Есть в современном Ливане городок Сур, отличающийся от всех остальных городов этой страны своим необычным расположением. Он стоит на небольшом полуострове, выдающемся в море на несколько километров. На его юго-западной оконечности почти нет построек. Лишь рыбацкие снасти, растянутые вдоль скал, указывают, что этот каменистый берег посещают люди. Издавна рыбаки сушат здесь свои сети на сухом ветру, дующем из Африки.
Безлюдные скалы, волны моря, жаркий ветер пустыни… Сегодня трудно поверить, что когда-то здесь возвышался один из самых могучих и славных городов древнего мира – знаменитый Тир. Он был основан еще во втором тысячелетии до Рождества Христова финикийцами – народом торговцев, ремесленников и мореходов. Но куда же делся этот город, и почему на его месте теперь лишь рыбачьи сети, обдуваемые ветром?
За много лет до исчезновения Тира пророк Иезекииль писал о нем: «Так говорит Господь Бог: подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря…»
И действительно в 585 году до Рождества Христова на Тир пошел войной вавилонский царь Навуходоносор. Казалось, наступило время исполнения пророчества. Однако вавилонянам так и не удалось разрушить Тир до конца. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Многочисленные войска Навуходоносора устремились на Тир, подвергли его осаде, и в 585 году до Рождества Христова оккупировали на целых тринадцать лет. Однако в те далекие времена часть нынешнего полуострова, на которой был расположен Тир, отделялась от берега почти километровой полосой воды, и представляла собой самый настоящий остров.
Навуходоносор захватил лишь те районы Тира, которые были расположены на материке. При штурме вавилоняне почти полностью их разрушили. Но жители, успевшие оттуда бежать, укрепились в островном Тире. Будучи защищен от любых захватчиков морем, город на острове был неприступной крепостью, и продолжал процветать и благоденствовать еще целых двести пятьдесят лет, пока в этот район Средиземноморья не пришел со своим непобедимым войском Александр Македонский.
Вот тогда-то и осуществилась самая непонятная часть пророчества Иезекииля: «…И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду».
Для чего захватчикам бросать в воду обломки разбитых домов, деревья и землю? Что за бессмысленная трата времени и сил? Наверное, слушающие Иезекииля люди лишь недоумённо пожимали плечами, слушая эти странные слова. Однако полный смысл любого пророчества можно понять лишь после его исполнения.
Подготовка к осаде нового города, построенного на острове, велась войсками Александра Великого в течение семи месяцев. Взять город с моря было невозможно, но Александр умел решать неразрешимые задачи. Для того чтобы захватить остров, он распорядился сделать огромную дамбу шириной около 60 метров, которая бы соединила его с берегом. Материалом для ее строительства и стали обломки строений материкового Тира, его земля, камни и деревья, стволами которых укрепляли сооружение от размывания морскими волнами.
Комментарий эксперта:
Безусловно, жители Тира поняли, какая угроза нависла над их городом, который они считали неприступным. Обладая мощным флотом, они непрестанно атаковали строителей дамбы. Своих кораблей у Александра в то время еще не было, но зато имелись союзники. В кратчайшие сроки несколько дружественных македонскому полководцу царей предоставили ему более двухсот боевых кораблей. С их помощью Александр сумел противостоять флоту Тира, и достроить дамбу, подведя ее прямо к городским стенам, выстроенным на побережье. Остров превратился в полуостров, и по дамбе, построенной из обломков старого Тира, к стенам нового города хлынули войска. Стены были крепкими и высокими, но Александр подогнал к ним осадные башни высотой в пятьдесят метров. С этого момента некогда неприступный город был обречен.
В 332 году до Рождества Христова Александр Македонский превратил Тир в развалины. После этих событий слова пророка Иезекииля о том, что камни, деревья, и землю Тира бросят посреди моря, перестали звучать загадочно.
Впоследствии Тир был восстановлен, но уже никогда не достигал прежнего могущества. Большая часть территории, где лежал этот когда-то великий город, сейчас похожа на голую скалу. А там, где когда-то была островная часть Тира, теперь – пустынный каменистый берег с рыбацкими сетями, разложенными для просушки.
Так, библейское пророчество о разрушении Тира исполнилось в истории с точностью в деталях.
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM