Самое тяжелое в молитве — это постоянство и внимание. Сложно молиться изо дня в день, преодолевая себя, молиться несмотря на усталость, занятость и сложность «найти время». Но именно в молитве через преодоление себя и совершается сила Божия, я это поняла на своем примере.
Молитва — это делание, без которого наша связь с Богом очень слабая. Как же Господь поймет, что мы нуждаемся в Нем? Поэтому заповедала нам церковь творить молитвенное правило. Силы зла это понимают, и поэтому связь нашу с Богом они пытаются всячески нарушить.
Помню, в разговоре с дивеевской монахиней, матерью Любовью, я спросила, легко ли ей в постриге молиться?.. Ведь у монахов все условия для молитвы! А матушка посмотрела на меня, вздохнула и ответила: «До конца дней, Танечка, будет брань. Всегда нужно себя понуждать к молитве»
И тогда я подумала, ну как же это несправедливо, ну почему так тяжело молиться даже монахам! И вдруг через какое-то время отступила от меня эта брань, мне вдруг стало легко молиться, всё у меня складывалось гладко — и время есть, и настроение, и ничего мне не мешает, на молитву я просто летела.
«Летала я, летала» и вдруг стала чувствовать себя этакой молитвенницей, что, преодолев «земное тяготенье», возвысила ум свой к небу... И тут у меня постепенно вырос ощутимый нимб, словно на иконе.
Вот, оказывается, где таилось самое страшное — неприметная гордыня, та самая виновница всех страстей и грехов. Я же, получается, умница и красавица, молюсь, как положено, правило не сокращаю, стою, как свечка. А дальше — больше, стала я других осуждать, что и молятся они не так, что ленятся в храм ходить. Посмотрела на себя... и ужаснулась. Нужна ли Богу моя молитва, если нос мой уже в дверной проем не помещается... Поняла всю опасность такого состояния и каяться побежала.
Вывод для себя сделала такой: Господу угодны наша борьба, наше произволение, наше понуждение себя к молитве. Тогда Он видит, куда человек склоняет свою волю. А человеку полезно бороться со своими слабостями — ленью и нерадением, чтобы ум не возвысился и через то не погибла бы его душа.
Вот так для себя я это поняла...
Автор: Татьяна Маругова
Все выпуски программы Частное мнение
24 октября. Об ответе апостола Петра на вопрос Христа

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?»
Об ответе апостола Петра на этот вопрос — священник Захарий Савельев.
«За кого почитает Меня народ?» Как мы с вами знаем, эти слова Господь задал группе своих учеников, но ответил на них апостол Пётр со словами: «Ты есть Христос, Сын Бога Живого». То есть апостол Пётр исповедовал божественность Спасителя, хотя до конца, как человек еще не просвещённый Духом Святым до Дня Пятидесятницы, до конца этого не осознавал и не понимал, а только верил в это.
Одни Спасителя принимали, как мы с вами знаем, за Илью, другие — за воскресшего Иоанна Предтечу или одного из других пророков, но почитали именно за человека. Также и сегодня мы с вами знаем, что есть даже религиозные группы, которые почитают Спасителя за Его человеческое естество. Кто-то Его считает мудрым человеком, но только словам апостола Петра принадлежат правдивость и истина, что Господь является Богом, который стал одним из нас.
Он является Богом, Который стал человеком. Господь есть Иисус Христос, истинный Бог и истинный человек. И вот это сверхъестественное событие в жизни рода человеческого так ярко подчеркнул и описал в своей краткой речи апостол Пётр.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. О цели христианина быть со Христом
В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
О цели христианина быть со Христом — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел в письме к филиппийцам пишет: «Я не считаю себя чего-то достигшим великого и не обращаю внимания на своё прошлое, но простираюсь вперёд для того, чтобы стремиться к цели и почести вышнего звания во Христе Иисусе».
И что же это за вышнее Божье звание, о котором он говорит? Во-первых, он научает нас смирению в этих словах, потому что не надо кичиться и оценивать свои какие-то достижения. «Я не смотрю на прошлое, я простираюсь только вперёд, в Царство Божье».
И вот эта почесть звания Божьего в устах апостола Павла — это быть чадом Царства Божьего, быть со Христом. Вот это и есть самое главное звание христианина — унаследовать вечное Царство вместе с Господом.
Поэтому апостол Павел не обращает внимания ни на какие свои собственные заслуги, но, как бы забывая их, говорит, что главная заслуга — это Христос и Царство Божье, которое простирается впереди нас.
Вот так и мы, уподобляясь апостолу Павлу, в свою очередь, должны не восхвалять себя какими-то, может быть, достижениями или успехами в духовной жизни, но знать, что главная цель — это Христос в вечном Царстве.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 октября. Об оптинских старцах

Сегодня 24 октября. Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
Об оптинских старцах — игумен Назарий (Рыпин).
Оптинское старчество стало тем костром, у которого отогревала сердца вся Россия, как об этом говорил Концевич. И благодаря оптинскому старчеству произошёл во многом переворот в душах очень многих людей и возвращение к Богу, возвращение к Церкви нашей русской интеллигенции.
Во многом благодаря тому, что оптинские старцы, такие как Макарий Оптинский, Амвросий Оптинский, старец Нектарий, Иосиф, Иларион, Анатолий Старший, они, будучи людьми образованными, могли говорить на одном языке с образованными людьми. Это было очень важно для России, и поэтому значение оптинского старчества очень велико.
Помимо того, что, конечно же, они имели пример личной святости, пример любви, которую они проявляли к людям, и это привлекало очень-очень многих. Этот живой пример христианства, не отвлечённого, не умозрительного, реального христианства, людей, носителей Духа Христова, тех богоносцев, которых так сложно встретить нам на путях своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема







