
Фото: Neal E. Johnson / Unsplash
Благодаря Библии, мы узнаём историю жизни великих ветхозаветных пророков, а также их святых учеников и последователей.
Сегодня мы говорим о пророке Варухе и стихотворении Аполлона Майкова «Варух».
Место действия — Древний Иерусалим.
Время действия — VI век до Рождества Христова
Святой пророк Варух был учеником, другом и писцом пророка Иеремии.
Варух записал целый свиток пророческих речей Иеремии и читал их народу в Иерусалимском храме. Пророк Иеремия обличал иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение языческим идолам, предрекая соплеменникам бедствия и опустошительную войну.
Народу не хотелось верить в грозные пророчества, Варуха выгоняли из храма. А потом и вовсе, по распоряжению иудейских старейшин, обоих пророков — учителя и ученика — бросили в темницу за городом.
Пророчества сбылись в 587 году до Рождества Христова, когда вавилонский царь Навуходоносор Второй захватил Иудею. Большинство жителей Иерусалима были уведены в плен.
Стихотворение Аполлона Майкова написано от лица пророка Варуха, который просыпается на рассвете и вспоминает о случившемся бедствии.
Торжествен, светел и румян
Рождался день под небесами;
Белел в долине вражий стан
Остроконечными шатрами.
В уныньи горьком и слезах,
Я, пленник в стане сем великом,
Лежал один на камне диком,
Во власянице и в цепях.
Вместе с учителем пророк Варух горько оплакивал захват и разорение Иерусалима войском Навуходоносора. Труднее всего было смириться с разрушением Иерусалимского храма — главной святыни древних евреев.
В стихотворении Майкова пророк Варух разглядывает очертания тёмных руин Иерусалимского храма, надеясь увидеть там хоть какие-то признаки жизни.
Увы! над брегом Иордана
Померкло солнце прежних дней;
Как лес таинственный Ливана,
Храм без молитв и без огней.
Не слышно лютен вдохновенных,
Замолк тимпанов яркий звук,
Порвались струны лир священных —
Настало время слёз и мук!
Из древних источников известно, что вавилонский царь Навуходоносор освободил пророка Иеремию и пророка Варуха из темницы и позволил им жить, где пожелают. Пророки остались в разорённом Иерусалиме и оплакивали бедствия своего отечества.
Позднее вместе с группой соотечественников они ушли в Египет, поселившись в городе Тафнисе. На чужбине святой пророк Иеремия за предсказания о скором захвате Египта был побит камнями. Варух предал погребению тело своего учителя. Он тоже умер в Египте, не намного пережив пророка Иеремию.
Испытания не поколебали веры пророка Варуха в милость Бога. Он верил, что придёт время, когда Господь возвратит иудеев из плена Вавилонского и покарает тех, кто разрушил Иерусалим. Вопрос лишь в том: как скоро это произойдёт?
Но ты, Господь, в завет с отцами
Ты рёк: «Не кину свой народ!
Кто сеет горькими слезами,
Тот жатву радости сберёт».
Когда ж, на вопль сынов унылых,
Сзовёшь ко бранным знаменам
Оружеборцев молньекрылых
На месть неистовым врагам?
Когда с главы своей усталой
Израиль пепел отряхнёт,
И зазвенят его кимвалы,
И с звоном арф он воспоёт?
В Библии книга пророка Варуха следует сразу после послания пророка Иеремии — эти ветхозаветные пророки и в памяти потомков остались неразлучны.
Известный русский поэт XIX века Аполлон Николаевич Майков в стихотворении «Варух» пишет о великой вере пророка, напоминая, что Бог любит тот народ, который находит в себе силы для искреннего покаяния.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер