
Флп., 235 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,
4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,
5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,
6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,
7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Своё послание апостол адресует «святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах». Давайте попробуем переместить это послание в наше время и изменить адресат. Получилось бы так: «святым екатеринбуржцам». Или «святым сергиево-посадцам». Или «святым жителям Казани». Как, ничего слух не режет?...
Ещё как режет! Кто-то сразу скажет: зачем так кощунствовать? Мы — не святые, мы — грешники! Святые — они на небесах все, ну или может, где-то в неведанных потаённых афонских пещерах скрываются, а мы — мы-то нормальные, обычные грешники! Никакие мы ни разу не святые!
Для обывателя святость — атрибут нежизнеспособности. Чтобы выжить в этом циничном, жестоком и агрессивном мире, надо уметь играть по его правилам — так думают многие. И святость здесь — никакой не помощник, скорее, существенная помеха. Ведь надо соблюдать заповеди — которые будут сразу же блокировать множество возможностей. Надо ограничивать себя соответственно церковным правилам и канонам. Надо отсекать свою волю в поисках Божественной воли. Одним словом, если кому и охота идти таким путём святости — то явно не большинству, а то и вообще, микроскопическому проценту. Они и есть — святые, которых даже в самых пространных святцах — совсем немного.
Такая логика мне очень напоминает... логику движения «Чайлд-фри» — сознательной бездетности. На первый взгляд ребёнок — это множество проблем и ограничений. В любом случае, в своё удовольствие уже так просто не пожить. Но только очень поверхностный и наивный человек может положить на одни чаши весов нового человека, пришедшего в мир — и все труды и сложности рождения и воспитания. Ведь любой ребёнок — это целая Вселенная, к которой мы, родители, имеем самое прямое отношение! И этот огромный, динамично развивающийся, непредсказуемый очаровательный мир — мы держим на своих руках! Каждый новый ребёнок — это ещё одно окно в бытие, появившееся там, где раньше была глухая стена!
Святость — это состояние оплодотворённости человека Духом Божиим. Да, своей злой волей человек может не позволить родиться в себе новой жизни — но для этого надо очень постараться. Потому что все, «во Христа крестившиеся — во Христа облекаются» — если только не совершают своего рода «духовный аборт» через сознательное противление Богу, злобное противодействие Ему.
И как забеременевшая женщина не прекращает свой обычный ход жизни — также и имеющий в сердце начаток Божественного Духа не становится нежизнеспособным в этом мире. Напротив: будущая мать куда внимательнее и ответственнее начинает относиться ко всему, с чем она сталкивается: ведь она теперь — не «сама по себе»: она носит в себе новую жизнь! И что бы ни происходило в её жизни сложное, трудное или неприятное, она всегда знает: здесь, под её сердцем, растёт с каждым днём любимый ребёнок — ради которого многое можно перетерпеть!
Мне очень хочется всем нам пожелать почувствовать это ощущение радости от духовного плодоношения — и чем яснее мы осознаём собственную «непраздность» — тем легче и вдохновеннее будет нам двигаться вперед!
Сиротки

Жил когда-то один человек. Жена у него умерла, и остался он с двумя маленькими сыновьями. Человек этот кормился тем, что ставил верши — рыболовные снасти, сделанные из бамбука, да ловил на них рыбу в реке.
В лес и на рыбалку он всегда брал с собой старшего сына, а младшего оставлял присматривать за домом. Мальчику очень хотелось узнать отцовское ремесло, и однажды он упросил, чтобы его тоже взяли в лес.
Во все глаза он смотрел и запоминал всё, что делает отец, пока его старший брат только об обеде думал.
Через какое-то время отец заболел умер. Остались братья круглыми сиротами, все припасы съели и обнищали вконец.
— Бедные мы сиротки! Мы с тобой ещё слишком малы, и сами не можем заработать на кусок хлеба,— сказал тогда старший брат. — Остаётся нам с тобой ходить по белу по свету и подаяние просить.
— Не по мне это,—возразил младший брат. — Руки и ноги у нас целы, голова на плечах есть. Покуда отец был жив, не знали мы с тобой ни забот, ни печали. Пора нам тоже заняться отцовским ремеслом.
— Сказать по правде, я ничего не умею, — признался старший, — Лучше будем просить милостыню: кто-нибудь да подаст корочку.
— В нашем роду никто никогда не побирался, и мы не будем, — сказал младший брат, — Отец оставил нам нож для рубки бамбука. Я видел, как он делал верши и ловил рыбу в реке. Не вешай голову, у нас тоже получится!
На следующий день младший брат нарубил в лесу бамбука, сделал вершу, наловил рыбы, а старший брат её вкусно пожарил. Хорошо стали жить наши сиротки! Часть рыбы они продавали соседям, а на вырученные деньги покупали рис и соль.
Но вот как-то младший брат начал размышлять вслух:
— Наш отец умел только рыбачить. А почему бы нам с тобой и зверя не ловить? В лесу водятся олени и дикие кабаны. Я видел, как охотники в лесу ловушки на зверя делают, и постарался всё запомнить.
Отправились братья в дальний лес, куда и человеческая нога не ступила. Соорудил младший брат ловушку на крупного зверя из бамбука и диких лиан. И что вы думаете? Попался в его ловушку слон — запутался, никак выбраться не может.
Испугались братья — что же им с такой громадиной делать? — а слон вдруг заговорил человеческим голосом:
— Не убивайте меня, я вам верой и правдой служить буду, любую работу делать...
Вернулись мальчики в деревню верхом на слоне.
А ведь слон, считай, это живой подъёмный кран, каждому в хозяйстве нужен. На нём можно любые тяжести таскать, деревья корчевать, бревна из воды вытаскивать, поэтому владельцы слона всегда безбедно живут.
Говорят, из той кампучийской деревни и пословица пошла: «Кто учится смолоду, под старость не будет знать голода».
(по мотивам кампучийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю
Владимирский храм (Владикавказ)

Владикавказ — столица республики Северная Осетия-Алания, входящей в состав России. Город расположен на реке Терек, у подножия Большого Кавказского хребта. Здешняя земля издавна принадлежала осетинам, потомкам древних аланов. Этот народ принял веру во Христа в первом веке, услышав проповедь апостола Андрея Первозванного.
В десятом столетии Алания была крупным христианским государством на Северном Кавказе. Спустя три века страну разорили орды монгольских кочевников. Выжившие аланы ушли высоко в горы, оказались в изоляции, вскоре утратили преемственность духовенства и лишились священников.
Вернуться к вере отцов горцам помогли русские миссионеры после присоединения Осетии к России в 1774 году. Особенно эффективными просветительские труды стали после 1875-го, когда Церковь учредила во Владикавказе кафедру епископа. Её возглавил святитель Иосиф Чепиговский. Будучи знатоком осетинского языка, он переводил для своей паствы богослужебные тексты. При владыке Иосифе в епархии открылись новые храмы, церковно-приходские школы, духовные училища и первая женская гимназия.
Через год во Владикавказе для епископа построили резиденцию. Строение из красного кирпича расположилось в самом центре города, на улице Крепостной, сейчас она носит имя грузинского поэта Церетели. Богослужения в резиденции вначале совершались в маленькой домовой церкви. В 1911 году к дому архиерея пристроили просторный храм и освятили его во имя равноапостольного князя Владимира. Само здание резиденции было расширено и у него появились дополнительные этажи.
Благоустроили православные и территорию вокруг епископского подворья. Особенно был хорош парк, окружавший Владимирскую церковь. Здесь цвели растения со всех концов мира, прогуливались павлины и пели птицы.
В 1922 году этот благодатный уголок разорили безбожники. Владимирскую церковь закрыли, а резиденцию передали военному ведомству. К двухтысячному году комплекс оказался заброшенным. Его вернули Православной церкви в 2013-м. Спустя семь лет в отреставрированном здании архиерейской резиденции открылся духовно-просветительский центр. Сердцем этого комплекса стал восстановленный храм князя Владимира. В росписях под его сводами отражена духовная и историческая связь России и Алании.
Все выпуски программы ПроСтранствия