Есть в современном Ливане городок Сур, отличающийся от всех остальных городов этой страны своим необычным расположением. Он стоит на небольшом полуострове, выдающемся в море на несколько километров. На его юго-западной оконечности почти нет построек. Лишь рыбацкие снасти, растянутые вдоль скал, указывают, что этот каменистый берег посещают люди. Издавна рыбаки сушат здесь свои сети на сухом ветру, дующем из Африки.
Безлюдные скалы, волны моря, жаркий ветер пустыни… Сегодня трудно поверить, что когда-то здесь возвышался один из самых могучих и славных городов древнего мира – знаменитый Тир. Он был основан еще во втором тысячелетии до Рождества Христова финикийцами – народом торговцев, ремесленников и мореходов. Но куда же делся этот город, и почему на его месте теперь лишь рыбачьи сети, обдуваемые ветром?
За много лет до исчезновения Тира пророк Иезекииль писал о нем: «Так говорит Господь Бог: подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря…»
И действительно в 585 году до Рождества Христова на Тир пошел войной вавилонский царь Навуходоносор. Казалось, наступило время исполнения пророчества. Однако вавилонянам так и не удалось разрушить Тир до конца. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Многочисленные войска Навуходоносора устремились на Тир, подвергли его осаде, и в 585 году до Рождества Христова оккупировали на целых тринадцать лет. Однако в те далекие времена часть нынешнего полуострова, на которой был расположен Тир, отделялась от берега почти километровой полосой воды, и представляла собой самый настоящий остров.
Навуходоносор захватил лишь те районы Тира, которые были расположены на материке. При штурме вавилоняне почти полностью их разрушили. Но жители, успевшие оттуда бежать, укрепились в островном Тире. Будучи защищен от любых захватчиков морем, город на острове был неприступной крепостью, и продолжал процветать и благоденствовать еще целых двести пятьдесят лет, пока в этот район Средиземноморья не пришел со своим непобедимым войском Александр Македонский.
Вот тогда-то и осуществилась самая непонятная часть пророчества Иезекииля: «…И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду».
Для чего захватчикам бросать в воду обломки разбитых домов, деревья и землю? Что за бессмысленная трата времени и сил? Наверное, слушающие Иезекииля люди лишь недоумённо пожимали плечами, слушая эти странные слова. Однако полный смысл любого пророчества можно понять лишь после его исполнения.
Подготовка к осаде нового города, построенного на острове, велась войсками Александра Великого в течение семи месяцев. Взять город с моря было невозможно, но Александр умел решать неразрешимые задачи. Для того чтобы захватить остров, он распорядился сделать огромную дамбу шириной около 60 метров, которая бы соединила его с берегом. Материалом для ее строительства и стали обломки строений материкового Тира, его земля, камни и деревья, стволами которых укрепляли сооружение от размывания морскими волнами.
Комментарий эксперта:
Безусловно, жители Тира поняли, какая угроза нависла над их городом, который они считали неприступным. Обладая мощным флотом, они непрестанно атаковали строителей дамбы. Своих кораблей у Александра в то время еще не было, но зато имелись союзники. В кратчайшие сроки несколько дружественных македонскому полководцу царей предоставили ему более двухсот боевых кораблей. С их помощью Александр сумел противостоять флоту Тира, и достроить дамбу, подведя ее прямо к городским стенам, выстроенным на побережье. Остров превратился в полуостров, и по дамбе, построенной из обломков старого Тира, к стенам нового города хлынули войска. Стены были крепкими и высокими, но Александр подогнал к ним осадные башни высотой в пятьдесят метров. С этого момента некогда неприступный город был обречен.
В 332 году до Рождества Христова Александр Македонский превратил Тир в развалины. После этих событий слова пророка Иезекииля о том, что камни, деревья, и землю Тира бросят посреди моря, перестали звучать загадочно.
Впоследствии Тир был восстановлен, но уже никогда не достигал прежнего могущества. Большая часть территории, где лежал этот когда-то великий город, сейчас похожа на голую скалу. А там, где когда-то была островная часть Тира, теперь – пустынный каменистый берег с рыбацкими сетями, разложенными для просушки.
Так, библейское пророчество о разрушении Тира исполнилось в истории с точностью в деталях.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия