
Фото: Jess Zoerb / Unsplash
Эники, беники, ели вареники, Эники, беники, бумс!
Думаю, все мы в детстве во время игр пользовались считалками. Однако в древние времена они предназначались вовсе не для игр. По мнению историков, собираясь на охоту, участники распределяли с помощью считалок роли: кто загоняет зверя, кто стреляет, кто разделывает тушу и так далее.
Можно сказать, что считалки — это разновидность жеребьёвки, которая устраняла возможность несправедливого распределения ролей. Всё отдавалось в распоряжение случаю.
Затем, когда в обществе появилась чёткая иерархия, назначать обязанности стали вожди и правители, управляющие и начальники. И считалки перешли в сферу детских игр. Ведь именно здесь считалка помогает справедливо распределить роли, учит существовать в сообществе, соблюдая определённые правила. Поэтому данный жанр учёные-фольклористы считают элементом так называемого «детского права».
К тому же считалочка обладает и эстетической функцией. Она помогает освоить рифму и чёткий ритм, а также учит понимать комическое.
Ещё один полезный аспект — тренировка памяти. Иногда текст считалки может быть довольно абсурдным, поэтому запомнить его можно с помощью ассоциаций. Например, такой: катился апельсин, по имени Мальвин, уроки не учил, и двойку получил. А двойка не моя, чужого Короля. Король сидел на лавочке, считал свои булавочки. Раз, два, три, булавкой будешь ты!
К тому же считалка помогает детям освоить деление слов на слоги и разделять их на ударные и безударные. А это базовые и важные моменты в изучении языка.
И это ещё не всё. Считалки используют не только дети, но и вполне взрослые люди. Например, помните историю про зайчика, который вышел погулять и повстречал охотника? Поэт Юрий Левитанский использовал этот сюжет и написал целую книгу стихотворных пародий. Она называется «Сюжет с вариациями».
Вот, например, так начинается пародия на Самуила Маршака:
Меж речкой Твид и речкой Спей
Где вереск и всё прочее,
Жил бедный заяц Джон О’Грэй,
Отец семьи и прочее.
Хоть был лишён
Наш бедный Джон
Чинов, наград и прочее,
Зато был шерсти не лишён,
Хвоста, ушей и прочее.
Однажды, три-четыре-пять,
Позавтракав и прочее,
Он в рощу вышел погулять
И, так сказать, всё прочее.
Получается, что это малый жанр народной культуры обладает большим потенциалом, и радостно видеть, что он до сих пор сохраняется и передаётся из поколения в поколение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема