Есть в современном Ливане городок Сур, отличающийся от всех остальных городов этой страны своим необычным расположением. Он стоит на небольшом полуострове, выдающемся в море на несколько километров. На его юго-западной оконечности почти нет построек. Лишь рыбацкие снасти, растянутые вдоль скал, указывают, что этот каменистый берег посещают люди. Издавна рыбаки сушат здесь свои сети на сухом ветру, дующем из Африки.
Безлюдные скалы, волны моря, жаркий ветер пустыни… Сегодня трудно поверить, что когда-то здесь возвышался один из самых могучих и славных городов древнего мира – знаменитый Тир. Он был основан еще во втором тысячелетии до Рождества Христова финикийцами – народом торговцев, ремесленников и мореходов. Но куда же делся этот город, и почему на его месте теперь лишь рыбачьи сети, обдуваемые ветром?
За много лет до исчезновения Тира пророк Иезекииль писал о нем: «Так говорит Господь Бог: подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря…»
И действительно в 585 году до Рождества Христова на Тир пошел войной вавилонский царь Навуходоносор. Казалось, наступило время исполнения пророчества. Однако вавилонянам так и не удалось разрушить Тир до конца. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Многочисленные войска Навуходоносора устремились на Тир, подвергли его осаде, и в 585 году до Рождества Христова оккупировали на целых тринадцать лет. Однако в те далекие времена часть нынешнего полуострова, на которой был расположен Тир, отделялась от берега почти километровой полосой воды, и представляла собой самый настоящий остров.
Навуходоносор захватил лишь те районы Тира, которые были расположены на материке. При штурме вавилоняне почти полностью их разрушили. Но жители, успевшие оттуда бежать, укрепились в островном Тире. Будучи защищен от любых захватчиков морем, город на острове был неприступной крепостью, и продолжал процветать и благоденствовать еще целых двести пятьдесят лет, пока в этот район Средиземноморья не пришел со своим непобедимым войском Александр Македонский.
Вот тогда-то и осуществилась самая непонятная часть пророчества Иезекииля: «…И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые дома твои, и камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду».
Для чего захватчикам бросать в воду обломки разбитых домов, деревья и землю? Что за бессмысленная трата времени и сил? Наверное, слушающие Иезекииля люди лишь недоумённо пожимали плечами, слушая эти странные слова. Однако полный смысл любого пророчества можно понять лишь после его исполнения.
Подготовка к осаде нового города, построенного на острове, велась войсками Александра Великого в течение семи месяцев. Взять город с моря было невозможно, но Александр умел решать неразрешимые задачи. Для того чтобы захватить остров, он распорядился сделать огромную дамбу шириной около 60 метров, которая бы соединила его с берегом. Материалом для ее строительства и стали обломки строений материкового Тира, его земля, камни и деревья, стволами которых укрепляли сооружение от размывания морскими волнами.
Комментарий эксперта:
Безусловно, жители Тира поняли, какая угроза нависла над их городом, который они считали неприступным. Обладая мощным флотом, они непрестанно атаковали строителей дамбы. Своих кораблей у Александра в то время еще не было, но зато имелись союзники. В кратчайшие сроки несколько дружественных македонскому полководцу царей предоставили ему более двухсот боевых кораблей. С их помощью Александр сумел противостоять флоту Тира, и достроить дамбу, подведя ее прямо к городским стенам, выстроенным на побережье. Остров превратился в полуостров, и по дамбе, построенной из обломков старого Тира, к стенам нового города хлынули войска. Стены были крепкими и высокими, но Александр подогнал к ним осадные башни высотой в пятьдесят метров. С этого момента некогда неприступный город был обречен.
В 332 году до Рождества Христова Александр Македонский превратил Тир в развалины. После этих событий слова пророка Иезекииля о том, что камни, деревья, и землю Тира бросят посреди моря, перестали звучать загадочно.
Впоследствии Тир был восстановлен, но уже никогда не достигал прежнего могущества. Большая часть территории, где лежал этот когда-то великий город, сейчас похожа на голую скалу. А там, где когда-то была островная часть Тира, теперь – пустынный каменистый берег с рыбацкими сетями, разложенными для просушки.
Так, библейское пророчество о разрушении Тира исполнилось в истории с точностью в деталях.
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О страданиях за Христа

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него».
О страданиях за Христа — священник Николай Дубинин.
Если мы обратимся к опыту древних христиан, и конечно же, это будут апостолы в первую очередь, мы увидим, что они ценят, радуются и благодарят за страдания. Мы помним, что апостол Пётр, например, предпочёл быть распятым не так, как его Учитель, считая себя недостойным, но попросил распять его вниз головой.
Нам всё это кажется очень странным, однако святые мужи, пребывая в той благодати, понимали, что страдать за Христа есть некое доверие. Не каждый готов вкусить чашу страданий и уподобиться своему Учителю. Не каждый выдержит это. И если человек шёл на страдания и вкушал их, это означало, что он уподобился своему Учителю.
Они благодарили и, более того, призывали, что если страдания выпали на долю христианина, от них не нужно прятаться. Их нужно принять со смирением и благодарением Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 октября. О святых и святынях Казанской земли

Сегодня 17 октября. Собор Казанских святых.
О святых и святынях Казанской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В Соборе Казанских святых мы видим множество угодников Божиих, которые самым решительным образом повлияли на православие в России. Это и святители Гурий, Варсонофий, это и святейший Патриарх Ермоген, который обрёл Казанскую икону Божией Матери и который, став патриархом, рассылал письма, воодушевляя русский народ на сопротивление польской интервенции.
В Соборе святых Казанской земли — множество новомучеников и исповедников Церкви Христовой XX века. И во главе новомучеников также стоит выдающийся митрополит Кирилл Смирнов, который по завещанию Патриарха Тихона был первым в списке местоблюстителей патриаршего престола. И только арест митрополита Кирилла воспрепятствовал тому, чтобы он занял пост местоблюстителя и впоследствии был бы избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Взирая на сонм казанских святых, озаряемых Казанской иконой Божией Матери, будем молиться всем им — и древним святым, и современным, чтобы они уберегли нас от суеверий и расколов, от неверия и хулы, и чтобы по нашей молитве и по нашей вере все они, как только мы к ним обратимся, по слову преподобного Амвросия Оптинского, положили за нас поклон у престола Царя Небесного, если мы с верой обратимся к ним.
Все выпуски программы Актуальная тема