Недавно я узнал об одной истории, которая меня очень позабавила.
— Мама, мама, смотри что я нашёл!
Мальчик вприпрыжку несётся к матери.
— Ну что там у тебя, покажи!
Мальчик протягивает кулак, готовый разжать — но вдруг его глаза заволакиваются сомнением.
— А ты не заберёшь?
— Да покажи ж ты наконец!
Мальчик опускает руку, так и не разжав.
— А ты пообещай — тогда покажу!
Мать начинает раздражаться.
— А ну быстро показывай!
Пытается схватить за руку — но мальчик ловко вырывается.
— Опять какую-то гадость схватил! Что там у тебя? Лягушонок?
Лицо мальчика расплывается в улыбке.
— А вот и нет!
— Деньги что ли нашёл?
Матери уже становится интересно.
— Неа! Обещай, что не заберёшь, тогда покажу!
— Да ну тебя, хватит с матерью пререкаться, как тебе не стыдно!
— А я и не пререкаюсь, просто прошу тебя пообещать, что не заберёшь!
Мать немного призадумалась, взвешивая возможные риски, и с глубоким вздохом выдавила из себя:
— Ну ладно, не заберу!
Мальчик протягивает к матери руку и, весь наполненный торжеством победы, разжимает кулачок:
— Смотри!
Лицо матери недоуменно вытягивается, потом быстро мрачнеет.
— Ты зачем это поднял?
Глаза мальчика округляются.
— А что тут такого? я под деревом играл, смотрю — что-то в траве блестит.
— Не надо было тебе его брать, плохая примета.
Мальчик прищуривает глаза.
— Мама, ты что, суеверная? Не замечал за тобой!
Мать уводит глаза в сторону.
— Да нет, ну говорят, что лучше не брать. А то... Ну, чужой он, не твой. Пусть и лежал бы себе, где лежал.
Мальчишечье лицо округляется от нарастающего возмущения.
— Мама, да как я мог его там оставить? Он же сам меня позвал! Он меня попросил ему помочь, как я мог отказать?
Мать хмурится:
— Что за ерунду ты несёшь? Он же не умеет разговаривать!
— Да вот же, смотри! Мальчик подносит руку совсем близко к лицу матери. Я его увидел — и сразу понял, что это он сам меня просит!
На маленькой ладошке лежал крошечный нательный крестик, на котором мелкими буквами было выдавлено: «СПАСИ И СОХРАНИ»
Слушая эту историю, я поймал себя на мысли: как же нам, верующим со стажем, часто не хватает этой детской открытости и непосредственности — не через призму ума, а широко распахнутым сердцем смотреть вверх, к Небесам, к Богу!
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема