«Преображение Господне: важные смыслы в контексте семейной жизни». Протоиерей Илия Кочуров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Преображение Господне: важные смыслы в контексте семейной жизни». Протоиерей Илия Кочуров

* Поделиться

Прот. Илья Кочуров

У нас в гостях был настоятель храма святителя Спиридона епископа Тримифунтского в Филях протоиерей Илия Кочуров.

В день Преображения Господня мы говорили о смыслах и значении этого праздника, о том, как он связан с Яблочным Спасом, о том, как объяснить детям суть вспоминаемых сегодня евангельских событий, а также какого преображения ждет Господь от нас — в частности, в семейной жизни.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев

— Семья и вера — как они связаны? Как они помогают друг другу? Может быть, как они мешают друг другу? Ведь такое тоже может быть и бывает сплошь и рядом. Об этом и многом другом мы каждую неделю, в одно и то же время, говорим здесь, в светлой студии Радио ВЕРА на Андреевской набережной. С вами не знающая отдыха ведущая Радио ВЕРА Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Трудоголик Александр Ананьев.

А. Ананьев

— И мы сегодня представляем человека, который тоже вечно в неустанных трудах, настоятеля храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях, протоиерея Илью Кочурова. Добрый вечер, отец Илья, здравствуйте!

о. Илья

— Здравствуйте!

А. Ананьев

— Конечно же, сегодня речь пойдет об одном из важнейших праздников в церковном круге наших празднований — о Преображении Господнем, и о том, как свет этого праздника преломляется через противоречивую призму семейной жизни. Красиво сказал, запиши, Алла Сергеевна, а то пропадет дорогая фраза.

А. Митрофанова

— Я лучше запомню.

А. Ананьев

— Ты не запомнишь, она сложная, сложносочиненная. Дело в том, что нам, дорогой отец Илья, написала Марина, и она спрашивает: «Как объяснить детям, что мы празднуем в Преображении Господнем? Потому что понять-то я понимаю, а объяснить не могу». Хотя, что мы можем понять, если мы объяснить не можем? Я, в общем, часто сталкивался с той же ситуацией. Однако начать я хочу все-таки не столько с Преображения, сколько с семейной жизни. Вот когда мы ехали сюда на эту программу с Алечкой, я понял, что... Я сейчас попробую это объяснить, но мне это будет непросто: вера без семейной жизни неполноценна — такое противоречивое высказывание. То есть, если, допустим, вот гипотетически есть семья: мама, папа, двое детей, собака и теща, которая приезжает там раз в неделю. Если предположить, что в этой семье верующая, церковная, живущая по церковному календарю только мама, то вера ее, как бы сказать... похрамывает неполноценна.

А. Митрофанова

— Почему это?

А. Ананьев

— Потому что вот не хватает пазлов, которые создают более цельную картину. Вы понимаете, о чем я говорю, отец Илья?

о. Илья

— Да, вполне. Ваша мысль, как всегда, ясна.

А. Ананьев

— Даже мне она не до конца понятна, спасибо вам. (смеется)

о. Илья

— Я думаю, что вы заметили очень важную вещь, потому что семья — это действительно источник укрепления веры человека. Более того, мы семью называем «малой церковью» и если рассматривать семью с точки зрения христианского мироустройства, то в семье есть все — и прообраз Христа, и прообраз церкви. И если кто-то из тех, кто должен нести на себе вот эту миссию, эту ответственность, ее не несут, то, безусловно, конечно, здесь хромает церковная жизнь, хромает жизнь верующего человека и поэтому очень важно, чтобы именно вся семья была охвачена светом Христовой истины, и чтобы вся семья жила как церковная, а не некий конгломерат людей, собравшихся по принципу семейных взаимоотношений.

А. Ананьев

— Я понял, с чем это можно сравнить, прости, Алечка, я сейчас дам тебе слово, но поскольку я толще, я все время тебя перебивать буду. Это можно сравнить, знаете, с чем? С книжкой «Правила дорожного движения для сдающих экзамены в автошколе». Ну, то есть вот церковная жизнь верующего человека без того, чтобы переносить вот этот круг годовой церковной жизни на семью — это в каком-то смысле отчасти иметь вот эту книжку с правилами дорожного движения, учить правила, знать, на какой свет поворачивать, где уступать дорогу гужевому транспорту и с какой стороны объезжать трамвай, но при этом не иметь машины и не ездить за рулем. То есть ты все знаешь, но на практике применить толком не можешь.

о. Илья

— Да, более того, здесь можно говорить не только о церковном праздничном годовом круге, здесь вообще в целом надо говорить о мировоззрении православного человека. Какие должны быть взаимоотношения между мужем и женой, между родителями и детьми, как должен строиться каждый день верующего человека, где должно быть место молитве, чтению Священного Писания, какие дни нужно посвящать тому, чтобы, оставив все бренное и мирское, прийти в храм Божий и поклониться Господу, принести Ему свои молитвы. Это, конечно, безусловно, никак не может быть теорией, это исключительно такая ежедневная практика христианской жизни, и она должна укореняться в семье с самого начала ее существования, и дети, которые живут в христианской семье, они должны как бы впитывать это все в течение своей жизни, младенчества, отрочества, воспитания, а воспитание в христианской семье идет далеко не только словом, а в первую очередь, делом, то есть образ жизни родителей, образ поведения родителей по отношению друг к другу, по отношению к храму, по отношению к другим людям — это все является самым сильнейшим способом воспитания детей.

А. Митрофанова

— Давайте будем реалистами.

о. Илья

— Давайте.

А. Митрофанова

— Ситуация, которую вы сейчас описали, наверное, это такой идеал, к которому стоит стремиться, это веками укоренявшаяся в культуре такая норма, и поколения в этом росли и формировались.

А. Ананьев

— Вершина понимания «Домостроя».

А. Митрофанова

— В хорошем смысле слова, да. Ну, у нас в истории советское прошлое, которое просто вот этой своей богоборческой доминантой, оно исколесило, исцарапало, раскроило человеческие души, как помните, у Шварца дракон, что он там делал с людьми — он разрывал души им, потому что душу разорвешь человеку, и все, она станет только послушнее. И вот мы некоторое количество времени пытаемся теперь эти свои разорванные души как-то сшить с разной степенью успешности. Настройка внутренняя у разных людей очень разная. Я помню, например, у нас была совершенно не церковная семья, но у меня с детства был голод — я Бога искала. При этом есть огромное количество людей, которые гораздо круче меня, намного лучше меня, гораздо нравственнее меня, чище, но у них вот гораздо более ярко выражены какие-то другие потребности, и они могут помогать, они в волонтерских каких-нибудь организациях состоят, я ни в одной волонтерской организации не состою, а они состоят, они делают добрые дела, они стараются сделать мир лучше, но у них до поры до времени, а может быть, и до самого последнего момента жизни, вот эта жажда, она либо не просыпается, либо, может быть, они ее закрывают как-то иначе, и они не ходят в храм, и у них нет потребности туда ходить, и у них в семье может быть, например, какая-нибудь верующая мама, теща или свекровь, которая при хорошем раскладе — деликатный человек, и она понимает, что запроса у ее молодежи на общение вот такое прямое с Богом через Причастие, в первую очередь, через молитву, сейчас нет, и она не долбится в их сердца. Исходя из того, о чем сейчас в начале разговора шла речь, получается, ее вера неполноценна. Мне так не кажется. Есть другие примеры, когда теща или свекровь берет лом, и этим ломом начинает в сердце ломиться, и говорит, что «вы тут в грехе пребываете, вы тут то-се, пятое, десятое», какую реакцию она вызовет не только на свои действия, на саму себя, но и какое сформирует отношение к Господу Богу и к Церкви, к церковной жизни у своих молодых близких? Мне кажется, что все сейчас в нашем мире очень неоднозначно. Оно, в общем-то, и до 1917 года тоже было очень неоднозначно, потому что — ну да, вроде как гораздо более традиционное было общество, но какое количество среди молодых людей было атеистов, и в семинариях атеисты учились. То есть тут как-то Господь уважает свободу, я не знаю, стоит ли как-то пытаться тут под одну гребенку всех подмести, что вот «правильно вот так», но время сейчас такое, что не получится у нас такой идеальной картинки, как то, о чем вы говорите, отец Илья. Простите, если я так внесла суровые коррективы, но мне кажется, что реальность, она как раз ближе к такой ситуации.

о. Илья

— Конечно, реальность, она очень суровая, и было в мире не только сейчас все неоднозначно. Мы любим говорить, что «вот, в наше время, в наше время» — никогда не было все однозначно. Вот как грех исказил весь мир, исковеркал его, грех — это что такое? Это нарушение, отступление от воли Божией. Как человек только отступил от Господа, потерял вот эту живительную связь с источником блага, так все стало в мире с ног на голову, и все, конечно, неоднозначно. И, безусловно, мы здесь, наверное, не сможем дать какие-то четкие директивы, как вот нужно по схеме построить все в семье, чтобы вот прямо все были идеальными. Опять же, здесь мы должны разграничивать и возрастную, так скажем, психологию: одно дело, когда речь идет о детях маленьких, младенцах или дошкольном возрасте, другое дело, когда речь идет, скажем, уже о подростках или уже о выросших детях, которые сами являются взрослыми людьми, здесь везде своя специфика. Но в любом случае, вот как вы говорите, два разных примера, вроде бы в одном случае, если кто-то из верующих людей в семье ведет себя очень скромно и, может быть, никаким образом свою веру в семье не проповедует, ну, или, наверное...

А. Митрофанова

— Я, скорее, имею в виду: не навязывает.

о. Илья

— Не навязывает. Хорошо, скажем так, не навязывает.

А, Митрофанова

— Проповедовать-то как раз делами можно, своим отношением к людям.

о. Илья

— Вот именно. Понимаете, душа по природе — христианка, и если человек видит, даже неверующий человек, видит рядом с собой прекрасный образец христианской жизни, то этот образец обязательно будет заразительным. Понятное дело, что влияют, с другой стороны, с темной стороны, так скажем, на человека огромное количество негативных факторов, которые всячески будут мешать ему сделать вот этот вот важный шаг к вере, но тем не менее, все равно заразительный пример кого-то в семье, он будет положительным. Вот я знаю огромное количество людей, которые, допустим, в детстве и в юности, может быть, там где-то в молодые годы, они искренне посмеивались над верой, например, своей бабушки, они, может быть, даже обезьянничали, когда она молилась, но тем не менее, прошли годы, они получили свой опыт жизни, во многом негативный, тяжелый опыт жизни, и уже в зрелые годы, вспоминая образ уже отошедшей в мир иной своей верующей, благочестивой бабушки, они сами потом приходят к Богу. Поэтому ненавязчивый способ проповеди, он, безусловно, имеет гораздо большую силу, нежели, допустим, вот постоянно долбить своих собратьев по семейной жизни проповедью о Христе, но при этом проявлять и озлобленность, и раздражение, и многие-многие другие качества, которые не с лучшей стороны характеризуют человека — конечно, это будет не проповедь, а скорее всего, даже антипроповедь.

А. Ананьев

— «Семейный час» на Радио ВЕРА, Алла Митрофанова, Александр Ананьев и наш сегодняшний дорогой гость, настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях, протоиерей Илья Кочуров. В контексте замечательного, светлого, совершенно летнего праздника Преображения Господня я тщательно избегаю выражения «Яблочный Спас», хотя мы неизбежно к нему вернемся, потому что все-таки детки спрашивают, напомню, тему нашей сегодняшней программы дала нам наша слушательница Марина, она говорит: «Как ребенку объяснить, что такое Преображение Господне? У меня как-то не хватает самой, помогите». Вот будем помогать и спрашивать у отца Ильи: можно ли, правда, до Преображения яблоки есть? Говорят, что нельзя вообще-то на самом деле яблоки-то есть до Преображения. Как это вообще связано с яблоками, сам факт Преображения Господня?

А. Митрофанова

— Никак.

А. Ананьев

— Но как — никак? Ну, как-то связано? Что значит никак, женщина? Давай смотреть правде в глаза — этот праздник называют «Яблочным Спасом», твое «никак» ничего не объясняет Марине и ее ребенку.

А. Митрофанова

— Открываем Евангелие, читаем о событии Преображения Господня.

А. Ананьев

— Вот что тебе отец Илья сказал сейчас: «не дави, не дави!»

о. Илья

— Тут, понимаете, надо просто вникнуть в смысл, почему мы говорим о фруктах в этот день. Дело в том, что к этому моменту созревал виноград, и есть определенный чин освящения винограда. Вообще виноград для церковной жизни очень важен, потому что из него делается вино, а вино — это необходимейший элемент Евхаристии. Так вот, виноград освящался и освящается в день Преображения Господня, но по благочестивой традиции мы присовокупляем туда и остальные созревающие уже к этому моменту фрукты, овощи, а в нашей северной стране самый распространенный фрукт и самый любимый, конечно — яблоки, поэтому вот и всё.

А. Ананьев

— А, простите, сидр освящаете?

А. Митрофанова

— Саша... (смеется)

А. Ананьев

— Ну что — «Саша»? Из винограда делают вино, из яблок делают сидр.

о. Илья

— Нет, освящаются именно свежие, созревшие к этому времени фрукты, а не напитки из этих фруктов.

А. Ананьев

— Ну да, простите мне вольный шутливый вопрос. Вернёмся к серьёзной теме, собственно, в продолжении того, что сказал Алечка. Отец Илья, вера преображает человека?

о. Илья

— Вне всякого сомнения.

А. Ананьев

— В каком смысле?

о. Илья

— Дело всё в том, что, когда мы говорим слово «вера», мы должны немножко расшифровать, потому что у нас есть много разных терминов, и все термины, они имеют своё определённое значение. Если мы будем смешивать между собой понятия, то мы волей или неволей как бы перестанем друг друга понимать. Вот слово «вера» — это что такое? Это способность человека поверить, то есть принять как собственное знание то, чего он не видел. И вообще без веры вообще невозможно мировоззрение человека, мы постоянно где-то чему-то верим. Мы верим сначала в детстве родителям, которые нас воспитывают, они нам рассказывают: «это хорошо, это плохо, вот там будет горячо, там упадёшь», и мы верим. Если мы не поверим, мы можем на практике проверить, допустим, потрогать горячий утюг, который нам сказали, что он горячий, будет очень больно, и понять: да, правда, нам правду говорили, пожалуй, надо прислушиваться к тому, что говорят родители. Мы верим учителям, верим учёным, врачам. Многое из того, что мы в своём сознании носим как уверенность, как знание, это на самом деле просто вера, мы поверили. Когда мы говорим о преображающей вере, здесь мы должны разъяснить, что это вера в Господа нашего Иисуса Христа, а вера — это деятельное, то есть это не просто уверенность в том, что в Евангелии сказана абсолютная истина, но это ещё и деятельность человека, «Вера без дел мертва есть», говорит апостол. То есть, когда мы говорим о вере преображающей — это целый образ жизни человека, всё его мировоззрение, в общем-то, вся его духовная составляющая. И вот вера в Господа нашего Иисуса Христа, которая совершается делами человека, человек делами ее доказывает, вот эта вера, она его преображает. Она преображает не столько за счёт того, что человек какие-то добрые дела сделал, хотя они, конечно, необходимы, потому что они проявляют таким образом веру человека, а вера в Господа нашего Иисуса Христа, она ещё и призывает на человека особую благодать, которая подаётся ему в Таинствах, которые он принимает по вере. И вот воздействием на человека этой благодати Божией, она, эта вера, изменяет человека, преображает его.

А. Митрофанова

— Насколько понимаю, содержание праздника Преображения — кстати, календарно, это сейчас мы его отмечаем как раз в то время, когда какие-то плоды начинают созревать, а календарно-то это же незадолго до Страстей Господних, до Страстной недели Преображение было, когда Господь восходит на гору Фавор с учениками. Вот если верно понимаю, что происходит с Петром, Иаковом и Иоанном, когда они видят Преображение Господне — у них как будто вот какие-то шторки на глазах раздвигаются, то есть пелена падает с глаз, и они начинают видеть мир в том сиянии, в котором он на самом деле Богом сотворён. Вот просто, ну как сказать, ведь монахи-исихасты, они когда молятся, они видят этот нетварный свет, они видят тот же самый мир, в котором и мы находимся, но только у них другая оптика, у них вот меняется зрение, и они видят тот свет, которого мы не видим. И насколько понимаю, вот как это работает, хотя я могу ошибаться: человек, который старается делать дела любви, у него ведь тоже меняется оптика. В одном и том же мире, в одном и том же городе, даже на одной и той же улице могут стоять на одном и том же светофоре два человека с абсолютно разной оптикой. Один считает, что все вокруг уроды, идиоты, и все виноваты в том, что у него не сложилась жизнь. Другой будет думать, как он благодарен тому-то человеку, тому-то, что ему кто-то помог и так далее. Но этот человек способен видеть вот это добро в мире и благодарить людей, как правило, потому что он сам делает эти поступки, то есть то, что он делает сам, он способен замечать и в других, и на это сердцем откликаться. И это будут два разных мира. Понятно, что для того, чтобы увидеть реально Фаворский свет, надо быть монахом-исихастом или великим подвижником, или просто вот благодать Божья действительно кому-то это может как-то открыть, я не знаю, как это работает, но трудиться вот над этим своим собственным преображением может каждый человек, и результат он будет примерно таким, что ты, пытаясь идти по этому пути добрых дел, любви и так далее — ну реально, у человека меняется оптика.

А. Ананьев

— Как честный муж, я должен был предупредить вас, отец Илья, что вам предстоит разговор с идеалисткой, с ними разговор обычно непростой.

о. Илья

— Да нет, почему? Наоборот, мне кажется, очень всё реалистично. Вот давайте представим себе, как вообще духовная жизнь, вот это очищение внутреннего ока, ока сердца происходит, оно же происходит не единомоментно, это большой труд. Вот когда в комнате, например, очень грязно, хлам, старая мебель, пыль и так далее, когда человек заходит, он не видит то, что где-то там наверху, на карнизе немножко вот закопчённость какая-то, её надо промыть, нет, он видит, допустим, сломанный диван, который весь уже прогнил и который нужно срочно выбрасывать. И вот если человек начинает заниматься уборкой, он сначала убирает весь крупный мусор, смывает всю самую явную грязь и вот только после этого он начинает видеть какие-то мелкие изъяны. Как, знаете, вот бывает, когда человек делает ремонт, ему кажется: ну, что там вот линолеум порвался, меняем линолеум, и на этом всё хорошо будет. Начинает менять линолеум и смотрит: бац, тут трещина, там-то у нас плинтуса уже негодные, ну и так далее, и так далее. Так вот точно так же и в духовной жизни: когда человек трудится над своим сердцем, он сначала вычищает оттуда всё самое крупное, всё самое грязное, и после этого он начинает видеть уже более тонкие вещи. Люди, которые впервые приходят в храм или впервые на исповедь, они, как правило, вот способны, причём это реально, они бы рады, они готовы прийти поисповедоваться, они чувствуют, что да, нужно очистить душу, но они не могут ничего назвать, кроме каких-то вот самых-самых крупных явных грехов, которые терзают их душу. А чем больше человек ходит на исповедь, чем больше исповедуются, его внутреннее око просветляется, и он начинает видеть всё более и более тонкие вещи, и таким образом духовное зрение человека становится всё более острым. Но при всём при этом мы не должны забывать, что человек сам здесь, он трудится, но результат он не достигнет без Божьей благодати. Вот если в эту грязную комнату не будет светить солнце с улицы, не поможет никакая уборка. А вот солнце — это благодать, которая освещает душу человека, она проникает, осветляет все тёмные углы, и таким образом человек может при помощи благодати Божьей возрастать и восходить от силы в силу. Без благодати Божьей все его труды, они будут очень тяжёлыми и не принесут никакого результата в итоге.

А. Ананьев

— Ужасно нравится мне, когда удаётся закольцевать беседу. Я возвращаю вас к вопросу, дорогой отец Илья: так вера разве преображает человека? Преображение Господне — это метаморфоза, трансфигурация. Нельзя сказать, что Господь до Преображения был одним, ну, каким-то другим, простым, а вот потом Он стал совсем иным. Он всегда был таким. Просто Он дал возможность увидеть Его, вот просто увидеть Его, Он сам не изменился, но увидеть Его появилась возможность у этих трёх людей в ином, в буквальном смысле свете, и всё, то есть Господь не изменился. А вера, она, получается, нас, ну, не преображает, мы какими были, такими и остаёмся. Нельзя же себе представить, человек как-то вот поверил, преобразился, пришёл домой, сказал: «Так, семья, всем привет, я преобразился, всё» — нет, такого нет. На протяжении всей жизни он делает маленькие шажочки по тому, чтобы стать другим, в то время как Господь же не изменился.

о. Илья

— Ну, Господь не изменился, безусловно, «Христос вчера и днесь, Той же и вовеки». А человек, он призван измениться, потому что человек, он пал. Он был создан прекрасным, гармоничным, призван был к вечности и блаженству, а через грехопадение он приобрёл болезни, страдания и, в итоге смерть. Поэтому человек-то должен преобразиться, и если он не преобразится, если он не изменится, если вот эта метаморфоза не произойдёт, то человек не может войти в Царствие Небесное, для того Господь и призывает всех нас, чтобы мы поднялись от вот этой своей рутины греховной жизни, сбросили из себя тлен ветхого человека и облеклись в нового. Человек обязан преобразиться, без этого невозможно приблизиться человеку к Богу, поэтому преображение человека — это особый путь. И здесь, знаете, может быть по-разному, Господь каждому подаёт по необходимости и по его силам. Вот, например, апостол Павел, он за буквально считанные дни из гонителя, из Савла, претворяется в проповедника Слова Божия, апостола Павла. Кому-то Господь даёт на это, допустим, всю жизнь. Человек в молодости, как вот преподобный Антоний Великий, уходит от мира, и всю свою жизнь он день за днём и час за часом восходит вот на эту величайшую высоту — и тот, и другой преображаются, и в том, и в другом происходят метаморфозы, изменения и без этого невозможно. И метаморфозы эти происходят именно благодаря вере, но вере не просто как уверенности в Слове Божьем, а вере как живом деятельном пути.

А. Ананьев

— Сейчас мы прервёмся на буквально минуту, у нас полезная информация на Радио ВЕРА, а через минуту продолжим разговор о том, в первую очередь, как объяснить ребёнку, что мы празднуем, как понять смысл этого праздника в свете семейной жизни и какого преображения Господь ждёт от нас. Об этом мы продолжим разговор с настоятелем храма, святителя Спиридона Тримифунтского в Филях, протоиереем Ильёй Кочуровым. Не переключайтесь.

А. Ананьев

— Радио ВЕРА, «Семейный час», с вами ведущая Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Ведущий Александр Ананьев.

А. Ананьев

— И настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях протоиерей Илья Кочуров. Прежде чем я дам Алечке слово, я все-таки хочу еще одну такую иллюстрацию по поводу преображения человека верой, как я себе это видел вот до нашего разговора, потому что все-таки в ваших словах есть, отец Илья, что-то такое, что позволяет предположить, что человек вот преобразился, и вот теперь он стал лучше, и этого уже не отнять. Я ходил в спортзал, было у меня такое, я два раза ходил в спортзал заниматься собой, и это было вот, так сказать, моим персональным, оторванным от веры преображением, то есть я тяжелым трудом, там штангой и всеми остальными кардионагрузками пытался сделать на один сантиметр талию меньше, и, соответственно, на один килограмм меньше вес и на полсантиметра больше бицепсы. Вот я так преображался-преображался, а потом перестал ходить в спортзал, и вы догадываетесь, что случилось? Преображение всё сдулось, как и не было.

о. Илья

— А могло бы ещё даже вернуться не только на исходную позицию, а ещё ниже сползти.

А. Ананьев

— Да-да-да, вот! Вот что происходит с нами, человеками, и с нашим преображением, если мы, то есть это не преображение, это постоянная тренировка. Как говорит наш дорогой друг протоиерей Александр Гаврилов: «мы все, православные христиане, стоим на эскалаторе, который едет вниз, а нам надо наверх, и чтобы хотя бы остаться на месте, нам надо ножками быстро шевелить, а чтобы подняться выше, нам надо бежать, а это уже очень трудно, особенно долго».

о. Илья

— Очень хорошее сравнение вы привели, прямо мне очень понравилось. Дело всё в том, что духовная жизнь, она действительно требует бесконечного усилия, Царство Божие берётся усилием, Господь нам это сказал, и это действительно так, раз Господь это сказал. Возможны не только духовные подъёмы, но и возможны духовные падения, и это мы можем прекрасно наблюдать, мир даёт нам огромное количество примеров, поэтому не нужно удивляться, допустим, если мы знаем или слышим какие-то не самые лучшие рассказы из примеров жизни людей верующих, даже духовенства, в этом нет ничего удивительного, потому что мир земной — это место, где происходит тяжелейшая борьба, борьба человека с дьяволом. Но в чём наша сила? В том, что мы не просто сами по себе с дьяволом боремся, мы его бы никогда и не смогли бы победить. С нами находится Господь наш, Иисус Христос, Который уже крестом его победил, Он уже «сокрушил вереи вечные», человеку требуется проявить свою волю пойти за Христом, и Господь обязательно протянет Свою всемогущую руку, потому что тот, кто идёт за Христом, он находится под сенью Его благодати. Но если вдруг человек скажет, что: «ну всё, я шёл, шёл, и хватит, я уже свят» — ну извините, это всё равно, что воин вышел из отряда и присел на обочину и сказал «ну всё, я теперь достиг уже совершенства, мне не нужен больше ни воевода, мне не нужна ничья помощь», что с таким воином будет? Придут враги и просто его уничтожат безоружного, находящегося в одиночестве, так и дьявол, он старается нас всячески вырвать из этого воинства Христова. Господь в притче о сеятеле очень хорошо, красиво описал, что дьявол похищает вот это семя Слова Божьего из сердца человека и наша задача — сделать всё, чтобы дьявол не смог его оттуда похитить, а для этого требуется постоянное усилие.

А. Митрофанова

— Не помогаем мы, Марине, мне кажется.

о. Илья

— Мне кажется тоже, что мы как-то очень далеко уходим от простого вопроса.

А. Митрофанова

— Давайте конкретно: как ребёнку объяснить, что такое праздник Преображения Господня? Что мы сегодня празднуем?

о. Илья

— Да просто взять и объяснить, это не требует совершенно никакого труда, особенно сегодня, потому что, во-первых, существует множество прекрасных книг, которые есть как в печатном, так и в цифровом формате, это и детская Библия, и Закон Божий, и так далее, и так далее, можно взять и прочитать вместе. Это самое лучшее времяпрепровождение, когда родители вместе со своим ребёнком читают, и особенно читают то, что связано со Священной историей, можно открыть и непосредственно Евангелие, и потом по Евангелию объяснить. Вообще, любой праздник церковный, он должен предваряться, безусловно, какой-то беседой с ребёнком. Прекрасно можно провести время в дороге, когда вы направляетесь в храм, и в это время пообщаться со своим ребёнком и рассказать ему, допустим, вот о Преображении.

А. Митрофанова

— Отец Илья, ну вот смотрите, представьте, что у нас здесь в студии сидит сын Марины, допустим, его зовут Андрей, ему 11 лет, 10-11 лет, и он спрашивает, он видит: вот батюшка, вот что такое Преображение Господне? Объясните ему сейчас, вот Андрею, прямо сейчас, можно?

А. Ананьев

— Почему эти люди увидели свет, им стало хорошо, и что это, да?

о. Илья

— Да, конечно, это можно легко сделать, но в качестве введения, как бы в качестве такой методологии общения с ребёнком я бы посоветовал вот что: не нужно пытаться как-то очень глубоко, философски, или, наоборот, очень понятно разложить вот всё-всё-всё по полочкам. У нас есть Евангелие, и Господь в Евангелии даёт нам самые лучшие слова, они благотворнее всего влияют на человека. Поэтому, допустим, если мы говорим о Преображении, то нужно так и рассказать: что Господь взял трёх из двенадцати, только трёх учеников, и взошёл с ними на гору Фавор. Гора высокая, и подъём туда занимал определённое время, и, конечно же, безусловно, все, поднимаясь на эту гору, устали. Внизу остался этот бурлящий мир иудеев, кто-то Христа ждал с радостью, потому что можно было получить исцеление, кто-то с ненавистью провожал Его своим взглядом, но тем не менее, вся эта суета, она осталась там, далеко, здесь теперь они одни. И вот в этой тишине и благодати, красоте природы Христос остался со своими учениками наедине. Поскольку подъём был трудный, то ученики задремали, когда же они очнулись от дремоты, то они увидели, что со Христом находятся ещё двое — те, кто не поднимались на эту гору. И это были не люди из обыденной жизни, а это были два величайших пророка — пророк Моисей и пророк Илия, которые давным-давно проповедовали в Израиле, и пророк Моисей вёл народ израильский из египетского рабства в землю обетованную и дал Закон иудейскому народу, а пророк Илия был величайшим ревнителем исполнения закона Божьего. И вот Христос беседовал с ними двумя, и увидев это, апостолы не знали даже, что сказать от изумления, и апостол Пётр нашёлся лишь сказать только одно: «Господи, хорошо нам здесь! Сделаем три кущи, то есть три палатки: одну Тебе, одну Моисею, одну Илие». А эти слова апостол Пётр сказал не так просто — он чувствовал величайшую радость пребывания вместе с Христом. Кроме того, апостолы увидели, что Христос изменился, преобразился, Его одежда стала настолько яркой, белой, такого цвета, которого в жизни не может сделать белильщик, были специальные люди, которые выбеливали ткани, но и они, самые лучшие мастера, не смогли бы сделать такой прекрасной, белой, красивой ткани, которая была сейчас на Господе Иисусе Христе. А лицо Его стало светиться так ярко и сильно, как не светит даже солнце, то есть видение это было превосходящим всё земное естество. Физический мир такого не имеет, не имеет такого света, такой радости, такой красоты, которую представлял сейчас из себя Христос. И ученики увидели, что вдруг их всех осенило облако, и из этого облака послышался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный». И вот, услышав этот голос, ученики в страхе упали на землю. А когда они пришли в себя, то к ним подошёл Христос, поднял их к земле и сказал, сходя с горы: «Никому не рассказывайте до тех пор, пока не совершится воскресение из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа».

А. Ананьев

— «Семейный час» на Радио ВЕРА, Алла Митрофанова, Александр Ананьев и настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях, протоиерей Илья Кочуров. Спасибо вам, отец Илья, вот прямо можно этот кусочек нашего разговора давать детям послушать. Настолько доступно, что стали понятны даже мне какие-то вещи, которые мне были непонятны. Позволю себе вольность, кто я такой, чтобы позволять себе толкование Священного Писания, но есть у меня сейчас такая, как это сказать, вольность, пусть будет: я полагаю, что одним из смыслов названия праздника Преображения Господня могло бы стать не только то, что Господь преобразился в глазах видевших Его, но Он преобразил пространство вокруг Себя: эту гору, это пространство вокруг этих людей, этот мир. Он сделал то, что заставило мир преобразиться, поэтому праздник называется Преображение Господне, то есть Господь преобразил мир, иначе бы апостол не сказал: «Господи, хорошо нам здесь быть». Но надо понимать, что такое гора, вершина горы — там неудобно, там твёрдо, там не растут деревья, там нет журчащих ручьёв.

о. Илья

— Почему? Растут.

А. Ананьев

— На горе? Я был на горе, там ветер, холодно, там скалы.

о. Илья

— Ну, какие-то деревья всё равно есть.

А. Ананьев

— Хорошо внизу, там прохлада, там ручейки, там яблоки растут, виноград, а, как мне кажется, наверху неприятно вообще в принципе. А тут Господь преображает пространство так, что хорошо становится даже там, причём хорошо настолько, что «давай вообще здесь жить и останемся навсегда».

о. Илья

— Да дело не в пространстве, дело в том, что там, где Христос, там рай. Вот апостол Павел говорит, что «я хочу быть со Христом, где бы это не было», и поэтому гора ли это будет или преисподняя, или какое-то ещё место — всегда, если ты со Христом, то тебе хорошо, если без Христа, ты можешь сделать себе какие угодно попытаться рукотворные райские кущи, но тебе не будет хорошо. Человек никогда не найдёт счастье, хотя упорно старается найти его без Христа, но его не находит, и все попытки человечества построить счастье без Бога заканчиваются войной, кровью, множеством слёз, страданий, бед и так далее, мы это видим на протяжении всей истории и современной, и предшествующей нам.

А. Ананьев

— Я всё пытался понять, каким образом Преображение Господня увязано с семьёй? Так вот так и увязано, что если человек приходит домой, и у него нет желания, повода, причины сказать «Господи, хорошо нам здесь быть», да? Он заходит домой на кухню, видит всё это, и у него нет оснований так утверждать, то значит, что-то не так у него с тем, насколько он впускает Христа в свой дом, в свою семью, на свою эту кухню, за этот стол, потому что если Христос здесь, в этой конкретной многоэтажке, то там хорошо, если нет, то там плохо.

о. Илья

— Совершенно верно. Семья христианская — это вместилище благодати Божией. И хоть вы сейчас, наверное, опять начнёте меня обвинять в идеализме, но мы все должны к этому стремиться, к тому, что наша семья должна быть построена по образу взаимоотношений Христа и Церкви, а взаимоотношения Христа и Церкви — это любовь. Любовь со стороны Господа настолько к Церкви безгранична, под Церковью я здесь понимаю вообще всё человечество, которое идёт за Христом, что Он отдаёт Самого Себя в жертву. Он умирает, Он страдает, Он, как мертвец, полагается во гробе, и всё ради чего? Всё ради любви вот к нам, падшим людям. А Церковь чем отвечает Христу? Опять же-таки, своей безраздельной, безграничной любовью, и мы видим, что истинные сыны Церкви всё считают за ничто, если нужно где-то послужить Господу. Так вот, кроме вот этой вот безграничной любви, Церковь проявляет ко Господу ещё и послушание, послушание Слову Божьему. Господь даёт нам заповеди, но эти заповеди не являются чем-то подавляющим свободу человека, а напротив, эту свободу человека эти заповеди расширяют, укрепляют, возвышают, потому что заповеди — это своего рода указатели. Вот одно дело, когда человек идёт в лесу и не знает, куда ему направиться, а другое дело, когда в лесу кем-то очень добрым расставлены указатели: туда пойдёшь, там будет такое-то направление, и как вот в хорошо оборудованных, допустим, тропах, где проходят треки пешеходные, расставлены указатели, и пешеход не собьётся с пути, а пройдёт правильной тропинкой, так вот и заповеди Божии, и такие указатели показывают, как пройти так, чтобы не сорваться в пропасть и не погибнуть, как пройти так, чтобы не угодить в те места, где ползают змеи, ну и так далее. Поэтому семья — это вместилище благодати Божией, и эта благодать возвышает и окрыляет всех членов семьи, и поэтому — да, если в семье есть ощущение, что здесь хорошо, то, наверное, вне всякого сомнения, благодать Божия посещает это место.

А. Ананьев

— И даже если семья испытывает финансовые или жилищные, или проблемы со здоровьем, какие-то трудности, они всё равно будут ощущать это самое «хорошо», о котором говорит апостол.

о. Илья

— Трудности, они вообще никак не влияют на взаимоотношения между членами семьи.

А. Ананьев

— Нет, вы всё-таки идеалист, вы всё-таки неисправимый идеалист!

о. Илья

— Дело всё в том, что семья может не испытывать никаких трудностей, а отношения будут очень тяжёлыми, напряжёнными, и это говорит о том, что значит, что-то здесь идёт не по заповеди Божией. И, напротив, трудности могут даже объединять, могут сплотить людей, и члены одной семьи, они могут гораздо более тесно друг к другу прижаться, если испытывают какие-то трудности. Господь ведь недаром посылает нам иногда испытания, а с какой-то целью.

А. Митрофанова

— Возвращаясь к празднику Преображения Господня и разговору с детьми — вот Андрей, сейчас вечер, вечер праздника Преображения Господня, считай, уже следующий день воскресный по церковному календарю, и вот Марина, мама Андрея, подходит к нему и даёт ему после ужина прекрасное освящённое яблоко. И Андрей говорит: «А оно чем отличается от всех остальных яблок? Почему оно особенное?»

о. Илья

— Нет, ну мы тоже не будем вдаваться в какой-то магизм и представлять, что вот это яблоко какое-то особенное или не особенное. Нет, я думаю, нужно по-другому сделать, чтобы Андрею было приятно прочувствовать весь праздник Преображения Господня и связанный с этим праздником особый чин — чин освящения плодов нового урожая, наверное, нужно заранее, допустим, с вечера, взять со своими детьми какую-нибудь красивую корзинку, а можно две корзинки, пусть они будут маленькие, чтобы ребёнку было не трудно понести, красиво положить туда два-три яблочка, веточку винограда, это украсить, может быть, привязать какие-то ленточки, цветочки там, что-то ещё, ну, женская рука, она умеет сделать из даже самых обычных вещей что-то очень красивое. И вот с этими красивыми корзинками, объяснить, что существует в Православной Церкви древняя достаточно традиция в этот день освящать плоды нового урожая. Очень будет здорово, если, допустим, эти яблоки выросли где-то на садовом участке самих этих людей...

А. Митрофанова

— ... а не в супермаркете. (смеется)

о. Илья

— Не слишком будет страшно, если они из супермаркета, но прямо будет вообще вершиной радости для детей, если эти плоды они где-то растили сами у себя на участке, для детей это, на самом деле, очень важно, то, что именно они сами вырастили. Вообще этот педагогический момент очень важен чтобы ребенок сам, пускай это будет один, два-три огурчика, которые он поливал и за которыми ухаживал, но он своими руками это сделал, это прекраснейший педагогический момент. И вот небольшое количество этих плодов, конечно, нет смысла огромный возок с яблоками везти в храм. И вот с этими красивыми корзинками, объяснить эту традицию, рассказать о празднике Преображения какими-то простыми, приближенными к евангельской истории словами, прийти в храм, помолиться вместе, прекрасно, если в этот день причаститься Святых Христовых Тайн, и потом, по окончании Божественной Литургии, когда священник читает молитву, потом окропляет плоды, подойти с этой вот красивой корзинкой или поставить на каком-то приготовленном месте, в каждом храме свои традиции, и вот священник окропит эти плоды, и это будет видеть ребёнок. Знаете, это для детей большая радость, они с огромным удовольствием потом эти яблочки... Дальше даже уже ничего объяснять не надо и не думаю, что кто-то из детей когда-то задаст вопрос: «а чем этот фрукт отличается от другого фрукта, принесённого из супермаркета в той же сумке, что вот мы, допустим, вчера ездили в магазин?» Дети сами увидят это. Вообще, ведь все священнодействия, они же имеют определённый смысл, они должны воздействовать на человека, человек, он состоит ведь не только из души, все вот говорят, что «вера в душе», «вера в душе», но а тело, оно тоже требует освящения, и вот эти вот священнодействия, они воздействуют на человека, и ребёнок видит, что совершается молитва, священник читает молитву, происходит это всё в храме, окропляется святой водой, и другие люди тоже стоят точно так же, и их фрукты освящают, и вот в этот момент они чувствуют и единение друг с другом, и совершение священнодействий, и поэтому ребёнок, когда вот это всё увидит, когда он в этом всём сам поучаствует, никаких вопросов больше ему не нужно будет, он сам это яблоко с большим удовольствием съест и угостит всех вокруг.

А. Митрофанова

— У нас 20 секунд до конца эфира, отец Илья, односложный ответ на вопрос: огрызок выкидывать?

о. Илья

— Можно, конечно, выкидывать.

А. Ананьев

— Оно освященное. Пусть папа съест.

о. Илья

— А, ну да, папа на то и существует.

А. Митрофанова

— Папа может. (смеются)

о. Илья

— Да, папа на то и существует в целом, вот давайте на этом и остановимся, пусть папа съест.

А. Ананьев

— Спасибо. А я ещё, знаете, что подумал? Вот эта фраза: «Господи, хорошо нам здесь быть», она должна звучать каждый вечер дома за ужином, за семейным столом, вот прямо после молитвы, перед трапезой. Да, вот просто сесть и сказать «Господи, хорошо нам здесь быть», и пусть каждый повторит эту фразу, и пусть она звучит каждый вечер!

о. Илья

— Слушайте, надо написать, прямо над обеденным столом прямо написать, как символ семейной жизни.

А. Ананьев

— Да, да, да! Вот одна эта фраза из Священного Писания, она тоже чуть-чуть преобразит и этот стол, и эту комнату, и этот дом, и эту семью, и эту улицу, и эту страну, и эту планету. Я очень надеюсь на это, пусть так и будет. Спасибо вам огромное, вот большая радость была с вами сегодня поговорить. Настоятель храма святителя Спиридона Тримифунтского в Филях, протоиерей Илья Кочуров. Спасибо вам.

о. Кочуров

— Спаси, Господи.

А. Ананьев

— С вами была Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Александр Ананьев...

А. Ананьев

— ... поедатель огрызков. Спасибо вам, и с праздником вас, друзья, «хорошо нам здесь быть»!

А. Митрофанова

— С праздником! До свидания.


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем