус. Понимаете, человек у которого есть вкус, он лучше выглядит, чем тот...
Иерей Николай
— Опрятность, чистота.
А. Леонтьева
— У кого есть там брендовая одежда за какие-то дикие деньги. И если вообще может идти речь о какой-то экологии семьи, экологии вот такой вот, житья, то даже в большом городе можно жить как-то вот попроще, и это не будет выглядеть как будто ты... Потому что я знаю, что очень часто люди думают: ну вот, наши дети будут выглядеть там хуже других там или что-то такое. Не обязательно. Все это как-то вот совсем по-другому решается.
Иерей Николай
— Я полностью поддерживаю ваши слова. Потому что наша, так сказать, обыденная жизнь, она опять же возвращаясь к началу, что обусловлена очень часто тем, что нам говорят со стороны и таким вот как бы мнением. Поэтому мое мнение, что нужно всегда придерживаться определенного здравого смысла. И помнить о каких-то базовых главных вещах. Что вот здоровье детей, видеть это перед своими глазами и находить в этом радость, в простых вещах. Чтобы порадовать свою жену, мужчине достаточно иногда, не обязательно думать о том, что ой, я бы купил сейчас тысячу роз там, или миллион алых роз там, да, как в песне. А достаточно одной.
А. Леонтьева
— В песне он один раз купил, поэтому что тут скажешь.
Иерей Николай
— Да, это не каждый день что-нибудь, да. Достаточно после работы просто зайти в киоск, купить там одну розочку и этим ее порадовать — без повода, без праздника, сделать праздник в обыденности. И для того, чтобы, когда дети уснули, поставить свечу, попить чайку в виде такого ужина тоже не нужно много умения. То есть, оказывается, в простом можно находить эту радость. И, наверное, завершая, повторю мысль, которая уже прозвучала здесь. Проблемы этого мира нужно решать инструкциями Того, Кто создавал этот мир.
А. Леонтьева
— Хорошая фраза.
Иерей Николай
— То есть не надейтесь на себя только. Помните о том, что с нами Господь, наш Небесный Отец, Который очень хочет участвовать в нашей жизни, но мы, к сожалению, закрываем двери своего сердца, не пускаем Его туда. Пустите Господа, и Он придет, и поможет обязательно. Он разделит с нами радости и горе, и трудности, и с Его светом становится и теплее, и легче.
А. Леонтьева
— Спасибо большое. Сегодня мы говорили о том, как создавать семью вовремя, как не бояться это делать, как не бояться рожать детей и как, может быть, жить проще, но счастливее, чем диктует нам окружающая реальность. У нас в гостях был священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках. С вами Анна Леонтьева. Спасибо большое, отец Николай.
Иерей Николай
— Всем спасибо. До свидания.
Все выпуски программы Семейный час
Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человеку свойственно бояться. Страх помогает нам избегать опасностей окружающей нас реальности, оберегать жизнь от различных угроз. Однако в ряде случаев человек не просто способен преодолеть преграду страха, но должен сделать это. Именно перед таким вызовом оказались однажды ученики Христа, о чём нам сообщает отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Апостолы Пётр и Иоанн после внушения, сделанного им фарисеями и иудейскими священниками, предстали перед собранием христиан. Апостолы поведали, что им попытались запретить проповедовать. Фарисеи и книжники угрожали святым расправой, если те продолжат рассказывать людям о Евангелии и совершать чудеса. Таким образом, Пётр, Иоанн, а вместе с ними и вся древняя Церковь оказались перед выбором — поддаться страху и замолчать навеки или остаться верными Христу и выполнять Его поручение. Поручение — проповедовать всем людям евангельское учение Господа Иисуса.
Древние христиане, помолившись Богу, приняли решение не сдаваться. И Господь в ответ на их мужество даровал им благодать Святого Духа. Этот дар они ощутили не только сердцем. Как говорится в книге Деяний, место, где были собраны христиане, поколебалось от прикосновения благодати Божией. И после этого ученики Спасителя проповедовали слово Божие с ещё большим дерзновением, переступая через страх и опасение за свою грядущую участь. Конечно, храбрость присуща не только христианам.
История сохранила множество упоминаний о том, как люди рисковали жизнью и даже жертвовали собой ради спасения других. Этим и отличается человек от животного, которое при выборе между собой и другим чаще всего изберёт себя. Библия говорит, что главным средством преодоления страха является любовь. Апостол Иоанн Богослов утверждает, что человеческая жизнь протекает между двумя противоположными полюсами — страхом и любовью. И от человека зависит, что займёт в его реальности главенствующую позицию. Если встать на сторону страха, то он, скорее всего, убьёт любовь. Совсем как в случае с упомянутым в прозвучавшем чтении Понтием Пилатом.
Испугавшись за свою жизнь и общественное положение, он отвернулся от любящей и умоляющей жены. Та просила Пилата не отправлять Христа на смертную казнь. Но испугавшийся префект отвернулся от любви и встал на сторону страха. В лице апостолов Петра и Иоанна мы видим пример иного. Они так любили своего Божественного Учителя, что не испугались иудеев и продолжили дерзновенно проповедовать Христово учение. Совершенная любовь в лице апостолов и затем всей древней Церкви победила страх.
Что же делать нам, если страх всё же поселился в сердце? И сил следовать за Богом просто нет? Конечно, просить Господа о помощи. Однажды Он уже спас утопавшего Петра, испугавшегося идти по водам. Апостол увидел Спасителя, идущего по бушующему Галилейскому озеру, и попросил Иисуса дать возможность тоже пойти по водам. Однако выйдя из лодки и ступив на воду, Пётр испугался и начал тонуть. Христос тут же пришёл к ученику на помощь. Точно также Христос способен спасти от страха каждого из нас, если мы искренне попросим Его об этом, решившись внутренне быть со Спасителем и во дни скорби, и во дни радости.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Игумения Емилия Верхо-Харьковская и ее семья

Фото: Нина / Pexels
В большом дворянском имении под Харьковом в начале 19-го века жила семья помещиков Степановых — Иван Иванович, отставной майор, супруга его, Надежда Мироновна, и их дети. Жили мирно, дружно. Но когда их старшей дочери, Елизавете исполнилось семнадцать, между нею и родителями возникло разногласие. Да ещё какое! Давно уже Иван Иванович и Надежда Мироновна определили судьбу Лизоньки — молодая дворянка должна блистать в свете и, конечно, удачно выйти замуж за богатого и знатного человека. Но вот незадача — оказалось, что Елизавета такого будущего для себя совсем не желала. Недавно дочь с волнением сообщила, что хочет принять монашеский постриг и провести свои дни в молитвах в какой-нибудь уединённой обители.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были людьми верующими, глубоко преданными Богу и Православной Церкви. В вере и христианском благочестии воспитывали они и своих четверых детей — дочерей, Елизавету и Варвару, и сыновей, Павла и Михаила. Во всём старались служить им добрым примером: строго соблюдали посты, усердно посещали храм, творили милостыню. Однако о монашеской стезе ни для кого из своих детей не помышляли. Как и большинство родителей, мечтали благополучно устроить их в обычной, мирской жизни. Вот и для старшей своей, Лизоньки, с самого рождения её в 1810-м году, собирали отец и мать богатое приданое.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были уверены, что решение дочери о монашестве — спонтанное, неокончательное, продиктованное, быть может, горем, которое случилось в семье Степановых: после тяжёлой болезни отошла ко Господу Варенька, их младшая дочь. После её кончины Елизавета почти перестала выходить из своей комнаты. Постоянно молилась и читала Евангелие. Родители, желая утешить Лизу, решили дать дочери возможность поближе узнать монастырскую жизнь. Надеялись, что, увидев в какой строгости и послушании живут монахи, Лиза изменит своё решение. Надежда Мироновна взяла Елизавету в поездку по святым местам. Мать и дочь посетили Киев, Воронеж, Задонск, Глинскую пустынь. Однако, вернувшись домой, Елизавета ещё твёрже заявила о намерении принять постриг. Это решение расстроило родителей, но дочь они поддержали. Вместе выбрали обитель — Борисовскую Тихвинскую женскую пустынь в Курской губернии. В июле 1827-го года Степановы привезли туда дочь. Имение их находилось довольно близко, поэтому отец и мать часто навещали Елизавету. И каждый раз ехали к дочери с надеждой, что монастырские труды и строгость жизни охладили, наконец, её рвение к иночеству.
Однако шло время, а Лизонька не собиралась покидать обитель. В 1833-м году она постриглась в рясофор — первую ступень монашества. Родителям всё ещё сложно было принять выбор дочери. Но однажды, по пути в Харьков, в их имении остановилась великая княгиня Елена Павловна. Несколько дней провела она в доме Степановых. Расспрашивала Ивана Ивановича и Надежду Мироновну о их жизни, о детях. Со слезами поведали они о том, что старшая их дочь живёт в монастыре. Елена Павловна утешила Степановых. «Не скорбите, а радуйтесь, что дочь ваша в обители, — сказала она. — Если бы земной царь потребовал её к себе, вы бы, конечно, порадовались такой счастливой участи. Тем более должны радоваться, что её призвал к себе Царь Небесный». Родители Елизаветы согласились с простыми и мудрыми словами великой княгини. Они от всего сердца благословили дочь на иноческий путь.
В 1845-м году Елизавета Степанова приняла монашеский постриг в малую схиму с именем Емилия. Отец и мать её к тому времени отошли ко Господу, и матушка Емилия с благодарностью и любовью поминала их в своих молитвах. Её братья, Михаил и Павел, в память о родителях построили на унаследованных землях женский Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. А их сестра, монахиня Емилия, стала игуменьей этой обители, и до конца своих дней прожила там в духовных подвигах и молитвах о своей семье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Юрий Никулин и его родители

Фото: Nuno Alberto / Unsplash
В комнатке коммунальной квартиры старого московского деревянного дома собралась семья. Отец что-то сосредоточенно писал на листке бумаги — он работал журналистом, а ещё сочинял сценарии для театральных миниатюр. Чуть поодаль за столом мать чистила картошку к ужину. Тут же, с тетрадями и учебниками, примостился сын-школьник. В тесноте — да не в обиде! Такую типичную картину из детства часто вспоминал Юрий Владимирович Никулин — артист цирка и кино, знаменитый клоун, режиссёр и телеведущий. Любовь к отчему дому, к отцу и матери, он пронёс через всю жизнь.
В цирк впервые его привёл отец, Владимир Андреевич Никулин. Случилось это в 1926-м году. Юре было тогда пять лет. Отец позвал мальчика на прогулку, а сам подмигнул супруге. Юра заметил, и понял: его ждёт сюрприз. Они долго ехали на трамвае, потом долго шли пешком. И наконец подошли к огромному зданию. У входа толпился народ. Отец торжественно произнёс: «Это, Юра, цирк!» Огромный купол, манеж, застеленный мягким ковром, звуки оркестра. Перед ними был знаменитый Цирк на Цветном бульваре. Пройдут годы, и мальчик Юра станет его руководителем. А пока он с замиранием сердца смотрел на дрессированных зверей, воздушных гимнастов и забавных клоунов.
Примерно тогда же и сам Юра впервые вышел на импровизированную сцену. Её устроили прямо в коридоре их коммунальной квартиры. К празднику Масленицы Владимир Андреевич написал маленькую пьесу для домашнего спектакля под названием «Блин». В постановке участвовали соседские ребятишки. А главная роль досталась Юре. Он исполнял песенку Блина: «Я весёлый, я не грустный, я поджаристый и вкусный». Эти слова мальчик произносил с таким воодушевлением, что соседи от души хохотали и хлопали в ладоши.
Если отец в семье был творческим двигателем, то мама, Лидия Ивановна, была душой дома Никулиных, хранительницей семейного очага. Ради заботы о семье она оставила карьеру актрисы. На Смоленщине, в городе Демидове, где Никулины жили до переезда в столицу, она играла в местном драматическом театре. Юрий Владимирович вспоминал, как уже в Москве зимними вечерами мать растапливала в доме в Токмаковом переулке печь-буржуйку. Дрова колол отец вместе с Юрой. Под треск огня, кутаясь в пуховый платок, мама садилась у печки и вязала. Отец заваривал чай, устраивался рядом с ней. Они сидели молча, время от времени ласково переглядывались. Никулин говорил, что даже будучи ребёнком, чувствовал любовь отца и матери, их трогательную заботу друг о друге. Через годы, на 20-летие собственного счастливого брака, Юрий Владимирович написал матери в письме: «Так дружно жить меня научила ты. Передо мной всегда пример, как ты жила с папой». Письма матери поддерживали Юру, когда молодым солдатом он шагал дорогами Великой Отечественной войны. На фронте в часы отдыха солдаты часто слушали на патефоне песню Клавдии Шульженко «Мама»: «Мама, как всегда мне светло с тобой. \ Мама, всюду вижу я образ твой». «Мне казалось, что это про мою маму», — вспоминал артист.
Юрий демобилизовался в 1946-м году. Ему тогда исполнилось 26. Однажды они с отцом гуляли по городу, и купили газету «Вечерняя Москва». В ней было объявление о наборе в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Отец спросил сына, не хочет ли он попробовать поступить? Юра загорелся. Собрали семейный совет. Лидия Ивановна поначалу отнеслась к идее с сомнением. Она хотела, чтобы Юра пошёл в театральное училище. Но отец и сын умели убеждать, и мама сдалась. Было решено: Юрий поступает в студию цирка. Так, вместе с родителями, Никулин выбрал свой путь, став одним из самых знаменитых клоунов страны и директором того самого Цирка на Цветном бульваре. На каких бы гастролях и в каких бы далёких далях Никулин ни находился, отовсюду звонил и писал отцу и матери.
В 1976-м году, когда их обоих уже не было в живых, вышли мемуары артиста под названием «Почти серьёзно». В этой книге Юрий Владимирович Никулин вспоминал о родителях — с нежностью, любовью и благодарностью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен