Флп., 235 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Своё послание апостол адресует «святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах». Давайте попробуем переместить это послание в наше время и изменить адресат. Получилось бы так: «святым екатеринбуржцам». Или «святым сергиево-посадцам». Или «святым жителям Казани». Как, ничего слух не режет?...
Ещё как режет! Кто-то сразу скажет: зачем так кощунствовать? Мы — не святые, мы — грешники! Святые — они на небесах все, ну или может, где-то в неведанных потаённых афонских пещерах скрываются, а мы — мы-то нормальные, обычные грешники! Никакие мы ни разу не святые!
Для обывателя святость — атрибут нежизнеспособности. Чтобы выжить в этом циничном, жестоком и агрессивном мире, надо уметь играть по его правилам — так думают многие. И святость здесь — никакой не помощник, скорее, существенная помеха. Ведь надо соблюдать заповеди — которые будут сразу же блокировать множество возможностей. Надо ограничивать себя соответственно церковным правилам и канонам. Надо отсекать свою волю в поисках Божественной воли. Одним словом, если кому и охота идти таким путём святости — то явно не большинству, а то и вообще, микроскопическому проценту. Они и есть — святые, которых даже в самых пространных святцах — совсем немного.
Такая логика мне очень напоминает... логику движения «Чайлд-фри» — сознательной бездетности. На первый взгляд ребёнок — это множество проблем и ограничений. В любом случае, в своё удовольствие уже так просто не пожить. Но только очень поверхностный и наивный человек может положить на одни чаши весов нового человека, пришедшего в мир — и все труды и сложности рождения и воспитания. Ведь любой ребёнок — это целая Вселенная, к которой мы, родители, имеем самое прямое отношение! И этот огромный, динамично развивающийся, непредсказуемый очаровательный мир — мы держим на своих руках! Каждый новый ребёнок — это ещё одно окно в бытие, появившееся там, где раньше была глухая стена!
Святость — это состояние оплодотворённости человека Духом Божиим. Да, своей злой волей человек может не позволить родиться в себе новой жизни — но для этого надо очень постараться. Потому что все, «во Христа крестившиеся — во Христа облекаются» — если только не совершают своего рода «духовный аборт» через сознательное противление Богу, злобное противодействие Ему.
И как забеременевшая женщина не прекращает свой обычный ход жизни — также и имеющий в сердце начаток Божественного Духа не становится нежизнеспособным в этом мире. Напротив: будущая мать куда внимательнее и ответственнее начинает относиться ко всему, с чем она сталкивается: ведь она теперь — не «сама по себе»: она носит в себе новую жизнь! И что бы ни происходило в её жизни сложное, трудное или неприятное, она всегда знает: здесь, под её сердцем, растёт с каждым днём любимый ребёнок — ради которого многое можно перетерпеть!
Мне очень хочется всем нам пожелать почувствовать это ощущение радости от духовного плодоношения — и чем яснее мы осознаём собственную «непраздность» — тем легче и вдохновеннее будет нам двигаться вперед!
Псалом 95. Богослужебные чтения
Откуда в нашей душе появляется дух уныния и печали и что с ним делать? Ответ на этот вопрос находим в псалме 95-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Только что прозвучавший псалом в сокращённом виде присутствует в библейской книге Паралипоменон. Здесь в одном из эпизодов повествуется о том, как царь Давид перенёс ковчег Завета в Иерусалим. При этом воспевались хвалебные песни. Одной из них и был 95-й псалом. По содержанию это радостный гимн. Он проникнут настроением веселья. Псалмопевец приглашает войти в эту радость всю Вселенную: «Да веселя́тся небеса́ и да торжеству́ет земля́», — возглашает он. И сам указывает на причину такого бурного ликования: «Госпо́дь ца́рствует! Господь идёт судить землю».
Вот она основная идея псалма! Настоящая жизнерадостность возможна только перед лицом Божьим. То есть лишь тогда, когда в нашей душе на первом месте Бог. Когда мы в Нём ощущаем опору и утешение. Тогда уныние и печаль, которые посещают нас, не задерживаются в нашем сердце надолго. Ведь эти состояния возникают, когда мы всем нутром, всеми своими чувствами и мыслями прилепились к какому-то предмету, однако по какой-то причине не можем им обладать в полноте. Так, например, молодой человек страдает от неразделённой любви или сребролюбец от того, что теряет деньги. Казалось бы, какие разные случаи. Да, случаи действительно разные, однако источник страданий и печали один. В сердце нет Бога. А то, чему я покланяюсь, к чему я привязался, меня предало. И теперь мне пусто.
Поэтому и выход из этого унылого состояния один — перестать поклоняться всем этим суррогатным божкам. Замечательно пишет об этом преподобный Нил Синайский: «Не печалится воздержанный, что не достал снеди; целомудренный, что не улучил срамного непотребства; негневливый, что не удалось отомстить; смиренномудрый, что лишён человеческой почести; нелюбостяжательный, что потерпел неудачу. Они совершенно погасили в себе такие пожелания, — поэтому и не испытывают печали; ибо бесстрастного не уязвляет печаль, как одетого в броню не пронзает стрела».
Чтобы приблизиться к такому духовному состоянию, которое описал святой Нил Синайский, важно ответить на вопрос, как же погасить эту жажду обладать тем, что я желаю? Опыт святых Православной Церкви подсказывает, что борьба со страстями ради борьбы ни к чему не приводит. В таком случае человек остаётся предоставленным самому себе. И его сражение со своими тёмными привязанностями — это всё равно что потуги вытащить самого себя из болота за волосы. От одного пристрастия избавился, на его месте выросло два других. И так до бесконечности. Поэтому побеждаем мы свои немощи не тогда, когда сосредоточены на них. А тогда, когда во всех делах стараемся найти и исполнить волю Божию. Воплотить в жизнь Его заповеди о служении ближним. В этом случае мы ставим Бога в центр своей жизни. И Он уже Сам наводит порядок в нашем сердце. Он знает, как это сделать. От нас требуется на первых порах научиться всё своё внимание отдавать Ему. Думать о Нём. И о том, как Он бы поступил на моём месте. Лишь в случае подобной сосредоточенности на Боге наша борьба с духом печали и уныния пойдёт в нужном направлении. Мы всё больше и больше будем исполняться той тихой радости, которую у нас никто и никогда не сможет отнять.
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь при Н.С. Хрущеве». Андрей Кострюков
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе при Никите Сергеевиче Хрущеве. Почему гонения возобновились после, казалось бы, ослабления давления на Церковь и в чем были особенности новых преследований верующих.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер







