Примерно в 2010 г. на одной конференции я познакомился с православным священником из Албании. До этой встречи я знал, что в Албании существует собственная Православная Церковь, а христианство на этих землях живет с первого века. Но, если быть честным, православие в Албании представлялось мне чем-то эфемерным, почти нереальным.
Причина проста — Албания у меня до того момента ассоциировалась исключительно с исламом, который, как мне тогда казалось, полностью господствует на этой территории. Каково же было мое удивление, когда из разговора с албанским священником я узнал, что все мои представления о религиозной жизни Албании являются неправильными. Действительно, мусульман в Албании по-прежнему много, но не абсолютное большинство. Сегодня здесь у последователей православия и ислама имеется численное равенство — 50 на 50%.
«Как же так?» — спросите вы. Все имеющиеся данные говорят о том, что мусульман в Албании более 70%! Дело в том, что после Второй мировой войны переписи населения не проводилось. А если и происходил какой-то подсчет, то без учета религиозных предпочтений.
Православных в Албании, действительно, очень много. Заслуга по возрождению местной Церкви принадлежит ее нынешнему главе — архиепископу Анастасию. Будучи греком по национальности, он в 1991 году был послан в Албанию для восстановления здесь православия. Почему именно в это время?
Дело в том, что с 1967 года и до начала 90-х Православная Церковь находилась под жестокими гонениями коммунистов. Религиозное образование было запрещено. Любое упоминание о вере жестоко каралось. Например, за совершение богослужения священников по тогдашнему закону расстреливали.
Когда Православие было легализовано, в стране не осталось ни одного действующего храма, а 15 выживших чудом священников были стары и больны. Архиепископу Анастасию пришлось начинать деятельность Церкви фактически с нуля. Но благодаря его стараниям православие в стране не просто возродилась, а поистине расцвело.
В Албании теперь более 300 храмов и около 150 священников. Здесь теперь работают богословская академия, церковные гимназии и детские сады, имеется круглосуточная православная радиостанция. 1 июня 2014 года в Тиране, столице страны, был освящен новый огромный кафедральный собор в честь Воскресения Христова. Многие албанцы сегодня возвращаются в Православие. Причем, Албанская Церковь — одна из самых молодых по среднему возрасту своих прихожан Православная Церковь в мире.
Для меня албанское православие является подтверждением евангельских слов — «Дух дышит, где хочет!» Милостью Божией христианство возрождается на этой древней земле. И будем надеяться, что процесс этот будет продолжаться и дальше.
Все выпуски программы Вселенная православия
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (21.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Христос воскресе! Дорогие радиослушатели, с вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современным людям, привыкшим рассчитывать на себя, бывает трудно научиться соработничеству с Богом. Они либо продолжают вести себя как хозяева собственной жизни, просто призывая Бога в помощники, либо, напротив, отказываются от собственного мнения и пытаются, внутреннее сняв с себя ответственность, совершенно во всём полагаться на Бога. Как же найти золотую середину и научиться правильно соединять собственный выбор с волей Божией? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы книги Деяний Апостольских, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Людям, смотрящим на Церковь со стороны, часто кажется, что все верующие более-менее одинаковы в своих взглядах и своём поведении. Однако люди, находящиеся внутри знают, что, как и в обычной жизни, в церкви очень много разных людей, со своими подходами и мнениями. Например, один может делать акцент на собственной ответственности и призывать к ответственности других. Не приплетайте Бога к собственным слабостям и чужие слабости Его волей не оправдывайте. Виноват — понеси наказание и исправляйся, говорит такой человек. Другой, напротив, будет говорить, что без воли Божией не бывает ничего, и даже страдания и несправедливости в мире происходят по Его попущению.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим рассказ о том, как ученики Христа, пребывая после вознесения своего Учителя единодушно вместе, начинают устраивать церковную жизнь. Помня, что их должно было быть 12 по числу колен израилевых, они, по предложению апостола Петра, избирают апостола на место Иуды Искариота. Уже в этом небольшом рассуждении мы видим, что они, с одной стороны, вспоминают слова Христа и в то же время проявляют свою инициативу. То есть побуждаются Богом, но действуют сами. Причём, как действуют! Они формулируют условия, при которых, их поступок будет правильным. В их случае будущий апостол должен был быть из близкого круга, то есть, видимо, одним из 70-ти учеников, упоминавшихся в Евангелии. Он должен был быть с ними с самого начала, должен был быть свидетелем жизни Христа — от крещения на Иордане, до распятия и воскресения. Однако, выбрав двоих, кто подходил по их собственному мнению, они предоставили окончательное решение вопроса в руки Божии.
Думаю, что каким-то похожим образом можем действовать мы. И речь даже не столько про то, чтобы бросать жребий, сколько про само стремление помнить о воле Божией и стараться воплотить её в жизнь. Стараться вдумчиво подходить к условиям, в которых она может совершиться, но окончательное воплощение предавать Богу, надеясь на Его святую волю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин (20.04.2025)

В этой программе вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы говорили о так называемом «Страстном восстании», когда накануне Пасхи 1611 года москвичи попытались изгнать войска Речи Посполитой из родного города, о роли Дмитрия Пожарского в этом восстании, почему оно провалилось и как повлияло на будущую победу Второго народного ополчения.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов