
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Тит., 300 зач. (от полу́), I, 5 - II, 1.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Предлагает ли христианство какой-либо рецепт успешной общественной жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:
6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.
7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,
8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,
9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.
10 Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,
11 каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.
12 Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».
13 Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,
14 не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел обращается к предстоятелю Церкви острова Крит апостолу Титу. Павел даёт ему ряд рекомендаций практического характера, связанных с управлением его епархией. И особое внимание он уделяет выбору людей, которые будут стоять во главе церковных общин. Павел называет их пресвитерами, а также епископами. В современной действительности это два разных вида служения. Епископ — это глава епархии, а пресвитер — его подчинённый, священник, батюшка, служитель одного из храмов епархии. В прозвучавшем отрывке эти термины используются как синонимы. Пресвитер — в переводе с греческого означает старейшина, епископ — надзиратель, блюститель порядка. Одним словом, епископ и пресвитер — это две функции главы отдельной церковной общины. Как мы сейчас говорим, функции настоятеля прихода.
Апостол Павел указывает на то, какими качествами должен был обладать такой человек. Он должен быть для верующих любящим отцом, мудрым пастырем, но вместе с тем строгим хранителем традиции веры и нравственности. Если обобщить, то его отличительной чертой является здравомыслие, позволяющее ему во всех своих мыслях, чувствах, словах и поступках сохранять умеренность и рассудительность. И это не случайно. Ведь в его руках будут находиться души и судьбы людей. Как же найти подходящую кандидатуру? Апостол Павел даёт Титу подсказку — обращай внимание на семью этого человека. Тот, кто смог устроить собственный домашний быт, сможет руководить и общиной. И речь не только о внешнем благоустройстве. Если у человека мир в собственной душе и собственном доме, соответствующая атмосфера будет и на приходе. Одним словом, «каков поп, таков и приход».
Сказанное Павлом, касается не только вопросов управления Церковью. Озвученный им принцип может стать важным руководством и для каждого из нас. Самым ярким мАркером моей духовной жизни являются мои взаимоотношения с близкими людьми. А ближе домашних у меня никого нет. И зачастую именно эта область для меня самая проблемная. На людях, в обществе, в том числе и в церковном, я могу быть лапочкой и всеобщим любимцем. Навык можно наработать. Зато дома я тиран, скандалист и самовлюблённый нарцисс. Самое печальное, что зачастую я даже не отслеживаю это своё двуличие. Привычка — вторая натура. А если мне кто-то замечает это, у меня всегда один ответ: так в нашей семье повелось, меня окружают люди, с которыми я даже не знаю, как вести себя иначе. А потому и христианство наше зачастую безрадостное. Какая радость может быть у зацикленного на себя эгоиста. Задумаемся над этим и постараемся все силы своей души сосредоточить на исполнении Евангелия там, где нам больше всего не хочется его исполнять, — в своем собственном доме, со своими супругами, детьми, родителями, братьями и сестрами. Лишь в этом случае и наша общественная жизнь будет иметь по-настоящему прочный и твёрдый фундамент.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер