
— О, Паша, привет! Молодец, что пришёл! Давай я тебя покормлю.
— Здравствуй, дядя Андрей! Да я на минуточку. Чайку хлебну и опять побегу в больницу.
— Чай — только после голубцов! Они через пять минут готовы будут, мой руки. Как мама?
— Доктор сказал, что кризис миновал. Но она слабая, бледная лежит. Я её такой никогда не видел. Ты же знаешь — она у нас боец!
— Скоро наш боец вернётся в строй! Кризис прошёл — замечательные новости! Кстати, картина есть таким названием, очень светлая.
— Картина? «Кризис прошёл»?
— Да, её написал живописец Юрий Волков в 1954 году. У меня есть альбом с цветными иллюстрациями, посвященный его творчеству, называется «Подвиг души художника». Сейчас найду! Издание выпустили в 2021 году в Крыму, на родине Волкова, к столетию со дня его рождения. Вот он, альбом! А вот и репродукция картины «Кризис прошёл».
— Хм, интересно! Больничная палата. Молодая женщина лежит на кровати. Тихо улыбается, что-то говорит доктору.
— Отличается стационар пятидесятых годов прошлого века от современного?
— Оборудованием! У мамы кровать — как в космическом корабле! Кнопкой можно положение менять. Вокруг какие-то мониторы, пульты, датчики. А на полотне Юрия Волкова — старинная койка с железной спинкой. Но и сходство старой и новой больницы есть!
— И в чём же оно?
— В отношении медиков к больным. На картине седой врач держит пациентку за руку, слушает её внимательно, смотрит ласково. Как и медсестра, что стоит рядом. И сейчас сотрудники в больнице замечательные. У мамы доктор молодой совсем, но очень участливый. Ты бы слышал, как тепло он произнёс эти слова: «Кризис прошёл!».
— Это не мудрено представить, когда перед глазами произведение Юрия Волкова. Художник постарался показать, что чуткость, милосердие — важная часть врачебного искусства. Во все времена!
— А ведь и маме, наверное, помогли не только лекарства, но и доброта медиков! Я только сейчас это осознал, глядя на картину «Кризис прошёл». А где она хранится, не знаешь?
— Знаю, конечно. В Крыму, в Симферопольском художественном музее.
— Обязательно туда сходим! Мы с мамой как раз договорились в Крым поехать, как только она окрепнет.
— Тогда настоятельно рекомендую побывать ещё и в Евпатории, где Юрий Волков прожил много лет. В городском краеведческом музее есть немало интересных работ художника. И обязательно сходите в Свято-Николаевский собор. Там под куполом сохранились росписи, выполненные Юрием Васильевичем в начале шестидесятых годов.
— Церковные росписи? Художник был верующим?
— Да, веру во Христа Волков унаследовал от деда, тот был священником. Художник не скрывал своего отношения к Богу, и потому не смог сделать карьеру в советское время. Но смиренно принял эти обстоятельства. Жил бедно, всего себя посвятил творчеству.
— Я так рад, что узнал про него! И познакомился с картиной «Кризис прошёл». Она мне как будто сил придала!
— Полотно Юрия Волкова дышит надеждой, и потому питает уставшую от переживаний душу. И на вот, поешь голубцов. Это тоже укрепит. А то ты совсем исхудал, племянник.
— Спасибо тебе, дядя Андрей! А можно я альбом «Подвиг души художника» к маме в больницу возьму?
— Конечно, можно! Думаю, картина «Кризис прошёл» её порадует. А значит, и скорому выздоровлению послужит!
Картину Юрия Волкова «Кризис прошёл» можно увидеть в Симферопольском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «фарисей» знают все — и верующие, и неверующие. Причём, иногда даже не в прямом значении, которое оно имело в истории народа израильского, но в значении лицемера, смотрящего на всех сверху вниз. При этом странным образом нередко именно верующие люди, которые уж точно понимают опасность фарисейства, начинают вести себя по-фарисейски. Почему это происходит и самое главное, как от этого избавиться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 4-ой главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Помню, когда я поступил в университет на филологический факультет, мне довольно часто приходилось слышать фразу «в школе говорят, что это так, но на самом деле всё сложнее, а иногда и вовсе не так», и подобный подход характерен не только для филологии. Наука развивается, и то, что считалось правильным, оказывается не совсем правильным или даже просто неправильным. На первый взгляд в богословии подобный подход невозможен. Однако одно дело догматы — как вечные истины о Боге, мире и человеке, и другое дело — формулировки и особенно попытки объяснения, которые бывали менее или более удачными у разных авторов. Да и в нравственной сфере тоже не так просто, ведь Бог, обращая к людям заповеди, учитывал их духовное состояние. Именно поэтому заповеди Ветхого Завета заменены новозаветными. Естественно, и в сфере нравственной есть вещи, которые от завета к завету оставались неизменными. Впрочем, дело не только в изменении форм или норм, порой через время оказывается, что человек был прав, а его гонители нет. Кроме очевидных библейских примеров Спасителя или архидиакона Стефана, из истории вспоминаются святитель Иоанн Златоуст или преподобный Максим Исповедник, которые были гонимы и обличаемы при жизни и прославлены как святые после смерти. Причём, самое важное для нашего разговора — гонимы не язычниками, а теми, кто называл себя христианами.
Сегодняшний отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам начинается с очень важного призыва к верующим: «не судить до времени, пока не придёт Господь». Этот призыв не касается смертных грехов или ересей, потому что в другом месте этого же послания апостол говорит, что коринфяне должны были сами оценить смертный грех кровосмесителя как недопустимый и даже изгнать этого человека из общины. Подобным образом он не раз предупреждал христиан других общин остерегаться лжеучителей. Но в то же время, там, где нет очевидного нарушения заповедей, лучше предполагать добрые намерения, а не злые, и не судить. Почему? Потому что только Бог — сердцеведец и только Он знает сердечные намерения. Павел видит, что коринфскую общину разделяют противоречия, так как одним ближе его подход, а другим подход Аполлоса. Апостол призывает учеников не думать о себе много, то есть не судить, опираясь на личные вкусы и представления, потому что может оказаться, что перед Богом прав и тот, и другой, потому что в своих намерениях они оба стремились исполнить волю Божию, пусть и способ исполнения у каждого несколько отличался.
Очевидно, что призыв апостола Павла актуален и сегодня. Когда мы смотрим на других христиан, мы нередко позволяем себе оценки, даже не задумываясь о том, что можем исходить из неполноты информации, незнания условий, изнутри которых они действуют, непонимания духовных законов, по которым развивается человек. И вместо того, чтобы судить других, нам стоит помнить, что мы, как и каждый человек, получили свой дар Господа и призваны развивать его в служении людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о сокровище, жемчужине и о неводе». Протоиерей Андрей Юревич

У нас в студии был настоятель храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешниве в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности об образах найденного сокровища, купленной жемчужины и невода, в чем особенность этих образов и как эти притчи можно проецировать на современную жизнь.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Этические нормы в бизнесе». Сергей Иванов

Гостем рубрики «Вера и дело» был исполнительный директор Группы компаний «Эфко» Сергей Иванов.
Мы говорили от том, как применение этических норм в бизнесе может служить важным инструментом развития и даже положительно влиять на эффективность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело