
— Дядя Андрей, взгляни на картину! Седовласый старец сидит у реки на фоне закатного неба. Голова его чуть запрокинута — то ли он смотрит вдаль, то ли погружён в размышления. На плечах чёрный плащ без рукавов, прихвачен фигурной застёжкой. Это какой-то сказочный персонаж?
— Нет, Паша! Это Константин Эдуардович Циолковский, основоположник космонавтики. Выдающийся российский ученый долгое время жил здесь, в Калуге, и в городе хранят память о нём. Ей служит и портрет, написанный художником Владимиром Любимовым. Важный экспонат музея изобразительных искусств, в котором мы с тобой находимся!
— Портрет был с натуры написан?
— Нет, Любимов создал его в 1977 году, на тот момент Циолковского уже больше сорока лет не было в живых. Владимир Петрович работал по карандашным эскизам, которые сделал в начале тридцатых годов двадцатого века.
— При встрече с учёным?
— Да! Любимов на тот момент был отчислен, как сын священника, из Ленинградского художественного института. Он вернулся в родную Калугу, где познакомился с Циолковским. Несколько набросков, которые он сделал с натуры, в дальнейшем стали основой для серии портретов.
— Циолковский похож на себя на портрете, что висит перед нами? Он и в самом деле выглядел как добрый волшебник из фэнтези?
— Сходство безусловное! И плащ-разлетайку учёный носил, и неординарность была ему свойственна. Жители Калуги считали его городским чудаком. И тому были причины!
— А какие, расскажи?
— Константин Эдуардович проводил различные испытания, которые и удивляли людей, и веселили, и пугали. Зимой он устанавливал на кресло парус и катался по льду Оки. Летом запускал в небо деревянного ястреба с привязанным к нему фонарём.
— А зачем Циолковский это делал? Детей развлекал?
— Вовсе нет! Изучал возможности для развития воздухоплавания, разрабатывал идеи, которые современникам казались фантастическими. Так, в 1887 году научное сообщество раскритиковало доклад Циолковского о создании управляемого металлического дирижабля. А спустя несколько лет немецкий офицер Фердинанд Цеппелин подхватил идею и создал первый аэростат.
— Циолковский переживал из-за этого?
— Наверное. Но, вместе с тем, продолжал заниматься наукой. Он на тот момент уже вынашивал идею освоения космоса. Что выглядело не только недостижимым, но и дерзким. Многие ошибочно считали богоборчеством стремление лететь к звёздам.
— А как сам Циолковский к религии относился?
— Он был верующим. В 1898 году Константин Эдуардович написал статью «Научные основания религии», в которой рассуждал о Боге, как о Первопричине мира.
— Теперь понятно, почему такой просветлённый взгляд у Циолковского на картине Владимира Любимова!
— Да, автор передал внутренний настрой Константина Эдуардовича. Художнику, как сыну священника, было важно показать ученого не богоборцем, а искателем, работающим во славу Божию!
Портрет Константина Циолковского кисти Владимира Любимова можно увидеть в Калужском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
18 декабря. О почитании Преподобного Саввы Освященного

Сегодня 18 декабря. День памяти Преподобного Саввы Освященного, жившего в шестом веке возле Иерусалима.
О его почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О восьмой и девятой заповедях блаженств

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
О восьмой и девятой заповедях блаженств — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 декабря. О Богопознании
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О Богопознании — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема











