
Фото: Timo Volz / Unsplash
Сначала Бог создал прекрасный остров, [наш] любимый Тайвань, / Дал его [нам] чтобы жить вместе, и сейчас ещё смотрит за созиданием [нашей] страны. / Господь Иисус — царь [нашей] страны, [и] мы верим в нашу цель — идеальное государство, / Добрыми и справедливыми деяниями мы уподобим небесам всю землю нашей родины.
Прочитанные строки принадлежат католическому священнику и поэту Тин Дзи-Гьёкому. В своем стихотворении он прославил христианскую культуру и историю прекрасного острова Формоза, известного теперь как Тайвань. Тайвань — остров с глубокими христианскими корнями. Первый православный храм появились на Тайване в самом начале двадцатого века. В сентябре 1901 г. на остров по поручению святителя Николая (Касаткина) прибыл в командировку японский священник Симеон Юкаву. Он совершил литургию в столице — городе Тайбей и основал там православную общину. В 1911 году на Тайване появился уже собственный священник — отец Тит Косияму — также японец по происхождению. Он открыл второй приход — в городе Тайчжун.
Церковная связь острова с Японией существовала вплоть до Второй мировой войны. Затем тайваньские приходы остались без внешнего попечения и начали постепенно угасать. К началу 21-го века они вовсе перестали существовать. В 2003 году на остров прибыл греческий иеромонах Иона (Мутрос) — он основал в Тайбэе новый (отдельный от русских) храм Константинопольского Патриархата. Приход стал активно развиваться, привлекать новых прихожан, но греческий уклад его жизни не нравился эмигрантам из России и стран бывшего Советского союза. Многие прихожане хотели возродить на Тайване приходы именно Русской Православной Церкви. В ответ на просьбы русскоязычных православных в 2012 году на острове было учреждено Представительство Русской Церкви. Руководителем представительства стал священник Кирилл Шкарбуль — выпускник Московской духовной академии. Ему удалось возродить оба прихода, созданных некогда по благословению святителя Николая Японского, — в Тайбэе и в Тайчжуне. Храм Константинопольского Патриархата продолжил развиваться сам по себе.
Церковь в Тайбэе освящена в честь праздника Крестовоздвижения и расположена почти в центре города. Она обустроена в бывшем гараже. Но всё выглядит как традиционный храм. Внутри имеются арки и своды, развешаны иконы, стены частично расписаны. Снаружи с обеих сторон от входа висят две большие иконы и горящая лампада. Сразу видно — здесь не гараж, а православная церковь. Храм в Тайчжуне посвящен Преображению Господню. Он расположен в бывшей двухкомнатной квартире.
Для привлечения новых прихожан священник Кирилл Шкарбуль занимается уличной миссией. По вечерам он ставит на какой-либо оживленной улице столик с буклетами и молитвословами на китайском языке. За час к столику подходит в среднем пять человек. Некоторые из заинтересовавшихся впоследствии стали православными христианами. На Тайване был использован еще один миссионерский прием. Русский эмигрант открыл в Тайбэе пельменную. Надо сказать, что русская кухня пользуется большой популярностью среди тайваньцев. Многие с удовольствием заходят в кафе отведать вкусных пельменей по русскому рецепту. Здесь же они могут почитать буклеты с информацией о православном вероучении и двух приходах Русской Церкви на острове.
Все выпуски программы Вселенная православия
21 декабря. О пророчествах о Христе в Ветхом завете
В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вот то, о чём Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
О пророчествах о Христе в Ветхом завете — игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











