Ностальгия по родной земле на картине Фёдора Васильева «Мокрый луг» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Ностальгия по родной земле на картине Фёдора Васильева «Мокрый луг»

* Поделиться

Удивительно, но факт: эта картина с пейзажем северной природы написана не с натуры, а по памяти. В момент её создания Фёдор Васильев находился на лечении в Ялте. К несчастью, художник ушёл из жизни в расцвете своих сил — в возрасте 23 лет.


«Мокрый луг», Фёдор Васильев, 1872 г., из собрания Третьяковской галереи

Маргарита Константиновна, вам нравится картина Фёдора Васильева «Мокрый луг»?

— Очень нравится, Ваня. Я думаю, это один из самых значимых шедевров здесь, в Третьяковской галерее. Посмотри, как просто и убедительно художник показал красоту природы средней полосы России. С какой любовью он изобразил мягкий рельеф с небольшими холмами и ложбинками, небольшое озерцо, могучее одинокое дерево на горизонте, привольно раскинувшее свои ветки.

— А меня в этой работе потрясло небо — кажется, оно движется, дышит, живёт!

— Верно подметил! Небо занимает большую часть полотна, и каждый мазок здесь неслучаен. Справа тяжёлая грозовая туча уходит к дальнему лесу, тень её лежит на земле. А слева гряда лёгких облаков уже озарена солнцем. Прямых лучей ещё не видно, но их золотистый отблеск играет на поверхности воды и на травах, обещая тёплый ласковый день.

— Повезло художнику — он стал свидетелем живописной перемены погоды и успел зарисовать её!

— Представь себе, Ваня, что эта картина написана не с натуры.

— А как же?

— По памяти и старым наброскам. В 1871 году Федор Васильев был вынужден уехать из Санкт-Петербурга в Ялту по настоянию врачей. Двадцатиоднолетнему художнику диагностировали туберкулёз. Считалось, что целительный морской воздух вернёт его к жизни. И там, в Крыму, юноша писал по памяти родные северные места.

— Но почему? Ведь в Ялте так красиво — море, горы! Почему Васильев не рисовал то, что его окружало?

— Нет, почему же — он писал крымские пейзажи. Но в основном на заказ. Ведь на содержании Фёдора были мама и младший брат. Художник тяготился подработкой, и всё время возвращался в своём творчестве к тому, что дорого сердцу. В письме к другу, живописцу Ивану Крамскому, он сокрушался: «Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?».

— Тосковал по родине. И передал это чувство в картине «Мокрый луг».

— И не только это. Крамской признался, что полотно поведало ему о состоянии Васильева больше, чем строки писем. Друг уловил в настроении картины взволнованность Фёдора перед лицом приближающейся смерти.

Васильев вскоре умер?

— Да, в октябре 1873-го, через год после окончания картины «Мокрый луг». В последние месяцы Фёдору становилось всё труднее двигаться и дышать. Он едва преодолевал несколько ступенек, чтобы выйти на крыльцо. У него пропал голос. Болезнь отгородила юношу от людей, сделала его затворником и молчальником поневоле.

— Какое трудное испытание!

— Очень верное слово ты подобрал, Ваня — это действительно было испытание. И Фёдор вышел из него очищенным. Последний, нелёгкий отрезок жизни стал для художника временем особого внутреннего сосредоточения. В нём ярко проявились такие качества, как терпение, смирение. И любовь — к близким, к творчеству, к природе.

— Удивительно, когда чуть живой человек находит в себе силы любоваться красотой окружающего мира и посвящать ей картины.

— Красота служила художнику опорой. Вот ты обратил внимание, что на картине «Мокрый луг» живое небо. Оно было для Фёдора Александровича не просто атмосферным явлением. В переливах невероятных красок он видел присутствие Творца, залог того, что за гранью смерти жизнь не кончается. Я часто размышляю об этом перед полотном Васильева в Третьяковской галерее...


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем