Удивительно, но факт: эта картина с пейзажем северной природы написана не с натуры, а по памяти. В момент её создания Фёдор Васильев находился на лечении в Ялте. К несчастью, художник ушёл из жизни в расцвете своих сил — в возрасте 23 лет.

— Маргарита Константиновна, вам нравится картина Фёдора Васильева «Мокрый луг»?
— Очень нравится, Ваня. Я думаю, это один из самых значимых шедевров здесь, в Третьяковской галерее. Посмотри, как просто и убедительно художник показал красоту природы средней полосы России. С какой любовью он изобразил мягкий рельеф с небольшими холмами и ложбинками, небольшое озерцо, могучее одинокое дерево на горизонте, привольно раскинувшее свои ветки.
— А меня в этой работе потрясло небо — кажется, оно движется, дышит, живёт!
— Верно подметил! Небо занимает большую часть полотна, и каждый мазок здесь неслучаен. Справа тяжёлая грозовая туча уходит к дальнему лесу, тень её лежит на земле. А слева гряда лёгких облаков уже озарена солнцем. Прямых лучей ещё не видно, но их золотистый отблеск играет на поверхности воды и на травах, обещая тёплый ласковый день.
— Повезло художнику — он стал свидетелем живописной перемены погоды и успел зарисовать её!
— Представь себе, Ваня, что эта картина написана не с натуры.
— А как же?
— По памяти и старым наброскам. В 1871 году Федор Васильев был вынужден уехать из Санкт-Петербурга в Ялту по настоянию врачей. Двадцатиоднолетнему художнику диагностировали туберкулёз. Считалось, что целительный морской воздух вернёт его к жизни. И там, в Крыму, юноша писал по памяти родные северные места.
— Но почему? Ведь в Ялте так красиво — море, горы! Почему Васильев не рисовал то, что его окружало?
— Нет, почему же — он писал крымские пейзажи. Но в основном на заказ. Ведь на содержании Фёдора были мама и младший брат. Художник тяготился подработкой, и всё время возвращался в своём творчестве к тому, что дорого сердцу. В письме к другу, живописцу Ивану Крамскому, он сокрушался: «Неужели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра?».
— Тосковал по родине. И передал это чувство в картине «Мокрый луг».
— И не только это. Крамской признался, что полотно поведало ему о состоянии Васильева больше, чем строки писем. Друг уловил в настроении картины взволнованность Фёдора перед лицом приближающейся смерти.
— Васильев вскоре умер?
— Да, в октябре 1873-го, через год после окончания картины «Мокрый луг». В последние месяцы Фёдору становилось всё труднее двигаться и дышать. Он едва преодолевал несколько ступенек, чтобы выйти на крыльцо. У него пропал голос. Болезнь отгородила юношу от людей, сделала его затворником и молчальником поневоле.
— Какое трудное испытание!
— Очень верное слово ты подобрал, Ваня — это действительно было испытание. И Фёдор вышел из него очищенным. Последний, нелёгкий отрезок жизни стал для художника временем особого внутреннего сосредоточения. В нём ярко проявились такие качества, как терпение, смирение. И любовь — к близким, к творчеству, к природе.
— Удивительно, когда чуть живой человек находит в себе силы любоваться красотой окружающего мира и посвящать ей картины.
— Красота служила художнику опорой. Вот ты обратил внимание, что на картине «Мокрый луг» живое небо. Оно было для Фёдора Александровича не просто атмосферным явлением. В переливах невероятных красок он видел присутствие Творца, залог того, что за гранью смерти жизнь не кончается. Я часто размышляю об этом перед полотном Васильева в Третьяковской галерее...
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема