
Фото: Aaron Burden / Unsplash
Сейчас вы услышите дневниковую запись одного из самых известных наших писателей, родоначальника сказочной поэзии для малышей, — соединённую с фрагментом чуть ли не единственного уцелевшего звукового автографа великой русской пианистки советского времени. Рукописная запись в дневнике и запись на магнитофоне были сделаны с разницей в год-полтора.
«...Из дневника Корнея Чуковского. 1968-й год. Была у меня Мария Вениаминовна Юдина. Принесла мне религиозные брошюры и журналы с портретами епископов и архиереев. Очень жалела, что у меня нет пианино: хотела сыграть мне Мусоргского. Из вежливости я скрыл от нее, что я не верю в Бога и ничего не смыслю в музыке...»
«...Только гениальный первооткрыватель, провидец, он, Мусоргский, — мог создать на основе занимательнейших картинок, — произведение всеобъемлющее и единственное по своему значению — художественному и духовному — во всей истории музыки».
Из дневника Чуковского нам читал Сергей Агапов, из последней статьи Юдиной — она сама (простите за качество аудиозаписи, другого — нет). ...Корней Иванович считал себя неверующим, Мария же Вениаминовна была не только гениальным музыкантом-просветителем, но и открыто исповедовала в безбожную эпоху свою православную веру. Это легко узнаётся из любых воспоминаний о ней.
Отрывок из письма Юдиной — Чуковскому нам прочитает Наталья Продольнова:
«Глубокоуважаемый и драгоценный Корней Иванович!.. Простите, что с таким опозданием отвечаю на Ваше исключительное внимание и Ваши роскошные подарки. <...> Простите, что посылаю письмо „с уведомлением“.
...Конечно, можно писать: „Россия — Чуковскому“, или „Переделкино — Чуковскому“ <...> В общем, остается только сказать: „Стопы мои направи по словеси Твоему“. Прочее приложится. Да хранит Вас Господь. С глубоким, глубочайшим уважением — Ваша Юдина».
Слова из 118-го псалма, приведённого в письме престарелой Марии Юдиной, продолжаются в Псалтири так: «...И да не обладает мною всякое беззаконие».
Издатель и филолог-архивист Евгений Ефимов, опубликовавший в 2005 году маленькую переписку Чуковского и Юдиной, посвящённую, главным образом, взаимным хлопотам за конкретного частного человека, — назвал свою публикацию латинским оборотом из письма великой пианистки: «Pro doma sua». Как сообщает словарь иностранных слов, это выражение означает — буквально — «за свой дом», по личному вопросу, в защиту себя и своих дел... В предисловии же к публикации этой переписки в журнале «Новый мир» были сказаны золотые слова. Я цитирую:
«В общественном сознании... [оба они] стояли (и стоят) в одном ряду — как подлинные русские интеллигенты, сумевшие во всех трагических обстоятельствах сохранить достоинство и живую душу... Они прекрасно сознавали масштаб личности друг друга, чувствовали родство своих творческих и нравственных принципов. И многие страницы воспоминаний о них поразительно похожи...»
Конец цитаты.
С вами был Павел Крючков, и мы завершим эту программу крохотным отрывком из письма Чуковского — Юдиной. Интонация послания говорит сама за себя (...старое английское выражение, включённое нашим великим поэтом-сказочником и переводчиком — в своё письмо, переводится как «Да благословит вас Господь»). Читает Сергей Агапов:
«Дорогая, глубокочтимая Мария Вениаминовна! Спасибо за великолепное письмо. Я и не знал, что Вы такой мастер эпистолярии... А сейчас целую Ваши руки, — я чуть было не сказал: чудотворные руки — и прошу простить меня за нелепость сего послания. Ну, God bless you! ...Все не могу свыкнуться с мыслью, что пишу Марии Вениаминовне Юдиной. Ваш Чуковский»
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер