
Фото: Timo Volz / Unsplash
Сначала Бог создал прекрасный остров, [наш] любимый Тайвань, / Дал его [нам] чтобы жить вместе, и сейчас ещё смотрит за созиданием [нашей] страны. / Господь Иисус — царь [нашей] страны, [и] мы верим в нашу цель — идеальное государство, / Добрыми и справедливыми деяниями мы уподобим небесам всю землю нашей родины.
Прочитанные строки принадлежат католическому священнику и поэту Тин Дзи-Гьёкому. В своем стихотворении он прославил христианскую культуру и историю прекрасного острова Формоза, известного теперь как Тайвань. Тайвань — остров с глубокими христианскими корнями. Первый православный храм появились на Тайване в самом начале двадцатого века. В сентябре 1901 г. на остров по поручению святителя Николая (Касаткина) прибыл в командировку японский священник Симеон Юкаву. Он совершил литургию в столице — городе Тайбей и основал там православную общину. В 1911 году на Тайване появился уже собственный священник — отец Тит Косияму — также японец по происхождению. Он открыл второй приход — в городе Тайчжун.
Церковная связь острова с Японией существовала вплоть до Второй мировой войны. Затем тайваньские приходы остались без внешнего попечения и начали постепенно угасать. К началу 21-го века они вовсе перестали существовать. В 2003 году на остров прибыл греческий иеромонах Иона (Мутрос) — он основал в Тайбэе новый (отдельный от русских) храм Константинопольского Патриархата. Приход стал активно развиваться, привлекать новых прихожан, но греческий уклад его жизни не нравился эмигрантам из России и стран бывшего Советского союза. Многие прихожане хотели возродить на Тайване приходы именно Русской Православной Церкви. В ответ на просьбы русскоязычных православных в 2012 году на острове было учреждено Представительство Русской Церкви. Руководителем представительства стал священник Кирилл Шкарбуль — выпускник Московской духовной академии. Ему удалось возродить оба прихода, созданных некогда по благословению святителя Николая Японского, — в Тайбэе и в Тайчжуне. Храм Константинопольского Патриархата продолжил развиваться сам по себе.
Церковь в Тайбэе освящена в честь праздника Крестовоздвижения и расположена почти в центре города. Она обустроена в бывшем гараже. Но всё выглядит как традиционный храм. Внутри имеются арки и своды, развешаны иконы, стены частично расписаны. Снаружи с обеих сторон от входа висят две большие иконы и горящая лампада. Сразу видно — здесь не гараж, а православная церковь. Храм в Тайчжуне посвящен Преображению Господню. Он расположен в бывшей двухкомнатной квартире.
Для привлечения новых прихожан священник Кирилл Шкарбуль занимается уличной миссией. По вечерам он ставит на какой-либо оживленной улице столик с буклетами и молитвословами на китайском языке. За час к столику подходит в среднем пять человек. Некоторые из заинтересовавшихся впоследствии стали православными христианами. На Тайване был использован еще один миссионерский прием. Русский эмигрант открыл в Тайбэе пельменную. Надо сказать, что русская кухня пользуется большой популярностью среди тайваньцев. Многие с удовольствием заходят в кафе отведать вкусных пельменей по русскому рецепту. Здесь же они могут почитать буклеты с информацией о православном вероучении и двух приходах Русской Церкви на острове.
Все выпуски программы Вселенная православия
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











