
Полтора века назад огромные просторы Дальнего Востока были мало заселены: изредка здесь встречались небольшие деревушки, в том числе и крохотная станица Хабаровка, ставшая впоследствии городом Хабаровском. Сюда в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году приехал предприимчивый и смекалистый забайкальский крестьянин Андрей Фёдорович Плюснин. Торговля пушниной или, как тогда называли, «мягким золотом» оказалась очень прибыльной, и вскоре Плюснину на подмогу в Хабаровку прибыли его отец и братья — Николай и Василий.
Через восемь лет Плюснины владели несколькими магазинами, успешно занимались скотоводством, рыболовством и добычей соболя. Как только Андрей Фёдорович встал на ноги и заработал небольшой капитал, он начал участвовать в благоустройстве Хабаровки. Прежде всего, в тысяча восемьсот семидесятом году взамен обветшавшей часовни построил новую деревянную церковь имени святого Иннокентия. Через три года открыл первую в Хабаровке школу для мальчиков. Десять лет Андрей Фёдорович содержал эту школу на собственные средства. Со временем это первое учебное хабаровское заведение было преобразовано в городскую женскую Алексеевскую гимназию. Также предприниматель выстроил церковно-приходскую школу в родном селе Батурине Иркутской губернии и выделил капитал на пособия учащимся.
Андрей Фёдорович участвовал практически в каждом важном для посёлка начинании — будь то проведение телеграфной просеки от Хабаровки к Владивостоку, доставка военных грузов при полном зимнем бездорожье или заготовка тысяч бочек кеты для войск. Такая нагрузка быстро подорвала его здоровье: Андрей Плюснин скончался от простуды в пятьдесят три года.
Его младший брат, Василий Плюснин, унаследовав от Андрея двести пятьдесят тысяч рублей, решил вложить накопленные братом средства в производство — открыл лесопильный завод.
Хабаровка, получившая в конце девятнадцатого века статус города, расширялась и строилась. Василий Плюснин помогал строительными материалами и вкладами хабаровским гимназиям, училищам, детскому приюту, музею, библиотеке. Справедливый, рассудительный и честный Василий Фёдорович пользовался у хабаровчан не меньшим уважением, чем его старший брат Андрей: четырежды избирался гласным, то есть депутатом, городской думы. Многие годы Плюснин возглавлял комитет попечительства о тюрьмах. Он поддерживал каждое начинание, способствовавшее развитию любимого города: выделил двадцать две тысячи рублей на строительство первой электростанции. В тысяча девятьсот втором году Василия Плюснина избрали потомственным почётным гражданином города Хабаровска.
После смерти Василия Фёдоровича его сыновья, Александр и Пётр, стали достойными продолжателями дел отца и дяди. Они унаследовали лучшие плюснинские качества — ум, трудолюбие, порядочность и честность. Александр вёл такую же активную общественную деятельность, как и его отец и дядя: состоял главой добровольной пожарной дружины. Александр Васильевич открыл бесплатную народную библиотеку, закупал для неё книги на свои средства. Много раз избирался в гласные городской Думы, а в тысяча девятьсот четырнадцатом году Александр Плюснин стал последним городским головой Хабаровска. Его брат, Пётр, также был видным общественным деятелем: попечителем Хабаровского Иннокентьевского приходскОго женского училища и директором комитета попечительства о тюрьмах. В тысяча девятьсот девятом году Пётр Васильевич организовал дешёвую столовую для общества содействия народному просвещению.
В Хабаровске не забывают традиции милосердных купцов Плюсниных. В сентябре тысяча девятьсот девяносто девятого года Хабаровское краевое объединение предпринимателей и промышленников учредило медаль в честь Андрея Фёдоровича Плюснина. Она присуждается тем бизнесменам, которые являются достойными продолжателями традиций российских предпринимателей, проявляя в своих делах верность данным обязательствам, честность и милосердие.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер